ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-977/15 от 07.05.2015 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

15 мая 2015 года

г. Архангельск

Дело № А05-977/2015    

Резолютивная часть решения объявлена мая 2015 года .

Решение в полном объёме изготовлено мая 2015 года .

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Быстрова И.В.  при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола в письменной форме помощником судьи Акуловой С.А.,

при участии от федерального казённого учреждения «Областная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» Радченко О.В. (по доверенности от 12.01.2015 № 1), Андреевой Н.В.          (по доверенности от 10.03.2015 № 16/3-1543/6), от Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области Головизниной И.В. (по доверенности                               от 24.03.2015 № 03-80/22),

рассмотрев 29.04.2015 и 07.05.2015 в открытом судебном заседании дело               по заявлению федерального казённого учреждения «Областная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (ОГРН 1022900522842; место нахождения: 163050, г. Архангельск, ул. Онежская, д. 22) к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области (ОГРН 1042900018633; место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2) об оспаривании представления от 12.11.2014 № 24-07-10/2195,

установил:

федеральное казённое учреждение «Областная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области»                     (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании представления Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области (далее – ответчик, Управление, МТУ Росфиннадзора) от 12.11.2014 № 24-07-10/2195 недействительным в части указанных в пункте 1 этого представления выводов               о нарушении, выразившемся в принятии бюджетных обязательств сверх доведённых лимитов бюджетных ассигнований на 2013 год по коду бюджетной классификации (далее – КБК) 32003052027200134212 на сумму 454 865 руб. 82 коп. и по КБК 32003052026700134212 на сумму 1889 руб. (л.д. 3-7, 112-113).

Ответчик представил в суд отзыв, в котором, ссылаясь на законность оспариваемого представления, просил отказать в удовлетворении заявления (л.д. 51-56).

В ходе судебного разбирательства представители Учреждения Радченко О.А. и Андреева Н.В. на заявленном требовании настаивали по основаниям, указанным в заявлении, а представитель МТУ Росфиннадзора Головизнина И.В. возражала против удовлетворения заявления, поддержала при этом доводы, изложенные                      в отзыве.

В судебном заседании 29.04.2015 судом на основании статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 09 час 00 мин 07.05.2015.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив приведённые ими доказательства и доводы, суд установил, что поводом для обращения Учреждения в суд с рассматриваемым заявлением послужили следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Положением                        о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 № 77, на основании приказа МТУ Росфиннадзора от 01.10.2014 № 198у «О назначении ревизии (проверки)» и удостоверения на проведение ревизии (проверки) от 01.10.2014 № 198 (л.д. 58-60) должностными лицами Управления в период с 07.10.2014 по 30.10.2014 проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности Учреждения за 2013 год. По итогам ревизии составлен акт от 31.10.2014 (л.д. 61-82).

По итогам ревизии Управление в числе прочего пришло к выводу, что                       в нарушение пункта 5 статьи 161, статьи 162, пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) заявителем приняты бюджетные обязательства сверх доведённых лимитов бюджетных ассигнований на 2013 год:

1)по выплате проезда в отпуск по КБК 32003052027200134212 на сумму 454 865 руб. 82 коп. (кредиторская задолженность в сумме 252 878 руб. 28 коп. по состоянию на 01.01.2013 и в сумме 201 987 руб. 54 коп. по состоянию на 01.01.2014);

2)по выплате компенсации за неполученное вещевое имущество по КБК 32003052026700134212 на сумму 1889 руб. (кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2014);

3)по вывозу и утилизации медицинских отходов по КБК 32003052026700244226 на сумму 3946 руб. 34 коп. (кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2014).

Акт ревизии получен Учреждением 31.10.2014 (л.д. 82).

На основании акта ревизии руководитель МТУ Росфиннадзора Булатов А.Ф. вынес в адрес Учреждения представление от 12.11.2014 № 24-07-10/2195                    (л.д. 40-43).

В пункте 1 данного представления сделаны выводы о нарушении статей 6, 12, пункта 6 статьи 161, статьи 162, пункта 3 статьи 219, пунктов 1, 3 статьи 242 БК РФ, выразившемся в принятии бюджетных обязательств сверх доведённых лимитов бюджетных ассигнований на 2013 год по КБК 32003052027200134212      на сумму 454 865 руб. 82 коп. (задолженность аттестованным сотрудникам за проезд в отпуск), по КБК 32003052026700134212 на сумму 1889 руб. (компенсация за обмундирование уволенному сотруднику), по КБК 32003052026700244226 на сумму 3946 руб. 34 коп. (вывоз и утилизация медицинских отходов). Общая сумма этого нарушения составила 460 701 руб. 16 коп.

