ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 4-КА20-1 от 27.05.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

121260, город Москва, ул. Поварская, д. 15,
тел.: +7 (495) 690-54-63, Ь«р://узгГ.га

 № 4-КА20-1

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ  город Москва 27 мая 2020 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Талецкого  Александра Евгеньевича на апелляционное определение судебной коллегии  по административным делам Московского областного суда от 28 ноября 2018  года по делу № 2а-2791/2018 по административному исковому заявлению  Талецкого Александра Евгеньевича об оспаривании решения департамента  жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 3  октября 2017 года № Р-4508/2017 об отказе истцу в предоставлении жилого  помещения для постоянного проживания и о снятии с учёта нуждающихся в  жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, а также  о возложении обязанности предоставить ему жилое помещение в городе  Москве площадью не менее 36 кв. м, 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Калининой Л.А., объяснения представителя Департамента жилищного  обеспечения Министерства обороны Российской Федерации Злобиной ИВ.,  возражавшей относительной доводов кассационной жалобы, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации, 

установила:

Талецкий А.Е. проходил военную службу с 1 августа 1993 года, в том  числе по контракту в Министерстве обороны Российской Федерации в  должности заместителя военного коменданта комендатуры военных  сообщений железнодорожной станции Москва-пассажирская - Смоленская; 


11 февраля 2006 года жилищным органом Министерства обороны  Российской Федерации он был принят на учёт нуждающихся в жилых  помещениях, предоставляемых для постоянного проживания; 

на момент постановки на учёт Талецкий А.Е. являлся собственником  1/4 доли в праве собственности на жилое помещение, что составляет 17,47 кв.  м, расположенное по адресу: <...>, отчуждение указанной доли состоялось 31 октября 2009 года; 

приказом командующего войсками Московского военного округа от  12 октября 2009 года № 474 Талецкий А.Е. уволен с военной службы в связи  с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, с оставлением в  списках очередников на получение жилого помещения; 

решением департамента жилищного обеспечения Министерства  обороны Российской Федерации от 3 октября 2017 года № Р-4508/2017  Талецкому А.Е. отказано в предоставлении жилого помещения для  постоянного проживания, одновременно он был снят с учёта нуждающихся в  жилых помещениях. 

Решение уполномоченного органа мотивировано тем, что на момент  принятия Талецкого А.Е. на учёт он являлся собственником 1/4 доли в праве  собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, в связи с чем оснований  для принятия Талецкого А.Е. на учёт нуждающихся в жилых помещениях не  имелось. 

Талецкий А.Е. обратился в суд с административным исковым  заявлением о признании данного решения незаконным, нарушающим право  на обеспечение его жилым помещением как военнослужащего, уволенного с  военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при  продолжительности военной службы более 10 лет. 

В обоснование заявления указывал на то, что в период прохождения  военной службы по контракту он был признан нуждающимся в получении  жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации, после  увольнения 12 октября 2009 года с военной службы в связи с проводимыми  организационно-штатными мероприятиями оставлен в списках очередников  на получение жилых помещений, постоянным жильём от Министерства  обороны Российской Федерации не обеспечивался, факт отчуждения  принадлежащей ему 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение  31 октября 2009 года не влияет на обеспечение его жилым помещением, 


ухудшать свои жилищные условия он не намеревался, жилое помещение  находится не по месту службы и избранному месту жительства,  приобреталось его родителями, в связи с чем эта доля была подарена матери,  более того, с момента отчуждения доли прошло более пяти лет. 

Решением Солнечногорского городского суда Московской области  от 5 июня 2018 года требования истца удовлетворены. 

Апелляционным определением судебной коллегии по  административным делам Московского областного суда от 28 ноября  2018 года решение Солнечногорского городского суда Московской области  от 5 июня 2018 года отменено, как постановленное с нарушением норм  материального и процессуального права, принято новое решение об отказе  Талецкому А.Е. в удовлетворении им заявленных требований. 

Определением судьи Московского областного суда от 4 июня  2019 года в передаче кассационной жалобы административного истца для её  рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, Талецкий А.Е. просит апелляционное определение судебной  коллегии по административным делам Московского областного суда от  28 ноября 2018 года отменить и оставить в силе решение Солнечногорского  городского суда Московской области от 5 июня 2018 года. 

Суть доводов сводится к тому, что судом апелляционной инстанции  при вынесении судебного акта существенно нарушены нормы материального  и процессуального права, что повлияло на исход административного дела,  без устранения судебной ошибки апелляционной инстанции невозможны  восстановление и защита нарушенного права административного истца на  обеспечение его жилым помещением как военнослужащего, уволенного с  военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при  продолжительности военной службы более 10 лет. 

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от  19 декабря 2019 года дело истребовано в Верховный Суд Российской  Федерации, определением от 25 февраля 2020 года кассационная жалоба с  делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  по административным делам Верховного Суда Российской Федерации. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в  кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  Судебная коллегия по административным делам полагает обжалуемый  судебный акт подлежащим отмене в порядке статьи 328 Кодекса  административного судопроизводства, что обусловлено следующим. 

