ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-2585/2021 от 03.03.2022 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03 марта 2022 года

Дело №

А13-2585/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Константинова П.Ю., Малышевой Н.Н.,

при участии от Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области Ситьковой Н.С. (доверенность от 23.06.2021), от федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Вологодский государственный университет» Русаковой А.Н. (доверенность от 11.01.2022),

рассмотрев 01.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу кассационную жалобу Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2021 по делу                  № А13-2585/2021,

у с т а н о в и л:

Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, адрес: 160012, г. Вологда, Советский пр.,                 д. 80Б, ОГРН 1103525002680, ИНН 3525236925 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Вологодский государственный университет», адрес: 160000,                    г. Вологда, ул. Ленина, д. 15, ОГРН 1023500876453, ИНН 3525027110 (далее - Университет), о расторжении заключенного государственного контракта от 03.07.2019 № 7 (далее – Контракт).

Решением суда первой инстанции от 14.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.11.2021, в иске отказано.

Не согласившись с указанными судебными актами, Департамент обратился в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным в него доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворения иска.

По мнению подателя жалобы, выводы судов в части определения нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению и отоплению являются неверными и противоречат нормам действующего законодательства.

В отзыве на кассационную жалобу Университет просит оставить ее без удовлетворения, полагая принятые судебные акты законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Университета возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и подтверждено материалами дела, 03.07.2019 Департамент (заказчик) и Университет (исполнитель) заключили Контракт, по условиям которого исполнитель обязался выполнить работы по определению нормативов потребления коммунальных услуг на территории Вологодской области, а заказчик – принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями Контракта.

В соответствии с пунктом 2.2 Контракта результатом работ являются заключения (итоговые подробные отчеты) по первому и второму этапам, указанные в пункте 6.7 Описания объекта закупки (приложение № 1 к Контракту).

Работы подлежали выполнению в два этапа: 1 этап – с даты заключения Контракта по 30.09.2019, 2 этап – с даты заключения Контракта, но не позднее 01.11.2020 (пункт 2.3).

По окончании работ по этапу исполнитель представляет заказчику акт приема-передачи документации и акт сдачи-приемки выполненных работ по этапу с приложением результатов работ, предусмотренных пунктом 2.2 Контракта, подписанные со своей стороны (пункт 3.1).

Твердая цена Контракта составила 5 600 000 руб. (пункт 4.1).

Согласно пункту 8.2 Контракта он может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от его исполнения по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В силу пункта 8.3 Контракта заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от его исполнения по основаниям, предусмотренным статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Университетом условий Контракта, Департамент 23.03.2021 направил ему предложение о расторжении Контракта.

Несогласие Университета с указанным предложением послужило основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с иском.

Оценив представленные в материалы дела документы, отклонив довод Департамента о неверной последовательности действий Университета при определении нормативов потребления электрической энергии, учтя отсутствие опровержения доводов исполнителя о достоверности и объективности полученных им результатов, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), нормами Закона  № 44-ФЗ и положениями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306), пришел к выводу о недоказанности истцом факта существенного нарушения условий Контракта со стороны ответчика, влекущего его расторжение в судебном порядке, в связи с чем в иске отказал.

Суд апелляционной инстанции поддержал решение суда первой инстанции.

Проверив законность обжалуемых судебных актов суд кассационной инстанции считает ее подлежащей удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу положений статьи 783 ГК РФ к спорным правоотношениям подлежат применению общие положения о подряде (статьи 702 - 729 ГК РФ), если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ и особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).

В силу статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В пункте 2 статьи 452 ГК РФ предусмотрено, что требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок.

Как следует из материалов настоящего дела, стороны не достигли общего решения по соглашению о расторжении Контракта. По мнению истца, работы по Контракту выполнены ответчиком с недостатками, исключающими принятие данных работ заказчиком.

Как указано в пункте 2 Правил № 306, норматив потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, который при определенных условиях применяется для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении либо в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Срок действия нормативов составляет не менее трех лет, в течение этого периода нормативы пересмотру не подлежат, за исключением некоторых случаев, в частности изменения конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного или жилого дома, климатических условий (пункты 14, 16 Правил № 306).

В связи с высокой социальной значимостью Правил № 306, в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации установлено, что разъяснение по применению их  дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Нормативы потребления коммунальных услуг определяются по специальным формулам с применением метода аналогов либо расчетного метода (пункт 13 Правил № 306; приложение № 1 к Правилам № 306). При этом конкурсная документация и технические условия Контракта предусматривали  применения методов аналогов при определении нормативом потребления коммунальных услуг.

При определении нормативов потребления учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома (различные для каждого типа коммунальной услуги). Нормативы устанавливаются едиными для многоквартирных и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях (пункты 4, 11 Правил № 306).