Управление в соответствии с пунктом 2 статьи 269.2 БК РФ, пунктом 68 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, требовало от Учреждения рассмотреть информацию об указанных в этом представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и принять меры по недопущению выявленных нарушений в дальнейшей работе.               О результатах рассмотрения этого представления Управление просило проинформировать его не позднее 30 дней с даты получения представления.

Учреждение не согласилось с представлением МТУ Росфиннадзора                          в части указанных в пункте 1 выводов о нарушении, выразившемся в принятии бюджетных обязательств сверх доведённых лимитов бюджетных ассигнований             на 2013 год по КБК 32003052027200134212 на сумму 454 865 руб. 82 коп. и                                       по КБК 32003052026700134212 на сумму 1889 руб. и обратилось в суд                                  с заявлением о признании этого представления недействительным в указанной части.

Не оспаривая факт принятия бюджетных обязательств сверх доведённых лимитов бюджетных ассигнований на 2013 год по указанным КБК и в указанных             в представлении суммах, заявитель полагал, что принятие этих обязательств осуществлено Учреждением в соответствии с законами и иными правовыми актами, как того требует пункт 3 статьи 219 БК РФ.

Так, по утверждению заявителя, принятие Учреждением обязательств                      по КБК 32003052027200134212 с образованием кредиторской задолженности перед сотрудниками по оплате проезда в отпуск на сумму 454 865 руб. 82 коп. осуществлено в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ               «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 283-ФЗ) и утверждённым приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 24.04.2013 № 207 Порядком оплаты проезда сотруднику уголовно-исполнительной системы, проходящему службу                 в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях  с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых, или в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, дислоцированных в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, а также одному из членов его семьи, к месту проведения основного (каникулярного) отпуска по территории (в пределах) Российской Федерации и обратно (далее – Порядок № 207) в целях обеспечения социальных гарантий, установленных законодательством для сотрудников уголовно-исполнительной системы, и не может считаться нарушением.

Заявитель указал, что в силу части 6 статьи 3 Закона № 283-ФЗ сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых, или в организациях, учреждениях и органах, дислоцированных в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, а также одному из членов его семьи оплачивается стоимость проезда к месту проведения основного (каникулярного) отпуска по территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год, если иное не предусмотрено федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Порядок оплаты проезда сотрудника и члена его семьи устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти,                в котором проходят службу сотрудники.

Со ссылкой на положения пунктов 4, 12, 13 Порядка № 207 заявитель указал, что для оплаты расходов, связанных с проездом сотрудника и одного из членов его семьи, на имя начальника учреждения, органа уголовно-исполнительной системы подаётся рапорт с приложением документов, подтверждающих факт пребывания    в местах проведения отпуска, а также документов, подтверждающих фактические расходы, связанные с проездом (подтверждающие факт оплаты туристической путевки). Оплата стоимости проезда сотруднику и одному из членов его семьи осуществляется финансовым подразделением учреждения, органа уголовно-исполнительной системы по месту службы сотрудника. Выплата аванса на проезд сотрудника и одного из членов его семьи к месту проведения отпуска производится на основании рапорта сотрудника и копии его отпускного удостоверения. Аванс на приобретение проездных документов для членов семьи сотрудника выплачивается только при их совместном следовании с сотрудником.

Также заявитель сослался на пункт 4.4 действовавшего в спорном периоде Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утверждённого Банком России 12.10.2011 № 373-П, устанавливающий, что подотчётное лицо обязано в срок,             не превышающий трёх рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчёт, или со дня выхода на работу предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии - руководителю авансовый отчёт с прилагаемыми подтверждающими документами, и на пункт 15.6 утверждённой приказом Министерства юстиции Российской Федерации Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, устанавливающий, что по возвращении из очередного ежегодного отпуска сотрудники сдают в кадровые подразделения отпускные удостоверения           (с отметками о днях их прибытия и убытия из учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, органа внутренних дел, санатория, дома отдыха или населенного пункта по месту проведения отпуска) и проездные документы.