В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года   № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует  военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на  условиях, установленных названным федеральным законом, другими  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами 


Российской Федерации за счёт средств федерального бюджета (абзац  первый). Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о  прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением  курсантов военных профессиональных образовательных организаций и  военных образовательных организаций высшего образования), и совместно  проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в  жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или  федеральным государственным органом, в которых федеральным законом  предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения  или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо  жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору  указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального  найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или  федеральным государственным органом по месту военной службы, а при  увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста  пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с  организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности  военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в  соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения,  предусмотренными статьёй 15 названного федерального закона  (абзац третий). 

Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых  помещений или улучшении жилищных условий являются: отсутствие жилой  площади, проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой  площади либо избрание постоянного места жительства после увольнения с  военной службы (подпункты «а», «з», «и» пункта 7 Правил учёта  военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан,  уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах  внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной  противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений  или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте  жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской  Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054). 

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что федеральный  законодатель, устанавливая одним из условий снятия с учёта в качестве  нуждающихся в жилых помещениях выявление в представленных  документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не  соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на  учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа,  осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на  учёт (пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации),  вместе с тем предусмотрел правовые последствия гражданско-правовых  сделок с жилыми помещениями граждан, признанных нуждающимися в  жилых помещениях либо претендующих на принятие на жилищный учёт, 


говоря о том, что при признании военнослужащих-граждан нуждающимися в  жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними  членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение  или строительство жилых помещений учитываются статья 53 и часть 8  статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 15  Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе  военнослужащих»). 

Так, согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации  граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в  качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в  результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в  жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых  помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных  намеренных действий. 

Часть 8 статьи 57 данного кодекса гласит, что при предоставлении  гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются  действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями,  совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых  помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия  учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации  период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения  по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. 

Разрешая вопрос о законности административного акта, суд установил,  что к моменту вынесения административным ответчиком обжалуемого  решения Талецкий А.Е. как военнослужащий в феврале 2006 года был  признан нуждающимся в жилом помещении по месту службы, состоял  длительное время на учёте, имеет право на получение жилого помещения для  постоянного проживания с нормой жилья не менее 36 кв. м, до настоящего  времени жилым помещением не обеспечен. 

Дав оценку факту нахождения в собственности административного  истца 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение в период с  1 марта 2001 года по 24 ноября 2009 года, его действиям по отчуждению  указанной доли, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 3, 15, 15  Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе  военнослужащих», статьями 53, 55, 56, 57 Жилищного кодекса Российской  Федерации в их взаимосвязи, пришёл к выводу об отсутствии  предусмотренных законом случаев для снятия административного истца с  учёта нуждающихся в жилых помещениях в 2017 году и признал незаконным  оспариваемое Талецким А.Е. решение департамента жилищного обеспечения  Министерства обороны Российской Федерации от 3 октября 2017 года   № Р-4508/2017 об отказе истцу в предоставлении жилого помещения для  постоянного проживания и снятии его с учёта нуждающихся в жилых  помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, и возложил 


обязанность предоставить ему жилое помещение в городе Москве общей  площадью не менее 36 кв. м. 

Отменяя решение, суд апелляционной инстанции сослался на  представление истцом при постановке на учёт заведомо недостоверных  сведений об отсутствии жилья на праве собственности, в то время как он  владел 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное  по адресу: <...>,  равнозначной 17,47 кв. м. 

Неверно истолковав и применив приведённые нормы материального  права, суд апелляционной инстанции не дал надлежащей судебной оценки  тому обстоятельству, что наличие у Талецкого А.Е. 1/4 доли в праве  собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, равнозначной 17,47 кв. м  не имело юридического значения для постановки его на учёт как  военнослужащего, по прибытии в г. Москву на новое место службы он  подлежал обеспечению жильём независимо от того, имелось ли у него жильё  в другом субъекте Российской Федерации или нет, на очередь на жильё в г.  Москве он был поставлен и продолжал состоять на очереди по избранному  месту жительства; отчуждение им 31 октября 2009 года своей матери 1/4  доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное не по  избранному месту жительства, не лишало его права на обеспечение жилым  помещением либо получение субсидии для приобретения или строительства  жилого помещения по избранному месту жительства с учётом имевшегося на  момент постановки на учёт жилья, которым он был вправе распорядиться по  своему усмотрению, отчуждение 31 октября 2009 года своей матери  принадлежавшей истцу 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение  не могло служить основанием для снятия Талецкого А.Е. с жилищного учёта,  сделка с долей в праве собственности жилого помещения, которая привела к  отчуждению этой доли, состоялась в 2009 году, следовательно, не могла  учитываться при предоставлении жилого помещения и снятии с очереди в  2017 году, поскольку прошло более пяти лет. 

Таким образом, поскольку допущенное судом апелляционной  инстанции нарушение норм материального права является существенным,  повлиявшим на исход дела и без его устранения невозможны восстановление  и защита нарушенных прав и законных интересов административного истца,  апелляционное определение судебной коллегии по административным делам  Московского областного суда от 28 ноября 2018 года подлежит отмене с  оставлением в силе решения Солнечногорского городского суда Московской  области от 5 июня 2018 года. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 


определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным  делам Московского областного суда от 28 ноября 2018 года отменить,  решение Солнечногорского городского суда Московской области от 5 июня  2018 года оставить в силе. 

Председательствующий
Судьи