ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 56-КА19-8 от 17.09.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 56-КА19-8

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 17 сентября 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Корчашкиной Т.Е. и Кириллова ВС.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению Кожуры Семена Александровича  об оспаривании приказа Федерального агентства воздушного транспорта от  30 ноября 2017 года № 966-П «Об аннулировании свидетельств  авиационного персонала» в отношении Кожуры С.А. по кассационной  жалобе Федерального агентства воздушного транспорта на решение  Артемовского городского суда Приморского края от 21 июня 2018 года и  апелляционное определение судебной коллегии по административным делам  Приморского краевого суда от 20 сентября 2018 года, которыми  удовлетворено административное исковое заявление Кожуры С.А. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Федерального агентства  воздушного транспорта Коблова Д.С., поддержавшего доводы кассационной  жалобы, возражения Кожуры С.А. и его представителя Лаврика В.Д.,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 


установила:

абзацем тринадцатым пункта 1 приказа Федерального агентства  воздушного транспорта от 30 ноября 2017 года № 966-П «Об аннулировании  свидетельств авиационного персонала» аннулировано свидетельство  коммерческого пилота Кожуры Семена Александровича, <...> года  рождения, от 12 августа 2016 года №<...>

Не согласившись с таким решением Федерального агентства  воздушного транспорта, Кожура С.А. обратился в Артемовский городской  суд Приморского края с административным исковым заявлением об отмене  указанного приказа Федерального агентства воздушного транспорта в части,  касающейся административного истца, ссылаясь в обоснование своего  требования на то, что данный приказ является незаконным и  необоснованным; возложении обязанности на Росавиацию внести изменения  в Федеральную государственную информационную систему «Реестр  выданных свидетельств авиационного персонала» гражданской авиации в  отношении Кожуры С.А. 

Решением Артемовского городского суда Приморского края от 21  июня 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением  судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда  от 20 сентября 2018 года, административный иск удовлетворен, признан  незаконным и отменен приказ Федерального агентства воздушного  транспорта от 30 ноября 2017 года № 966-П «Об аннулировании  свидетельства авиационного персонала» в отношении административного  истца. 

В кассационной жалобе Федеральное агентство воздушного транспорта  просит указанные судебные акты отменить и принять по административному  делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. 

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17  июля 2019 года кассационная жалоба с административным делом переданы  для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу. 

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в  кассационном порядке, в силу статьи 328 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, являются существенные  нарушения норм материального права или норм процессуального права,  которые повлияли на исход административного дела и без устранения  которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и  законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных  интересов. 


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации считает, что такие нарушения допущены судами  первой и апелляционной инстанций. 

Из абзаца первого пункта 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской  Федерации следует, что к авиационному персоналу могут относиться лица,  которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность  по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной  безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию  воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению  авиационных работ, организации использования воздушного пространства,  организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни  специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного  персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами,  осуществляющими государственное регулирование деятельности  соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и  экспериментальной авиации. 

Перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации  Российской Федерации утвержден приказом Министерства транспорта  Российской Федерации от 4 августа 2015 года № 240, согласно пункту 1  которого в состав летного экипажа гражданской авиации входят следующие  специалисты: пилот; внешний пилот; штурман; бортрадист; бортинженер  (бортмеханик); летчик-наблюдатель. 

Исходя из абзаца третьего пункта 1 статьи 52 Воздушного кодекса  Российской Федерации, к специалистам согласно перечням специалистов  авиационного персонала федеральными авиационными правилами  устанавливаются требования. 

Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа  воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных  судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам)  гражданской авиации» утверждены приказом Министерства транспорта  Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 147, согласно абзацу  третьему пункта 1.2 которых данные федеральные авиационные правила  определяют требования к лицам авиационного персонала, осуществляющим  функции, установленные для обладателей свидетельств коммерческого  пилота (самолет, дирижабль, вертолет). В соответствии с пунктом 1.3  указанных федеральных авиационных правил выполнение функций члена  экипажа воздушных судов осуществляется лицом, удовлетворяющим  требованиям настоящих федеральных авиационных правил и имеющим  действующее свидетельство с соответствующими квалификационными  отметками. Общие требования к пилотам воздушных судов  регламентированы разделом II названных федеральных авиационных правил,  требования к обладателю свидетельства коммерческого пилота - разделом IV  этих же федеральных авиационных правил. 


