ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 41-АД20-14 от 11.01.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 41.-АД20-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 11 января 2021 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника - адвоката Михайленко О.В., действующего  в интересах Централизованной религиозной организации «Религиозная  Ассоциация Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в России»,  на вступившие в законную силу постановление от 22.08.2017 № 10-17-966/2017,  вынесенное заместителем главного государственного инспектора Ростовской  области по использованию и охране земель, решение судьи Октябрьского  районного суда города Ростова-на-Дону от 11.12.2017, решение судьи  Ростовского областного суда от 09.02.2018 № 11-172/2018 и постановление  заместителя председателя Ростовского областного суда от 06.08.2018 № 4а- 683/2018, состоявшиеся в отношении Централизованной религиозной  организации «Религиозная Ассоциация Церкви Иисуса Христа Святых  последних дней в России» (далее также - Централизованная религиозная  организация, организация) по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением от 22.08.2017 № 10-17-966/2017, вынесенным  заместителем главного государственного инспектора Ростовской области по  использованию и охране земель, оставленным без изменения решением судьи  Октябрьского районного суда города Ростова-на-Дону от 11.12.2017, решением  судьи Ростовского областного суда от 09.02.2018 № 11-172/2018 и  постановлением заместителя председателя Ростовского областного суда от  06.08.2018 № 4а-683/2018, организация признана виновной в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях


с назначением административного наказания в виде административного штрафа  в размере 100 000 рублей. 

Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 05.02.2019  названные акты оставлены без изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации в порядке  применения положений, содержащихся в части 4 статьи 30.16 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми  установлено, что повторные подача жалоб, принесение протестов по тем же  основаниям в суд, ранее рассмотревший вступившие в законную силу  постановление по делу об административном правонарушении, решения  по результатам рассмотрения жалоб, протестов на такое постановление,  не допускаются, защитник - адвокат Михайленко О.В. выражает несогласие с  указанными актами, вынесенными в отношении организации по данному делу  об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности и  ссылаясь на определение Конституционного Суда Российской Федерации  от 14.01.2020 № З-О, принятое по жалобе организации и содержащее правовые  позиции по применению, в частности, части 1 статьи 8.8 указанного Кодекса. 

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению  жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об  административном правонарушении в полном объеме. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении  и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам. 

Из пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (нормы,  цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей  на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для  привлечения Централизованной религиозной организации к административной  ответственности) следует, что земли в Российской Федерации, подразделяемые  по целевому назначению на указанные в пункте 1 этой статьи категории,  используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.  Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или  иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием  территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются  федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.  Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием  территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений  и процедур согласования. 

В силу положений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации  собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками 


земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные  участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не  должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному  объекту; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом,  федеральными законами. 

В соответствии с частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях использование земельного участка не  по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной  категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением  случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 указанной статьи, влечет  наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая  стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента  кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей;  на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного  участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2  процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч  рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного  участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на  должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на  юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения  Централизованной религиозной организации постановлением должностного  лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи  8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  послужили выводы об использовании организацией земельного участка,  расположенного по адресу: город Ростов-на-Дону, улица <...>,  площадью 3582 кв.м. (кадастровый номер: <...>), с нарушением  установленного для него вида разрешенного использования «для эксплуатации  комплекса сооружений ГО, существующего административного здания». Как  следует из названного постановления, привлекаемому к административной  ответственности лицу вменено то, что принадлежащие ему помещения,  находящиеся в размещенном на данном земельном участке нежилом здании,  которые были переданы Местной религиозной организации Церкви Иисуса  Христа Святых последних дней в Ростовской области (входящей в структуру  организации, далее - Местная религиозная организация), в нарушение  установленного вида разрешенного использования земельного участка  используются не только в качестве административного здания, но и культового  объекта для совершения богослужений, религиозных обрядов и культовых  церемоний. 

Судебные инстанции, рассмотревшие жалобы на постановление  должностного лица, с принятым им решением согласились. 


Вместе с тем данные выводы являются преждевременными ввиду  следующего. 

