ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-140027/10 от 25.04.2013 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва       

15.05.2013г.                                                                                     Дело №А40-140027/10

Резолютивная часть решения объявлена 25.04.2013г.

Полный текст решения изготовлен 15.05.2013г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего И.А.Васильевой

членов суда: единолично

При ведении протокола помощником судьи Селивестровым А.В.

Рассмотрел дело по иску ООО "Информационные Бизнес Системы"

к Государственному учреждению - Пенсионный фонд Российской Федерации

о взыскании 9 044 280,00 руб.

по встречному иску Государственного учреждения - Пенсионный фонд Российской Федерации

к ООО "Информационные Бизнес Системы"

о взыскании 3 726 221 руб. и расторжении государственного контракта

при участии:

от ООО "Информационные Бизнес Системы": Шабурдин С.В. по дов. № 674 от 25.12.2012,

от ГУ Пенсионный фонд Российской Федерации: Жигулина Ю.В. по дов. № АД-23-29/6372 от 23.04.2013, Коверчик В.М. по дов. № АД-23-29/3221 от 04.03.2013, Данилова К.А. по дов. № АД-23-29/4924 от 28.03.2013, Миронова О.А. по дов. № АД-23-28/17301 от 12.11.2012, Краснова Н.Г. по дов. № АД-21-29/1998 от 11.02.2013

У С Т А Н О В И Л:

Первоначальный иск заявлен о взыскании 9 044 280 руб., составляющих сумму задолженности за  выполненные работы по Государственному контракту №14-210-Д от 22.06.2009г. и обязании ответчика принять выполненные истцом по Государственному контракту №14-210-Д от 22.06.2009г. работы.

Далее, в судебном заседании истец уточнил, что требование заявлено только о взыскании 9 044 280 руб., составляющих сумму задолженности за  выполненные работы по Государственному контракту №14-210-Д от 22.06.2009г.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что выполнил работы по Контракту в полном объеме, работы по 1 этапу приняты и оплачены ответчиком, результаты работ по 2-му этапу переданы ответчику для приемки 01.12.2009г. (сопроводительное письмо исх.№1338-Д/2 от 30.11.09 -вх.№17/18136 от 01.12.09), тогда же сообщено о готовности истца приступить к приемо-сдаточным испытаниям, однако, от приемки работ по 2-му этапу ответчик уклоняется.

Как указывает истец, в нарушение пункта 3.7 Контракта, замечания по результатам приемки работ по 2-му этапу переданы ответчиком только 11.01.2009г., т.е. уже после истечения срока сдачи-приемки работ по контракту. В соответствии с п. 3.8 Контракта, на согласование ответчику направлен Акт необходимых доработок, в котором указано, что большинство пожеланий по доработке не входит в объем работ по контракту (письмо исх. № 35-Д/2 от 21.01.2010г.). Ответа на письмо не предоставлено.

Далее, согласно доводам истца, несмотря на отсутствие согласованного акта доработок, он выполнил работы по устранению замечаний и направил на подписание ответчику Акт устранения замечаний и Протокол устранения замечаний (исх.№131-Д/2 от 15.02.2010г.) с просьбой провести приемо-сдаточные испытания по итогам этих доработок. Ответ получен в начале марта 2010г. (исх.№ 15-28/1988 от 01.03.2010), акты не подписаны, в отношении просьбы провести приемо­сдаточные испытания по итогам доработок указано, что они будут проведены только после предоставления и согласования программы и методики приемо-сдаточных испытаний, однако, ПМИ предоставлены на согласование ответчику еще в августе 2009г., т.к. их разработка входила в объем работ по 1-му этапу и повторно направлены ответчику письмом  № 182-Д/2 от 03.03.2010г.

Как указывает истец, не получив в течение 20 дней ответов или замечаний ни в отношении результатов работ по 2-му этапу контракта, ни в отношении ПМИ, он 23.03.2010г. передал ответчику документы по закрытию работ по 2-му этапу контракта (Акт сдачи-приемки выполненных работ по 2-му этапу контракта, счет, счет-фактуру) и не получив ответа, либо подписанных актов  направил ответчику претензию о нарушении встречных обязательств по контракту.

Ответ на претензию поступил 22.04.2010г., где указано, что приемо-сдаточные испытания назначены на период с 26 по 28 апреля 2010г. и к их началу необходимо доработать и согласовать с соответствующими структурными подразделениями ПФР программы и методики испытаний с учетом направляемых замечаний.

По результатам испытаний в трехдневный срок составляется протокол тестирования, а в случае выявления замечаний - перечень замечаний, в котором фиксируются все выявленные недостатки. Стороны составляют и подписывают Акт с перечнем необходимых доработок и сроков их выполнения (п. 3.8. Контракта). Не получив от ответчика протоколов тестирования по результатам приемо-сдаточных испытаний, проведенных в апреле, истец направил письмо с просьбой назначить дату повторных испытаний с соблюдением условий контракта, либо подписать приложенные к письму акты выполненных работ и оплатить счета.

Таким образом, как указывает истец, ответчик в нарушение своих обязательств по контракту работы не принял и не оплатил, мотивированный отказ от приемки не представил.

Определением от 02.03.2011г., судом принят к производству встречный иск Пенсионного фонда Российской Федерации к ООО "Информационные Бизнес Системы" о взыскании 3 726 221 руб. и расторжении государственного контракта №14-210-Д от 22.06.2009г.

В обоснование встречных исковых требований ГУ ПФР ссылается на то, что при выполнении работ по II этапу исполнитель не обеспечил надлежащее своевременное исполнение обязательств в соответствии со сроком, установленным контрактом, а также качество работ и их соответствие Техническому требованию и Техническим заданиям, согласованным с заказчиком.

Как указывает заказчик, в соответствии с пунктом 3.6 Контракта при приемке выполненных работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным Контрактом и Техническим требованиям, им направлены мотивированные отказы от приемки выполненных работ (Протокол приемочных испытаний за декабрь 2009 г.). Программное обеспечение представлено исполнителем к приемке в рамках исполнения обязательств по II этапу Контракта с существенным нарушением срока, определенного заключенным Контрактом, без учета изменений пенсионного законодательства на момент приемки, в связи с чем, цель Контракта не достигнута, результат не создан и не передан ПФР.

Заказчик направил исполнителю письмо с просьбой доработать программное обеспечение, разработать и согласовать с соответствующими структурными подразделениями ПФР программы и методики приемо­сдаточных испытаний. Экспертная оценка программного обеспечения проводилась на стендах Департамента прикладного программного обеспечения. В ходе приемо-сдаточных испытаний были выявлены недостатки.

Как указывает ГУ ПФР, согласно Акту сдачи - приемки выполненных работ по I этапу исполнитель работы по I этапу выполнил в полном объеме, однако  с нарушением установленного срока - 11.12.2009г.  Работы по II этапу по состоянию на 28.02.2011г. не выполнены.

По факту нарушения сроков выполнения работ заказчик направил исполнителю письмо от 01.07.2010 № БГ-23-18/6975 с требованием о расторжении Контракта, возврате авансового платежа в размере 1 092 600 руб., и взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств по Контракту в период с 15.08.2009г. по 16.02.2011г. в размере 1 875 878,31 руб. с приложением Соглашения, которое исполнителем не подписано, денежные средства не перечислены.

Суд, в порядке ст. 49 АПК РФ, протокольным определением от 25.04.2013г. принял увеличение размера встречных исковых требований в части взыскания неустойки до 2 221 436 руб. 58 коп., из них 475 173 руб. 60 коп. – неустойка по 1 этапу за период с 14.08.2009г.; 1 746 262 руб. 98 коп. – неустойка по 2 этапу за период с 15.12.2009г. по 28.02.2011г., исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25%.

В судебном заседании ГУ ПФР поддерживает встречные исковые требования, первоначальный иск не признает, по мотивам, изложенным во встречном исковом заявлении и отзывах на иск, указывает, что при доработке программного обеспечения исполнителем не были учтены в существенной мере замечания заказчика, указанные в протоколе, составленном по результатам приемо-сдаточных испытаний, проведенных в декабре 2009 года.

В судебном заседании ООО "Информационные Бизнес Системы" также поддерживает первоначальные исковые требования, встречный иск не признает, мотивы изложены в отзыве на встречное исковое заявление, письменных пояснениях, в которых указывает, что в контракте и конкурсной документации к нему отсутствует специальное требование по привлечению к работам специалистов со знанием норм пенсионного законодательства, предметом контракта является разработка нового и доработка уже существующего программного обеспечения. Кроме того, указывает, что программное обеспечение, подлежащее доработке, предоставлено заказчиком не в полном объеме; приемка работ по 1-му этапу затянута заказчиком до декабря 2009г.; в отношении исполнения контракта имеет место просрочка кредитора, предусмотренная п. 1 ст. 406 ГК РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей истца и ответчика по первоначальному и встречному искам,  арбитражный суд пришел к выводу, что встречные исковые требования подлежат удовлетворению, а в удовлетворении первоначального иска следует отказать, по следующим основаниям.