Статьей 53 Воздушного кодекса Российской Федерации  регламентирован допуск лиц из числа авиационного персонала к  деятельности. В соответствии с пунктом 1 данной статьи к выполнению  функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением  сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой  конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского  воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее,  допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала  гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в  области гражданской авиации соответствующие свидетельства. 

Согласно пункту 1.1 этой же статьи Правительством Российской  Федерации устанавливаются правила проведения проверки соответствия лиц,  претендующих на получение указанных свидетельств, требованиям  федеральных авиационных правил, а также правила выдачи данных  свидетельств, а федеральными авиационными правилами устанавливаются  требования, предъявляемые к оформлению и форме указанных свидетельств.  Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013  года № 670 утверждены Правила проведения проверки соответствия лиц,  претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять  функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по  обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому  обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию  воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а  также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного  персонала гражданской авиации, в соответствии с пунктом 3 которых  указанные свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного  транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки,  утвержденным в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса Российской  Федерации, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и  состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил. 

Порядок выдачи свидетельств регламентирован разделом III названных  выше Правил проведения проверки. Так, в соответствии с абзацем первым  пункта 8 и абзацем первым пункта 14 данных Правил проведения проверки  для получения свидетельства в Федеральное агентство воздушного  транспорта подается представление образовательной организации или  организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего  уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала,  работодателя лиц, претендующих на получение свидетельств, или заявление  на выдачу свидетельства лица, претендующего на получение свидетельства.  Федеральное агентство воздушного транспорта проверяет представленные  документы на соответствие требованиям указанных Правил проведения  проверки и устанавливает по содержащимся в представленных документах  сведениям соответствие лица, претендующего на получение свидетельства, 


требованиям федеральных авиационных правил. Абзацем третьим пункта 14  этих же Правил проведения проверки предусмотрена возможность  проведения Федеральным агентством воздушного транспорта проверки в  случае выявления расхождения в сведениях, имеющихся у Федерального  агентства воздушного транспорта, и сведениях, указанных в представленных  документах, с целью определения достоверности представленных сведений. 

В соответствии с абзацем первым пункта 15 названных Правил  проведения проверки Федеральное агентство воздушного транспорта  принимает решение о выдаче свидетельства в случае, если представленные  документы соответствуют требованиям данных Правил и свидетельствуют о  соответствии лица, претендующего на получение свидетельства,  требованиям федеральных авиационных правил. 

Федеральные авиационные правила «Требования, предъявляемые к  оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской  авиации» утверждены приказом Министерства транспорта Российской  Федерации от 10 февраля 2014 года № 32, согласно пункту 11 которых  должностное лицо Федерального агентства воздушного транспорта,  ответственное за оформление свидетельства, рассматривает представление  (заявление на выдачу свидетельства) и прилагаемые к нему документы,  проводит проверку, предусмотренную названными выше Правилами  проведения проверки, и в случае соответствия лица требованиям  федеральных авиационных правил принимает решение о выдаче (обмене)  свидетельства, о чем делает отметку на представлении (заявлении на выдачу  свидетельства). 

Судами по настоящему делу установлено, что 28 августа 2013 года  Росавиацией выдано свидетельство (сертификат) № 216, согласно которому  авиационный учебный центр негосударственного образовательного  учреждения «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа» (далее - НОУ «УТЦ  «ЧелАвиа») соответствует требованиям Воздушного законодательства  Российской Федерации и изданным в соответствии с ним нормативным  актам, регламентирующим деятельность гражданской авиации в отношении  выдачи настоящего свидетельства, и способен осуществлять ведение  образовательной деятельности по направлениям (специальностям),  приведенным в приложении к данному свидетельству. Срок действия  сертификата установлен до 27 августа 2016 года. 


28 августа 2015 года ЧУПО «УТЦ «ЧелАвиа» изменило  организационно-правовую форму и наименование на частное  профессиональное образовательное учреждение «Челябинское летное  училище гражданской авиации» (далее - ЧПОУ «ЧЛУГА»). 

