ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 307-ЭС20-17553 от 02.03.2021 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Дело № -ЭС20-17553

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

18 марта 2021 г.

Резолютивная часть определения объявлена 11.03.2021.

Полный текст определения изготовлен 18.03.2021.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Маненкова А.Н. и Поповой Г.Г.,

при участии представителя общества с ограниченной ответственностью «Луга-Лес» Дуничевой А.А. (доверенность от 03.08.2020), Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Степановой С.Н.  (доверенность  от  02.03.2021),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области  (Санкт-Петербург) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2019, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020 и постановление Арбитражного суда  Северо-Западного округа от 27.08.2020 по делу № А56-45936/2019,

УСТАНОВИЛА:

Общество с ограниченной ответственностью «Луга-Лес» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (далее – Комитет) о взыскании 31 065 248 руб. 83 коп. излишне перечисленной арендной платы по договорам от 16.12.2008                             № 2-2008-12-177-З, 2-2008-12-179-З, 2-2008-12-188-З аренды лесных участков и 1 192 991 руб. 33 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области решением от 03.12.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.08.2020, удовлетворил иск Общества.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Комитет, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просит пересмотреть в кассационном порядке указанные судебные акты.

Определением от 03.02.2021 судьи Верховного Суда Российской Федерации Грачевой И.Л. жалоба Комитета вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы жалобы, а представитель Общества - доводы, приведенные в отзыве на нее.

Частью 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Грачевой И.Л., выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что судебные акты трех инстанций подлежат отмене.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в порядке приведения в соответствие с положениями Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года (далее – ЛК РФ) заключенных в 2003 году по результатам конкурса договоров аренды участков лесного фонда Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договоры от 16.12.2008 № 2-2008-12-177-З,                     2-2008-12-179-З, 2-2008-12-188-З аренды лесных участков площадью 51 028 га, 54 571 га, 18 872 га в Выборгском районе Ленинградской области  для заготовки древесины на срок до 31.12.2051.

В пункте 1 договоров содержатся сведения о местоположении участков с указанием кварталов и лесничеств. Схемы расположения участков и их характеристики приведены в приложениях № 1 и 2 к договорам, цели и объемы использования лесов на участках (заготовка древесины) - в приложениях № 3,    размеры установленной по договорам платы и сроки ее внесения - в приложениях № 4.

Согласно пункту 5 договоров арендная плата определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесного ресурса на установленный объем заготовки древесины на арендованном лесном участке с учетом повышающих коэффициентов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов  и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее – Постановление № 310), а также с учетом повышающего коэффициента 1,2, определенного договорными отношениями.

В пунктах 8 и 9 договоров указано, что размер арендной платы  подлежит изменению и перерасчету в случаях и порядке, установленных действующим законодательством Российской Федерации, а также с момента вступления в силу нормативных правовых актов, изменяющих ставки арендной платы  за единицу объема лесных ресурсов (кроме платежей по прошедшим срокам уплаты). 

В случае изменения установленного объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке арендная плата подлежит перерасчету (пункт 10 договоров аренды).

В пункте 18 договоров предусмотрены обязательства арендатора, в том числе вносить арендную плату в размере и сроки, установленные договорами, разработать  проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с проектом освоения лесов.

В силу пункта 27 договоров изменения условий договоров аренды по решению суда, по требованию одной из сторон осуществляется по основаниям, установленным законодательством, а также в случаях: существенного изменения состояния лесного участка в результате пожаров, ветровалов, повреждения леса вредителями, болезнями и т.п. (под существенным изменением понимается изменение состояния лесного участка, влекущее прекращение роста 50% и более деревьев от общего количества произрастающих на лесном участке); изменения объемов лесопользования и лесохозяйственных мероприятий в связи с изменением лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов.

В период с 2009 по 2018 годы стороны, ссылаясь на пункты 8 и 9 договоров,  подписали ряд дополнительных соглашений об изменении объема заготовки древесины и арендной платы исходя из объема заготовки и в связи изменением ставок арендной платы за единицу объема лесного ресурса.

В период с 2017 по 2018 годы на основании утвержденных председателем Комитета актов лесопатологического обследования Комитет и Общество заключили дополнительные соглашения к договорам аренды, в которых установили объем изъятия ликвидной древесины, а также объемы сплошной рубки поврежденных в основном короедом-типографом лесных насаждений (санитарных рубок) и расчет арендных платежей за изъятие древесины по результатам этих рубок, в том числе санитарных.