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от  14.01.2020 № З-О, принятом по жалобе Централизованной религиозной  организации «Религиозная Ассоциация Церкви Иисуса Христа святых  последних дней в России» на нарушение конституционных прав и свобод  частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, пунктом 2 статьи 7 и абзацем вторым статьи 42 Земельного  кодекса Российской Федерации», указано, что действующее правовое  регулирование, позволяя гражданам использовать принадлежащие им жилые  помещения для богослужений, других религиозных обрядов и церемоний,  предполагает и соблюдение - с учетом публичных интересов - пределов такой  возможности, а именно: недопустимо такое использование помещения, при  котором оно, утратив признаки жилого, приобретает характеристики  культового или административного (служебного) помещения религиозной  организации. Следовательно, предоставление религиозной организации  гражданами - собственниками жилых помещений возможности проводить в них  богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также использовать  адрес жилого помещения в качестве адреса религиозной организации  не является нарушением закона и не может служить основанием для  привлечения таких граждан к ответственности, предусмотренной частью 1  статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, при том, однако, условии, что сохраняется установленный  законодателем для жилых помещений правовой режим, исключающий  придание им иного - культового значения, когда они используются на  постоянной основе именно религиозной организацией для осуществления ее  уставной деятельности, включая размещение руководящих органов.  Правоприменителям же, рассматривающим вопрос о привлечении к  административной ответственности (в том числе предусмотренной частью 1  статьи 7.21 названного Кодекса за использование жилых помещений не по  назначению), необходимо исходить из всей совокупности фактических  обстоятельств, свидетельствующих о трансформации жилого помещения в  культовое или административное (служебное). 

Формулируя данный правовой подход, Конституционный Суд Российской  Федерации в упомянутом определении сослался на постановление  Конституционного Суда Российской Федерации от 14.11.2019 № 35-П, которым  абзац второй статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации и часть 1  статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях признаны не противоречащими Конституции Российской  Федерации, поскольку содержащиеся в них положения - по своему  конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового  регулирования - не предполагают привлечения к административной  ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 данного Кодекса, 


собственника земельного участка с видом разрешенного использования - для  ведения личного подсобного хозяйства и расположенного на данном земельном  участке жилого помещения в случаях предоставления религиозной организации  возможности совершать в этом жилом помещении богослужения, другие  религиозные обряды и церемонии, а также использовать адрес этого жилого  помещения в качестве адреса религиозной организации и не допускают такого  использования этого жилого помещения религиозной организацией, когда оно,  фактически утратив признаки жилого, приобретает характеристики культового  помещения либо административного (служебного) помещения религиозной  организации. 

При этом Конституционный Суд Российской Федерации в определении  от 14.01.2020 № З-О конкретизировал, что изложенные в постановлении  названного суда от 14.11.2019 № 35-П правовые позиции, раскрывающие  конституционно-правовой смысл абзаца второго статьи 42 Земельного кодекса  Российской Федерации и части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, рассматриваемых в системе  действующего правового регулирования, тЩайз тЩапсНз распространяются и  на ситуацию привлечения к административной ответственности,  предусмотренной за использование земельного участка не по целевому  назначению, собственника земельного участка с видом разрешенного  использования - «в целях эксплуатации административного здания» и  расположенного на нем административного здания, если такой собственник  предоставил религиозной организации возможность осуществлять в указанном  здании богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также  использовать его адрес в качестве адреса религиозной организации. 

Соответственно, часть 1 статьи 8.8 названного Кодекса, пункт 2 статьи 7  и абзац второй статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации в системе  действующего правового регулирования не предполагают привлечения к  административной ответственности за нецелевое использование земельного  участка с видом разрешенного использования «в целях эксплуатации  административного здания» на том лишь основании, что местная религиозная  организация проводит в административном здании, расположенном на данном  земельном участке, богослужения, другие религиозные обряды и церемонии  (помимо осуществления в этом здании иной своей уставной деятельности,  в том числе и административной). 

Привлечение же к административной ответственности за правонарушение,  предусмотренное частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, собственника земельного участка в  связи с проведением в расположенном на нем административном здании  богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в соответствии с  пунктом 2 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных  объединениях», а также с использованием его адреса в качестве адреса 


Местной религиозной организации приводит к ограничению прав религиозных  организаций на свободное распоряжение своим имуществом и свободы  вероисповедания. 