Кроме того, заявитель полагал, что осуществлено в соответствии                             с действующим законодательством и не может считаться нарушением принятие Учреждением обязательств по КБК 32003052026700134212 по выплате уволенному сотруднику денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования на сумму 1889 руб. Ссылался при этом на положения пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2008 № 339 «О выплате отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы, денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования», которым установлено, что отдельным категориям сотрудников, имеющих специальные звания внутренней службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования может выплачиваться денежная компенсация в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 1 Порядка выплаты отдельным категориям сотрудников уголовно-исполнительной системы денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования, утверждённого приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25.07.2008 № 152, денежная компенсация вместо положенных             по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования может выплачиваться с разрешения руководителей учреждений и органов уголовно-исполнительной системы следующим категориям сотрудников уголовно-исполнительной системы: сотрудникам согласно утверждаемому директором Федеральной службы исполнения наказаний перечню отдельных категорий сотрудников уголовно-исполнительной системы; сотрудникам, увольняемым из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, при наличии задолженности за предметы вещевого имущества личного пользования, которые  не получены на день увольнения включительно по независящим от них причинам.

Поскольку порядок выплаты указанной компенсации этим приказом                  не установлен, заявитель полагал, что к отношениям по выплате при увольнении этой денежной компенсации подлежит применению статья 140 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

Управление с доводами заявителя не согласилось. Со ссылкой на положения статей 6, 12, пункта 5 статьи 161, статьи 162, пункта 3 статьи 219 БК РФ, а также            на разъяснения, приведённые в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», утверждало, что принятие бюджетных обязательств сверх утверждённых лимитов бюджетных обязательств является нарушением бюджетного законодательства. Сам факт принятия бюджетных обязательств сверх утверждённых лимитов бюджетных обязательств заявитель не оспаривает,                      а приведённые заявителем доводы о необходимости данных расходов Учреждения, не свидетельствуют об отсутствии нарушения бюджетного законодательства.

Как указало Управление, оспариваемое представление вынесено для рассмотрения и недопущения подобных нарушений Учреждением в дальнейшем. Данное представление в оспариваемой части соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. К административной ответственности заявитель или его должностные лица, ответственные                              за соблюдение указанных требований бюджетного законодательства,                              не привлекались.

Суд при рассмотрении данного дела исходит из того, что оспариваемое представление принято Управлением по результатам ревизии, является ненормативным правовым актом и может быть оспорено в арбитражном суде                 в соответствии с главой 24 АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений частей 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел                       об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Приведённые положения указывают на необходимость судебного контроля ненормативного правового акта на предмет: его соответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителей; незаконного возложения обязанностей или создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений части 2 статьи 201 АПК РФ, обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьёй 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Исследовав и оценив доказательства и доводы, приведённые лицами, участвующими в деле, проверив представление МТУ Росфиннадзора от 12.11.2014 № 24-07-10/2195 в оспариваемой части на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации, суд пришёл к выводу о том, что заявленное требование             не подлежит удовлетворению. При этом суд руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Пунктом 3 статьи 265 БК РФ предусмотрено, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).

В соответствии с пунктом 1 статьи 266.1 БК РФ к числу объектов государственного (муниципального) финансового контроля отнесены государственные (муниципальные) учреждения.

Из положений статьи 267.1 БК РФ следует, что методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций. Под ревизией в целях названного Кодекса понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершённых финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчётности. Результаты ревизии оформляются актом.

Согласно пункту 1 статьи 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля отнесён контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования, направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

В силу пункта 1 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Пунктом 2 этой же статьи определено, что представление органа государственного (муниципального) финансового контроля представляет собой документ, который должен содержать обязательную для рассмотрения                            в установленные в нём сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению,                а также устранению причин и условий таких нарушений.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 № 77, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Пунктом 4 названного Положения предусмотрено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В силу пункта 5.1 этого же Положения Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет в установленной сфере деятельности полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н утверждено Положение о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Согласно пункту 1 этого Положения территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляют функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. В силу пункта 5.1.1 названного Положения к числу полномочий территориального управления в установленной сфере деятельности отнесено осуществление контроля и надзора за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Исходя из пунктов 5.14.1, 5.14.7 этого же Положения в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности,                                в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учёта, отчёты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий; имеет право направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации,                          их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Правила осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее – Правила № 1092).

Согласно пункту 6 Правил № 1092 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее – Служба) при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Проведение выездной проверки (ревизии) состоит в осуществлении соответствующих контрольных действий в отношении объекта контроля по месту нахождения объекта контроля и оформлении акта выездной проверки (пункт 48 Правил № 1092).

В силу пункта 62 этих же Правил по результатам выездной проверки (ревизии) оформляется акт, который должен быть подписан течение 15 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днём подписания справки о завершении контрольных действий.

Согласно пункту 64 Правил № 1092 акт выездной проверки (ревизии) в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля в соответствии с этими Правилами.