Общество, осуществив рубку, внесло арендные платежи в размере, указанном в дополнительных соглашениях к договорам исходя из методики расчета, установленной договорами.

 Полагая, что в дополнительных соглашениях размер платы за изъятие древесины по результатам санитарных рубок был неправомерно произведен с применением установленного пунктом 5 договоров аренды повышающего коэффициента (1,2) и без учета предусмотренных пунктом 10 примечания к таблице 1 Постановления № 310 понижающих коэффициентов, учитывающих степень повреждения лесных насаждений, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с Комитета в качестве неосновательного обогащения 31 065 248 руб. 83 коп. излишне перечисленной арендной платы и 1 192 991 руб. 33 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на указанную сумму долга.

Суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на статьи 395, 424, 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьи 60.1, 60.3, 71, 73, 74, 76, 94 ЛК РФ, Постановление № 310, Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607 (далее – Правила  санитарной безопасности  № 607), Порядок проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.09.2016 № 480 (далее – Порядок проведения ЛПО № 480), разъяснения, приведенные в пункте 4 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 № 49 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении», пришли к выводу об обоснованности иска Общества.

Суды исходили из следующего.

Правилами санитарной безопасности № 607 установлено, что ухудшением санитарного состояния лесного участка или отдельного лесного выдела (либо его части) является увеличение объема деревьев следующих категорий состояния: усыхающие, свежий и старый сухостой, свежий и старый ветровал, свежий и старый бурелом, ухудшением лесопатологического состояния лесов является увеличение площади существующих очагов вредных организмов.

При заготовке древесины, осуществляемой в порядке проведения сплошных рубок насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, учитывается степень повреждения лесных насаждений, являющаяся основанием для корректировки ставок платы за единицу объема лесных ресурсов в соответствии с Постановлением № 310. Согласно пункту 10 примечания (действовавшему до 18.01.2020)  к таблице 1 Постановления № 310 при заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений путем их умножения на понижающие коэффициенты, указанные в подпунктах «а» - «к» пункта 10 примечания.

Осуществление Обществом на арендованных лесных участках санитарно-оздоровительных мероприятий на основании утвержденных Комитетом актов лесопатологического обследования влечет изменение объемов лесопользования, размеров, сроков внесения арендной платы и применение понижающих коэффициентов.

Поскольку арендная плата по договорам аренды является регулируемой, а объемы санитарных рубок не могли быть учтены сторонами при заключении  договора аренды, установленный пунктом 5 договоров аренды повышающий коэффициент (1,2) к расчету платы за изъятие лесных ресурсов в ходе проведения санитарно-оздоровительных мероприятий применен необоснованно.

Внесение Обществом в спорный период арендной платы за изъятие древесины в ходе санитарных рубок без учета понижающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 10 примечания к таблице 1 Постановления № 310, а также с применением повышающего коэффициента, установленного пунктом 5 договоров аренды, свидетельствует об уплате за аренду в излишнем размере. 

Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

Между тем суды трех инстанций при рассмотрении спора не учли следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 № 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

По смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 № 5-О).

С учетом особого значения  лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 ЛК РФ, которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности  принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения,  платность использования лесов.

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, изъятием или без изъятия лесных ресурсов (часть 1 статьи 24 ЛК РФ). Одним из видов использования лесов является заготовка древесины (пункт 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 25, частям 1 и 8 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины - это предпринимательская деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины, которая осуществляется, если иное не установлено данным Кодексом, на основании договоров аренды лесных участков.

          Как установлено частями 2, 3, 4 статьи 29 ЛК РФ, заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами; для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения; запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.

Заготовка древесины на основании договора аренды лесного участка осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.

При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда, заключенных по правилам Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года,  на договоры аренды лесных участков в целях изъятия лесных ресурсов размер арендной платы определяется в соответствии с частью 2 статьи 73 ЛК РФ,  как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденными  Постановлением № 310, и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

По смыслу статьи 74 ЛК РФ приоритет имеет заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежат изменению.

Как следует из материалов дела, подтверждено представителями Комитета и Общества в судебном заседании судебной коллегии, спорные договоры аренды заключены в 2008 году в порядке переоформления заключенных в 2003 году по итогам конкурса договоров аренды лесных участков и приведения их в соответствие с ЛК РФ 2006 года. Представители сторон пояснили, что в договорах 2003 года расчет арендной платы был определен с применением повышающего к установленным ставкам коэффициента 1,2, предусмотренного конкурсной документацией.

