ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А09-16471/16 от 23.05.2019 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

30 мая 2019 года

Дело №А09-16471/2016

г. Калуга

Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2019.

Постановление изготовлено в полном объеме 30.05.2019.

            Арбитражный суд Центрального округа  в составе:

председательствующего

Толкачевой И.Ю.

судей

Серокуровой У.В.

Шильненковой М.В.

при участии в заседании:

от истца

  Мамичевой В.В., представителя по доверенности № 1 от 09.01.2019;

от ответчика

от третьих лиц

  Свиридовой Н.М., представителя по доверенности от 13.05.2019 (до перерыва);

представители не явились, извещены надлежаще,

рассмотрев в открытом судебномзаседании кассационную жалобу                                              общества с ограниченной ответственностью "Брянская коммунальная служба" на решение Арбитражного суда Брянской области от 03.10.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 по делу №А09-16471/2016,

                                                 УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Спецавтопредприятие", г. Брянск (далее - ООО "Спецавтопредприятие", истец), обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Брянская коммунальная служба" (далее - ООО "Брянская коммунальная служба", ответчик) о взыскании 883 804 руб. 68 коп. за оказанные услуги по договору возмездного оказания услуг по вывозу и передаче на утилизацию отходов потребления № 50147 от 31.07.2014 с учетом дополнительных соглашений за период с марта 2016 года по июль 2017 года (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены   ОАО "Чистая планета" и ООО "РИРЦ" Брянской области.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 03.10.2018 (судья Прокопенко Е.Н.) исковые требования удовлетворены.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 (судьи Мордасов Е.В., Большаков Д.В., Тимашкова Е.Н.) решение Арбитражного суда Брянской области от 03.10.2018 оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, ООО "Брянская коммунальная служба" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права.

В судебном заседании 16.05.2019 представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Пояснил также, что в настоящее время в суде первой инстанции находится значительное количество исков ОАО "Чистая планета" к управляющим организациям о взыскании задолженности за оказанные услуги по утилизации ТБО.

Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 23.05.2019.

После перерыва в судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации в Картотеке арбитражных дел на официальном Интернет-сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации", открытом для публичного просмотра, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее истца, судебная коллегия полагает, что судебные акты по настоящему делу подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с нижеизложенным.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, между ООО "Спецавтопредприятие" (исполнитель) и ООО "Брянская коммунальная служба" (заказчик) был заключен договор возмездного оказания услуг по вывозу и передаче на утилизацию отходов потребления № 50147 от 31.07.2014, по условиям которого заказчик передает, а исполнитель принимает на себя обязательства своими средствами, транспортом и рабочей силой производить планово-регулярный вывоз и передачу на утилизацию (захоронение) отходов потребления без приобретения права собственности на них на полигоне ТБО от жилищного фонда, находящегося в управлении или обслуживании заказчика, указанного в п. 1.3 договора, согласно данным заказчика о количестве населения жилищного фонда, с контейнерных площадок, расположенных по адресам, указанным в п. 1.3 договора, а  заказчик обязался оплатить оказанные услуги.

В п. 2.1 договора предусмотрено, что заказчик обязан до 5 числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг, предоставить исполнителю сведения о количестве населения. Заказчик обязан до 10 числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг, подписать акт приема-передачи оказанных услуг, предоставленный ему исполнителем в срок до 7 числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг. К акту выполненных работ заказчик в вышеуказанный срок ежемесячно прилагает сведения по суммам, предъявленным и оплаченным населением за расчетный период.

Расчет оплаты за оказываемые исполнителем услуги производится ежемесячно на основании акта приемки оказанных услуг. В случае не предоставления сведений о количестве населения, не подписания заказчиком акта приема-передачи оказанных услуг и не предоставления мотивированного частичного отказа в срок, установленный в п. 2.1 настоящего договора, услуги считаются оказанными в полном объеме и подлежат оплате заказчиком в объеме, указанном в п. 2.3. договора (п. 2.2. договора).

В п. 2.3 договора установлено, что оплата заказчиком за оказанные услуги по вывозу и передаче на утилизацию отходов потребления   производится на основании данных об общей площади жилых помещений в количестве 1 294,90 кв. м.

Цена за услугу по вывозу и передаче на утилизацию отходов потребления за 1 кв. м составляет 1 руб. 38 коп. (без НДС по упрощенной системе), включая расходы на утилизацию (захоронение) отходов потребления.

Итого в месяц на сумму 1 786 руб. 96 коп. (без НДС по упрощенной системе).

Исполнитель самостоятельно производит оплату за утилизацию (захоронение) отходов оператору полигона ТБО из расчета  92 руб. 00 коп. за 1 куб. м (с учетом НДС) за фактически принятый оператором полигона объем отходов.