В соответствии с положениями п.1 ст.702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.

Согласно ч. 2 ст. 763 ГК РФ по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Как следует из материалов дела 22.06.2009г. между ООО «Информационные Бизнес Системы» («ИБС», «IBS», «исполнитель») и Государственным учреждением - Пенсионный фонд Российской Федерации («заказчик») заключен Государственный контракт №14-210-Д.

В соответствии с условиями контракта исполнитель обязался выполнить комплексные работы в составе: «Доработка и сопровождение АРМ по установлению и выплате ЕДВ в отделениях ПФР (DOS версия)», «Доработка и сопровождение ПТК ЕДВ в части установления ЕДВ, клиентская часть, разграничение доступа», «Доработка и сопровождение программного комплекса по установлению и выплате ЕДВ Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы и членам их семей, Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена трудовой Славы» (DOS версия), «Доработка и сопровождение АРМ НВП и АРМ ЕДВ для подсистемы «Исполнение бюджета ПФР», «Разработка нового ПТК по назначению и выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации» (ПТК «Заграница»).

Описание этапов работ, их стоимость и сроки выполнения определены Календарным планом (Приложение № 3 к Контракту):

1-ый этап - Разработка технического задания (ТЗ), согласование с Заказчиком. Срок окончания работ по 1-му этапу - 14.08.2009г.

2-ой этап- Выполнение работ в соответствии с техническим заданием. Срок окончания работ по 2-му этапу - 14.12.2009г.

В соответствии с пунктом 2.1. Контракта общая стоимость работ составляет 14 399 200 руб. с НДС, в том числе:

- доработка и сопровождение АРМ по установлению и выплате ЕДВ в отделениях ПФР (DOS версия) - 2 448 000 рублей;

- доработка и сопровождение ПТК ЕДВ в части установления ЕДВ, клиентская часть, разграничение доступа - 3 651 500 рублей;

- доработка и сопровождение программного комплекса по установлению и выплаты ЕДВ Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы и членам их семей, Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена трудовой Славы» (DOS версия) - 2 139 900 рублей;

- доработка и сопровождение АРМ НВП и АРМ ЕДВ для подсистемы «Исполнение бюджета ПФР»- 1 980 100 рублей;

- разработка нового ПТК по назначению и выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации (ПТК «Заграница») - 4 179 700 рублей.

В соответствии с Техническими требованиями (Приложение 1 к Контракту) на Iэтапе выполнения работ исполнителем разработаны и согласованы с заказчиком технические задания. Исполнитель обязан был выполнить работы по 5 (пяти) разработанным техническим заданиям, а именно:

1. Техническое задание на доработку и сопровождение АРМ по назначению, выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации (DOS - версия);

2. Техническое задание на доработку и сопровождение АРМ по назначению пенсий федеральным государственным служащим;

3. Техническое задание на доработку и сопровождение АРМ по назначению, перерасчету и выплате пенсий в отделениях ПФР (DOS - версия);

4. Техническое задание на доработку и сопровождение ПТК НВП в части назначения пенсии, клиентская часть, разграничение доступа;

5. Техническое задание на доработку и сопровождение АРМ «Конвертация» в отделениях ПФР;

Результатом работы «Сопровождение АРМ по назначению, выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации (DOS - версия)», является программная реализации законодательных и нормативных актов принимаемых в сфере пенсионного законодательства РФ в 2009 году, а также методических указаний и инструктивных писем, регламентирующих процесс выплаты пенсий за пределы РФ. Разработка новых и модификация существующих программных модулей АРМ, установленного для промышленной эксплуатации в Управлении пенсионного обеспечения граждан, проживающих за границей.

Результатом работы «Доработка и сопровождение АРМ по назначению пенсий федеральным государственным служащим», является программная реализации законодательных и нормативных актов принимаемых в сфере пенсионного законодательства РФ в 2009 году, а также технических заданий, методических указаний и инструктивных писем ПФР регламентирующих процесс назначения, перерасчета и выплаты пенсий федеральным государственным служащим. Разработка новых и модификация существующих программных модулей АРМ, установленного для промышленной эксплуатации в Управлении пенсионного обеспечения государственных служащих.

Результатом работы «Доработка и сопровождение АРМ по назначению, перерасчету и выплате пенсий в отделениях ПФР (DOS - версия)», является программная реализации законодательных и нормативных актов принимаемых в сфере пенсионного законодательства РФ в 2009 году, а также методических указаний и инструктивных писем, регламентирующих процесс назначения, перерасчета и выплаты пенсий в РФ. Разработка новых и модификация существующих программных модулей АРМ, установленного для промышленной эксплуатации в 49 Отделениях ПФР. Список регионов, эксплуатирующих АРМ, приведен в Приложении 1 к Техническому требованию (Приложение 1 к Контракту).

Результатом работы «Доработка и сопровождение ПТК НВП в части назначения пенсии, клиентская часть, разграничение доступа», является развитие нового программно-технического комплекса для назначения, перерасчета и выплате пенсий на языке JAVA с использованием средств разработки WebSphereStudioApplicationDeveloper на платформе DB2 UniversalDataBase и WebSphereStudioApplicationServer. В новой версии ПТК должна быть выполнена программная реализация законодательных и нормативных актов, технологических решений, принимаемых в сфере пенсионного законодательства РФ в 2009 году.

Результатом работы по сопровождению АРМ «Конвертация» в региональных отделениях ПФР, является программная реализации законодательных и нормативных актов принимаемых в сфере пенсионного законодательства РФ в 2009 году, а также методических указаний и инструктивных писем, в части оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года, путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал. Разработка новых и модификация существующих программных модулей АРМ, установленного для промышленной эксплуатации в регионах Российской Федерации. Список регионов, эксплуатирующих АРМ «Конвертация», приведен в Приложении 1 к Техническому требованию (Приложение 1 к Контракту).

Согласно ст.746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.

Согласно п. 1 ст. 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

Пунктом 4.2 Контракта предусмотрен авансовый платеж в размере 10% от стоимости Контракта в размере 1 439 920 руб. 00 коп. Заказчик платежным поручением от 06.08.2009 № 2390 перечислил исполнителю аванс.

В соответствии с условиями контракта оплата работ осуществляется поэтапно, с учетом ранее выплаченного аванса.

В соответствии с пунктом 4.3 Контракта платеж за выполненные по Контракту работы по первому этапу, с учетом ранее выплаченного аванса, составляет 3 915 000 руб. 00 коп. и производится заказчиком на основании выставленного исполнителем счета в течение 10 рабочих дней с даты подписания Заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ по этапу. Заказчик платежным поручением от 31.12.2009 №4478 оплатил выполненные Исполнителем работы по 1 этапу Контракта.

Объем работ по 2-му этапу Контракта, порядок их проведения и сдачи определен в технических заданиях, разработанных и согласованных Сторонами.

Выполнение работ по II этапу предполагало следующее:

- доработку и сопровождение ранее разработанного программного обеспечения для существующих АРМ и ПТК, в соответствии с требованиями, перечисленными в Технических требованиях;

- разработку новых алгоритмов и программных модулей для существующих АРМ и ПТК в связи с вводом в действие новых технологий, новых законодательных и нормативных актов, принимаемых в сфере пенсионного законодательства;

- сопровождение    разработанных    алгоритмов    и    программ    по существующему законодательству;

- обеспечение правильного функционирования АРМ и ПТК в Исполнительной дирекции и 49 регионах Российской Федерации;

- проведение комплексных испытаний АРМ и ПТК на стенде Заказчика для проверки новых алгоритмов и модифицированных программных модулей;

- отработку комплексного функционирования АРМ и ПТК в условиях внедрения новых алгоритмов и программных модулей;

- корректировку программных комплексов по выпуску утвержденной и статистической отчетности, в связи с изменениями законодательных и нормативных актов и инструкций;

- отработку комплексного функционирования АРМ с измененными программными средствами по выпуску бухгалтерской и статистической отчетности;

- согласование с Заказчиком и доработка программного обеспечения на основании предложений из отделений ПФР по вопросам совершенствования работы АРМ и ПТК;

- консультации пользователей по вопросам эксплуатации программных комплексов.

В соответствии с пунктом 1 ст. 753 ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке. 

