ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-13806/2009 от 21.04.2010 АС Республики Коми

Арбитражный суд Республики Коми

  167983 Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 49а,

E-mail: info@komi.arbitr.ru тел. 30-08-00, факс 30-08-10

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Сыктывкар Дело № А29-13806/2009

«21» апреля 2010г.

(дата оглашения резолютивной части решения)

«21» апреля 2010г.

(дата изготовления решения в полном объеме)

Арбитражный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Князевой А.А., судей Галаевой Т.И., Шипиловой Э.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коняевой Н.Е.,

рассмотрев в судебном заседании при участии прокурора Республики Коми дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Жешартский фанерный комбинат» к Совету городского поселения «Жешарт», Главе городского поселения «Жешарт»

третье лицо без самостоятельных требований на предмет спора: Администрация городского поселения «Жешарт»

о признании недействующим Решения Совета городского поселения «Жешарт» от 05.11.2009 № 2-10/200

при участии в заседании:

от прокурора – Эдигер Е.Г. (по удостоверению)

от заявителя – Кирьянова Л.С. (по доверенности от 03.12.2009)

от Совета- Викторова Н.И. (по доверенности от 08.02.2010 № 5), от администрации- Викторова Н.И. (по доверенности от 12.01.2009)

от Главы- не явился

установил:

Закрытое акционерное общество «Жешартский фанерный комбинат» (далее Общество, ЗАО «ЖФК») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействующим Решения Совета городского поселения «Жешарт» № 2-10/200 от 05.11.2009 «Об установлении тарифа на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, оказываемые ЗАО «ЖФК» в части установления тарифов на услуги по водоотведению согласно приложению.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечена Администрация городского поселения «Жешарт».

В дело в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступил прокурор Республики Коми.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 20.04.2010 до 15 часов и до 21.04.2010 до 9 часов 15 минут.

После перерыва судебное заседание продолжено.

Прокуратурой Республики Коми дано заключение по делу, на основании которого прокурор полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Советом городского поселения «Жешарт» и администрацией городского поселения «Жешарт» представлены письменные возражения, в которых требования не признаются.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Решением Совета городского поселения «Жешарт» (Совет) от 05.11.2009 № 2-10/200 утверждены тарифы на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, оказываемые ЗАО «ЖФК». Согласно приложению к Решению тарифы по водоотведению утверждены в размере 2,42 руб. за 1 куб. метр (без НДС).

Общество, считая, что установленный для него оспариваемым Решением Совета тариф на услугу водоотведения является экономически необоснованным и принят с нарушением установленного законом порядка, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующим.

Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу ст.78 Федерального закона от 06.10.203 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 23 АПК РФ. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч.1 ст.192 АПК РФ).

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (ст.194 АПК РФ).

Решение Совета городского поселения «Жешарт» № 2-20/200 от 05.11.2009 опубликовано в газете «Вперед» от 27 ноября 2009 года и в соответствии с пунктом 3 Решения вступило в силу с 01 января 2010 года.

В соответствии с пунктом 15 статьи 37 Устава муниципального образования городского поселения «Жешарт» газета «Вперед» является средством массовой информации, в котором подлежат публикации муниципальные правовые акты.

Судом установлено, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что Решение Совета об установлении Обществу тарифа на услуги по водоотведению является обязательными для неопределенного круга лиц (как для населения, так и других прочих потребителей), рассчитано на неоднократное применение и направлено на урегулирование общественных отношений в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам и организациям, а поэтому оно является нормативным актом, который может быть оспорен в арбитражном суде.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

Согласно пункту 4.1 ч.1 ст.17 Закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Федеральный закон №210-ФЗ от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее Закон №210-ФЗ) устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с Законом №210-ФЗ подлежат регулированию, в том числе: тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоотведения (ст.1 Закона №210-ФЗ).

Организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (ст.2 Закона №210-ФЗ).

Как следует из материалов дела, ЗАО «Жешартский фанерный комбинат» является организацией коммунального комплекса и оказывает услуги в области водоотведения и очистки сточных вод. Так, в частности, в материалах дела имеется договор на прием сточных вод № 51/С-09 от 01.01.2009, заключенный с ООО «Водоканал», из которого следует, что ЗАО «ЖФК» обязуется принимать сточные воды ООО «Водоканал».