Согласно правовой позиции, сформированной в определениях  Судебной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 06.04.2016                          № 307-ЭС15-19171 и от 12.04.2016 № 307-ЭС15-16409, поскольку при переоформлении договоров аренды лесных участков, заключенных по итогам конкурса, не могли быть изменены условия в части объемов лесопользования и арендной платы, повышающий коэффициент как элемент платы, сформированный по итогам торгов, подлежал воспроизведению в переоформленных договорах аренды лесных участков.

Стороны в спорных договорах 2008 года установили порядок расчета арендной  платы как произведение ставки платы за единицу объема лесного ресурса на установленный объем заготовки древесины на арендованном лесном участке с учетом повышающих коэффициентов, утвержденных Постановлением № 310, а также с учетом повышающего коэффициента 1,2.

          В силу части 1 статьи 19 ЛК РФ на лиц, использующих леса, возложены  мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов. Обязанность Общества по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий в соответствии с проектом освоения лесов предусмотрена в пункте 18 договоров аренды.

Ввиду того, что защита и охрана леса в настоящее время имеют приоритетное направление в сфере государственной экономической политики, а также в  целях пресечения правонарушений в сфере лесопользования и незаконной вырубки здоровой древесины под видом проведения санитарно-оздоровительных мероприятий (сплошной санитарной рубки, при проведении которой объемы древесины в силу части 3 статьи 60.8 ЛК РФ не включаются в расчетную лесосеку), Федеральным законом от 30.12.2015 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов», вступившим в действие с 01.10.2016, положения данного Кодекса дополнены главой 3.1 «Защита лесов» в составе статей 60.1 - 60.11. Данной главой   детально урегулированы правила и порядок осуществления защитных мероприятий, увеличено количество отчетности, которую должны представлять лесопользователи  под контролем уполномоченных органов.

Защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов (часть 1 статьи 60.2 ЛК РФ).

Согласно статье 60.3 ЛК РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.

Меры санитарной безопасности в лесах, указанные в пунктах 3 - 5 части 1 данной статьи, осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 60.7 ЛК РФ,  пунктам 16 и 17  Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.09.2016 № 470 (далее – Правила № 470), предупреждение распространения вредных организмов включает в себя проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений. Указанные в  части 1 статьи 60.7 ЛК РФ мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (часть 2 статьи 60.7 ЛК РФ, пункт 5 Правил № 470).

Разработанным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации Порядком проведения ЛПО № 480, действовавшим в спорный период и до 01.01.2021, было  предусмотрено, что проведение такого обследования обеспечивается органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 – 84 ЛК РФ либо гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими использование лесов.

Граждане, юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов (т.е. арендаторы) в случае обнаружения признаков появления вредителей, болезней, неблагополучного состояния, значительного или массового повреждения или поражения обязаны в пятидневный срок с даты обнаружения проинформировать об этом уполномоченные органы (пункт 3 Порядка проведения ЛПО № 480).

Информация, указанная в пункте 3 данного Порядка, направляется в письменном или электронном виде с указанием места выявления повреждения, причины повреждения (с описанием признаков повреждения), поврежденной породы деревьев, примерной площади повреждения и контактных данных заявителя: фамилия, имя, отчество (при наличии) и телефон). Проверка данной информации,  проводится уполномоченными органами в 30-дневный срок с момента ее получения  (пункты 4 и 5 Порядка  проведения ЛПО № 480).

По результатам осуществления лесопатологического обследования составляется соответствующий акт лесопатологического обследования по форме, утвержденной указанным нормативным правовым актом.

При этом первичные документы лесопатологического обследования насаждений -  акты лесопатологического обследования являются основанием для внесения изменений в акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, что, в свою очередь, является основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения (пункт 2.1 приказа Министерства природных ресурсов  и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение»).

Пунктом 10 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и эклоги Российской Федерации от 27.02.2017 № 72 (далее - Состав лесохозяйственных регламентов)  предусмотрено, что разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями   81 - 84 ЛК РФ.

Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования. Виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки и другие параметры использования лесов, ограничения использования лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 11 Состава лесохозяйственных регламентов).

Согласно пункту 16 Состава лесохозяйственных регламентов внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в том числе  в случаях изменения структуры и состояния лесов, выявленных в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, а также в результате лесопатологических обследований; осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов (по результатам их осуществления).