Согласно приложению № 1 к сертификату № 216 НОУ «УТЦ  «ЧелАвиа» имело право осуществлять образовательную деятельность, в том  числе по подготовке пилотов коммерческой авиации (том 1 л.д. 32, 148). 4  октября 2015 года между ЧПОУ «ЧЛУГА» и Кожурой С.А. заключен договор  возмездного оказания образовательных услуг № 34/15-кп. 

По условиям названного договора исполнитель - ЧПОУ «ЧЛУГА»,  обладающий правом осуществления образовательной деятельности в сфере  дополнительного профессионального образования, оказывает возмездные  образовательные услуги по обучению слушателя Кожура С.А. по программе  профессиональной подготовки коммерческих пилотов по направлению  «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных  систем на уровне пилота коммерческой авиации» (пункт 1.1). 

По окончании обучения Кожуре С.А. выдан диплом от 5 августа 2016  года № <...> о профессиональной переподготовке по  дополнительной профессиональной образовательной программе «Подготовка  коммерческих пилотов» по направлению - «Летная эксплуатация воздушных  судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой  авиации». 

Диплом предоставляет право на ведение профессиональной  деятельности в сфере летной эксплуатации воздушных судов по  специальности - «Пилот» 

Поводом для принятия оспариваемого приказа Федерального агентства  воздушного транспорта в отношении Кожуры С.А. послужило установление  Федеральным агентством воздушного транспорта того обстоятельства, что  административным истцом в частном учреждении дополнительного  профессионального образования «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа»  была освоена не программа подготовки пилотов коммерческой авиации, 


сертифицированная Федеральным агентством воздушного транспорта в  отношении этого учреждения, а иная образовательная программа, именуемая  «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных  систем на уровне пилота коммерческой авиации», лицензированная  министерством образования и науки Челябинской области в отношении этого  же учреждения, но которая не была утверждена уполномоченным органом в  области гражданской авиации в соответствии с абзацем первым пункта 4  статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации. Поэтому Федеральное  агентство воздушного транспорта на основании абзаца третьего пункта 8  Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение  свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа  гражданского воздушного судна, требованиям федеральных авиационных  правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов  авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013  года № 670, выданное Кожуре С.А. свидетельство коммерческого пилота  аннулировало в связи с указанием недостоверных сведений в документах,  представленных для его получения. 

При рассмотрении настоящего административного дела суд первой  инстанции сославшись на положения абзаца первого части 2 статьи 108  Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации», исходил из того, что образовательная программа  «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных  систем на уровне пилота коммерческой авиации», лицензированная  министерством образования и науки Челябинской области в отношении  частного учреждения дополнительного профессионального образования  «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа», а также программа подготовки  пилотов коммерческой авиации, сертифицированная Федеральным  агентством воздушного транспорта в отношении этого же учреждения,  тождественны по своим наименованиям, поэтому, по мнению суда,  аннулирование свидетельства коммерческого пилота, выданного Кожуре  С.А., является незаконным. Иных оснований для признания оспариваемого  приказа Федерального агентства воздушного транспорта незаконным судом  не установлено. Суд апелляционной инстанции, согласившись с решением  суда первой инстанции, исходил из того, что Федеральным агентством  воздушного транспорта не представлены доказательства несоответствия  административного истца требованиям федеральных авиационных правил. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации считает, что судами первой и апелляционной  инстанций при рассмотрении и разрешении административного дела неверно  применены нормы материального и процессуального права. 

Из абзацев первого и третьего пункта 1 статьи 52, абзаца первого  пункта 1.1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации и пункта 3 


Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение  свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа  гражданского воздушного судна, требованиям федеральных авиационных  правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов  авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013  года № 670, применительно к обстоятельствам настоящего  административного дела, следует, что для получения свидетельства  коммерческого пилота Кожуре С.А. необходимо было пройти подготовку по  программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области  гражданской авиации, а затем проверку соответствия своих знаний, навыков,  опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных  авиационных правил. 