Таблицей 6 приложения № 2 к Правилам № 306 предусмотрена формула для установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, согласно которой при различных климатических условиях для многоквартирных и жилых домов в субъекте Российской Федерации, нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, устанавливаются для каждой климатической зоны отдельно. 

Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21 Правил № 306).

В соответствии с пунктом 22 Правил № 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

При определении нормативов потребления коммунальных услуг метод аналогов имеет приоритет над расчетным методом, и последний применяется только в том случае, если нельзя применить метод аналогов.

            Как следует из материалов дела, Университет по II этапу работ определил данные для определения норматива коммунальной слуги на отопление не по всем пяти климатическим зонам Вологодской области, а только по одной. Исполнитель в судах первой и апелляционной инстанций обосновывал свои действия фактом принятия отчета по первому этапу работ и отсутствием замечаний к произведенной им выборки домов для производства замеров для определения нормативов методом аналогов. Суд первой инстанции согласился с Университетом, указав, что он действовал в соответствии с указаниями заказчика.

            Суд апелляционной инстанции, оставляя выводы суда без изменения в этой части, в тоже время указал на возможность устранения недостатков работы в процессе их дальнейшего исполнения.

Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусмотрен в раздел V Правил № 306.

Согласно пункту 31 Правил № 306 определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.

В силу пункта 32 уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными данными Правилами требованиями.

В соответствии с пунктом 33 Правил № 306 представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.

В представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета.

В соответствии с пунктом 34 Правил № 306 количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения № 1 к данным Правилам.

Согласно пункту 35 Правил № 306 для определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды используются данные об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов, полученные с использованием приборов учета в многоквартирных домах или жилых домах, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.

Приборы учета должны быть утвержденного типа и прошедшими поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В силу пункта 36 Правил № 306 после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.

В отношении электроснабжения показания приборов учета снимаются - 1 и 30 июня, 1 и 30 ноября  (пункт 37 Правил № 306).

При снятии показаний приборов учета для определения нормативов потребления коммунальных услуг фиксируются: а) показания приборов учета по каждому виду коммунальных услуг; б) адрес многоквартирного дома или жилого дома; в) число проживающих жителей; г) количество квартир; д) общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или жилого дома; е) дата и время снятия показаний приборов учета; ж) количество этажей; з) температура и давление природного или сжиженного углеводородного газа, измеряемые в точке, расположенной перед прибором учета, фактическое барометрическое давление - при определении расхода природного или сжиженного углеводородного газа, и) вид системы горячего водоснабжения (пункт 38 Правил № 306).

При обработке данных по объему выборки в целях определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды необходимо исключить значения расхода коммунальных ресурсов, отличающиеся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов (пункт 40 Правил № 306).

На основании измерений объема (количества) потребления коммунальных ресурсов приборами учета определяется месячная (среднемесячная) величина потребления коммунальных ресурсов по выбранным группам многоквартирных домов или жилых домов (пункт 41 Правил № 306).

            При определении норматива потребления электроэнергии у сторон возникли разногласия по порядку применения пункта 40 Правил № 306, суды первой и апелляционной инстанции также основываясь на принятых Департаментом результатов работы по первому этапу, пришли к выводу о возможности использования выборки, при этом суд первой инстанции отклонил ходатайство Департамента о направлении запроса о порядке применения данного пункта в  Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а  затем в привлечении его к участию в деле в качество третьего лица, без самостоятельных требований.

            Вместе с тем, надлежащей оценке соответствия результатов выполненной работы и соответствия действий Университета требованиям пункта 21 и порядка применения формул Приложения № 1 к правильности предварительного отбора многоквартирных домов, в отношении которых определяется дисперсия выборочной совокупности и среднего арифметического предварительной выработки судом не дана. Это могло повлечь несоответствие результатов расчета  требованиям пункта 40 Правил № 306, а также окончательного  расчета выборки n с формулами пунктов 1 и 2 Приложения № 1 к Правилам № 306.

            При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что судебные акты в мотивировочной части о соответствии спорных расчетов Университета требованиям Правил № 306, основанные на факте принятии работ по первому этапу, противоречат обстоятельствам дела, что может повлиять на взаимоотношения сторон, связанных  исполнением Контракта и невозможности использования результатов работ при принятии соответствующего нормативного акта. 

Поскольку выводы судов сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела и относящихся к предмету доказывания, вышеуказанные нарушения норм материального и процессуального права не могут быть устранены судом кассационной инстанции, ввиду необходимости установления фактических обстоятельств дела посредством исследования и оценки доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 287 АПК РФ), обжалуемые судебные акты согласно пункту 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду необходимо исследовать все представленные в материалы дела доказательства в совокупности, при необходимости привлечь к участию в деле Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; предложить провести экспертизу; разрешить вопрос о распределении судебных расходов, в том числе по кассационной жалобе.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2021 по делу № А13-2585/2021 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.

Председательствующий

В.В. Дмитриев

Судьи

П.Ю. Константинов

Н.Н. Малышева