В силу п. 2.4 договора заказчик обязан оплачивать указанную сумму приемлемым для него видом оплаты. Конечным сроком оплаты является 30 - 31 число месяца, за который предъявлена оплата, оказаны услуги.

Дополнительными соглашениями от 28.08.2014, 03.11.2014, 09.04.2015, 26.11.2015, 29.02.2016, 10.03.2016, 16.05.2016, 18.05.2016, 25.05.2016 к договору вносились изменения в пункты 1.3 и 2.3 договора в части адресов   жилых домов, от которых осуществляется вывоз ТБО, площади жилых помещений, принимаемых при расчете стоимости услуг, стоимости услуг  по вывозу и передаче на утилизацию отходов потребления, включая расходы на утилизацию (захоронение) отходов потребления, за 1 кв. м жилой площади в месяц.

Ссылаясь на то, что во исполнение условий указанного договора ООО "Спецавтопредприятие" в период с марта 2016 года по июль 2017 года оказывало услуги по вывозу и передаче на утилизацию отходов   потребления, что подтверждается актами выполненных работ (оказанных услуг), подписанными ООО "Брянская коммунальная служба" без возражений, однако последним услуги в полном объеме не оплачены, имеется задолженность, которая, по расчетам исполнителя, за март 2016 года - июль 2017 года составляет 883 804 руб. 68 коп., ООО "Спецавтопредприятие"  обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

         Удовлетворяя исковые требования, суды сослались на то, что стороны в  целях расчета по договору согласовали в договоре с учетом дополнительных соглашений фиксированные, твердые размеры расчетных показателей площади помещений и стоимости услуг за вывоз и передачу на утилизацию отходов потребления исходя из 1 кв.м общей площади жилых помещений, в частности 1 руб. 90 коп. (1 руб. 38 коп.), включая расходы на утилизацию. Суды указали, что перечисление ООО "Спецавтопредприятие" денежных  средства в адрес ОАО "Чистая планета"  является надлежащим исполнением обязательств истца перед потребителем услуг по утилизации ТБО - ООО "Брянская коммунальная служба" во исполнение договора возмездного оказания услуг на вывоз и передачу на утилизацию отходов потребления.  Также суды исходили из того, что материалы дела не содержат доказательств предъявления ОАО "Чистая планета" ответчику - ООО "Брянская коммунальная служба" требований об оплате фактически оказанной последнему услуги утилизации в спорный период и наличия задолженности   у ООО "Брянская коммунальная служба" перед ОАО "Чистая планета" за услугу по утилизации ТБО.

 Однако судами не принято во внимание следующее.

         Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" приведены следующие понятия: твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

       В Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных  Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, указано, что "потребитель" - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.      

Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса  Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

- плату за коммунальные услуги.

В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства   Российской Федерации № 491 от 13.08.2006 (в редакции, действовавшей в спорный период), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:  сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;  организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;  работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

Таким образом, услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов относится к содержанию жилого помещения, которое осуществляет управляющая организация, и оплачивается в составе платы за жилое помещение.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (действовавшего в спорный период) (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ)  организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов;  потребители услуг организаций коммунального комплекса по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов - это лица, приобретающие по договору услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для своих хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В отношениях, связанных с содержанием жилищного фонда, потребителями являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные услуги в целях содержания и ремонта жилых помещений, или непосредственно собственники помещений в многоквартирных домах в случаях, предусмотренных жилищным законодательством.

Соответственно, субъектами правоотношений в области утилизации, обезвреживания, захоронения отходов являются с одной стороны - организация коммунального комплекса, с другой стороны - потребитель.

В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 210-ФЗ (действовавшего в спорный период) услуги организации коммунального комплекса подлежат государственному регулированию.

Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и по регулируемой цене оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение.

Управляющая организация, как лицо обязанное предоставить услугу по утилизации ТБО нанимателям и собственникам жилых помещений многоквартирного дома с взиманием с них платы за эту услугу, является потребителем услуги утилизации ТБО в отношениях с организацией коммунального комплекса.

В этой связи, ООО "Брянская коммунальная служба" является потребителем услуги  по утилизации (захоронению) ТБО, а ОАО "Чистая планета" - организацией коммунального комплекса, оказывающей услуги по утилизации (захоронению) отходов, оплата услуги по утилизации ТБО    должна производиться потребителем в адрес организации коммунального комплекса.

Такое правовое положение ответчика и третьего лица истец не оспаривает.

