ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № АКПИ19-513 от 29.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АКПИ 19-513

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Москва 29 августа 2019 г. 

Верховный Суд Российской Федерации в составе  судьи Верховного Суда 

Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Комиссаровой Н.Н.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению Кирик Натальи Николаевны о  признании недействующим пункта 53 Порядка выдачи листков  нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 624н, 

установил:

приказом Министерства здравоохранения и социального развития  Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 624н (далее - Приказ) утвержден  Порядок выдачи листков нетрудоспособности (далее - Порядок). Нормативный  правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации  (далее - Минюст России) 7 июля 2011 г., регистрационный № 21286,  официально опубликован 11 июля 2011 г. в «Российской газете». 

Согласно пункту 53 Порядка женщине, усыновившей ребенка в возрасте  до 3-х месяцев, листок нетрудоспособности выдается со дня усыновления на  период до 70 календарных дней (при одновременном усыновлении двух или  более детей - на 110 календарных дней) со дня рождения ребенка. 

Кирик Н.Н., являющаяся матерью ребенка, родившегося от суррогатной  матери, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с  административным исковым заявлением о признании недействующим  приведенного пункта Порядка, ссылаясь на то, его положение нарушает ее  конституционные права на охрану материнства и детства, поскольку не 


предусматривает выдачи листка нетрудоспособности по беременности и родам  родителю, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, при  рождении ребенка суррогатной матерью. 

В судебном заседании административный истец Кирик Н.Н. поддержала  заявленное требование и просила его удовлетворить. 

Административный ответчик Министерство здравоохранения Российской  Федерации (далее - Минздрав России), заинтересованные лица: Министерство  труда и социальной защиты населения Российской Федерации (далее - Минтруд России) и Минюст России - в письменных возражениях на  административный иск указали, что Приказ издан уполномоченным  федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка  введения в действие, не противоречит нормативным правовым актам большей  юридической силы, прав и свобод административного истца не нарушает. 

В судебном заседании представители Минздрава России - Андре А.А.,  Минтруда России - Ерохина Ю.В., Минюста России - Максутов Р.А., а также  представитель Фонда социального страхования Российской Федерации,  привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица (далее - ФСС России) - Фимушкина Е.Р. просили отказать в удовлетворении  административного искового заявления. 

Выслушав стороны, заинтересованных лиц, проверив оспариваемое  нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам,  имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф.,  полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению,  Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для  удовлетворения заявленного требования. 

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на  случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются  Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном  социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с  материнством» (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ). 

В соответствии с частью 5 статьи 13 данного федерального закона (в  редакции, действовавшей на дату издания Приказа) для назначения и выплаты  пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам  застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный  медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по  выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере труда и социальной защиты населения и социального  страхования. 

Согласно пункту 1 и подпункту 5.2.100(82-1) пункта 5.2 Положения о  Министерстве здравоохранения и социального развития Российской  Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской  Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (утратило силу 10 июля 2012 г.), 


Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации  (далее - Минздравсоцразвития России) являлось федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере  социального страхования, и на основании и во исполнение Конституции  Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных  законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской  Федерации самостоятельно принимало форму листка нетрудоспособности и  порядок его выдачи. 

Действуя в рамках предоставленных полномочий, Минздравсоцразвития  России издало Приказ, утвердивший Порядок. 

Приказ в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных  правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их  государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства  Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, был зарегистрирован  Минюстом России по результатам проведенных правовой и  антикоррупционной экспертиз и введен в действие с соблюдением порядка его  опубликования. 

Действующей редакцией части 5 статьи 13 Федерального закона   № 255-ФЗ форма, порядок выдачи и порядок оформления листков  нетрудоспособности, а также порядок формирования листков  нетрудоспособности в форме электронного документа устанавливается  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по  выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и  реализации государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и Фондом  социального страхования Российской Федерации. 

Таким органом в силу положений пункта 1 и подпункта 5.2.85 пункта 5.2  Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации,  утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации  от 19 июня 2012 г. № 608, является Минздрав России, который на основании и  во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской  Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает  форму листка нетрудоспособности, порядок и в установленных законом  случаях срок его выдачи, в том числе в связи с беременностью и родами, при  усыновлении ребенка, а также случаи выдачи фельдшерами, зубными врачами  листков нетрудоспособности при проведении экспертизы временной  нетрудоспособности (по согласованию с Минтруд России и ФСС России). 

