ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А62-7194/20 от 17.02.2021 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А62-7194/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 17.02.2021

Постановление изготовлено в полном объеме 25.02.2021

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бычковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лисицыной О.В., при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью «ПромТрансСервис» – представителя Бочкарева И.А. (доверенность от 11.01.2021, личность установлена на основании паспорта, диплом), в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобуобщества с ограниченной ответственностью «ПромТрансСервис» на определение Арбитражного суда Смоленской области от 26.11.2020 по делу № А62-7194/2020 (судья Либерова Л.В), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПромТрансСервис» (г. Смоленск, ИНН 6732149546, ОГРН 1176733015403) заинтересованные лица: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Смоленску (г. Смоленск, ИНН 6732000017, ОГРН 1106731005260), Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Смоленской области (г. Смоленск, ИНН 6732044448, ОГРН 1126732044449) об установлении факта, имеющего юридическое значение,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ПромТрансСервис» (далее – ООО «ПромТрансСервис», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, а именно, осуществления заявителем с 05.10.2017 года основного вида деятельности, определяемого как деятельность автомобильного грузового транспорта, что соответствует коду деятельности 49.41 ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред.2.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Смоленску, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Смоленской области.

Определением Арбитражного суда Смоленской области от 26.11.2020 заявление ООО «ПромТрансСервис» об установлении факта, имеющего юридическое значение оставлено без рассмотрения.

ООО «ПромТрансСервис» обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на определение Арбитражного суда Смоленской области от 26.11.2020 по делу № А62-7194/2020, в которой просит отменить указанное определение и принять новый судебный акт.

Заявитель жалобы полагает, что вывод суда первой инстанции о наличии спора о праве является необоснованным.

Апеллянт также считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что установление юридического факта приведет в последующем к спору о праве в контексте дальнейшего получения обществом льгот и субсидий.

По мнению заявителя жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что заявительный порядок внесения изменений в сведения содержащиеся в ЕГРЮЛ, препятствует установлению испрашиваемого юридически значимого факта, также является необоснованным.

От Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Смоленску в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому третье лицо просит отказать в удовлетворении исковых требований, а также ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.

В судебном заседании представитель ООО «ПромТрансСервис» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили. Дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части.

Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое определение не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в обоснование заявления заявитель ссылается на то, что при регистрации общества в качестве юридического лица им в качестве основного вида деятельности была указана: деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками (код 52.29 ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред.2).

Между тем, с момента регистрации, основным и подтвержденным видом деятельности общества являлась перевозка грузов собственным грузовым автотранспортом, что в свою очередь подпадает под вид деятельности в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2 имеющий код 49.41 - деятельность автомобильного грузового транспорта.

Заявитель также указывает на то, что сам код деятельности 49.41 ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред.2 также был внесен в перечень видов деятельности общества, но в качестве дополнительного (вспомогательного).

В соответствии с уведомлением о постановке на учет российской организации в налоговом органе №401708296 от 05.10.2017 обществом применена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, по виду деятельности оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Ссылается на то, что общество не имеет иной возможности кроме как через обращение в суд юридически закрепить факт осуществления им с 05.10.2017 основного вида деятельности: деятельность автомобильного грузового транспорта, что соответствует коду деятельности 49.41 ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред.2.

Указывает на то, что установление указанного факта необходимо, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавируснои инфекции» к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавируснои инфекции, отнесен вид деятельности, определяемый в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2 и имеющий код 49.4, а именно: Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам.

В тоже время, в связи с тем обстоятельством, что указанный вид деятельности (49.41) обществом хоть о осуществляется и является для него основным и подтвержденным, то обстоятельство, что он был указан в сведениях, содержащихся в ЕГРЮЛ в качестве дополнительного (вспомогательного) вида деятельности лишает организацию права на получение каких-либо мер поддержки от государства в период пандемия коронавируса COVID-19.

В свою очередь, ООО «ПромТрансСервис» по всем иным параметрам, полностью соответствует критериям, предъявляемым к организациям осуществляющим свою деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Заявитель ссылается на то, что установление заявленного юридического факта даст право (правовое обоснование) заявителю и контролирующим государственным органам признать общество организацией, осуществляющей деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой короновирусной инфекции и как следствие претендовать на указанные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», Постановлении Правительства РФ от 24.04.2020 №576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой короновирусной инфекции», Федеральном законе от 08.06.2020 №172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» государственные меры поддержки.

Суд первой инстанции, оставляя заявление без рассмотрения, обоснованно исходил из следующего.

В силу статьи 30 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 219 АПК РФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.

В силу положений части 3 статьи 221 АПК РФ, при рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет, не предусмотрен ли законом или иным правовым нормативным актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права третьих лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «ПромТрансСервис» зарегистрировано в качестве юридического лица 22.08.2017.