Объект контроля вправе представить письменные возражения на акт выездной проверки (ревизии) в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения объекта контроля прилагаются к материалам выездной проверки (ревизии) (пункт 65 Правил № 1092).

Пунктами 66, 67 Правил № 1092 установлено, что акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Службы (её территориального органа) в течение      30 дней со дня подписания акта. По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Службы (её территориального органа) принимает решение:

а) о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

б) об отсутствии оснований для направления предписания, представления и уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

в) о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии), в том числе при представлении объектом контроля письменных возражений, а также дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки (ревизии).

Согласно пункту 68 Правил № 1092 при осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта «а» и подпунктом «в» пункта 6 этих Правил, Служба (её территориальный орган) направляет:

а) представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений;

б) предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) о возмещении ущерба, причиненного такими нарушениями Российской Федерации;

в) уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

Согласно пункту 79 Правил № 1092 формы и требования к содержанию представлений и предписаний, уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, иных документов, предусмотренных названными Правилами, устанавливаются Службой.

Нормативным правовым актом, которым установлены такие формы и требования к содержанию указанных документов, является приказ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 20.11.2014 № 437 «Об утверждении форм и требований к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере». Форма представления приведена в приложении № 10 к этому приказу.

Согласно пункту 73 Правил № 1092 представления и предписания в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения об их направлении направляются (вручаются) представителю объекта контроля.

В рассматриваемом случае должностными лицами Управления                       в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением                  о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 № 77, Правилами № 1092, административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю   в финансово-бюджетной сфере, утверждённым приказом министерства финансов Российской Федерации от 20.03.2014 № 18н, на основании приказа                              МТУ Росфиннадзора от 01.10.2014 № 198у «О назначении ревизии (проверки)» и удостоверения на проведение ревизии (проверки) от 01.10.2014 № 198 проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности заявителя за 2013 год.

По итогам этой ревизии в соответствии с требованиями указанных нормативных правовых актов составлен акт от 31.10.2014, а по результатам рассмотрения этого акта и иных материалов ревизии руководитель МТУ Росфиннадзора вынес заявителю представление от 12.11.2014 № 24-07-10/2195.

Названное представление по форме и содержанию соответствует требованиям названных выше нормативных правовых актов.

Вопреки доводам заявителя, в данном случае у Управления имелись законные основания для вынесения этого представления в оспариваемой части, поскольку в ходе проверки в числе прочих нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, выявлено нарушение требований статей 6, 12, пункта 5 статьи 161, статьи 162, пункта 3 статьи 219, пунктов 1, 3 статьи 242 БК РФ, выразившееся в том, что заявителем были приняты бюджетные обязательства сверх доведённых лимитов бюджетных ассигнований на 2013 год: по КБК 32003052027200134212 на сумму 454 865 руб. 82 коп. (задолженность аттестованным сотрудникам за проезд в отпуск), по КБК 32003052026700134212  на сумму 1889 руб. (компенсация за обмундирование уволенному сотруднику).

Заявитель является федеральным казённым учреждением, участником бюджетного процесса (получателем бюджетных средств), финансируемым из федерального бюджета на основании бюджетной сметы.

Бюджетная смета заявителя на 2013 год была сформирована распорядителем бюджетных средств – Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (л.д. 85-87).

В соответствии с этой бюджетной сметой по КБК 32003052027200134212 «Иные выплаты персоналу, за исключением денежного довольствия»     утверждены лимиты обязательств в сумме 348 468 руб. 80 коп., а по КБК 32003052026700134212 «Прочие выплаты» утверждены лимиты обязательств в сумме 1 151 643 руб. 27 коп.

Поставленные на учёт бюджетные обязательства по КБК 32003052027200134212 отражены заявителем в формах бюджетной отчётности:

-в сведениях по дебиторской задолженности на 01.01.2013 (л.д. 89) в сумме 252 878 руб. 28 коп. со знаком минус;

-в сведениях по дебиторской задолженности на 01.01.2014 (л.д. 90) в сумме 201 987 руб. 54 коп. со знаком минус.

-в отчёте о принятых бюджетных обязательствах по состоянию на 01.01.2014 (л.д. 99) в сумме 201 987 руб. 54 коп.

Из графы с расшифровкой причин возникновения задолженности следует, что указанные суммы задолженности составляют задолженность аттестованным сотрудникам по проезду в отпуск (л.д. 89, 90).