Часть первая статьи 183 Трудового кодекса Российской Федерации  (далее - ТК РФ) закрепляет, что при временной нетрудоспособности 


работодатель выплачивает работнику пособие по временной  нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. 

Статьей 10 Федерального закона № 255-ФЗ установлена  продолжительность выплаты пособия по беременности и родам. 

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по  беременности и родам выплачивается со дня его усыновления и до истечения  70 (в случае одновременного усыновления двух и более детей - ПО)  календарных дней со дня рождения ребенка (детей) (часть 2 статьи 10  Федерального закона № 255-ФЗ). 

Таким образом, оспариваемая норма полностью соответствует  положению Федерального закона № 255-ФЗ. 

Частью первой статьи 255 ТК РФ предусмотрено, что женщинам по их  заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка  нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам  продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84)  календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при  рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с  выплатой пособия по государственному социальному страхованию в  установленном федеральными законами размере. 

Из содержания приведенной нормы следует, что государство гарантирует  предоставление женщинам на период, непосредственно предшествующий и  непосредственно следующий за рождением ребенка, отпуск по беременности и  родам, а также материальное обеспечение на данный период в виде пособия по  государственному социальному страхованию в целях охраны здоровья  женщины в период беременности и восстановления после родов, создания  социальных условий для рождения детей (решение Верховного Суда  Российской Федерации от 14 ноября 2012 г. по делу № АКПИ12-1204). 

Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по  беременности и родам осуществляются на основании листка  нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа  на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица)  сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в  форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной  квалифицированной электронной подписи медицинским работником и  медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и  страхователь являются участниками системы информационного  взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка  нетрудоспособности в форме электронного документа (часть 5 статьи 13  Федерального закона № 255-ФЗ). 

Из изложенного следует, что в соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации пособие по беременности и родам  выдается беременной женщине на установленный период до родов и после  родов. 


Часть 9 статьи 55 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.   № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»  (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) определяет понятие суррогатного  материнства, которое представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в  том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между  суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса  донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки  использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых  вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям. 

При суррогатном материнстве в силу части 10 статьи 55 Федерального  закона № 323-ФЗ медицинское вмешательство осуществляется в отношении  суррогатной матери. 

В случае суррогатного материнства отпуск на период беременности и  родов предоставляется только суррогатной матери, поскольку в период  вынашивания и рождения ребенка суррогатной матерью генетическая мать не  теряет свою трудоспособность, соответственно, листок нетрудоспособности ей  не выдается. 

Пособие по беременности и родам является одним из видов страхового  обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 2 части 1 статьи I4  Федерального закона № 255-ФЗ). 

Целевым предназначением данного пособия является частичное  возмещение заработка, утраченного застрахованным лицом в связи с  наступлением страхового случая, то есть целью данного пособия является не  возмещение расходов в связи с появлением ребенка в семье, а частичная  компенсация утрачиваемого женщиной заработка в период, когда она не может  осуществлять трудовую деятельность по медицинским показаниям. 

Статьей 3 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах  обязательного социального страхования» (далее - Федеральный  закон № 165-ФЗ) страховой случай определен как свершившееся событие, с  наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных  случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей  осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию. 

При этом страховым случаем, при наступлении которого предоставляется  страховое обеспечение в виде пособия по беременности и родам, являются  беременность и роды (пункт I1 статьи 7 Федерального закона № 165-ФЗ и  часть 2 статьи I3 Федерального закона № 255-ФЗ). 

Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай  временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с  Федеральным законом № 255-ФЗ, являются застрахованными лицами (часть 2  статьи 2 Федерального закона № 255-ФЗ). 

Статьей 10 Федерального закона № 255-ФЗ установлено, что пособие по  беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за  весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в 


случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в  случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - ПО)  календарных дней после родов (часть 1). При усыновлении ребенка (детей) в  возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается со  дня его усыновления и до истечения 70 (в случае одновременного усыновления  двух и более детей -110) календарных дней со дня рождения ребенка (детей)  (часть 2). 

