ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 15-КА19-2 от 22.01.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 15-КА19-2

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

город Москва 22 января 2020 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению Косолапова Сергея Алексеевича о  признании незаконным решения Управления Государственной инспекции  безопасности дорожного движения МВД по Республике Мордовия от 12  июля 2018г. об отказе в выдаче водительского удостоверения с отметками о  наличии права управления транспортными средствами категорий и  подкатегорий: «А,А 1,В,В1 ,С,С 1 ,В,В 1 ,ВЕ,СЕ,С 1 Е,ОЕ,В 1 Е,М», возложении 

обязанности выдать такое удостоверение взамен имеющегося по  кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Республике  Мордовия на апелляционное определение судебной коллегии по  административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 28  февраля 2019г., которым отменено решение Ленинского районного суда г.  Саранска Республики Мордовия от 13 декабря 2018 г. и вынесено новое  решение об удовлетворении административного искового заявления  Косолапова С. А. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Министерства внутренних дел  по Республике Мордовия Ивашечкиной СВ., поддержавшей доводы  кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации 


установила:

Косолапов С.А. обратился в суд с административным исковым  заявлением о признании незаконным решения Управления Государственной  инспекции безопасности дорожного движения МВД по Республике  Мордовия (далее - УГИБДД МВД по Республике Мордовия) от 12 июля 2018  г. об отказе в выдаче водительского удостоверения с отметками о наличии  права управления транспортными средствами категорий и подкатегорий: «А,  А1, В, В1, С, С1 , В, П1 , ВЕ, СЕ, С1Е, ОЕ, В1Е, М», возложении обязанности  выдать такое удостоверение взамен имеющегося. В обоснование своих  требований административный истец указал, что 1 марта 2008 г. органом  ГИБДД МВД России ему выдано водительское удостоверение, в котором  содержались отметки о наличии у него права управления транспортными  средствами категорий: «А,В,С,В,Е». 10 марта 2018 г. УГИБДД МВД по  Республике Мордовия взамен упомянутого удостоверения, срок действия  которого истек 1 марта 2018 г., выдано водительское удостоверение № <...> с отметками о наличии у Косолапова С.А. права управления  транспортными средствами категорий и подкатегорий:  «А,А1,В,В1,С,С1,В,В1,СЕ,С1Е,М». 10 июня 2018 г. он обратился в УГИБДД  МВД по Республике Мордовия с заявлением о замене водительского  удостоверения № <...> на удостоверение с отметками о наличии  права управления транспортными средствами категорий и подкатегорий: «А,  А1, В, В1, С, С1 , О, В1, ВЕ, СЕ, С1Е, ОЕ, В1Е, М». 12 июля 2018 г. УГИБДД  МВД по Республике Мордовия отказало Косолапову С.А. в удовлетворении  его требований. Не согласившись с решением УГИБДД МВД по Республике  Мордовия от 12 июля 2018 г. об отказе в выдаче водительского  удостоверения с отметками о наличии права управления транспортными  средствами категорий и подкатегорий: «А, А1, В, В1, С, С1 , О, В1, ВЕ, СЕ,  С1Е, ОЕ, В1Е, М», Косолапов С.А. обратился в суд. 

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики  Мордовия от 13 декабря 2018 г. в удовлетворении заявленных требований  отказано. 

Апелляционным определением судебной коллегии по  административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 28  февраля 2019 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принят  новый судебный акт об удовлетворении требований Косолапова С.А. 

Определением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 21 мая  2019 г. МВД по Республике Мордовия отказано в передаче кассационной  жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной  инстанции. 

В кассационной жалобе, поданной административным ответчиком в  Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене  апелляционного определения судебной коллегии по административным  делам Верховного Суда Республики Мордовия от 28 февраля 2019 г. и 


оставлении в силе решения Ленинского районного суда г. Саранска  Республики Мордовия от 13 декабря 2018 г. 

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26  августа 2019 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации. 

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от  22 ноября 2019 года кассационная жалоба с делом передана для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации. 

Административный истец, надлежащим образом извещенный о  времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное  заседание Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации не явился. На основании статьи 326 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  возражений на них, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о незаконности  обжалуемого судебного акта ввиду неправильного применения судом  апелляционной инстанции норм материального права. 

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или  изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные  нарушения норм материального права или норм процессуального права,  которые повлияли на исход административного дела и без устранения  которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и  законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных  интересов. 

При рассмотрении данного дела такие нарушения законодательства  были допущены судом апелляционной инстанции. 

