ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 88-АД19-7 от 01.07.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 88-АД19-7

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 01 июля 2019 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,  рассмотрев жалобу защитника Сысоевой Л.Ф., действующей на основании  доверенности в интересах департамента дорожной деятельности и  благоустройства администрации г. Томска на вступившие в законную силу  постановление мирового судьи судебного участка № 5 Кировского судебного  района г. Томска от 19 ноября 2018 года, решение судьи Кировского районного  суда г. Томска от 26 декабря 2018 года и постановление заместителя  председателя Томского областного суда от 15 февраля 2019 года, вынесенные в  отношении департамента дорожной деятельности и благоустройства  администрации г. Томска по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Кировского  судебного района г. Томска от 19 ноября 2018 года, оставленным без изменения  решением судьи Кировского районного суда г. Томска от 26 декабря 2018 года  и постановлением заместителя председателя Томского областного суда  от 15 февраля 2019 года, департамент дорожной деятельности и  благоустройства администрации г. Томска признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в  размере 100 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Сысоева Л.Ф. ставит вопрос об изменении судебных актов, вынесенных в  отношении департамента дорожной деятельности и благоустройства  администрации г. Томска по настоящему делу об административном 


правонарушении, путем исключении из них указания по несоблюдению  требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и  содержании дорог, связанному с отсутствием тротуаров для движения  пешеходов по ул. Барнаульской на участке от ул. Смирнова до ул. Стрелочной  в г. Томске. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам. 

Согласно части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения департамента  дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска к  административной ответственности) несоблюдение требований по обеспечению  безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте  и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных  сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в  дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или  прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в  случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного  движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц,  ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других  дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;  на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей. 

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года   № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон  от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения  безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья  граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими  результатами хозяйственной деятельности. 

Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство  Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из  настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых  в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской  Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов  Российской Федерации, муниципальных правовых актов. 

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог  и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации,  регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об  автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и  о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ). 

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона  дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, 


строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию  автомобильных дорог. 

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию  надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее  технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности  дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября  2007 года № 257-ФЗ). 

Согласно пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года   № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог  на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность  дорожного движения. 

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их  содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным  документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных  дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196- ФЗ). 

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к  эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности  дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства  Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного  движения» (далее - Основные положения), установлено, что должностные и  иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и  других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для  движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. 

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных  дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного  самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года   № 257-ФЗ). 

Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003  года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года   № 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим  исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления  муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению  вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных  государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления  федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. 

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от  06 октября 2003 года № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского  округа отнесена и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог  местного значения в границах городского округа и обеспечение  функционирования парковок (парковочных мест), осуществление  муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного  значения в границах городского округа, а также осуществление иных 


полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления  дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской  Федерации. 

В силу пункта 1.10 статьи 40 Устава г. Томска, утвержденного решением  Думы г. Томска от 04 мая 2010 № 1475, администрация г. Томск осуществляет  дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения  в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения  на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок  (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за  сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского,  а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и  осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством  Российской Федерации. 

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами,  Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства  Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от  их имени могут выступать государственные органы, органы местного  самоуправления, а также юридические лица и граждане. 

Положением о департаменте дорожной деятельности и благоустройства  администрации г. Томска, утвержденного решением Думы г. Томска  от 30 октября 2007 года № 683 установлено, что Департамент дорожной  деятельности и благоустройства администрации г. Томска (далее - департамент) является отраслевым органом администрации г. Томск,  осуществляющим управленческие функции в сфере дорожной деятельности,  организации благоустройства территории городского округа, охраны  окружающей среды, а также иных вопросов в соответствии с настоящим  Положением. 

Предметом деятельности департамента является обеспечение в рамках  своей компетенции решения следующих вопросов: дорожная деятельность в  отношении автомобильных дорог местного значения в границах  муниципального образования «г. Томск» и обеспечение безопасности  дорожного движения на них, включая создание и обеспечение  функционирования парковок (парковочных мест), осуществление  муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного  значения в границах городского округа, а также осуществление иных  полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления  дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской  Федерации (в части ремонта и содержания автомобильных дорог) (подпункт 1  пункта 9). 

Департамент осуществляет следующие функции: в сфере дорожной  деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах  городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них  осуществляет ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения в 


границах муниципального образования «г. Томск», включая контроль за  качеством выполняемых работ (пункт 11). 

В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации  «дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения  транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного  сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а  также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их  наличии. 

Приказом Гостехрегулирования от 23 октября 2017 года № 270-ст  утвержден ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования.  Элементы обустройства. Общие требования». Приказом Ростехрегулирования  от 15 декабря 2004 года № 120-ст утвержден ГОСТ Р 52289-2004  «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства  организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков,  разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».  Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст утвержден ГОСТ Р  50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному  состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного  движения. Методы контроля». 

Все требования стандартов являются обязательными и направлены на  обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и  имущества населения, охрану окружающей среды. 

Установленные стандартами требования должны обеспечиваться  организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также  улицы и дороги городов и других населенных пунктов. 