Подготовка специалистов согласно перечню специалистов  авиационного персонала гражданской авиации регламентирована  положениями статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации,  проверка соответствия знаний лица, претендующего на получение  свидетельства, требованиям федеральных авиационных правил  регламентирована положениями пункта 5 названных выше Правил  проведения проверки, проверка соответствия навыков - положениями пункта  6 этих же Правил проведения проверки (в частности, проверка навыков лица,  претендующего на получение свидетельства, позволяющего выполнять  функции пилота, - абзацами вторым - пятым данного пункта), проверка  соответствия состояния здоровья - положениями пункта 7 этих же Правил  проведения проверки. 

Таким образом, допуск лиц из числа авиационного персонала  гражданской авиации к деятельности, удостоверяемый выданным  уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующим  свидетельством, предусматривает проведение проверки соответствия лиц,  претендующих на получение соответствующих свидетельств, требованиям  федеральных авиационных правил, которая осуществляется поэтапно: 

прохождение подготовки специалистов согласно перечню  специалистов авиационного персонала гражданской авиации, которая  осуществляется образовательными организациями и организациями,  осуществляющими обучение специалистов согласно перечню специалистов  авиационного персонала гражданской авиации, по программам подготовки,  утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации; 

проверка соответствия знаний лица, претендующего на получение  свидетельства, требованиям федеральных авиационных правил, которая  осуществляется высшей квалификационной комиссией или  территориальными квалификационными комиссиями, образованными  Федеральным агентством воздушного транспорта; 


проверка соответствия навыков лица, претендующего на получение  свидетельства, требованиям федеральных авиационных правил, которая  осуществляется по обращению кандидата на получение свидетельства к  лицу, имеющему право проверки навыков (в частности, проверка навыков  лица, претендующего на получение свидетельства, позволяющего выполнять  функции пилота, осуществляется лицом, указанным в абзаце третьем пункта  6 названных выше Правил проведения проверки); 

проверка соответствия состояния здоровья лиц, претендующих на  получение соответствующих свидетельств, требованиям федеральных  авиационных правил, которая осуществляется центральной врачебно-летной  экспертной комиссией, врачебно-летными экспертными комиссиями или  лицом, назначенным органом по выдаче свидетельств для осуществления  медицинского освидетельствования кандидатов на получение свидетельств. 

Из материалов настоящего административного дела следует, что  Федеральное агентство воздушного транспорта при выдаче Кожуре С.А.  свидетельства коммерческого пилота не усмотрело недостоверных сведений  в представленных для выдачи свидетельства коммерческого пилота  документах, свидетельствующих о соответствии знаний, навыков, опыта,  возраста и состояния здоровья административного истца требованиям  федеральных авиационных правил, в том числе Федеральным авиационным  правилам «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по  техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по  обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации»,  утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации  от 12 сентября 2008 года № 147. 

При аннулировании свидетельства коммерческого пилота Федеральное  агентство воздушного транспорта недостоверные сведения усмотрело  исключительно в представленных для выдачи свидетельства документах,  свидетельствующих о прохождении Кожурой С.А. подготовки специалистов  согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской  авиации. 

Пунктом 2 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что требования к образовательным организациям и  организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню  специалистов авиационного персонала гражданской авиации,  устанавливаются федеральными авиационными правилами. 

Такие федеральные авиационные правила на момент сертификации  частного учреждения дополнительного профессионального образования  «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа» и освоения Кожурой С.А.  образовательной программы «Летная эксплуатация воздушных судов,  двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой  авиации» в данном учреждении, а именно Федеральные авиационные  правила «Сертификация авиационных учебных центров», были утверждены 


приказом Федеральной авиационной службы России от 29 января 1999 года   № 23. 

В соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 54 Воздушного  кодекса Российской Федерации подготовка специалистов согласно перечню  специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется  по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в  области гражданской авиации. 

Что касается частного учреждения дополнительного  профессионального образования «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа»,  которым Кожуре С.А. выдан названный выше диплом о профессиональной  переподготовке, то из материалов административного дела видно, что 15  апреля 2013 года министерством образования и науки Челябинской области  на основании приказа от 15 апреля 2013 года № 03-414 негосударственному  образовательному учреждению «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа»  предоставлена бессрочная лицензия № 10498 на осуществление  образовательной деятельности по указанным в приложении (приложениях)  образовательным программам. Согласно приложению № 1.1 к данной  лицензии негосударственное образовательное учреждение «Учебно- тренировочный центр «ЧелАвиа» имеет право на осуществление  образовательной деятельности по дополнительной профессиональной  образовательной программе профессиональной переподготовки «Летная  эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на  уровне пилота коммерческой авиации».  