В соответствии с ч. 4 ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от  подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

По завершении работ по каждому этапу исполнитель передает заказчику подписанный со своей стороны двухсторонний акт сдачи-приемки выполненных работ по этапу для его подписания заказчиком (пункт 3.5 Контракта). В соответствии с пунктом 3.6 Контракта заказчик при приемке выполненных работ проверяет выполненные работы на соответствие их объема и качества требованиям, установленным Контрактом и Техническими требованиями и не позднее 5 рабочих дней с даты получения акта  возвращает подписанный акт сдачи-приемки выполненных работ по этапу исполнителю либо направляет мотивированный отказ от подписания акта сдачи-приемки работ по этапу (пункт 3.7 Контракта).

Исполнитель в письме от 30.11.2009 №1338-Д/2 сообщил заказчику о доработке программных комплексов и готовности к проведению приемо­сдаточных испытаний. В ПФР письмо поступило 01.12.2009. Исполнитель передал заказчику доработанные им программные комплексы в целях проверки их на соответствие условиям Контракта. Результат выполненных работ по 2 этапу Контракта этим письмом не передавался, так как в соответствии с пунктом 3.5 Контракта по завершении работ по этапу исполнитель передает заказчику подписанный со своей стороны двухсторонний акт сдачи-приемки выполненных работ.

Заказчик, в свою очередь, в письме от 29.12.2009 №15-18/13325 сообщил исполнителю, что в ходе приемочных испытаний обнаружены многочисленные недоработки в выполненных им работах по 2 этапу Контракта, поэтому они не могут быть приняты. Контрактом не предусмотрен срок для направления заказчиком замечаний на сданную исполнителем для проверки работу. Указанный в п.3.7 Контракта срок для приемки работ или направления мотивированного отказа от приемки - 5 (пять) рабочих дней применяется только в случае представления исполнителем результата выполненных работ по этапу вместе с актом сдачи-приемки выполненных работ.

ООО «ИБС» передало ПФР выполненные им работы по 2 этапу Контракта вместе с актом сдачи-приемки выполненных работ по этапу, счетом на оплату выполненных работ 23.03.2010 - письмо от 22.03.2010 №274-Д/2.

Распоряжением Правления ПФР от 26.04.2010 №114р созданы комиссии по экспертной оценке доработанного исполнителем программного обеспечения. В ходе экспертной оценки заказчиком выявлено несоответствие выполненных исполнителем работ условиям Контракта, техническим заданиям, что указано в актах экспертных оценок, составленных комиссией заказчика. Исполнитель указывает что акты составлены в нарушение условий контракта.

Заказчиком направлено исполнителю письмо от 01.07.2010 № БГ-23-18/6975 с требованием о расторжении Контракта, возврате авансового платежа и уплате неустойки. Однако, исполнитель не согласился расторгнуть Контракт и настаивал на принятии результата работ по 2 этапу Контракта и его оплате.

В силу части 5 статьи 720 ГК РФ, при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы на экспертизу несет подрядчик, за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений подрядчиком договора подряда или причинной связи между действиями подрядчика и обнаруженными недостатками. В указанных случаях расходы на экспертизу несет сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению между сторонами, обе стороны поровну.

ООО "Информационные Бизнес Системы" заявлено ходатайство о назначении судебно-технической экспертизы на определение качества выполненных работ и возможности устранения недостатков.

В силу пункта 3 части 1 статьи 161 АПК РФ, арбитражный суд принимает предусмотренные законом меры для проверки заявления о фальсификации, в том числе назначает экспертизу, истребует другие доказательства и принимает иные меры.

Определением от 02.03.2011г. суд назначил проведение судебной экспертизы. Проведение экспертизы поручено  АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА».

Перед экспертами поставлены следующие вопросы:

Вопросы ответчика:

I. 1. Реализована ли функция заполнения расчетных ведомостей, ведомостей, реестров, применяемых территориальными органами ПФР в условиях финансирования выплаты пенсий и иных социальных выплат с регионального уровня в соответствии с постановлением Правления ПФР от 20.12.2006 № 291п?

2. Реализовано ли формирование файлов обмена данными по начисленным и доставленным пенсиям и иным выплатам между АРМ «Назначения и выплаты пенсий» и программой 1С (состав и форматы файлов должны соответствовать требованиям ПФР)?

3. Реализовано ли формирование расчетной ведомости по начислению пенсий и иных социальных выплат, представленной в приложении 3, в текстовом формате?

4. Реализовано ли формирование расчетной ведомости по доставке пенсий и иных социальных выплат, представленной в приложении 4, в текстовом формате?

5. Реализовано ли формирование ведомости по выявленным переплатам пенсий и иных социальных выплат вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок, представленной в приложении 5, в текстовом формате?

6. Реализовано ли формирование ведомости по выявленным и погашенным переплатам (по вине пенсионеров) пенсий и иных социальных выплат, представленной в приложении 6, в текстовом формате?

7. Реализовано формирование реестра по удержаниям к перечислению: по исполнительным листам и прочим удержаниям, представленному в приложении 7, в текстовом формате?

8. Реализовано ли формирование реестра доставки пенсий и иных социальных выплат в формате соответствующем требованиям ПФР. Форма Реестра доставки пенсий и иных социальных выплат представлена в приложении 8?

9. Реализовано ли своевременное внесение изменений в АРМ НВП и АРМ ЕДВ в связи с изменениями в законодательных и нормативных актах, принимаемых в части задачи «Исполнение бюджета ПФР» в 2009 году, и ввод в эксплуатацию доработанных АРМ?

II. 1. Обеспечивает ли ПТК ЕДВ автоматизацию основных функций инспектора по установлению и выплате ЕДВ в Управлениях Пенсионного фонда в городах и районах субъектов Российской Федерации?

2. Соответствуют ли программные алгоритмы законодательным и нормативным актам, регламентирующим правовые вопросы установления и выплаты ЕДВ и утвержденному техническому заданию?

3. Обеспечены ли в ПТК ЕДВ расчеты (включая корректировки и индексации) для установления ЕДВ?

4. Обеспечено ли в ПТК ЕДВ определение наиболее выгодной категории для лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, по всем документам выплатного дела, либо по другим представленным документам?

5. Обеспечена ли в ПТК ЕДВ возможность отказа пенсионера от полного (частичного) получения набора социальных услуг?

6. Обеспечена ли в ПТК ЕДВ выгрузка информации о получателях ЕДВ в формате, определяемом ПФР для передачи ее в региональный сегмент федерального регистра лиц, имеющих право на ГСП, ФСС и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации?

7. Обеспечена ли в ПТК ЕДВ технология работы отделов ЕДВ, принятая в ПФР?

8. Обеспечены ли в ПТК ЕДВ требования к разграничению доступа пользователей (инспекторов)?

9. Обеспечены ли в ПТК ЕДВ сопряжение с программным комплексом «Клиентская служба»?

10. Обеспечено ли в ПТК ЕДВ информационное взаимодействие с подсистемой выплаты пенсий в соответствии с технологией и форматами данных, принятыми в ПФР?

11. Выдаются ли печатные формы: протокол назначения, распоряжение о перерасчете, заявление об отказе от НСУ или о получении НСУ, а также протокол массового перерасчета при индексации ЕДВ?

12. Обеспечены ли ввод, хранение и корректировка данных, необходимых для установления и выплаты ЕДВ?

13. Обеспечен ли вывод выходных форм на экран, на принтер и в текстовый файл?

14. Обеспечена ли сохранность информации путем архивации и копирования данных на магнитные носители?

15. Увеличен ли размер шрифта в экранных формах?

16. Дополнен ли перечнем документов в соответствии с Приложением № 3 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2004 г. № 294, в разделе «социальные задачи» ввод информации о документах, подтверждающих право на получение ЕДВ (классификатор)?

17. Выводится ли на экран реквизитная часть, соответствующая правоподтверждающему документу, при выборе документа из классификатора для ввода данных?

18. Реализована ли возможность получения решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты?

19. Выводится ли значение «бессрочно» в случае, если ЕДВ назначено бессрочно, в решение о назначении ежемесячной денежной выплаты в строку «срок с _____ по ______»?

20. Выводится ли дата первичного установления инвалидности автоматизированно на основании данных об инвалидности, введенных при первичном назначении ЕДВ.

21. Формируется ли распоряжение о перерасчете (формируется решение о назначении) при проведении операции перерасчета размера ЕДВ?

22. Исключена ли из ПТК ЕДВ возможность осуществления процедуры восстановления выплаты ЕДВ?

23. Соответствует ли классификатор оснований для приостановления и прекращения выплаты ЕВД нормам пунктов 28 и 29 Порядка осуществления ЕДВ отдельным категориям граждан в Российской Федерации от 30 ноября 2004 года?

