ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1119/2021 от 28.09.2021 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья Бобылева Е.С. Дело № 33-2852/2021 (№ 2-1119/2021)

УИД № 58RS0027-01-2021-002802-47

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 сентября 2021 г. г. Пенза

Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе

председательствующего Бабаняна С.С.,

судей Герасимовой А.А., Гошуляк Т.В.,

при секретаре Кондратьевой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Герасимовой А.А. дело по исковому заявлению ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» к Королеву Павлу Владимировичу об устранении препятствий в пользовании земельным участком путем сноса строений по апелляционной жалобе ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» на решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 31 мая 2021 г., которым постановлено:

Исковые требования ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» к Королеву Павлу Владимировичу об устранении препятствий в пользовании земельным участком путем сноса строений оставить без удовлетворения.

Заслушав представителя истца ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» Баландину Е.С., поддержавшую апелляционную жалобу, проверив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» обратилось в суд исковым заявлением к Королеву П.В. об устранении препятствий в пользовании земельным участком путем сноса строений, указав, что Королев П.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 58:29:1009014:200 площадью 464 кв.м, расположенного по адресу: г. Пенза, с/т «Зеленая поляна», участок .

В непосредственной близости от земельного участка Королева П.В. проходит газопровод-отвод к газораспределительной станции № 4 г. Пенза, эксплуатируемый ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород».

В нарушение закона Королевым П.В. на принадлежащем ему земельном участке возведены строения в зоне с особыми условиями использования – в пределах минимальных расстояний до газопровода-отвода к газораспределительной станции № 4 г. Пенза. В соответствии с таблицей 4 СП 36.13330.2012 минимальные расстояния от оси газопровода 1 класса диаметром свыше 300 до 600 мм до коллективных садов с садовыми домиками составляет 150 м. Газопровод-отвод к газораспределительной станции № 4 г. Пенза является газопроводом 1 класса. Согласно плану (с обозначенным на нем участком № 197 СНТ «Зеленая поляна», газопроводом-отводом к газораспределительной станции № 4 г. Пенза), строения ответчика расположены на расстоянии 94 м от оси газопровода-отвода к газораспределительной станции № 4 г. Пенза. Согласования, предусмотренные ст.28 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», ответчику не выдавались.

ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» как владелец (арендатор) газопровода-отвода к газораспределительной станции № 4, собственником которого является ПАО «Газпром», в силу ст.ст. 304, 305 ГК РФ вправе требовать устранения нарушения своих прав на безопасную эксплуатацию газопровода путем требования от ответчика сноса строений, возведенных в пределах минимальных расстояний до газопровода-отвода.

Кроме того, в силу действующего законодательства газопровод-отвод к газораспределительной станции № 4 г. Пенза относится к объектам повышенного риска, опасность которого определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды. Опасными производственными факторами трубопровода являются: разрушение трубопровода или его элементов, сопровождающееся разлетом осколков металла и грунта; возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара; взрыв газовоздушной смеси; обрушение и повреждение зданий, сооружений, установок; пониженная концентрация кислорода; дым; токсичность продукции.

Таким образом, факт расположения строений ответчика в пределах минимальных расстояний до газопровода-отвода не только нарушает права и охраняемые законом интересы ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», но и создает угрозу жизни и здоровью людей. Ограничения в использовании земельных участков устанавливаются в целях безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, к которым относится и газопровод-отвод к газораспределительной станции № 4 г.Пенза. В случае сохранения в пределах минимальных расстояний до газопровода-отвода к газораспределительной станции № 4 г. Пенза строений ответчика они будут являться дополнительным катализатором и распространяющим пожар элементом при аварии на газопроводе.

На основании вышеизложенного истец просил устранить препятствия в пользовании земельным участком в пределах минимальных расстояний до газопровода-отвода к газораспределительной станции № 4 г.Пенза путем возложения на Королева П.В. обязанности по сносу за свой счет строений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером по адресу: г. Пенза, с/т «Зеленая поляна», участок ; взыскать с Королева Павла Владимировича в свою пользу судебные расходы в размере 6000 руб., соответствующие сумме уплаченной государственной пошлины.