В качестве основного вида экономической деятельности, которыми занимается юридическое лицо, внесенное в Единый государственный реестр юридических лиц, внесен ОКВЭД 52.29 – деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками, также в качестве одного из дополнительных видов деятельности внесен ОКВЭД 41.49.

В соответствии с пунктом 3.3 Устава общество в установленном законом порядке имеет право осуществлять следующие виды деятельности: деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками; деятельность автомобильного грузового транспорта; деятельность по складированию и хранению; деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом; транспортная обработка грузов; аренда и лизинг прочих видов транспорта, оборудования и материальных средств, не включенных в другие группировки.

20.07.2020 Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Смоленской области принято решение о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в качестве основного вида деятельности указан 49.41. (ГРН записи 2206700201189).

Как следует из заявления, требование заявителя фактически направлены на установление с 05.10.2017 его основного вида экономической деятельности в виде ОКВЭД – 49.41, то есть на фактическое внесение с 05.10.2017 сведений содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении заявителя в части основного вида деятельности общества.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции», заявления об установлении юридических фактов рассматриваются судом при одновременном наличии следующих условий: этот факт порождает юридические последствия; установление юридического факта не связывается с разрешением спора о праве; если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт; действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок.

В соответствии с подпунктом «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон №129-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Согласно пункту 2.16 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, в заявлении о государственной регистрации юридического лица при его создании в листе «И» заявления «Сведения о кодах по ОКВЭД» в обязательном порядке подлежат указанию коды ОКВЭД.

Согласно подпункту «а» статьи 12 Закона о государственной регистрации юридических лиц при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган, в том числе, представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

Таким образом, заявителем при подаче заявления о государственной регистрации юридического лица была подтверждена актуальность информации указанной в заявлении и определение основного вида деятельности в виде ОКВЭД – 52.29-Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками.

В силу пункта 2 статьи 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ утверждена форма № Р14001 «Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц».

Таким образом, внесение информации об основном виде деятельности юридического лица носит заявительный характер.

Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что в случае изменения сведений, в том числе осуществляемого вида деятельности, что влечет изменение кода экономической деятельности, юридическое лицо обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения в течение трех рабочих дней с момента их изменения.

Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей влечет наступление административной ответственности (часть 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении), а также возможные для субъекта предпринимательской деятельности риски, связанные с осуществлением им определенного вида деятельности, в том числе, связанные с налогообложением и т.д.

Таким образом, законодательно установлено требование об актуальности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в том числе сведений, касающихся осуществляемого вида деятельности и, соответственно, кода экономической деятельности ОКВЭД.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» установлено, что в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции включена сфера деятельности автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам ОКВЭД – 49.4, который в том числе включает в себя код ОКВД -49.41.

Сфера деятельности с кодом ОКВЭД - 52.29, Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020№ 434 в перечень не включена.

16.07.2020 ООО «ПромТрансСервис» обратилось Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Смоленской области с заявлением в связи с внесением изменений видов деятельности, а именно: о внесении в качестве основной вид деятельности 49.41 и в качестве дополнительных видов деятельности 52.29, 52.10, 52.21,52.24, 77.39.

Как следует из материалов дела, заявителем заявление об изменении основного вида деятельности представлено в регистрирующий орган только 16.07.2020, то есть после опубликования Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавируснои инфекции» Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой короновирусной инфекции», Федерального закона от 08.06.2020 №172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Ранее действий по внесению актуальных сведений в части основного вида деятельности заявителем не предпринималось.

Следовательно, требование, сформулированное, как заявление об установлении юридического факта, по существу направлено на разрешение вопросов права, а именно получение обществом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавируснои инфекции» государственных гарантий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», Постановлении Правительства РФ от 24.04.2020 №576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой короновирусной инфекции», Федеральном законе от 08.06.2020 №172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что при рассмотрении данного дела имеется спор о праве.

Согласно части 4 статьи 221 АПК РФ, если при рассмотрении заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, выяснится, что имеется спор о праве, арбитражный суд оставляет без рассмотрения заявление об установлении юридического факта.

Такое требование может быть заявлено только путем предъявления иска и должно рассматриваться в порядке искового производства, с учетом оценки доводов всех заинтересованных лиц.

Кроме того, заявитель не лишен права оспаривать действия уполномоченного органа, связанные с отказом в предоставлении гарантий предусмотренных вышеуказанными актами.

В силу пункта 3 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет заявление без рассмотрения, если при рассмотрении заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что рассмотрение заявления ООО «ПромТрансСервис» связано с разрешением спора о праве, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что данное заявление подлежит оставлению без рассмотрения.

Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.

Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.

На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Смоленской области от 26.11.2020 по делу № А62-7194/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Судья

Т.В. Бычкова