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что 6 июля  1993 г. и 22 июля 1997 г. Косолаповым С.А. получены удостоверения с  отметками, подтверждающими право истца на управление транспортными  средствами категорий «В», «С» (л.д. 11). 

В связи с истечением срока действия водительского удостоверения от 1  марта 2008 г. истцу выдано удостоверение нового образца с отметками о  наличии у него права управления транспортными средствами категорий и  подкатегорий: «А, А1,В, В1,С, С1,В, В1,СЕ, С1Е, М» (л.д. 62). 


Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования  административного истца, суд апелляционной инстанции исходил из того,  что поскольку каких-либо конкретизирующих отметок перечисленные выше  водительские удостоверения не содержали, то Косолапов С.А. вправе  управлять составами транспортных средств (категория «Е»), тягачом в  которых являются транспортные средства категорий «В», «С», «Б», то есть  транспортными средствами категорий «ВЕ», «ОЕ», «01Е». 

Вместе с тем судебной коллегией по административным делам  Верховного Суда Республики Мордовия не учтены следующие  обстоятельства. 

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на  территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10  декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами  которого являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их  прав и законных интересов, а также защита интересов общества и  государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий,  снижения тяжести их последствий (статья 1). 

Согласно абзацу третьему статьи 2 Федерального закона от 10 декабря  1995 г. № 196-ФЗ безопасность дорожного движения - это состояние данного  процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно- транспортных происшествий и их последствий. 

В силу пункта 1 статьи 24 названного закона права граждан на  безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации  гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения  законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного  движения и международных договоров Российской Федерации. 

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том  числе, посредством организации подготовки водителей транспортных  средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения  (абзац восьмой статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196- ФЗ). 

В соответствии с положениями статьи 25 указанного закона (в  редакции, действовавшей на момент сдачи истцом соответствующего  экзамена и получения водительского удостоверения от 18 октября 2006 г.)  граждане Российской Федерации, достигшие установленного данной статьей  возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут  после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на  получение права на управление транспортными средствами. К экзаменам на  получение права на управление транспортными средствами категории «В» и  категории «С» могут быть допущены лица, достигшие семнадцатилетнего  возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных  учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального  образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными  программами, специализированных юношеских автомобильных школах, а  также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей 


транспортных средств по направлениям военных комиссариатов.  Водительские удостоверения указанные лица получают по достижении ими  восемнадцатилетнего возраста (пункт 1). 

Право на управление транспортными средствами предоставляется:

мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными  средствами (категория «А») - лицам, достигшим шестнадцатилетнего  возраста; 

автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не  превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо  сиденья водителя, не превышает восьми (категория «В»), а также  автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500  килограммов, за исключением относящихся к категории «Д» (категория «С»),  - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста; 

автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и  имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория  «Д»), - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста; 

составами транспортных средств (категория «Е») - лицам, имеющим  право на управление транспортными средствами категорий «В», «С» или  «Д», - при наличии стажа управления транспортным средством  соответствующей категории не менее 12 месяцев; 

трамваями и троллейбусами - лицам, достигшим двадцатилетнего  возраста (пункт 2). 

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ «О внесении  изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»  редакция статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ  изменена. 

Пункт 1 данной статьи дополнен в том числе категориями:

«ВЕ» - автомобили категории «В», сцепленные с прицепом,  разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и  превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В»,  сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого  превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная  максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500  килограммов; 

«ОЕ» - автомобили категории «О», сцепленные с прицепом,  разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;  сочлененные автобусы; 

а также среди прочего подкатегориями:

«О!» - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и  имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо  сиденья водителя; автомобили подкатегории «В1», сцепленные с прицепом,  разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; 

подкатегория «В1Е» - автомобили подкатегории «01», сцепленные с  прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная 


максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает  массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная  максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12  000 килограммов. 

Пунктами 2 и 7 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №  196-ФЗ в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ  установлено, что право на управление транспортными средствами  предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при  соблюдении условий, перечисленных в статье 26 названного федерального  закона. 

Российское национальное водительское удостоверение,  подтверждающее право на управление транспортными средствами категории  «А», подтверждает также право на управление транспортными средствами  подкатегории «А1» и подкатегории «В1» с мотоциклетной посадкой или  рулем мотоциклетного типа, категории «В» - подкатегории «В1» (кроме  транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного  типа), категории «С» - подкатегории «С1», категории «Б» - подкатегории  «01», категории «СЕ» - подкатегории «С1Е», категории «ОЕ» - подкатегории  «Б1Е». 