24. Изменено ли наименование электронного документа, формируемого при расчете доплаты ЕДВ за прошлое время?

III. 1. Ведутся ли электронные дела получателей ЕДВ?

(основание: технические требования).

2. Осуществляется ли ввод, хранение и обработка:

- информации о получателе ЕДВ (ФИО, адрес, паспортные данные и др.);

- правовой информации, необходимой для установления ЕДВ (ввод документа, подтверждающего право на получение ЕДВ и т.д.);

- выплатной информации, необходимой для осуществления выплаты ЕДВ (способ выплаты, номер почтового отделения или сбербанка, номер лицевого счета в сбербанке).

3. Реализовано ли установление ЕДВ Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы и членам их семей, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы, в том числе:

- выбор категории получателя ЕДВ;

- установление размера ЕДВ;

- получение протокола установления ЕДВ и необходимых справок;

- ввод членам семьи Героев суммы установленной ЕДВ в соответствии с документами, переданными из Исполнительной дирекции ПФР?

4. Реализована ли выгрузка данных в федеральную базу данных Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и членов их семей, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, в соответствии с форматом, установленным ПФР?

5. Обеспечено ли проведение массовых перерасчетов ЕДВ при изменении размеров ЕДВ в соответствии с законодательными актами?

6. В части выплаты ЕДВ:

6.1. Реализован ли расчет суммы к выплате с учетом доплат, алиментов и удержаний?

6.2. Реализовано ли формирование выплатных документов (ведомость (поручение) на почту, список в сбербанк, список почтовых переводов), в том числе по новой технологии системы электронного документооборота, принятой ПФР совместно с ФГУП «Почта России» и Сбербанком России ОАО?

6.3. Реализовано ли формирование сопроводительных документов (реестр - отчет, сопроводительная опись)?

6.4. Реализован ли ввод неоплаты с последующей автоматической выплатой в следующем месяце?

7. В части учета выплаты ЕДВ

7.1. Реализовано ли взаимодействие с системой бюджетного учёта (задача «Исполнение бюджета» и стыковка АРМ с программой 1С: Бухгалтерия) в части финансирования выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат?

7.2. Осуществлено ли формирование взаиморасчетов с доставочными организациями?

7.3. Осуществлено ли формирование платежных поручений на выплату?

7.4. Осуществлено ли ведение журнала движения?

7.5. Осуществлен ли аналитический учет?

8. Реализованы ли статистические формы, в том числе:

- формирование утвержденных форм государственной статистической отчетности в части ЕДВ;

- получение справок по базе данных получателей ЕДВ?

9. Обеспечен ли режим ввода и хранения необходимых классификаторов (населенные пункты, улицы, почтовые отделения, сбербанки и т.д.)?

10. Реализованы ли сервисные функции, в том числе: - обеспечение реорганизации файлов базы данных (индексация, сжатие, очистка);

- сохранение баз данных путем копирования на магнитные носители;

- массовый ввод-вывод при передаче данных в другие подсистемы;

- удаление и архивация выплатных данных?

11. Проведены ли в АРМ доработки в части перехода на новый формат обмена данными между ПФР, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ФСС?

IV. 1. Реализована ли функция заполнения расчетных ведомостей, ведомостей, реестров, применяемых территориальными органами ПФР в условиях финансирования выплаты пенсий и иных социальных выплат с регионального уровня в соответствии с постановлением Правления ПФР от 20.12.2006 № 291п?

2. Реализовано ли формирование файлов обмена данными по начисленным и доставленным пенсиям и иным выплатам между АРМ «Назначения и выплаты пенсий» и программой 1С (состав и форматы файлов должны соответствовать требованиям ПФР)?

3. Реализовано ли формирование расчетной ведомости по начислению пенсий и иных социальных выплат, представленной в приложении 3, в текстовом формате?

4. Реализовано ли формирование расчетной ведомости по доставке пенсий и иных социальных выплат, представленной в приложении 4, в текстовом формате?

5. Реализовано ли формирование ведомости по выявленным переплатам пенсий и иных социальных выплат вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок, представленной в приложении 5, в текстовом формате?

6. Реализовано ли формирование ведомости по выявленным и погашенным переплатам (по вине пенсионеров) пенсий и иных социальных выплат, представленной в приложении 6, в текстовом формате?

7. Реализовано формирование реестра по удержаниям к перечислению: по исполнительным листам и прочим удержаниям, представленному в приложении 7, в текстовом формате?

8. Реализовано ли формирование реестра доставки пенсий и иных социальных выплат в формате соответствующем требованиям ПФР. Форма Реестра доставки пенсий и иных социальных выплат представлена в приложении 8? 

9. Реализовано ли своевременное внесение изменений в АРМ НВП и АРМ ЕДВ в связи с изменениями в законодательных и нормативных актах, принимаемых в части задачи «Исполнение бюджета ПФР» в 2009 году и ввод в эксплуатацию доработанных АРМ?

V. 1. Реализовано ли ведение электронных пенсионных дел?

2. Осуществляется ли корректный ввод, хранение и обработка информации о получателе пенсии (ФИО, адрес, паспортные данные и др.)?

3. Реализованы ли ввод, хранение и обработка правовой информации, необходимой для назначения пенсии?

4. Осуществляется ли расчет среднего заработка?

5. Осуществляется ли расчет стажа?

6. Осуществляется ли учет поступивших страховых взносов?

7. Осуществляется ли вычисление расчетного пенсионного капитала?

8. Осуществляется ли расчет размера пенсии?

9. Реализовано ли определение срока выплаты пенсии?

10. Реализовано ли получение протокола назначения пенсии и необходимых справок?

11. Осуществляется ли назначение пенсии?

12. Реализован ли расчет пенсии с учетом международных соглашений, писем ПФР и постановок задач на доработку программных комплексов?

13. В части перерасчета пенсии:

- реализован ли перерасчет базовой части пенсии при индексации?

- реализован ли перерасчет страховой части пенсии по поступившим страховым взносам на лицевой счет застрахованного лица на дату подачи заявления о перерасчете размера пенсии?

- реализован ли перерасчет СЧ при индексации?

- реализовано ли получение протокола назначения пенсии и необходимых справок?

- реализованы ли перерасчеты размера пенсий по заявлениям граждан (по стажу, по заработку и т.п.)?

-реализованы ли перерасчеты пенсий, осуществляемые без заявления пенсионера в соответствии с существующим законодательством (включая повышение пенсии по достижении возраста 80 лет, окончания срока иждивения, срока справки по инвалидности, в перспективе любые перерасчеты)?

14. Реализован ли расчет пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со ст. 3, 8, 9, 10, 15, 16, 17 закона № 166-ФЗ?

15. Реализован ли расчет пенсий гражданам, пострадавшим в результате техногенных катастроф, и членам их семей по более выгодному варианту в соответствии с законами № 166-ФЗ или № 173-ФЗ?

16. Реализовано ли расчет формирование распоряжений (решений) с указанием в статьи закона, в соответствии с которыми произведен перерасчет?

17. Реализовано ли обеспечение массовых перерасчетов пенсий при индексации и ежегодной операции перерасчета и корректировки страховой части пенсии по данным ПТК СПУ?

18. Реализовано ли получение установленных статистических форм?

19. Реализовано ли получение справок по базе данных получателей пенсий?

20. Реализован ли режим ввода и хранения словарных данных (населенные пункты, улицы, почтовые отделения, сбербанки и т.д.)?

21 Реализованы ли следующие сервисные функции:

- Обеспечение реорганизации файлов базы данных (индексация, сжатие, очистка);

- Сохранение баз данных путем копирования на магнитные носители;

- Массовый ввод-вывод при передаче данных в другие подсистемы;

- Удаление и архивация выплатных данных?

22. Реализовано ли ведение классификаторов:

- «Валюты и курсы» (наименование валюты, счет открытый ПФР для данной валюты, код валюты (международный), символ (международный) валюты);

- «Постоянные курсы валют»;

- «Курс валюты: доллары США»;

- «Источники финансирования»;

- «Банки-корреспонденты»;

- «Названий банков»;

- «Филиалы банков»;

- «Справочник необходимых подписей»;

- «Справочник государств»;

- «Виды пенсий»;

- «Причины прекращения выплаты»;

- «Названия министерств»;

- «Условий назначения пенсий»;

- «Областей Российской Федерации»?

23. Реализовано ли ведение архива прекращенных и закрытых дел?

24. Реализовано ли ведение архива текущих дел в части формирования «Инвентаризационных ведомостей» с указанием у них архивных и лицевых номеров, Ф.И.О., страна размер пенсии на дату инвентаризации, состав комиссии по инвентаризации и т. д.?