При суррогатном материнстве у генетической матери отсутствует факт  наступления страхового случая - беременность и роды, а также утрата  заработка, на возмещение которого направлена выплата пособия по  беременности и родам, в связи с чем указанное пособие генетической матери не  назначается. 

Исключительным случаем, при котором выдается листок  нетрудоспособности и устанавливается пособие по беременности и родам при  отсутствии у женщины беременности и родов, является усыновление ребенка  (детей) в возрасте до 3-х месяцев. 

Работникам, усыновившим ребенка, частью первой статьи  257 ТК РФ предусмотрено предоставление отпуска на период со дня  усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения  усыновленного ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более  детей - 110 календарных дней со дня их рождения. 

Женщинам, усыновившим ребенка, по их желанию вместо отпуска,  указанного в части первой данной статьи, предоставляется отпуск по  беременности и родам на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70  календарных дней, а при одновременном усыновлении двух и более детей - 110  календарных дней со дня их рождения (часть четвертая статьи 257 ТК РФ). 

Порядок усыновления детей регламентирован Семейным кодексом  Российской Федерации. Усыновление производится судом по заявлению лиц  (лица), желающих усыновить ребенка. Права и обязанности усыновителя и  усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения  суда об усыновлении ребенка (статья 125 Семейного кодекса Российской  Федерации). 

Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке,  установленном для государственной регистрации актов гражданского  состояния. 

При этом согласно статье 42 Федерального закона от 15 ноября 1997 г.   № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее - Федеральный закон   № 143-ФЗ) в запись акта об усыновлении вносятся сведения (фамилия, имя,  отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (вносится по  желанию усыновителя), место жительства усыновителя (усыновителей). 

При государственной регистрации рождения ребенка по заявлению  супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях  его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт  рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской 


организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины,  родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов  родителями ребенка (пункт 5 статьи 16 Федерального закона   № 143-ФЗ). 

Таким образом, суррогатное материнство завершается рождением  ребенка суррогатной матерью и регистрацией его генетических родителей в  органах записи актов гражданского состояния в качестве родителей этого  ребенка на основании соответствующих медицинских документов и согласия  женщины, родившей его. 

Из изложенного следует, что содержание оспариваемого пункта Порядка,  определяющее лиц, которым выдается листок нетрудоспособности, и сроки его  выдачи, в полной мере соответствует правовым нормам ТК РФ и Федерального  закона № 255-ФЗ. 

Вместе с этим следует учитывать, что в соответствии с частями первой и  второй статьи 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по  уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки  выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период  указанного отпуска определяются федеральными законами. По желанию  работников, усыновивших ребенка (детей), им предоставляется отпуск по уходу  за ребенком до достижения им (ими) возраста трех лет. 

В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О  государственных пособиях гражданам, имеющим детей» у генетической матери  есть право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком со дня  предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста  полутора лет. 

Следовательно, застрахованные лица, в том числе один из родителей, чьи  половые клетки использовались для оплодотворения, не лишены возможности  оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. 

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается  застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам),  фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по  уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до  достижения ребенком возраста полутора лет (часть 1 статьи 11 Федерального  закона № 255-ФЗ). 

Кроме того, государственная поддержка материнства и детства не  ограничивается системой государственных пособий гражданам, имеющим  детей. Она носит комплексный характер и включает права, льготы и иные  социальные меры, в том числе предусмотренные законодательством  Российской Федерации о социальной помощи, занятости, образовании,  здравоохранении, налогах, в связи с чем довод административного истца о  нарушении ее прав является необоснованным. 

Какие-либо нормативные правовые акты, имеющие более высокую  юридическую силу и устанавливающие иной порядок выдачи листка 


нетрудоспособности по беременности и родам, чем оспариваемый Приказ,  отсутствуют. 

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации по результатам  рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного  правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении  заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части  нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному  правовому акту, имеющему большую юридическую силу. 

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской  Федерации 

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Кирик Натальи  Николаевны о признании недействующим пункта 53 Порядка выдачи листков  нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 624н,  отказать. 

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия  в окончательной форме. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации А.М. Назарова