Пунктами 17 и 18 Состава лесохозяйственных регламентов предусмотрено, что внесение изменений в лесохозяйственные регламенты по результатам осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов осуществляется ежегодно не позднее 30 января года, следующего за отчетным.

При внесении изменений анализируются материалы специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, лесоустройства, лесопатологических обследований, рассчитываются новые нормативы, параметры и сроки использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов.

В соответствии с пунктом 33 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69, внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды; внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов.

Методическими рекомендациями по проведению государственной инвентаризации лесов, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.2011 № 472, предусмотрено, что сплошные санитарные рубки - это рубки, проводимые для полной замены насаждений, потерявших биологическую устойчивость в результате массового повреждения деревьев вредными насекомыми, болезнями, пожарами и другими неблагоприятными факторами. Сплошные санитарные рубки проводят на участках с насаждениями, утратившими биологическую устойчивость, при невозможности сохранить их, оздоровив выборочными санитарными рубками.

Правительство Российской Федерации постановлением от 12.11.2016             № 1158 утвердило Положение об осуществлении контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.

Пунктами 2 и 3 данного постановления установлено, что территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства осуществляют контроль за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов,  предусмотренных актами лесопатологических обследований, и  обоснованностью мероприятий, предусмотренных такими актами. Акт обследования не позднее 3 рабочих дней со дня его утверждения размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет, в территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства.

Таким образом, в соответствии с действующим с 2016 года законодательством ликвидация лесопользователями, в том числе арендаторами на предоставленных в аренду лесных участках, очагов вредных организмов, а также предупреждение распространения вредных организмов путем рубки деревьев осуществляется в следующем порядке:

1) составление акта лесопатологического обследования, который подлежит размещению на сайте уполномоченного органа и направлению в территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства;

2) внесение изменений в государственный лесной реестр;

3) внесение изменений в лесохозяйственный регламент лесничества;

4) внесение изменений в проект освоения лесов;

5) внесение изменений в договоры аренды лесных участков.

Согласно ЛК РФ 2006 года, по общему правилу, изменение условий договоров аренды лесного участка, заключенного по итогам торгов, не допускается.

Вместе с тем Федеральным законом от 29.06.2015 № 206-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений» (далее – Закон № 206-ФЗ), вступившим в силу с 01.10.2015, в Лесной кодекс Российской Федерации внесена статья 74.1, которой регулируется порядок изменения и расторжения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе заключенного по итогам торгов.

Частью 1 данной статьи предусмотрено, что изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Лесным кодексом Российской Федерации.

Изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр (часть 2 статьи 74.1 ЛК РФ).

В силу части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению судав случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Толкование указанных норм, действовавших в период подписания сторонами дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков, позволяет сделать вывод о том, что  внесение изменений в договор аренды, заключенного по итогам торгов, стало возможно в судебном порядке и при наличии установленных законом оснований.

Поскольку в результате повреждения лесных участков по причине лесных пожаров, ветровалов, вредными организмами изменяются количественные и качественные характеристики лесного участка, что отражается в актах  лесопатологического обследования, а затем в государственном лесном реестре, внесение изменений в договор аренды относительно количественных и качественных характеристик лесных участков и зависящих от данных показателей целей и объемов лесопользования, в том числе санитарных рубок, возможно также только по решению суда.

Судебный контроль позволит предотвратить злоупотребления при осуществлении лесопользования (в том числе предотвратить вырубку ликвидной древесины под видом сплошной санитарной рубки), проверить наличие и отсутствие оснований, при которых законодатель связывает возможность внесения изменений в договор,  соблюдение  установленного приведенными нормами лесного законодательства порядка осуществления защитных (санитарных) мероприятий, размещение информации об актах лесопатологического обследования на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», направление такой информации в территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства с целью контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов,  предусмотренных актами лесопатологических обследований, и обоснованностью мероприятий, указанных в актах.

Спорными договорами аренды предусмотрено лесопользование арендатора в виде выборочной рубки ликвидной древесины спелых, перестойных лесных насаждений, выборочной рубки ухода за лесом и выборочной санитарной рубки.

В заключенных сторонами дополнительных соглашениях, которые истец представил в обоснование заявленных требований о взыскании переплаты по договорам аренды в связи с неправильным расчетом арендной платы за выполненные им санитарные рубки на арендованных лесных участках в период с 2017 по 2018 годы, указано следующее: в связи с существенными изменениями обстоятельств вследствие природных явлений согласно утвержденным актам лесопатологических обследований, являющихся основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, стороны пришли к соглашению о необходимости произвести перерасчет арендной платы и внести изменения в приложения № 1 (цели и объемы лесопользования на лесных участках), 2 (сроки внесения измененной арендной платы), 3 (расчет арендной платы на соответствующий год).