25. Реализован ли процесс восстановления пенсий по справкам по пенсионным делам, представляемым отделениями ПФР?

26. Реализован ли процесс назначения пенсий по справкам по пенсионным делам, представляемым отделениями ПФР?

27. Реализованы ли назначение и расчет пенсий в соответствии Соглашениями, заключенными Российской Федерацией с Украиной и Белоруссией?

28. Осуществляется ли выбор страны проживания пенсионера из справочника стран с выводом в поле экранной формы и на печать?

29. Реализовано ли на экранной форме «Данные о гражданине» отображение поля для ввода иностранного адреса на кириллице и латинице и исключена ли возможность смешивания алфавитов?

30. Реализовано ли расширение окна для ввода лицевого счета до 24 позиций?

31. Осуществлена ли разбивка поля «получатель ФИО» на 3 поля: фамилия, имя, отчество?

32. Обеспечен ли контроль при вводе фамилии, имени и отчества (допустить ввод алфавитных символов: пробел, тире, верхний и нижний апостроф)?

33. Осуществлено ли добавление ввода реквизитов для обеспечения организации выплаты через почту на Украину и Белоруссию?

34. Добавлен ли «иностранный паспорт» в список документов, удостоверяющих личность?

35. Добавлено ли поле «срок окончания действия паспорта»?

36. Переименовано ли поле «адрес» в «Адрес до выезда из России»?

37. Изменен ли статус реквизита Адрес до выезда из России на необязательный?

38. Добавлен ли справочник существующих районных коэффициентов?

39. Добавлена ли возможность ввода стажа общим итогом, без указания периода до 2002 года (на основании данных трудовой книжки)?

40. Реализованы ли в расчете стажа периоды работы по условиям:

41. Реализован ли вывод за выбранный расчетный период на экранную форму «результаты расчета заработка» суммы заработка по стране и суммы заработка гражданина?

42. Доработаны ли выходные печатные формы: протокол, решение о назначении, распоряжение на перерасчет?

43. Реализован ли вывод на печать выходных форм справок по зарплате стажу, страховым взносам и т.п. в формате А4 с выводом расчетов по всем действующим законам РФ?

44. Реализована ли возможность ввода группы и степени инвалидности без обязательного указания реквизитов справки МСЭ?

45. Реализовано ли автоматическое сохранение справки о зарплате без его повторного набора?

46. Реализована ли возможность сохранения единого номера пенсионного дела при произведении назначения по различным основаниям (ГПО, ДЕМО, старость)?

47. Осуществлено ли сохранение в истории назначения пенсий все изменения, производимые по делу в части перерасчетов, перевода с вида на вид и пр.?

48. Реализована ли возможность выбора вида валюты и конвертора валют при вводе справок о заработной плате?

49. Реализован ли контроль факта проживания на Севере на 01.01.2002 года при отсутствии права на применение повышенного коэффициента к заработной плате?

50. Реализована ли возможность корректировки районного коэффициента, примененного к заработной плате?

51. Установлен ли запрет на перевод МПКС (местность приравненная к районам Крайнего Севера) в РКС (районы Крайнего Севера) при отсутствии стажа в РКС?

52. Реализована ли возможность повышения пенсии (ст. 110) без обязательного указания реквизитов правоустанавливающих документов?

53. Обеспечена ли возможность работы с копией дела для внесения изменений и отработки результатов перерасчета?

54. Осуществляется ли запрос на ввод информации при назначении нового дела по данным пенсионного дела или по справке по пенсионным делам?

55. Осуществляется ли контроль за сохранением данных с выводом сохраненных значений в экранную форму для перевода в состояние готовности?

56. Реализована ли возможность расчета пенсии с учетом Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 №9-П и от 29.01.2004 № 2П.?

Вопросы истца:

1)Соответствует ли качество выполненных по каждой из 5 (пяти) тем работ, входящих в объеме работ по 2-му этапу условиям Государственного контракта №14-210-Д от «22» июня 2009г., заключенному между Обществом с ограниченной ответственностью «Информационные Бизнес Системы» («ИБИС», «IBS) и Государственным учреждением – Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – «Контракт») и технических заданий к каждой из тем работ, утвержденных сторонами в качестве результатов работ по 1-му этапу указанного Контракта (с учетом постановок, полученных исполнителем в соответствии с п.6.4. ТЗ), формальным процедурам проверки, установленным в Программах и методиках испытаний (ПМИ)?

2)Являются ли замечания, указанные заказчиком в исх. №15-18/13325 от 29.12.2009г. достаточным основанием для признания мотивированным отказа в приемке работ по каждой из 5 тем работ, входящих в объем работ по 2-му этапу контракта в соответствии с техническими заданиями? Все ли замечания, указанные в письме входят в объем работ по Контракту?

3)В случае обнаружения недостатков в выполненных работах, являются ли они существенными и неустранимыми?

4)В случае обнаружения недостатков в выполненных работах, какой процент работ от всего объема работ по 2-му этапу выполнен с отступлением от условий контракта? Какая часть цены контракта им соответствует?

5)Относится ли вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации к техническому заданию контракта?

Определением от 12.09.2011г. производство по делу возобновлено в связи с поступлением экспертного заключения АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» №026-21-00296 от 15.07.2011г.

Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Как следует из данного заключения экспертизы, по первым двум вопросам, а также 8 вопросу первого параграфа цель реализована, на 3, 4, 5, 6, 7, 9 вопросы экспертам ответить не представилось возможным, т.к. вопросы выходят за рамки ТЗ.

По второму параграфу на 1, 2, 4, 5, 6, 7, 13-20, 22-24 вопросы ответ не дан. На вопросы обеспечены ли в ПТК ЕДВ расчеты (включая корректировки и индексации) для установления ЕДВ, обеспечены ли в ПТК ЕДВ требования к разграничению доступа пользователей (инспекторов); обеспечены ли в ПТК ЕДВ сопряжение с программам комплексом «Клиентская служба»;  обеспечено ли в ПТК ЕДВ информационное взаимодействие с подсистемой выплаты пенсий в соответствии с технологией и форматами данных, принятыми в ПРФ; обеспечены  ли  ввод,   хранение  и   корректировка  данных,   необходимых  для установления и выплаты ЕДВ;  обеспечена ли сохранность информации путем архивации и копирования данных на магнитные носители; выдаются ли печатные формы;  формируется ли распоряжение о перерасчете (решение о назначении) при проведении операции перерасчета размера ЕДВ, дан ответ – обеспечены, выдаются, формируются.

На 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 вопросы третьего параграфа даны утвердительные ответы (ведутся, осуществляется, реализовано, реализована, обеспечено, реализовано, реализовано/осуществлено, реализованы, обеспечен, реализованы, проведена).

По 4 параграфу на 3, 4, 5, 6 ,7, 9 вопросы ответы также не даны; на 1, 2, 8 вопросы дан ответ – реализовано.

По 5 параграфу в рамках экспертного заключения даны следующие ответы: по вопросам 1, 3, 9, 10, 12, 13, 16-27, 29, 30, 40, 41, 45, 46, 48-50, 52, 56 –реализовано; по вопросам 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 28, 31, 33, 47, 55 - осуществляется; по вопросам 32, 53 – обеспечен; по вопросам 34 35, 38, 39 - добавлен; по вопросам 36 -  переименовано; 37 – изменен; 42 –доработаны; 51 – установлен; 54 – соответствует. По вопросам 14, 15, 43, 44 - ответить на поставленный вопрос экспертам не представилось возможным, т.к. данный вопрос выходит за рамки ТЗ.

Также в рамках экспертного заключения пояснено, что качество выполненных работ, входящих в объем работ по 2-ому этапу, в полной мере соответствует техническим заданиям к каждой из тем работ, в соответствии с формальными процедурами проверки, установленными в Программах и методиках испытаний. Перечень замечания, представленные в Письме 15-18/13325 от 29.12.2009: АРМ по установлению и выплате ЕДВ в отделениях ПФР (DOS - версия). Замечаний относящихся к АРМ НВП и АРМ ЕДВ для подсистемы «Исполнение бюджета ПФР» не выявлено. В остальном, переданные замечания не соответствуют пунктам технических заданий (не указаны пункты ТЗ), либо невозможны для воспроизведения ошибки, указанные замечания не могут являться основанием для мотивированного отказа в приемке работ по второму этапу Контракта. В результате проведения технической экспертизы значительных недостатков (требований ТЗ несоответствующих процедурам проверок ПМИ) не обнаружено.

Рассмотрев материалы экспертизы, суд оценил ее выводы критически.