Названным судебным актом Конституционного Суда Российской  Федерации определено, что правоприменительные решения, вынесенные в  отношении Централизованной религиозной организации на основании  положений абзаца второго статьи 42 Земельного кодекса Российской  Федерации и части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в истолковании, расходящемся с их  конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом  Российской Федерации в постановлении от 14.11.2019 № 35-П, а также  с учетом конкретизирующего его обозначенного выше определения, подлежат  пересмотру в установленном порядке 

В ходе рассмотрения настоящего дела об административном  правонарушении защитник - адвокат Михайленко О.В. настаивал на том,  что установленный законодателем правовой режим, исключающий придание  административному зданию иного (в частности, культового) значения,  Централизованной религиозной организацией был сохранен, приводя доводы  (в числе иных) о том, что спорное здание, спроектированное и построенное как  административное, организацией не реконструировалось; при проведении  04.08.2017 прокуратурой Октябрьского района города Ростова-на-Дону  проверки не изучалась внутренняя планировка здания, не устанавливалось  фактическое содержание осуществляемой в здании деятельности; здание  используется Местной религиозной организацией, входящей в структуру  Централизованной религиозной организации, для местонахождения и  осуществления деятельности органов управления, то есть, в качестве  административного здания; в нем проводятся собрания и организационные  совещания, осуществляются социально значимые и благотворительные  мероприятия, не носящие религиозного характера. 

Таким образом, с момента возбуждения дела об административном  правонарушении защитник - адвокат Михайленко О.В. последовательно  приводил доводы о том, что находящееся на земельном участке здание  фактически признаки административного не утратило, а характеристик  культового помещения не приобрело. 

Приведенные заявителем доводы оценки с учетом конституционно- правового смысла норм, выявленного Конституционным Судом Российской  Федерации в названных выше постановлении и определении, при рассмотрении  настоящего дела не получили. Из обжалуемых судебных актов не следует, что  судами дана оценка всей совокупности фактических обстоятельств, и данная  совокупность безусловно свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае  имела место трансформация административного здания в культовое. 


Такое разрешение дела нельзя признать отвечающим установленным  статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях задачам производства по делам об административных  правонарушениях. 

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение  в случаях существенного нарушения процессуальных требований,  предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно  и объективно рассмотреть дело. 

В связи с изложенным решение судьи Октябрьского районного суда города  Ростова-на-Дону от 11.12.2017, решение судьи Ростовского областного суда  от 09.02.2018 № 11-172/2018 и постановление заместителя председателя  Ростовского областного суда от 06.08.2018 № 4а-683/2018, состоявшиеся  в отношении Централизованной религиозной организации по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение судье  Октябрьского районного суда города Ростова-на-Дону. 

При новом рассмотрении дела об административном правонарушении суду  следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить приведенные  доводы и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на  всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в  их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и, правильно применив нормы  материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное  решение. 

При этом, как указано в означенном выше определении Конституционного  Суда Российской Федерации, при решении вопроса об основаниях привлечения  к административной ответственности (в том числе за нецелевое использование  земельного участка) собственника земельного участка и находящегося на нем  административного здания необходимо исходить из всей совокупности  фактических обстоятельств использования административного здания и  требований к использованию конкретного земельного участка, что  не предполагает признания надлежащим (достаточным) основанием  привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1  статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных 


правонарушениях, осуществления в указанном здании богослужений, других  религиозных обрядов и церемоний. 

Содержащиеся в повторно поданной в Верховный Суд Российской  Федерации жалобе доводы, свидетельствующие об отсутствии во вменяемом  Централизованной религиозной организации деянии события  административного правонарушения, подлежат исследованию при новом  рассмотрении дела. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

решение судьи Октябрьского районного суда города Ростова-на-Дону  от 11.12.2017, решение судьи Ростовского областного суда от 09.02.2018 № 11- 172/2018 и постановление заместителя председателя Ростовского областного  суда от 06.08.2018 № 4а-683/2018, состоявшиеся в отношении  Централизованной религиозной организации «Религиозная Ассоциация Церкви  Иисуса Христа Святых последних дней в России» по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  отменить. 

Направить данное дело об административном правонарушении  в отношении названной организации на новое рассмотрение в Октябрьский  районный суд города Ростова-на-Дону. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации СЛ*г Никифоров