В материалах дела имеются следующие заключенные в указанный период дополнительные соглашения с измененными условиями лесопользования:

- к договору от 16.12.2008 № 2-2008-12-177-З три соглашения:                         от  21.09.2017 (объем ликвидной древесины составил 29 753 куб.м, включая объем рубки спелых и перестойных насаждений 17 000 куб.м, объем рубки при уходе за лесом 300 куб.м, объем сплошной санитарной рубки 12 453 куб.м),                        от 20.04.2018 (объем ликвидной древесины составил 62 791 куб.м, включая объем рубки спелых и перестойных насаждений 17 000 куб.м, объем рубки ухода за лесом 300 куб.м, объем сплошной санитарной рубки 45 491 куб.м),                              от 30.08.2018 (объем ликвидной древесины составил 79 558 куб.м, включая объем рубки спелых и перестойных насаждений 17 000 куб.м, объем рубки ухода за лесом 300 куб.м, объем сплошной санитарной рубки 62 258 куб.м);

- к договору от 16.12.2008 № 2-2008-12-179-З шесть соглашений:  от 01.09.2017 (объем ликвидной древесины составил 28 461 куб.м, включая объем рубки спелых и перестойных насаждений 20 000 куб.м, объем древесины при уходе за лесом 700 куб.м, объем сплошной санитарной рубки 7761 куб.м), от 30.01.2018  (объем ликвидной древесины составил 62 041 куб.м, включая объем рубки спелых и перестойных насаждений 20 000 куб.м, объем древесины при уходе за лесом  700 куб.м, объем сплошной санитарной рубки 41 341 куб.м),       от 19.03.2018 (объем ликвидной древесины 93 043 куб.м, включая объем рубки спелых и перестойных насаждений 20 000 куб.м, объем древесины при уходе за лесом 700 куб.м, объем сплошной санитарной рубки 72 343 куб.м),                           от 20.04.2018 (объем ликвидной древесины составил 102 355 куб.м,  включая объем рубки спелых и перестойных насаждений 20 000 куб.м, объем древесины при уходе за лесом 700 куб.м, объем сплошной санитарной рубки 81 655 куб.м), от 30.08.2018 (объем ликвидной древесины составил 139 089 куб.м, включая объем рубки спелых и перестойных насаждений 20 000 куб.м, объем древесины при уходе за лесом  700 куб.м, объем сплошной санитарной рубки 118 389 куб.м), от 19.11.2018 (объем ликвидной древесины составил 189 965 куб.м, включая объем рубки спелых и перестойных насаждений 20 000 куб.м, объем древесины при уходе за лесом 700 куб.м, объем сплошной санитарной рубки 169 265 куб.м);

- к договору от 16.12.2008 № 2-2008-12-188-З два соглашения: от 10.05.2017 (объем ликвидной древесины составил 9500 куб.м, включая объем рубки спелых и перестойных насаждений 7300 куб.м, объем древесины при уходе за лесом 2200 куб.м), от 20.04.2018 (объем ликвидной древесины составил 11 533 куб.м, включая объем рубки спелых и перестойных насаждений 7293 куб.м, объем древесины при уходе за лесом 2207 куб.м, объем сплошной санитарной рубки 2033 куб.м).

Как следует из приложений к указанным дополнительным соглашениям, стороны определили, что объем всех видов рубки – это объем ликвидной древесины, рассчитали арендную плату за весь объем исходя из ставок, предусмотренных Постановлением № 310 при обычных рубках,  и установленного договорами повышающего конкурсного коэффициента 1,2.

Содержание термина «степень повреждения насаждений» в  Постановлении № 310 не раскрыто, пункт 10 примечания к таблице 1 этого постановления утратил силу в январе 2020 года. В мае 2015 года утратило силу Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденное приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 № 523,  в котором было дано определение указанного термина - процент деловой древесины, поврежденной вредными организмами до полной потери товарности, от объема деловой древесины, определенной по материалам отвода лесосеки.