Как усматривается из материалов дела, 25 октября 2018 года в 14 часов 30  минут департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации  г. Томска не принял своевременных и исчерпывающих мер по приведению в  нормативное состояние участка дороги на ул. Барнаульской на участке от  ул. Смирнова до ул. Стрелочной в г. Томске, а именно: на ул. Барнаульской на  покрытии проезжей части отсутствуют линии горизонтальной дорожной  разметки, обозначающие край проезжей части и разделяющей транспортные  потоки, отсутствуют пешеходные переходы; на ул. Барнаульской на участке от  ул. Смирнова до пр-да Баранульского имеются многочисленные повреждения  покрытия проезжей части глубиной до 5 см., по четной стороне улицы дорога  не обустроена тротуаром; на перекрестке ул. Барнаульской и пр-да  Баранульского отсутствуют дорожные знаки приоритета 2.1, 2.4; на ул.  Барнаульской на участке от пр-да Баранульского до ул. Стрелочной имеется  возвышение обочины не отделенной от проезжей части бордюром, от уровня  прилегающей кромки проезжей части на 10 см., дорога не обустроена  тротуарами с двух сторон; дорожные знаки, предупреждающие водителей об  опасности, отсутствуют. 

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в  отношении департамента дорожной деятельности и благоустройства 


администрации г. Томска должностным лицом ЦДТНПБДД ГИБДД УМВД  России по Томской области протокола об административном правонарушении  и привлечения его 19 ноября 2018 года мировым судьей судебного участка   № 5 Кировского судебного района г. Томска к административной  ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Вышестоящими судебными инстанциями выводы мирового судьи  поддержаны. 

Вместе с тем имеются основания для изменения вынесенных по делу актов  по следующим основаниям. 

Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402 утверждена  Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию  автомобильных дорог, которая предназначена для использования при  планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и  формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный  периоды. 

К комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров  ремонтируемых участков автомобильной дороги и/или искусственных  дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической  технической категории, без изменения границ полосы отвода, относятся работы  по устройству недостающих остановочных и посадочных площадок и  автопавильонов на автобусных остановках, тротуаров, туалетов, площадок для  остановки или стоянки автомобилей с обустройством для отдыха участников  движения, смотровыми ямами или эстакадами, с оборудованием знаками и  ограждениями (подпункт «в» подпункта 4 пункта 4 приказа Минтранса России  от 16 ноября 2012 года № 402). 

Решением Думы г. Томска от 30 октября 2007 года № 683 утверждено  Положение о департаменте капитального строительства администрации  г. Томска, которым установлено, что департамент капитального строительства  администрации г. Томска является отраслевым органом администрации  г. Томск, осуществляющим управленческие функции в сфере капитального  строительства на территории муниципального образования «г. Томск», а также  иных вопросов в соответствии с настоящим Положением, и в соответствии с  пунктом 2.1 данного положения предметом его деятельности является  обеспечение в рамках своей компетенции решения вопроса дорожной  деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах  муниципального образования «г. Томск», а также осуществление иных  полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления  дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской  Федерации (в части проектирования, строительства, реконструкции,  капитального ремонта автомобильных дорог). 

Департаменту дорожной деятельности и благоустройства администрации  г. Томска должностным лицом вменено бездействие, связанное с непринятием  своевременных и исчерпывающих мер по приведению в нормативное состояние 


участка дороги на ул. Барнаульской на участке от ул. Смирнова до ул.  Стрелочной в г. Томске, выразившее в отсутствие тротуаров для движения  пешеходов. 

Следовательно, работы по созданию тротуаров, а не ремонт уже  существующих, на данном участке дороги относятся к капитальному ремонту  автомобильных дорог, полномочия, по проведению которого, делегированы  департаменту капитального строительства администрации г. Томска. 

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях по результатам  рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об  изменении постановления по делу об административном правонарушении,  решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные  нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации  об административных правонарушениях могут быть устранены без  возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается  административное наказание или иным образом не ухудшается положение  лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение. 

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного  участка № 5 Кировского судебного района г. Томска от 19 ноября 2018 года,  решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 26 декабря 2018 года и  постановление заместителя председателя Томского областного суда от 15  февраля 2019 года, вынесенные в отношении департамента дорожной  деятельности и благоустройства администрации г. Томска по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  подлежат изменению путем исключения из них указания на то, что департамент  дорожной деятельности и благоустройства администрации г. Томска допустил  бездействие, связанное с не принятием своевременных и исчерпывающих мер  по приведению в нормативное состояние участка дороги на ул. Барнаульской от  ул. Смирнова до ул. Стрелочной в г. Томске, выразившее в отсутствие  тротуаров для движения пешеходов. 

Исключение изложенного выше вывода не может повлечь ухудшение  положения лица, в отношении которого вынесено названное постановление. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

жалобу защитника Сысоевой Л.Ф. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Кировского  судебного района г. Томска от 19 ноября 2018 года, решение судьи Кировского  районного суда г. Томска от 26 декабря 2018 года и постановление заместителя  председателя Томского областного суда от 15 февраля 2019 года, вынесенные в 


отношении департамента дорожной деятельности и благоустройства  администрации г. Томска по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, изменить: исключить из них указание на  то, что департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации  г. Томска допустил бездействие, связанное с не принятием своевременных и  исчерпывающих мер по приведению в нормативное состояние участка дороги  на ул. Барнаульской от ул. Смирнова до ул. Стрелочной в г. Томске,  выразившее в отсутствие тротуаров для движения пешеходов. 

В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации В.П. Меркулов