Октябрьским районным судом г. Пензы постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым требования истца удовлетворить. В обоснование ссылается на то, что минимально допустимые расстояния до объектов системы газоснабжения устанавливаются исключительно для защиты имущества, жизни и здоровья граждан от последствий возможных аварий на газопроводе, а потому их нарушение, выразившееся в нахождении в данной зоне строений ответчика, является безусловным основанием для их сноса. В материалах дела отсутствует проект организации территории коллективного сада, предварительно согласованный с органами архитектурно-строительного, санитарного и пожарного надзора, что предусмотрено Постановлением Совета Министров РСФСР, ВЦСПС от 18марта 1966 г. № 261 «О коллективном садоводстве рабочих и служащих в РСФСР». Это ставит под сомнение законность возведения спорной постройки.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» Баландина Е.С., действующая на основании доверенности, поддержала апелляционную жалобу, просила решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить. Дополнительно отметила, что границы зоны с особыми условиями (минимальные расстояния) использования земельного участка не установлены, сведений о них на кадастре не имеется. Однако полагала, что указания на минимальные расстояния до трубопроводов в нормативных актах достаточно для удовлетворения иска о сносе построек, расположенных в пределах таких зон.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик Королев П.В., третье лицо Королева О.И., представитель третьего лица администрации г. Пензы не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив гражданское дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Права, предусмотренные ст.ст. 301-304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (ст. 305 ГК РФ).

Понятие промышленной безопасности опасных производственных объектов определено в ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ требования промышленной безопасности – это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Согласно п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 11 Федерального закона 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, которая определяется, как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» магистральный газопровод является линейным объектом топливно-энергетического комплекса, предназначенным для обеспечения передачи газа.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса. В качестве субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном праве объектом топливно-энергетического комплекса, который отнесен к объектам высокой категории опасности, может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации.

Статья 12 Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ предусматривает обязанность эксплуатирующей организации осуществлять комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций. Целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» является арендатором и эксплуатирующей организацией производственно-технологического комплекса – подземного газопровода-отвода к газораспределительной станции № 4 г. Пенза, который используется в целях обеспечения основных видов деятельности истца.

Собственником данного газопровода является ПАО «Газпром»; право собственности на газопровод зарегистрировано в ЕГРН 28 ноября 2005 г.

Газопровод введен в эксплуатацию в 1977 году, нормативный срок его эксплуатации – 40 лет, общая протяженность – 17,922 км, разрешенное рабочее давление – 5,4 Мпа, диаметр трубы 530 мм, что относит его к газопроводам первого класса высокого давления; является опасным производственным объектом, запись о чем внесена в государственный реестр опасных производственных объектов.

Ответчик Королев П.В. на основании договора купли-продажи земельного участка с домом от 23 января 2016 г., заключенного между ним и Б.Н., является собственником земельного участка категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общей площадью 464 +/- 8 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, с/т «Зеленая Поляна», участок , и садового домика, назначение: нежилое, 1-этажного, общей площадью 25,5 кв.м, литер А, расположенного по тому же адресу, о чем в ЕГРН внесены соответствующие записи.

Из материалов дела также следует, что на земельном участке по адресу: <адрес>, территория с/т «Зеленая поляна», участок , кроме садового домка расположены сарай и уборная.

Согласно материалам дел правоустанавливающих документов на земельный участок и садовый домик по адресу: <адрес>, с/т «Зеленая поляна», участок , правопредшественниками ответчика Королева П.В. как собственника вышеуказанных (спорных) объектов недвижимости, являлись: Б.Н., К.М., М.Е., которые, как и он, приобретали право собственности на земельный участок и садовый домик по договорам купли-продажи, и Е.В., право собственности которой на садовый домик возникло на основании справки садоводческого товарищества «Зеленая поляна» от 16 ноября 2004 г. № 44, а на земельный участок – на основании постановления главы Администрации г. Пензы от 14 декабря 1993 г. № 1214 и приложения к нему – списка членов садоводческого товарищества, которым земельные участки были переданы в собственность, т.е. после введения газопровода в эксплуатацию.

Судом установлено, что садовый домик согласно техническому паспорту был возведен в 1985 году, а сарай и уборная, согласно справке с/т «Зеленая поляна» от 16 ноября 2004 г. № 44, - не позднее 2004 года.

В ходе рассмотрения дела ответчиком Королевым П.В., третьим лицом Королевой О.И., председателем правления с/т «Зеленая поляна» Барашковым А.А., представителем истца ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» Баландиной Е.С., а также мастером ЛЭС Пензенского ЛПУМГ – филиала ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» Прытковым А.В., был составлен и подписан акт совместного установления расстояний до газопровода-отвода к газораспределительной станции № 4 г. Пензы от 21 апреля 2021 г., согласно которому кратчайшее расстояние от оси газопровода-отвода к газораспределительной станции № 4 г. Пензы до расположенных на земельном участке по адресу: г. Пенза, с/т «Зеленая поляна», участок , садового домика составляет 106 м, сарая – 107 м, уборной – 107 м.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылается на то, что садовый домик и иные строения ответчика, расположенные на земельном участке по адресу: г. Пенза, с/т «Зеленая поляна», участок , в нарушение п. 7.15 СП 36.13330.2012 находятся ближе, чем это предусмотрено данным сводом правил. При этом действующим законодательством Российской Федерации наложен запрет на возведение каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах зоны минимальных расстояний до магистрального газопровода.