В соответствии с пунктом 18 действовавшего в спорный период  Порядка проведения ЛПО № 480 при лесопатологическом обследовании определяются таксационная характеристика по обследуемому лесотаксационному выделу, при необходимости по лесопатологическому выделу, причины ослабления и гибели насаждений, характер усыхания, распределение деревьев по категориям состояния или степени объедания (доля деревьев на поврежденном лесном участке с визуальными признаками повреждения, выраженная в процентах, или уровень повреждения отдельных частей дерева) в % от запаса насаждения, а также признаков повреждений деревьев и доли поврежденных деревьев с наличием этих признаков.

Согласно пункту 47 указанного Порядка № 480 по результатам лесопатологического обследования инструментальным способом в акте лесопатологического обследования указываются процент выборки деревьев по категориям состояния, назначения мероприятий, степень поражения лесного насаждения, причины повреждения и гибели лесных насаждений.

Суды, проанализировав положения нормативных актов, действовавших до мая  2015 года, и положения Порядка проведения ЛПО № 480,  пришли к выводу о том, что указанному в Постановлении № 310 показателю «степень повреждения насаждений» исходя из придаваемого ему смысла ранее действующим законодательством, соответствует поименованный в действовавшем в спорный период законодательстве Российской Федерации такой показатель, как «доля поврежденных деревьев, %» (доля деревьев на поврежденном лесном участке в % от запаса насаждений).

Комитет полагает, что данные понятия являются самостоятельными и  не зависят друг от друга. Общество при расчете неосновательного обогащения необоснованно использовало такой показатель как процент выборки деревьев по запасу, указанный в пункте 2.3 и графе 32 приложения 1.1 актов лесопатологического обследования, что не соответствует показателю «доля поврежденных деревьев %», установленному в графе 30 приложения 1.1. Примененный процент  не отражает степень повреждения  лесных насаждений. Степенью повреждения насаждений может являться отношение объема дровяной и неликвидной древесины к общему объему древесины на лесосеке, определенной по материалам отвода, выраженной в процентах.

Однако расчет платы с применением надлежащего, по мнению Комитета, показателя в деле отсутствует.

Кроме того, стороны не дали пояснений (а суды не исследовали), почему в представленных в материалы дела дополнительных соглашениях объемы древесины, полученной в результате санитарной рубки, включены в общий объем ликвидной древесины, вырубленной Обществом на арендованных участках.

Суды, делая вывод о том, что истец переплатил за аренду, поскольку при расчете арендной платы за объемы древесины, вырубленной Обществом при проведении сплошных санитарных рубок, необходимо было корректировать ставки, установленные Постановлением № 310, путем их умножения на понижающие коэффициенты, предусматривающие степень повреждения лесных насаждений, не учли, что спорные дополнительные соглашения, изменяющие условия договоров в части целей, объемов и оплаты лесопользования, заключены сторонами во внесудебном порядке, не проверили соблюдение сторонами предусмотренного лесным законодательством существующего порядка определения необходимости и объема санитарной рубки (размещение на сайте уполномоченного органа актов лесопатологического обследования, направление его в территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства, внесение изменений в государственный лесной реестр, лесохозяйственный регламент лесничества, проект освоения лесов), при том, что предусмотренные в большинстве соглашений объемы сплошных санитарных рубок в несколько раз превышают допустимый объем рубки основанного вида пользования (рубка спелых и перестойных насаждений).

Установление данных обстоятельств имеет существенное значение для правильного разрешения спора о взыскании с Комитета части внесенной Обществом арендной платы, поскольку в случае, если дополнительные соглашения, допускающие осуществление сплошной санитарной рубки, заключены с нарушением приведенного порядка,  при расчете арендной платы за указанные в дополнительных соглашениях объемы  вырубленной ликвидной древесины, не могут быть применены ставки с понижающими коэффициентами, предусмотренные действовавшим в спорный период  пунктом 10 примечания к таблице 1 Постановления № 310, а следовательно,  не будет оснований считать, что Общество вправе требовать взыскания из бюджета денежных средств, уплаченных в размере арендной платы, установленной договорами аренды.

Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия считает, что  решение от 03.12.2019, постановление апелляционного суда от 19.05.2020 и постановление окружного суда от 27.08.2020 приняты с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, поэтому  указанные судебные акты на основании части 1 статьи 291.11 АПК РФ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства, на основании установленных обстоятельств принять законное и обоснованное решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2019, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020 и постановление Арбитражного суда  Северо-Западного округа от 27.08.2020 по делу № А56-45936/2019 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.

Председательствующий                                                         И.Л. Грачева

Судьи                                                                            А.Н. Маненков

                                                                                        Г.Г. Попова