ООО "Брянская коммунальная служба" со ссылкой на сведения, представленные ООО "РИРЦ" Брянской области, утверждало, что денежные средства, уплаченные нанимателями и собственниками жилых помещений многоквартирных домов, находящихся на обслуживании у ООО "Брянская коммунальная служба", за утилизацию ТБО перечислялись в спорный период ООО "Спецавтопредприятие" в составе платы по договору от 31.07.2014 № 50147 возмездного оказания услуг по вывозу и передаче на утилизацию отходов,  исходя из цены за услугу по вывозу и передаче на утилизацию отходов в сумме 1 руб. 90 коп. (1 руб. 38 коп.) за 1 кв.м общей жилой площади, включая расходы на утилизацию (захоронение) отходов потребления.      

ООО "Спецавтопредприятие" не сослалось на нормы права, в соответствии с которыми  в цену договора возмездного оказания услуг по вывозу и передаче на утилизацию отходов потребления в сумме 1 руб. 90 коп. (1 руб. 38 коп.) за кв.м площади жилых помещений включены расходы на утилизацию (захоронение) отходов потребления при том, что истцом не оказывались услуги по утилизации ТБО по этому договору.

  В суде кассационной инстанции представитель истца пояснил, что  истцом взыскиваются не стоимость утилизации ТБО, а понесенные им расходы на утилизацию, исходя из цены, определенной в договоре, однако не пояснил, что относится к расходам ООО "Спецавтопредприятие" на утилизацию, в чем состоит вина ответчика в возникновении расходов, какова  их сумма с учетом того, что цена услуги утилизации ТБО является регулируемой и эта услуга не может оказываться истцом.   

   Ссылка судов на отсутствие доказательств наличия долга ООО "Брянская коммунальная служба" перед ОАО "Чистая планета" за спорный период и сведений о предъявлении последним соответствующих требований к управляющей организации, не может быть принята во внимание, поскольку  правоотношения между управляющей компанией и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами не являлись предметом рассмотрения в рамках настоящего дела, оценка доказательствам в этой части судами не давалась.

  При этом  в материалах дела имеются акты об утилизации ТБО на полигоне, не подписанные самим истцом, без идентификации юридических лиц, чьи ТБО переданы на утилизацию.

ОАО "Чистая планета" получение от ООО "Спецавтопредприятие" в полном объеме оплаты оказанной потребителю - ООО "Брянская коммунальная служба"   услуги  утилизации ТБО не подтверждено.

Более того, в отзыве на исковое заявление и в  процессе рассмотрения дела ОАО "Чистая планета" возражало против удовлетворения исковых требований ООО "Спецавтопредприятие" в части оплаты расходов на утилизацию, утверждая, что удовлетворение иска в полном объеме приведет к неосновательному обогащению истца, нарушит права и законные интересы исполнителя услуги утилизации ТБО -  ОАО "Чистая планета" и публичные интересы в части государственного регулирования деятельности по утилизации ТБО.

Вывод судов о том, что подтверждением задолженности ООО "Брянская коммунальная служба" перед истцом в сумме 883 804 руб. 68 коп.  являются подписанные без возражений ООО "Брянская коммунальная служба"  акты  выполненных работ (оказанных услуг), в которых стоимость услуг определена исходя из твердой цены, установленной сторонами в договоре, в сумме 1 руб. 90 коп. (1 руб. 38 коп.) за кв.м площади жилых помещений, включая расходы на утилизацию, в настоящем случае не может быть признан   соответствующим п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому основанием для возникновения обязательства по оплате услуги является факт её оказания, тогда как никто из лиц, участвующих в деле, не оспаривает, что услуга утилизации ООО "Спецавтопредприятие" ответчику не оказывалась

Судами не дана оценка доводу ответчика и третьего лица о том, что стоимость фактически оказанных истцом ответчику услуг по договору возмездного оказания услуг по вывозу и передаче на утилизацию отходов потребления подлежала определению без учета стоимости утилизации.

       Вынося настоящее постановление, суд кассационной инстанции принимает во внимание правовую позицию, приведенную в Определении Верховного Суда РФ от 03.02.2017 № 310-ЭС16-12984 по делу № А09-3441/2015, в Определении Верховного Суда РФ от 28.07.2017 № 310-ЭС17-11029 по делу № А09-1194/2016.

При таких обстоятельствах выводы, содержащиеся в судебных актах, не могут быть признаны соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права, действующим как в спорный период, так и во время рассмотрения дела судами.

В этой связи обжалуемые решение и постановление подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

       Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 03.10.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 по делу №А09-16471/2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                      И.Ю. Толкачева

Судьи                                                                                         У.В. Серокурова

                                                                                              М.В. Шильненкова