Из установленных судом обстоятельств следует, что тариф на услуги по водоотведению подлежал установлению для Общества в порядке, определенном Законом №210-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 5 Федерального закона №210-ФЗ от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

В силу пункта 20 статьи 2 Закона № 210-ФЗ предельные индексы - устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.

Исходя из положений упомянутых норм, предельный индекс изменения тарифов устанавливается в среднем по муниципальному образованию, то есть индекс изменения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок может отличаться для конкретного предприятия в большую либо меньшую сторону от предельного максимального индекса, установленного в среднем по муниципальному образованию субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 50 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 в соответствии с настоящим документом предельные индексы устанавливаются в отношении организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере холодного водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Пунктом 51 Основ предусмотрено, что предельные индексы, устанавливаемые в отношении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, формируются с учетом предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации изменения цен в отраслях экономики на период действия тарифов, а также финансовых потребностей организаций коммунального комплекса для реализации производственной и инвестиционной программ.

Согласно пункту 52 Основ предельные индексы, установленные по субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, отражают допустимое изменение тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, рассчитанных с учетом надбавок к тарифам, на каждый финансовый год в течение периода действия тарифов в среднем по субъектам Российской Федерации или по муниципальным образованиям.

Как установлено материалами дела, в соответствии с Приказом Службы Республики Коми по тарифам «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям в Республике Коми на 2010 год» предельные индексы изменения установленных тарифов по муниципальному образованию муниципального района «Усть – Вымский» составили 111, 3 процентов.

В соответствии с Решением Совета МО ГП «Жешарт» от 27.11.2008 № 2-3/145 «Об установлении тарифа на услуги по водоотведению, оказываемые ЗАО «ЖФК» тариф на услуги водоотведения был установлен в размере 2,18 руб. за 1 куб. метр (без НДС).

При установлении тарифа Советом ранее установленный для ЗАО «ЖФК» тариф (2,18 руб.) увеличен на 111,3 процента.

Таким образом, Советом тариф на водоотведение был установлен для заявителя с учетом предельного индекса, установленного в целом для муниципального образования муниципального района «Усть – Вымский».

В соответствии со ст.3 Закона № 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются, в том числе: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ, что определяет необходимость экономического обоснования устанавливаемого тарифа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 210- ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.

Частью 2 ст. 3 Закона №210-ФЗ установлено, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений части 2 статьи 3 и пункта 1 части 1 статьи 4 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее Правила).

В соответствии с пунктом 14 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов и надбавок включает в себя проверку соответствия рассчитанных тарифов и надбавок финансовым потребностям для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку соблюдения предельных индексов и оценку доступности товаров и услуг организации коммунального комплекса для потребителей.

Таким образом, производственная программа является основой установления тарифа для предприятия.

Как установлено материалами дела, фактически тариф для заявителя был установлен без учета производственной программы, проверка соответствия рассчитанных тарифов финансовым потребностям предприятия для реализации производственной программы не проводилась. Советом не рассмотрена возможность установления для Общества тарифа, при котором индекс изменения тарифа для Общества мог быть превышен предельный максимальный индекс, установленный в целом по муниципальному образованию.

В соответствии с Правилами организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования следующие документы: заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения; производственную программу; расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности; расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности; бухгалтерскую и налоговую отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет; отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности) (пункт 3 Правил).

Сроки представления документов об установлении тарифов и надбавок в отношении организаций коммунального комплекса, образованных в течение текущего финансового года, определяются органами регулирования (пункт 8 Правил).

В случае представления организацией коммунального комплекса всех документов, предусмотренных указанным пунктом Правил, орган регулирования регистрирует эти документы в день поступления и открывает соответственно дело об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса и (или) дело об установлении надбавок к тарифам и тарифов на подключение. Орган регулирования в течение 10 рабочих дней с даты регистрации поступивших документов направляет организации коммунального комплекса извещение о принятии указанных документов к рассмотрению и открытии соответствующего дела (пункт 6 Правил).