Понятием «минимальные расстояния от объектов магистрального трубопровода» обозначается минимально допустимая удаленность не входящих в состав магистрального трубопровода объектов, зданий и сооружений от объектов магистрального трубопровода, при которой обеспечивается минимально необходимый уровень их защиты от опасных факторов, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации объектов магистрального трубопровода ГОСТ Р 58329-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации. Правила эксплуатации магистральных конденсатопроводов и продуктопроводов», утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 25 декабря 2018 г. № 1134-ст.

Согласно п. 7.15 СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*», утвержденного Приказом Госстроя от 25 декабря 2012 г., расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.

В СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 30 марта 1985 г., введенных в действие с 1 января 1986 г., содержится аналогичная норма.

Так, п. 3.16 СНиП 2.05.06-85* было предусмотрено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 этих Правил.

До введения в действие СНиП 2.05.06-85* действовали СНиП II-45-75 «Строительные нормы и правила. Часть II. Нормы проектирования. Глава 45. Магистральные трубопроводы», утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 29 августа 1975 г. № 142, которые также содержали информацию о минимальных расстояниях от оси трубопроводов до объектов, зданий и сооружений в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, сведенную в таблицу 4.

При этом значения, отраженные в таблицах 4 в СНиП II-45-75, СНиП 2.05.06-85* и в СП 36.13330.2012, являются идентичными.

В соответствии с таблицами минимальное расстояние от оси газопровода I класса условным диаметром от 300 до 600 мм до отдельно стоящих садовых домов должно составлять не менее 125 м в каждую сторону, до коллективных садов с садовыми домиками – не менее 150 м в каждую сторону.

Из приведенных законоположений следует, что права на землю могут быть ограничены в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах минимальных расстояний от магистральных трубопроводов до объектов различного назначения.

Статьями 28, 32 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» установлен запрет на возведение каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией – собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией. Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

В этой связи необходимо отметить следующее.

Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 ст. ГК РФ закреплено право собственника земельного участка возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами.

Одним из видов таких ограничений являются ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (пп. 1 п. 2 ст. 56 ЗК РФ).

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ЗК РФ дополнен главой XIX, регулирующей цели установления зон с особыми условиями использования территории, их виды, порядок и последствия установления, изменения, прекращения существования (ст.ст. 104-107 ЗК РФ).

Пунктами 6 и 25 ст. 105 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ) предусмотрена возможность установления, в частности, охранных зон трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).

В силу требований п. 1 ст. 106 ЗК РФ и абз. 3 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ Правительство РФ должно утвердить положение об охранных зонах трубопроводов и положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.

До утверждения Правительством РФ в соответствии со ст. 106 ЗК РФ такого положения с учетом переходных норм, содержащихся в ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ, правовой режим и порядок установления охранных зон трубопроводов и минимальных расстояний до промышленных и магистральных трубопроводов определяется Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными заместителем Министра топлива и энергетики России 29 апреля 1992 г. и постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. № 9 (утрачивают силу с 1 января 2022 г. в связи с изданием приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 352 и Министерства энергетики РФ № 785 от 15 сентября 2020 г.); Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. № 878; Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. № 1083; Сводом правил СП 36.13330.2012.

Статья 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ определяет переходные положения, связанные с правовыми последствиями установления охранных зон и минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов до утверждения Правительством Российской Федерации положения о них в соответствии со ст. 106 ЗК РФ, в том числе вопросы возмещения убытков, выкупа земельных участков, возмещения за прекращение прав на земельные участки.

До 1 января 2022 г. положения ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ, предусматривающей снос зданий, строений и сооружений, построенных ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, применяются с учетом положений, содержащихся в ч.ч. 38 - 43 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ (ч. 58 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ).

Частями 38-43 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ, в частности, установлен запрет на снос зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (за исключением зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольных построек либо решение о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с установленными требованиями) в связи с нахождением в пределах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) до внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах минимальных расстояний таких трубопроводов. Здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, расположенные в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (за исключением зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием указанных зданий, сооружений, объектов обязательным требованиям к количеству этажей и (или) высоте объекта) и такие решения не отменены), могут быть снесены при условии возмещения убытков.

Согласно ст. 222 ГК РФ в редакции, действовавшей до 4 августа 2018 г., самовольной постройкой признавалось здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

С учетом приведенных положений закона здание, сооружение или другое строение, возведенное, созданное в пределах установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, могло признаваться самовольной постройкой без учета осведомленности лица о наличии соответствующих ограничений в отношении его земельного участка.

С 4 августа 2018 г. вступило в силу новое правовое регулирование правоотношений, связанных с самовольным строительством. Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» изменена редакция ст. 222 ГК РФ.