Поставленные на учёт бюджетные обязательства по КБК 32003052026700134212 отражены заявителем в формах бюджетной отчётности:           

-в сведениях по кредиторской задолженности на 01.01.2014 (л.д. 92) в сумме 1889 руб.

-в отчёте о принятых бюджетных обязательствах по состоянию на 01.01.2014 (л.д. 99) в сумме 1889 руб.

Из графы с расшифровкой причин возникновения задолженности следует, что указанная сумма задолженности составляет задолженность по компенсации вещевого имущества (л.д. 92).

Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что заявителем были приняты бюджетные обязательства сверх доведённых лимитов бюджетных ассигнований по КБК 32003052027200134212            на сумму 454 865 руб. 82 коп. (252 878,28 руб. + 201 987,54 руб.) (задолженность аттестованным сотрудникам за проезд в отпуск), по КБК 32003052026700134212  на сумму 1889 руб. (компенсация за обмундирование уволенному сотруднику).

Учреждение факт принятия бюджетных обязательств сверх доведённых лимитов бюджетных ассигнований по указанным КБК и размер бюджетных обязательств, принятых сверх этих лимитов, не оспаривало. Полагая, что в данном случае им не допущено нарушение требований бюджетного законодательства, Учреждение в своём заявлении привело доводы, которые сводятся к обоснованию наличия у него обязанности по несению соответствующих расходов за счёт средств федерального бюджета и невозможности не принять обязательства по указанным выплатам.

Между тем приведённые заявителем доводы, не свидетельствуют                        об отсутствии нарушений бюджетного законодательства. Обязанность Учреждения осуществлять указанные расходы ни в оспариваемом представлении,                               ни представителем ответчика в ходе судебного разбирательства сомнению                          не подвергалась. Суть претензий ответчика состоит в том, что соответствующие обязательства приняты Учреждением с нарушением требований бюджетного законодательства.

В силу статьи 6 БК РФ бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В свою очередь, под расходными обязательствами в соответствии с этой же статьёй понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казённого учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Согласно этой же статье под бюджетными ассигнованиями понимаются предельные объёмы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. В соответствии со статьёй 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января                        по 31 декабря.

Кроме того, статьёй 6 БК РФ определено, что казённое учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы; бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казённого учреждения.

Согласно пункту 2 статьи 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

В силу пункта 5 статьи 161 БК РФ заключение и оплата казённым учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счёт бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведённых казённому учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено названным Кодексом, и с учётом принятых и неисполненных обязательств. Пунктом 7 этой же статьи предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведённых казённому учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казённое учреждение.

Исходя из положений статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведёт бюджетный учёт (обеспечивает ведение бюджетного учёта); формирует бюджетную отчётность (обеспечивает формирование бюджетной отчётности) и представляет бюджетную отчётность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные названным Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Пунктом 3 статьи 219 БК РФ предусмотрено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведённых до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путём заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Исходя из положений пунктов 1, 3 статьи 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 этой статьи. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объёмы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

При таких обстоятельствах правомерным является вывод Управления о том, что принятие Учреждением бюджетных обязательств должно было быть осуществлено в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год.

Как верно отметил представитель Управления, соблюдение указанного требования возможно как при правильном планировании Учреждением бюджетных расходов в соответствии с положениями статьи 221 БК РФ, так и при своевременном направлении в адрес распорядителя бюджетных средств запросов-требований о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с положениями статей 158, 161 этого же Кодекса в тех случаях, когда в течение финансового года выявляется недостаточность лимитов бюджетных обязательств. В данном случае ни при проверке, ни в ходе судебного разбирательства заявитель не представил доказательств того, что он обращался               с предложениями о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств.

Поскольку в рассматриваемом случае Учреждение приняло бюджетные обязательства сверх доведённых лимитов бюджетных ассигнований на 2013 год, постольку суд находит обоснованными выводы ответчика о наличии в данном случае нарушения указанных выше требований бюджетного законодательства.              В связи с этим у ответчика имелись законные основания для вынесения в адрес заявителя оспариваемого представления.

Представление в оспариваемой части соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя,                  поэтому оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

отказать федеральному казённому учреждёнию «Областная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области в удовлетворении заявления о признании проверенного на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации представления Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области от 12.11.2014 № 24-07-10/2195 недействительным в части указанных в пункте 1 этого представления                    выводов о нарушении, выразившемся в принятии бюджетных обязательств               сверх доведённых лимитов бюджетных ассигнований на 2013 год                                                по КБК 32003052027200134212 на сумму 454 865 рублей 82 копейки и                    по КБК 32003052026700134212 на сумму 1889 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                                      И.В. Быстров