Признал правомерным возражения заказчика в части того, что правовая оценка правильности полученного результата не проводилась; исследования  функционирования  доработанного  ПТК  ЕДВ  по поставленным в определении суда вопросам, произведены не полностью; по шести из 23-х поставленных в определении суда вопросов исследований экспертом не проводилось; по двум вопросам экспертом даны ответы, противоречащие выводам экспертизы, указанным в протоколе ПТК ЕДВ на соответствие требованиям Технического задания и др.

Поскольку не представляется возможным положить в основу указанное заключение как достаточное для установления объема всех фактически выполненных работ, судом, в порядке ст. 82 АПК РФ, удовлетворено ходатайство ПФР о назначении повторной судебно-технической экспертизы.

Определением от 02.03.2012г. суд назначил проведение судебно-технической экспертизы. Проведение экспертизы поручено  ФБУ Российский Федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ.

Перед экспертами поставлены те же вопросы, производство по делу приостановлено.

Определением от 15.03.2013г. производство по делу возобновлено в связи с получением экспертного заключения №789/21-3 от 01.03.2013г.

Согласно полученному заключению:

Функции заполнения расчетных ведомостей, ведомостей, реестров, применяемых территориальными органами ПФР в условиях финансирования выплаты пенсий и иных социальных выплат с регионального уровня в соответствии с постановлением Правления ПФР от 20.12.2006 № 291 п. не реализованы; Формирование файлов обмена данными по начисленным и доставленным пенсиям и иным выплатам между АРМ «Назначения и выплаты пенсий» и программой 1С не реализовано; Алгоритм формирования расчетной ведомости по начислению пенсий и иных социальных выплат, представленной в приложении 3, не реализован; ее формирование в текстовом формате также не реализовано; Алгоритм формирования расчетной ведомости по доставке пенсий и иных социальных выплат, представленной в приложении 4, не реализован; ее формирование в текстовом формате также не реализовано; Формирование ведомости по выявленным переплатам пенсий и иных социальных выплат вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок, представленной в приложении 5, в текстовом формате в АРМ НВП и АРМ ЕДВ не реализовано;  Формирование ведомости по выявленным и погашенным переплатам (по вине пенсионеров) пенсий и иных социальных выплат, представленной в приложении 6, в текстовом формате в АРМ НВП и АРМ ЕДВ не реализовано; Формирование реестра по удержаниям к перечислению: по исполнительным листам и прочим удержаниям, представленному в приложении 7, в текстовом формате, не реализовано; Формирование реестра доставки пенсий и иных социальных выплат в формате, соответствующем требованиям ПФР (Форма Реестра доставки пенсий и иных социальных выплат представлена в приложении 8 (приложение 22 к Правилам) не реализовано; Изменения, указанные в письмах ПФР № КА-03-25/1 188 от 11.02.2008 и № КА-03-25/7438 от 06.08.2008, в АРМ НВП и АРМ ЕДВ не внесены.

II. 1. ПТК ЕДВ не обеспечивает автоматизацию основных функций инспектора по установлению и выплате ЕДВ в Управлениях Пенсионного фонда в городах и районах субъектов РФ; Программные алгоритмы не соответствуют законодательным и нормативным актам, регламентирующим правовые вопросы установления и выплаты ЕДВ и утвержденному техническому заданию; В ПТК ЕДВ не обеспечены расчеты (включая корректировки и индексации) для установления ЕДВ; В ПТК ЕДВ не обеспечено определение наиболее выгодной категории для лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, по всем документам выплатного дела, либо по другим представленным документам; В ПТК ЕДВ не обеспечена возможность отказа пенсионера от полного (частичного) получения набора социальных услуг; В ПТК ЕДВ не обеспечена выгрузка информации о получателях ЕДВ в формате, определяемом ПФР для передачи ее в региональный сегмент федерального регистра лиц, имеющих право на ГСП, ФСС и органы исполнительной власти субъектов РФ; В ПТК ЕДВ не обеспечена технология работы отделов ЕДВ, обеспечены требования к разграничению доступа пользователей (инспекторов), не обеспечено сопряжение с программным комплексом «Клиентская служба», не обеспечено информационное взаимодействие с подсистемой выплаты пенсий в соответствии с технологией и форматами данных, принятыми в ПФР; Печатные формы не выдаются: протокол назначения, распоряжение о перерасчете, заявление об отказе от НСУ или о получении НСУ. а также протокол массового перерасчета при индексации ЕДВ; Ввод, хранение и корректировка данных, необходимых для установления и выплаты ЕДВ не обеспечены; Вывод выходных форм на экран, на принтер и в текстовый файл не обеспечен; Сохранность информации путем архивации и копирования данных на магнитные носители не обеспечена; В разделе  «социальные задачи» ввод информации о документах, подтверждающих право на получение ЕДВ (классификатор) не дополнен перечнем документов в соответствии с Приложением № 3 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2004 г. № 294; Реквизитная часть, соответствующая правоподтверждающему документу, при выборе документа из классификатора для ввода данных не выводится на экран; Возможность получения решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты не реализована; Значение «бессрочно» в случае, если ЕДВ назначено бессрочно, в решение о назначении ежемесячной денежной выплаты в строку «срок с по » не выводится; Дата первичного установления инвалидности на основании данных об инвалидности, введенных при первичном назначении ЕДВ автоматизированно не выводится; Распоряжение о перерасчете (формируется решение о назначении) при проведении операции перерасчета размера ЕДВ не формируется; В ПТК ЕДВ не исключена возможность осуществления процедуры восстановления выплаты ЕДВ; Классификатор оснований для приостановления и прекращения выплаты ЕВД не соответствует нормам пунктов 28 и 29 Порядка осуществления ЕДВ отдельным категориям граждан в РФ от 30.11.2004г.; Электронный документ при расчете доплаты ЕДВ за прошлое время не формируется.

III. Электронные дела получателей ЕДВ ведутся; Осуществляется ввод, хранение и обработка: информации о получателе ЕДВ (ФИО, адрес, паспортные данные и др.); правовой информации, необходимой для установления ЕДВ (ввод документа, подтверждающего право на получение ЕДВ); выплатной информации, необходимой для осуществления выплаты ЕДВ (способ выплаты, номер почтового отделения или Сбербанка, номер лицевого счета в Сбербанке); Установление ЕДВ Героям Советского Союза. Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы и членам их семей. Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы реализовано, в том числе: Выбор категории получателя ЕДВ; Установление размера ЕДВ; Получение протокола установления ЕДВ и необходимых справок; ввод членам семьи Героев суммы установленной ЕДВ в соответствии с документами, переданными из Исполнительной дирекции ПФР; Выгрузка данных в федеральную базу данных Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и членов их семей. Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, в соответствии с форматом, установленным ПФР не реализована; Проведение массовых перерасчетов ЕДВ при изменении размеров ЕДВ в соответствии с законодательными актами не обеспечено; В части выплаты ЕДВ: Расчет суммы к выплате с учетом доплат, алиментов и удержаний реализован; Формирование выплатных документов ведомость (поручение) на почту, список в Сбербанк реализовано: формирование выплатного документа список почтовых переводов не реализовано; Формирование сопроводительных документов (реестр - отчет, сопроводительная опись) реализовано Ввод неоплаты реализован, последующая автоматическая выплата в следующем месяце не реализована; В части учета выплаты ЕДВ: Взаимодействие с системой бюджетного учёта (задача «Исполнение бюджета» и стыковка АРМ с программой 1С: Бухгалтерия) в части финансирования выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат не реализовано, Формирование взаиморасчетов с доставочными организациями осуществлено в неполном объеме: документы почтовые переводы, разовые почтовые переводы невозможно сформировать, Формирование платежных поручений на выплату осуществлено, Ведение журнала движения осуществлено, Аналитический учет не осуществлен; Статистические формы реализованы, в том числе: - формирование утвержденных форм государственной статистической отчетности в части ЕДВ; - получение справок по базе данных получателей ЕДВ; Режим ввода и хранения необходимых классификаторов (населенные пункты, улицы, почтовые отделения, сбербанки и т.д.) обеспечен в неполном объеме: невозможно ведение классификатора достаточных участков; Сервисные   функции   реализованы,   в   том   числе:   -   обеспечение реорганизации файлов базы данных (индексация, сжатие, очистка); -сохранение баз данных путем копирования на магнитные носители; - массовый ввод-вывод при передаче данных в другие подсистемы; - удаление и архивация выплатных данных; В АРМ не проведены доработки в части перехода на новый формат обмена данными между ПФР, органами исполнительной власти субъектов РФ и ФСС.

