ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 47-КА20-1 от 17.06.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
121260, город Москва, ул. Поварская, д. 15,
тел.: +7 (495) 690-54-63, Ь«р://узгГ.га

 № 47-КА20-1

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 17 июня 2020 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Николаевой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Сафаровой (Сазоновой) Галины Александровны на решение Бузулукского  районного суда Оренбургской области от 23 января 2019 года и  апелляционное определение судебной коллегии по административным делам  Оренбургского областного суда от 18 апреля 2019 года по  административному делу № 2(1 )а-190/2019 по административному исковому  заявлению Сазоновой Г.А. о признании незаконным решения комиссии  муниципального образования «Курманаевский район Оренбургской области»  по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых  помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам  социального найма либо собственниками которых они являются от 19  декабря 2017 года. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Калининой Л. А., Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

Сазонова Галина Александровна обратилась в суд с административным  исковым заявлением о признании незаконным решения комиссии  муниципального образования «Курманаевский район Оренбургской области»  по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых 


помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам  социального найма либо собственниками которых они являются,  изложенного в протоколе № 2 от 19 декабря 2017 года. Просила возложить на  административного ответчика обязанность установить факт невозможности  её проживания в жилом помещении, находящемся по адресу: <...>,  принадлежащем ей на праве собственности (доля в праве - 1/3). 

В обоснование заявленных требований ссылалась на пункт 4 статьи 8  Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных  гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей», указывала на отсутствие возможности проживать в  принадлежащей ей на праве общей долевой собственности квартире,  поскольку 1/3 доли в ней принадлежит её родной сестре Д. страдающей тяжёлой формой хронического заболевания, при котором  невозможно совместное проживание. При этом отмечала, что другого жилья  не имеет, в настоящее время вынужденно проживает по другому адресу. 

Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от  23 января 2019 года, оставленным без изменения апелляционным  определением судебной коллегии по административным делам  Оренбургского областного суда от 18 апреля 2019 года, в удовлетворении  административного искового заявления Сазоновой Г.А. отказано. 

Определением судьи Оренбургского областного суда от 31 октября  2019 года отказано в передаче кассационной жалобы Сазоновой Г.А. для  рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды,  сославшись на установленные актом обследования обстоятельства о том, что  ни административный истец, ни Д. не проживают фактически в указанном выше жилье, посчитали, что основания для установления факта  проживания Сазоновой Г.А. в занимаемом жилом помещении невозможным  отсутствуют. 

В кассационной жалобе, поданной Сазоновой Г.А. в Верховный Суд  Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу  судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм  материального права. 

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от  10 февраля 2020 года дело истребовано в Верховный Суд Российской  Федерации, определением от 25 мая 2020 года кассационная жалоба с делом  переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  Судебная коллегия приходит к выводу о существенных нарушениях судом  первой и апелляционной инстанций норм материального права, которые  повлияли на исход административного дела и без устранения которых  невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных  интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, что 


является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в порядке  статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации. 

Как следует из материалов дела, Сазонова Г.А. была поставлена на  первичный учёт детей-сирот 4 мая 2010 года. Распоряжением администрации  Курманаевского района от 15 июля 2010 года за ней закреплена жилая  площадь, находящаяся по адресу: <...>

На момент проведения обследования жилья комиссией Сазонова Г.А.  была зарегистрирована по месту жительства по адресу: Оренбургская  область, <...>, по  месту пребывания была зарегистрирована в Самарской области. 

Сестра административного истца Д. которая имеет 1/3 доли в указанном выше жилье, страдает тяжёлым хроническим  заболеванием, состоит на учёте у врача <...>. Д. состоит на регистрационном учёте по адресу: Оренбургская область, <...>1. Фактически же проживает по  месту жительства своего опекуна Д.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право  каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики  граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с  использованием для этого различных допускаемых законом способов,  одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по  созданию условий для осуществления данного права (части 1 и 2); при этом  малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в  жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из  государственных, муниципальных и других жилищных фондов в  соответствии с установленными законом нормами (часть 3). 

Частью 1 статьи 109* Жилищного кодекса Российской Федерации  установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям,  оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, по договорам найма  специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с  законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов  Российской Федерации. 

Вопросы, связанные с обеспечением лиц из числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом  от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по  социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей», который, как указано в его преамбуле, определяет общие  принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в  возрасте до 23 лет. 

В силу статьи 3 названного закона законодательство Российской  Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-


сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из  соответствующих статей Конституции Российской Федерации, данного  федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых  актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных  нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. 

Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от  21 декабря 1996 года № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях,  нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального  найма либо собственниками которых они являются, признаётся  невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с  наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом  законном основании в таких жилых помещениях лиц: страдающих тяжёлой  формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4  части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при  которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении  невозможно. 

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской  Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях,  предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся  нанимателями жилых помещений по договорам социального найма,  договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального  использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору  социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда  социального использования или собственниками жилых помещений, членами  семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой  несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий  тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное  проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного  жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору  найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или  принадлежащего на праве собственности. 

Перечень соответствующих заболеваний установлен приказом  Минздрава России от 29 ноября 2012 года № 987н «Об утверждении перечня  тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно  совместное проживание граждан в одной квартире» (до 1 января 2018 года  постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года   № 378). 

Исходя из приведённых норм законодательства, требований  совместного фактического проживания в одном жилом помещении лица из  числа детей-сирот и лица страдающего тяжёлой формой хронического  заболевания, с целью установления факта невозможности проживания лица  из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, указанные  выше нормы не содержат. 


В связи с этим оснований для отказа Сазоновой Г.А. в установлении  факта невозможности её проживания в ранее занимаемом жилом помещении,  расположенном по адресу: <...>, не имелось. 

Поскольку нарушение судебными инстанциями норм материального и  процессуального права является существенным, повлияло на исход  административного дела, без устранения которых невозможны  восстановление и защита нарушенных прав Сафаровой (Сазоновой) Г.А.,  Судебная коллегия признаёт обжалуемые судебные акты незаконными и  подлежащими отмене. 

Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 

определила:

решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от  23 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по  административным делам Оренбургского областного суда от 18 апреля  2019 года отменить. 

Принять по настоящему делу новое решение, которым  административное исковое заявление Сазоновой Г.А. удовлетворить. 

Признать незаконным решение комиссии муниципального образования  «Курманаевский район Оренбургской области», изложенное в протоколе № 2  от 19 декабря 2017 года об отказе в установлении факта невозможности  проживания Сазоновой Г.А. в жилом помещении, расположенном по адресу:  <...>

На администрацию муниципального образования «Курманаевский  район Оренбургской области» возложить обязанность установить факт  невозможности проживания Сазоновой Г.А. в жилом помещении,  расположенном по адресу: <...>