Номенклатурой направлений (специальностей), уровней подготовки,  переподготовки, программ дополнительного образования и контрольных  нормативов условий осуществления образовательного процесса,  являющегося приложением к названному выше свидетельству (сертификату), 


удостоверяется, что авиационный учебный центр негосударственного  образовательного учреждения «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа»  способен осуществлять ведение образовательной деятельности по такому  направлению (специальности) подготовки кадров в рамках курсов  подготовки авиаспециалистов, как «Подготовка пилотов коммерческой  авиации», в качестве дополнительного профессионального образования с  присвоением по окончании обучения степени или квалификации с выдачей  свидетельства коммерческого пилота. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации считает, что обстоятельством, имеющим значение  для правильного разрешения настоящего административного дела, является  установление соответствия образовательной программы «Летная  эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на 


уровне пилота коммерческой авиации», лицензированной министерством  образования и науки Челябинской области в отношении частного  учреждения дополнительного профессионального образования «Учебно- тренировочный центр «ЧелАвиа» и указанной в дипломе о  профессиональной переподготовке Кожуры С.А., и программы подготовки  пилотов коммерческой авиации, сертифицированной Федеральным  агентством воздушного транспорта в отношении этого же учреждения, по  содержанию, а не по их наименованиям, из чего исходил суд первой  инстанции при рассмотрении данного административного дела. По мнению  Федерального агентства воздушного транспорта, приведенного при  рассмотрении настоящего административного дела в судах первой и  апелляционной инстанций, следует, об освоении Кожурой С.А. неверной  образовательной программы свидетельствует лишь указание в дипломе о его  профессиональной переподготовке вместо указания наименования  программы подготовки пилотов коммерческой авиации, сертифицированной  Федеральным агентством воздушного транспорта. Иная образовательная  программа, именуемая «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и  функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации»,  лицензированная министерством образования и науки Челябинской области,  но эта программа не была утверждена уполномоченным органом в области  гражданской авиации в соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 54  Воздушного кодекса Российской Федерации. 

Таким образом установление соответствия названных выше  образовательных программ именно по своему содержанию, и, как следствие,  обстоятельство прохождения Кожурой С.А. профессиональной подготовки  специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала  гражданской авиации, прохождение которой необходимо для того, чтобы  считаться допущенным к деятельности в установленном законом порядке,  судом первой инстанции при рассмотрении настоящего административного  дела не устанавливалось. 

О необходимости установления соответствия названных выше  образовательных программ по содержанию свидетельствует то  обстоятельство, что согласно абзацу второму пункта 4 статьи 54 Воздушного  кодекса Российской Федерации требования к порядку разработки,  утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно  перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации,  утверждаемым уполномоченным органом в области гражданской авиации,  устанавливаются федеральными авиационными правилами. 

В настоящее время Приказом Министерства транспорта Российской  Федерации от 2 октября 2017 года № 399 утверждены Федеральные  авиационные правила «Требования к порядку разработки, утверждения и  содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню  специалистов авиационного персонала гражданской авиации». Вместе с тем 


сведений о наличии таких федеральных авиационных правил на момент  сертификации частного учреждения дополнительного профессионального  образования «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа» и освоения Кожурой  С.А. в данном учреждении образовательной программы «Летная  эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на  уровне пилота коммерческой авиации» не имеется. При рассмотрении  настоящего дела данному обстоятельству оценки не дано. 

Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции и  апелляционное определение нельзя признать законными и обоснованными, в  связи с чем, данные судебные акты подлежат отмене, а административное  дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции  для установления изложенных в настоящем определении обстоятельств. При  новом рассмотрении административного дела суду надлежит учесть  вышеизложенное и разрешить административное дело в соответствии с  требованиями закона. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, 

определила:

решение Артемовского городского суда Приморского края от 21 июня  2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по  административным делам Приморского краевого суда от 20 сентября 2018  года отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой  инстанции в ином составе судей. 

Председательствующий
Судьи