IV. Вопросы, изложенные в части IV, полностью совпадают с вопросами части I. В связи с этим выводы, полученные в пункте 1 исследования, являются ответами на вопросы части IV.

V. Ведение электронных пенсионных дел реализовано; Корректный ввод, хранение и обработка информации о получателе пенсии (ФИО, адрес, паспортные данные и др.) не осуществляются; Ввод, хранение и обработка правовой информации, необходимой для назначения пенсии, не реализованы; Назначение пенсии не осуществляется; Расчет среднего заработка не осуществляется; Расчет стажа не осуществляется; Учет поступивших страховых взносов не осуществляется; Вычисление расчетного пенсионного капитала не осуществляется; Расчет размера пенсии не осуществляется; Определение срока выплаты пенсии не реализовано; Получение протокола назначения пенсии и необходимых справок не реализовано; Расчет пенсии с учетом международных соглашений, писем ПФР и постановок задач на доработку программных комплексов не реализован; В части перерасчета пенсии: - перерасчет базовой части пенсии при индексации не реализован; - перерасчет страховой части пенсии по поступившим страховым взносам на лицевой счет застрахованного лица на дату подачи заявления о перерасчете размера пенсии не реализован; - перерасчет СЧ при индексации не реализован; - получение протокола назначения пенсии и необходимых справок не реализовано; - перерасчеты размера пенсий по заявлениям граждан (по стажу, по заработку и т.п.) не реализованы; - перерасчеты пенсий, осуществляемые без заявления пенсионера в соответствии с существующим законодательством (включая повышение пенсии по достижении возраста 80 лет, окончания срока иждивения, срока справкипо инвалидности) не реализованы; 14. Расчет  пенсии  по  государственному пенсионному обеспечению в соответствии со ст. 3, 8, 9, 10, 15, 16, 17 закона №166-ФЗ не реализован; Расчет пенсий гражданам, пострадавшим в результате техногенных катастроф, и членам их семей по более выгодному варианту в соответствии с законами № 166-ФЗ или № 173-ФЗ не реализован; Формирование распоряжений (решений) с указанием статей закона, в соответствии с которыми произведен перерасчет, не реализовано; Обеспечение массовых перерасчетов пенсий при индексации и ежегодной операции перерасчета и корректировки страховой части пенсии по данным ПТК СПУ не реализовано; Получение установленных статистических форм не реализовано; Получение справок по базе данных получателей пенсий не реализовано; Для классификаторов «Населенные пункты», «Улицы» режим ввода и хранения данных реализован. Классификаторы «Почтовые отделения», «Сбербанки» отсутствуют; Сервисные функции: обеспечение реорганизации файлов базы данных (индексация, сжатие, очистка); сохранение баз данных путем копирования на магнитные носители; массовый ввод-вывод при передаче данных в другие подсистемы; удаление и архивация выплатных данных не реализованы; Ведение классификаторов «Валюты и курсы» с указанием наименования валюты, счета, открытого ПФР для данной валюты, международного кода валюты, международного символа валюты. «Постоянные курсы валют». «Источники финансирования», «Банки-корреспонденты», «Филиалы банков», «Справочник необходимых подписей», «Справочник государств», «Виды пенсий», «Причины прекращения выплаты». «Областей Российской Федерации» не реализовано; Ведение классификаторов «Курс валюты: доллар США», «Названия банков». «Названия министерств», «Условия назначения пенсий» реализовано; Ведение архива прекращенных и закрытых дел не реализовано; Ведение архива текущих дел в части формирования «Инвентаризационных ведомостей» с указанием у них архивных и лицевых номеров, Ф.И.О., страна размер пенсии на дату инвентаризации, состав комиссии по инвентаризации не реализовано; Процесс восстановления пенсий по справкам по пенсионным делам, представляемым отделениями ПФР не реализован; Процесс назначения пенсий по справкам по пенсионным делам, представляемым отделениями ПФР не реализован; Назначение и расчет пенсий в соответствии Соглашениями, заключенными Российской Федерацией с Украиной и Белоруссией, не реализован; Выбор страны проживания пенсионера из справочника стран с выводом в поле экранной формы и на печать не реализован; На экранной форме «Данные о гражданине» отображение поля для ввода иностранного адреса на кириллице и латинице с исключением возможности смешивания алфавитов не реализовано; В окне «Основные данные пенсионера (Загранпенсия)» в поле «Номер счета» реализована возможность ввода от одного до не менее ста символов; Разбивка поля «Получатель ФИО» на три поля осуществлена; При вводе фамилии, имени, отчества допускается ввод символов «тире» и «пробел», ввод символов «верхний апостроф» и «нижний апостроф» не допускается; Добавление ввода реквизитов для обеспечения организации выплаты через почту на Украину и Белоруссию не осуществлено; «Иностранный паспорт» в список документов, удостоверяющих личность, не добавлен; Имеется символьное поле «Дата окончания действия паспорта»; Поле «Адрес до выезда из России» отсутствует; Справочник существующих районных коэффициентов отсутствует; Возможность ввода стажа общим итогом, без указания периода до 2002 гола (на основании данных трудовой книжки) не добавлена; При расчете стажа периоды работы по условиям: с 01.01.1991 по 31.12.2001 год - работа за границей без уплаты страховых взносов; п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 29 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не реализованы; Вывод за выбранный расчетный период на экранную форму «результаты расчета заработка» суммы заработка по стране и суммы заработка гражданина не реализован; Выходные печатные формы: протокол, решение о назначении, распоряжение на перерасчет не доработаны; Вывод на печать выходных форм справок по зарплате стажу, страховым взносам и т.п. в формате А4 с выводом расчетов по всем действующим законам РФ не реализован; Возможность ввода группы и степени инвалидности без обязательного указания реквизитов справки не реализована: заполнение поля «Дата выдачи» является обязательным; Автоматическое сохранение справки о зарплате не реализовано; Возможность сохранения единого номера пенсионного дела при произведении назначения по различным основаниям (ГПО, ДЕМО, старость) не реализована; Сохранение в истории назначения пенсий изменений, производимые по делу в части перерасчетов, перевода с вида на вид и пр. не осуществлено; Возможность выбора вида валюты и конвертора валют при вводе справок о заработной плате не реализована; Контроль факта проживания на Севере на 01.01.2002 года при отсутствии права на применение повышенного коэффициента к заработной плате не реализован; Возможность корректировки районного коэффициента, примененного к заработной плате не реализована; Запрет на перевод МПКС (местность, приравненная к районам Крайнего Севера) в РКС (районы Крайнего Севера) при отсутствии стажа в РКС не установлен; Возможность повышения пенсии (ст. 110) без обязательного указания реквизитов правоустанавливающих документов не реализована; Возможность работы с копией дела для внесения изменений и отработки результатов перерасчета не обеспечена; Запрос на ввод информации при назначении нового дела по данным пенсионного дела или по справке по пенсионным делам не осуществляется; Контроль за сохранением данных с выводом сохраненных значений в экранную форму для перевода в состояние готовности не осуществляется; Возможность расчета пенсии с учетом Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 №9-11 и от 29.01.2004 № 211 не реализована.

VI. Качество выполненных работ по каждой из 5 тем, входящих в объем работ по 2-ому этапу в рамках Контракта № 14-210-Д от 22.06.2009, не соответствует условиям Контракта, требованиям технических заданий к каждой из тем работ, утвержденных сторонами в качестве результатов работ по 1-му этапу указанного Контракта, и формальным процедурам проверки, установленным в Программах и методиках испытаний. По вопросу 2 в части "Являются ли замечания, указанные заказчиком в исх. №15-18/13325 от 29.12.2009г. достаточным основанием для признания мотивированным отказа в приемке работ по каждой из 5 тем работ, входящих в объем работ по 2-му этапу контракта в соответствии с техническими заданиями?» сообщаем о невозможности его решения в связи с тем, что определение "мотивированности отказа в приемке работ» не входит в область специальных знаний экспертов. Все замечания, указанные в письме исх.№ 15-18/13325 от 29.12.2009 г.. входят в объем работ по Контракту.  В выполненных работах имеются дефекты, они являются критическими.

Вопросы Пенсионного Фонда РФ относятся к техническому заданию контракта.

Использование по назначению АРМ по установлению и выплате ЕДВ в отделениях ПФР (DOS версия), ПТК ЕДВ в части установления ЕДВ, клиентская часть, разграничение доступа, АРМ по установлению и выплате ЕДВ Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы и членам их семей, Героям Социалистического груда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (DOS версия), АРМ НВП и АРМ ЕДВ для подсистемы «Исполнение бюджета ПФР», ПТК по назначению и выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации» (ПТК «Заграница») невозможно.

Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с п. 3 ст. 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение экспертизы исследуется судом наряду с другими доказательствами по делу.

В соответствии со ст. 64 АПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Согласно ст. 75 АПК РФ, письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.

Представленное экспертное исследование является письменным доказательством, которое подлежит оценке наравне с иными собранными по делу доказательствами.

Таким образом, суд в качестве доказательства принимает экспертное заключение, проведенное ФБУ Российский Федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ, которым установлено, что работы выполнены с существенным отступлением от качества.

Согласно пункту 1 статьи 721 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.

В силу статей 711, 746 ГК РФ и правовой позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в пункте 13 Информационного письма от 24.01.2000 г. N51, обязанность по оплате возникает у заказчика в отношении работ, качество которых соответствует договору.

В силу пункта 1.2 Контракта качество выполняемых работ должно соответствовать стандартам, показателям, параметрам и т.п., заложенным в Технических требованиях (Приложение №1 к Контракту), являющихся неотъемлемой частью Контракта.

В соответствии с ч. 1 ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условий договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Из буквального толкования договора подряда, а также нормы ст. 702 ГК РФ, следует, что, прежде всего, имеет значение достижение подрядчиком определенного результата, который передается заказчику.

Целью заключенного Контракта являлась программная реализация законодательных и нормативных актов, внедрение новых технологий и модифицированных программных модулей в существующий АРМ, находящийся в промышленной эксплуатации в регионах Российской Федерации.

На сегодняшний день разработанное исполнителем ПО не может быть использовано для работы в системе ПФР. Из-за ненадлежащего выполнения Исполнителем обязательств по Контракту цель Контракта не достигнута, качественный результат не создан.

Таким образом, ссылки ООО «ИБС» на односторонний акт сдачи-приемки выполненных работ по 2 этапу, как на подтверждение выполнения работ на заявленную сумму,  при указанных обстоятельствах, а такж при наличии обоснованного отказа заказчика о его подписания, несостоятельны и не могут быть приняты судом в отсутствие надлежащих доказательств и как противоречащие результатам заключения экспертизы.

Следовательно, оснований для взыскания в пользу ООО «ИБС» 9 044 280 руб. за работы,  выполненные по Государственному контракту №14-210-Д от 22.06.2009г. не имеется.

Исполнитель выполнил работы по I этапу с нарушением установленного Контрактом срока (акт сдачи-приемки выполненных работ по I этапу от 11.12.2009г. и передал заказчику технические задания 11.08.2009 (письмо ООО «ИБС» от 11.08.2009 №842-Д/2.

Заказчик в письме от 17.08.2009 №АД-15-18/7897 направил Исполнителю мотивированные замечания по техническим заданиям с требованием их полного устранения.

Доработанные с учетом замечаний Заказчика технические задания были переданы Исполнителем 14.09.2009 №983-Д/2.

11.12.2009г. сторонами подписан акт сдачи-приемки работ по 1 этапу Контракта, таким образом, ООО «ИБС» выполнил работы по I этапу с нарушением установленного Контрактом срока на 119 дней.

При выполнении работ по II этапу исполнитель также не обеспечил надлежащее своевременное исполнение обязательств в соответствии со сроком, установленным Контрактом, а также качество работ и их соответствие Техническому требованию (ТТ) и Техническим заданиям (ТЗ), согласованным с Заказчиком.

Заказчиком в соответствии с пунктом 3.6 Контракта при приемке выполненных работ на соответствие их объема и качества требованиям установленным Контрактом и Техническим требованиям направлены мотивированные отказы от приемки выполненных работ.

Представленные ООО «ИБС» методики и программы испытаний должны были устанавливать необходимый и достаточный объем испытаний, обеспечивающий заданную достоверность получаемых результатов в соответствии с пп. 1.5, 1.6 ГОСТа 34.603-92. Однако представленные методики и программы испытаний не дают представления о работоспособности программных комплексов, доработанных и сопровождаемых в рамках заключенного Контракта.

Данное программное обеспечение представлено исполнителем к приемке в рамках исполнения обязательств по II этапу Контракта с существенным нарушением срока, определенного заключенным Контрактом, без учета изменений пенсионного законодательства на момент приемки. На сегодняшний день разработанное исполнителем программное обеспечение не может быть использовано для работы в системе ПФР.

Пунктом 12.3 Контракта Стороны признали все условия Контракта существенными и при нарушении любого из условий одной стороной другая вправе требовать расторжения Контракта. Таким образом, условия о сроке и качестве работ также являются существенными. В пункте 8 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» указано, что расторжение государственного контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 405 ГК РФ если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 708 ГК РФ подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы, если  иное не установлено законом,  иными  актами или не предусмотрено договором. Указанные в пункте 2 статьи 405 ГК РФ последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.

Таким образом, срок выполнения работ и их качество являются существенным условием государственного контракта.

Заказчик направлял Исполнителю письмо от 01.07.2010 № БГ-23-18/6975 с требованием о расторжении Контракта, возврате авансового платежа и уплате неустойки. Исполнитель не согласился расторгнуть Контракт и настаивал на принятии результата работ по 2 этапу Контракта и его оплате.

Частью 2 ст. 450 ГК РФ предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, которым признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Поскольку ООО «ИБС» допущены существенные нарушения условий государственного контракта в виде несоблюдения сроков выполнения работ, кроме того, работы не соответствуют заявленному качеству, государственным заказчиком утрачен интерес в исполнении генеральным подрядчиком обязательств по контракту, поскольку, кроме всех прочих неблагоприятных последствий, лишает его возможности использовать результаты работ надлежащим образом. 

На день рассмотрения дела доказательств надлежащего выполнения работ по контракту не представлено, в действиях исполнителя усматривается односторонний отказ от исполнения обязательств, что не допускается ст.ст. 309, 310 ГК РФ.

В соответствии с п.2 ст.452 ГК РФ требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

При таких обстоятельствах правомерно требование Департамента строительства г. Москвы расторжении государственного контракта №14-210-Д от 22.06.2009г., заключенного между ООО «Информационные Бизнес Системы» («ИБС», «IBS», «исполнитель») и Государственным учреждением - Пенсионный фонд Российской Федерации («заказчик») и взыскании с ООО «ИБС» сумы аванса в размере 1 092 600 руб.

На основании п. 11 статьи 9 ФЗ-94 от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в случае просрочки обязательств Генподрядчиком, Государственный заказчик вправе потребовать с Генподрядчика уплату неустойки (штрафа, пени).

Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Поскольку нарушение срока выполнения работ имело место, правомерно требование заказчика о применении к исполнителю мер ответственности, установленных п. 7.2 государственного контракта.

Пунктом 7.2. Контракта предусмотрена ответственность Исполнителя в случае несоблюдения предусмотренных Контрактом сроков выполнения работ в виде уплаты Заказчику неустойки в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от стоимости Контракта за каждый день просрочки.

Сумма неустойки за нарушение сроков выполнения работ составляет 475 173 руб. 60 коп. –по 1 этапу за период с 14.08.2009г.; 1 746 262 руб. 98 коп. –по 2 этапу за период с 15.12.2009г. по 28.02.2011г., исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25%.

В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Судебные расходы относятся на ООО «ИБС» в соответствии со ст. 101, 102, 110 АПК РФ, в том числе расходы на проведение судебной экспертизы.

Учитывая изложенное, на основании ст. 8, 9, 11, 12, 166, 168, 181, 199, 307, 309, 310, 709, 711, 721, 743, 746 ГК РФ,  руководствуясь ст. ст.  4, 64, 65, 71, 101, 102, 110, 156, 167-170, 176, 180-182 АПК РФ,  суд

                                                                       Р Е Ш И Л:

В удовлетворении первоначальных исковых требований отказать.

Встречные исковые требования удовлетворить.

Расторгнуть государственный контракт № 14-210-Д от 22.06.2009 г., заключенный между ООО "Информационные Бизнес Системы" и Государственным учреждением - Пенсионный фонд Российской Федерации.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Информационные Бизнес Системы" в пользу Государственного учреждения - Пенсионный фонд Российской Федерации 1 004 920 (один миллион четыре тысячи девятьсот двадцать) руб. 00 коп. авансового платежа, 2 221 436 (два миллиона двести двадцать одна тысяча четыреста тридцать шесть) руб. 58 коп. неустойки, 499 864 (четыреста девяносто девять тысяч восемьсот шестьдесят четыре) руб. 50 коп. судебных издержек.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Информационные Бизнес Системы" в доход федерального бюджета 43 131 (сорок три тысячи сто тридцать один) руб. 78 коп. госпошлины.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд. 

Судья                                                                                                     И.А. Васильева