Согласно статье 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196- ФЗ (в редакции, действовавшей на момент сдачи истцом соответствующего  экзамена и получения водительского удостоверения от 18 октября 2006 г.)  право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам,  сдавшим квалификационные экзамены, при условиях, перечисленных в  статье 25 названного федерального закона (пункт 1). 

Право на управление транспортными средствами подтверждается  соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации  действуют национальные и международные водительские удостоверения,  соответствующие требованиям международных договоров Российской  Федерации (пункт 2). 

Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских  удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации  (пункт 3). 

С 2001 г. по 2009 г. действовали Правила сдачи квалификационных  экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденные  постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г.   № 1396 (далее - Правила).  

В соответствии с пунктом 10 Правил к сдаче экзаменов допускаются  лица: прошедшие подготовку или переподготовку на получение права на  управление транспортными средствами соответствующих категорий и  получившие документ о прохождении подготовки (переподготовки) в  образовательных учреждениях независимо от их организационно - правовой  формы и подчиненности, имеющих лицензию на осуществление  образовательной деятельности (подпункт 2); 


имеющие стаж управления транспортным средством категории «В»,  «С» или «О» не менее 12 месяцев - для категории «Е» (подпункт 4). 

У кандидатов в водители, желающих получить право на управление  транспортными средствами категории «Е» проверяются только навыки  управления (пункт 19 Правил). 

По смыслу приведенных нормативных положений для допуска к сдаче  экзаменов на получение права управления составами транспортных средств,  тягачом у которых являются транспортные средства категории «В» или «О»,  гражданину необходимо иметь стаж управления транспортными средствами  названных категорий и успешно завершить обучение по программе  подготовке водителей транспортных средств категории «Е» для лиц,  имеющих право на управление транспортными средствами категорий «В»,  «В». 

Судом установлено и из материалов дела усматривается, что 6 июля  1993 г. и 22 июля 1997 г. Косолаповым С.А. получены удостоверения серии  <...> и серии<...>, подтверждающие право истца на  управление транспортными средствами категорий «В», «С» (л.д. 11). 

Приведенные обстоятельства указывают на то, что водительское  удостоверение от 18 октября 2006 г. не подтверждает наличие у истца права  на управление составами транспортных средств, тягачом у которых являются  транспортные средства категории «Б», поскольку обучение по программе  переподготовки водителей категорий «О» на «Е» он не проходил, стажем  управления транспортным средством категории «О» не менее 12 месяцев на  момент получения упомянутого удостоверения не обладал и до сдачи  экзамена допущен быть не мог. 

В связи с истечением срока действия водительского удостоверения  серии <...> (л.д. 37) истцу выдано удостоверение нового образца  № <...> с отметками о наличии у него права управления транспортными средствами категорий и подкатегорий: «А,А 1 ,В,В 1 ,С,С 1,0,  В1,СЕ,С1Е,М»(л.д. 62). 


Согласно пунктам 34, 35 Инструкции о порядке организации работы по  приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений  в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного  движения Министерства внутренних дел Российской Федерации,  утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской  Федерации от 20 июля 2000 г. № 782 и действовавшей на момент выдачи  истцу водительских удостоверений в 2006-2008 гг., после сдачи  практического экзамена на право управления составами транспортных  средств разрешающая отметка проставляется в графе «Е» водительского  удостоверения и, если тягачом является транспортное средство категории  «В», в графе «Особые отметки» производится запись «Е» к «В», если «С», то  «Е» к «С», если «О» - «Е» к «О». Если водителю предоставлено право на  управление составом транспортных средств с тягачами категорий «В», «С» и  сочлененным автобусом, производится запись «Е» к «В, С, ^». 

При получении разрешения на право управления транспортным  средством другой категории ранее выданное водительское удостоверение  изымается, а разрешающие отметки и необходимые записи переносятся в  соответствующие графы нового водительского удостоверения. 

Вместе с тем водительское удостоверение серии <...>,  полученное Косолаповым СА. 1 марта 2008 г., указанных отметок не  содержало (л.д. 10). 

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что права граждан  на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации  гарантируются государством, выводы суда апелляционной инстанции о  наличии у истца права на управление транспортными средствами категорий  «ВЕ», «ОЕ» и подкатегории «П1Е» без прохождения соответствующего  обучения и сдачи в установленном законом порядке необходимых экзаменов  противоречат закону, в связи с чем апелляционное определение подлежит  отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции. 

На основании изложенного Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями  327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации, 

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам  Верховного Суда Республики Мордовия от 28 февраля 2019 г. отменить,  решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 13  декабря 2018 г. оставить в силе. 

Председательствующий