Организация коммунального комплекса за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок извещается органами регулирования способом, позволяющим подтвердить получение извещения, о дате, времени и месте проведения заседания, на котором будет рассматриваться дело об установлении тарифов и надбавок. Организация коммунального комплекса не позднее чем за 1 день до заседания органа регулирования должна быть ознакомлена с материалами заседания в части, касающейся установления для нее тарифов и надбавок, включая проект соответствующего решения. Заседание органа регулирования по рассмотрению дел об установлении тарифов и надбавок является открытым. Ход заседания и принятое органом регулирования решение по результатам рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок отражаются в протоколе заседания органа регулирования (пункт 15 Правил).

По результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок. В случае если при установлении тарифов и надбавок органом регулирования не были учтены отдельные расходы, предлагавшиеся организацией коммунального комплекса, мотивы принятия такого решения отражаются в протоколе заседания органа регулирования (пункт 17 Правил).

Орган регулирования в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении тарифов и надбавок направляет копию решения и копию протокола или выписку из протокола заседания органа регулирования в организацию коммунального комплекса, а в Федеральную службу по тарифам в этот же срок - копию решения об установлении тарифов и надбавок (пункт 18 Правил).

ОАО «ЖФК» обратилось в Администрацию городского поселения «Жешарт» с заявлением об установлении тарифа на услуги по водоотведению на 2010 год в размере 3,54 руб. за 1 куб. метр, представив 29 сентября 2009 года в Администрацию необходимые материалы для установления тарифа.

Как установлено материалами дела Совет в нарушение пунктов 6, 15, 17, 18 Правил не направил в адрес Общества извещение о принятии документов к рассмотрению и открытии соответствующего дела, не известил о дате, времени и месте проведения заседания, на котором будет рассматриваться дело об установлении тарифов и надбавок, не предоставил возможности ознакомиться с материалами заседания в части, касающейся установления для Заявителя тарифов и надбавок, включая проект соответствующего решения, и не направил в адрес общества протокол или выписку из протокола заседания органа регулирования. В результате допущенных нарушений ОАО «ЖФК» фактически было отстранено от участия в рассмотрении дела об установлении тарифа и лишено возможности отстаивать и защищать свои права и законные интересы.

Судом неоднократно предлагалось Совету и Администрации представить дело об установлении тарифов, но такое дело суду представлено не было.

Из имеющихся в деле документов видно, что дело об установлении тарифа ответчиком фактически не открывалось.

05 ноября 2010 года при принятии решения об установлении тарифа на водоотведение представитель ОАО «ЖФК» на заседании Совета не присутствовал.

Доказательств, подтверждающих ознакомление Общества не позднее чем за 1 день до заседания Совета с материалами заседания в части, касающейся установления для него тарифа на водоотведение, в том числе с проектом решения, ответчиком не представлено.

Доказательств направления данного протокола Обществу или выписки из него, Советом не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что при установлении тарифа Обществу ответчиком допущены существенные нарушения процедуры, поскольку дело об установлении тарифа Советом фактически открыто не было, а гарантированные Обществу законом права на участие в рассмотрении дела об установлении тарифа ответчиком не соблюдены.

В пунктах 17 и 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" судам разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта. При проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие процедуру принятия нормативного правового акта данного вида, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.

програмы,_____________________________________________________________________________________________________ материалами дела, фактически тариф для\ ________________________________________________________________________

Поскольку ответчиком допущено существенное нарушение установленной в соответствии с Законом №210-ФЗ и предусмотренной Правилами процедуры установления тарифа на услуги по водоотведению, оказываемые Обществом, доказательства экономической обоснованности тарифа и правильности расчетов в соответствии с Основами ценообразования суду не представлены, Решение Совета от 05 ноября 2009 года в оспариваемой части надлежит признать не соответствующим указанным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и не действующим, удовлетворив требования Общества.

Руководствуясь ст. ст.167-170, 176, 194-195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать Решение Совета городского поселения «Жешарт» № 2-10/200 от 05.11.2009 «Об установлении тарифа на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, оказываемые ЗАО «ЖФК» в части установления тарифа на услуги по водоотведению, не соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 года №520, и не действующим.

Взыскать с Совета городского поселения «Жешарт» в пользу ОАО «ЖФК» судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в размере 2000 руб.

Выдать исполнительный лист.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Коми.

Судьи А.А. Князева

Т.И. Галаева

Э.В. Шипилова