В новой редакции указанной статьи закреплена презумпция защиты добросовестного создателя самовольного объекта: в силу абз. 2 п. 1 ст. 222 ГК РФ не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Таким образом, для правильного рассмотрения спора с учетом абз. 2 п. 1 ст. 222 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 339-ФЗ) необходимо установить, знал или должен был знать застройщик о распространении ограничений, установленных в связи с расположением принадлежащего ему земельного участка в пределах минимальных расстояний до оси магистрального газопровода, на принадлежащий ему земельный участок, в частности, имел ли он публичный доступ к таким сведениям.

Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, отраженной в п. 5 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 марта 2021 г.

Случаи и способы обеспечения публичного доступа к информации о зоне с особыми условиями использования территории определены ч. 37 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ.

В соответствии с ч. 37 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ публичный доступ к сведениям о зоне с особыми условиями использования территории и границах такой зоны считается обеспеченным, если на дату начала создания объекта недвижимого имущества на земельном участке, расположенном в границах зоны с особыми условиями использования территории, соблюдалось хотя бы одно из следующих условий: 1) сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 2) в документах, выданных в отношении земельного участка при его государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на него, отображены сведения о нахождении земельного участка полностью или частично в границах зоны с особыми условиями использования территории; 3) сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории указаны в градостроительном плане земельного участка; 4) решение об установлении зоны с особыми условиями использования территории и границ такой зоны опубликовано в порядке, установленном для опубликования указанных решений, и границы такой зоны обозначены на местности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации; 5) сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории отображены на карте градостроительного зонирования в составе утвержденных правил землепользования и застройки или в документации по планировке территории, и границы такой зоны обозначены на местности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации; 6) правообладатель земельного участка, расположенного в границах зоны с особыми условиями использования территории, был уведомлен об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в порядке, установленном в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня официального опубликования настоящего Федерального закона); 7) сведения о здании, сооружении, в связи с размещением которых установлена зона с особыми условиями использования территории, включены в документы, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей части.

Между тем из материалов дела не следует, что к началу строительства строений, о сносе которых заявлено истцом, (садовый домик, 1985 года постройки, сарай, уборная, не позднее 2004 года постройки) сведения о границах минимальных расстояний до магистрального трубопровода имелись в публичном доступе.

Так, согласно выписке из ЕГРН от 14 февраля 2021 г. № линейное сооружение газопровод-отвод к газораспределительной станции № 4 г. Пенза зарегистрировано на праве собственности за ПАО «Газпром» только 28 ноября 2005 г., запись регистрации № 58-58-01/049/2005-010.

В выписках из ЕГРН о праве собственности Королева П.В. на земельный участок общей площадью 464 +/- 8 кв.м, кадастровый , по адресу: г.Пенза, с/т «Зеленая поляна», участок , от 14 февраля 2021 г. № и от 9 апреля 2021 г. № какие-либо ограничения права или обременения объекта недвижимости в связи с нахождением в охранной зоне газопровода-отвода к газораспределительной станции № 4 г.Пенза либо минимальных расстояний до него не зарегистрированы, не усматриваются они и из дел правоустанавливающих документов на земельный участок и садовый домик по адресу: г. Пенза, с/т «Зеленая поляна», участок .

Из межевого плана, подготовленного 29 декабря 2017 г. кадастровым инженером ООО «Адвокат» Л.Т. в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 58:29:1009014:200, расположенного по адресу: г. Пенза, с/т «Зеленая поляна», участок , и содержащегося в нем заключения кадастрового инженера не следует, что названный земельный участок имеет какие-либо ограничения/обременения, а также что земельный участок ответчика, как и построенные на его территории спорные объекты: садовый домик, сарай и уборная, расположены в зоне минимально допустимых расстояний, установленных от оси газопровода-отвода к ГРС № 4 г.Пенза I класса опасности.

Согласно сообщению заместителя руководителя Управления Росреестра по Пензенской области Д.Ю. от 27 мая 2021 г. № исх/005750, в Управлени отсутствуют планшеты масштаба 1:2000 (дежурной карты г. Пензы) с расположенным газопроводом-отводом к газораспределительной станции № 4 г.Пенза высокого давления, т.к. данные материалы в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, не передавались, поэтому предоставить информацию о внесенных каких-либо изменениях на планшеты не представляется возможным.

Как указала начальник Управления градостроительства и архитектуры г. Пензы К.Н. в сообщении от 31 мая 2021 г. № 4567 на запрос суда о предоставлении документов, указывающих на дату первичного нанесения на карты землепользователей (дежурные карты г. Пензы) фактического местоположения газопровода-отвода к газораспределительной станции № 4 г.Пенза высокого давления, который проходит к непосредственной близости от с/т «Зеленая поляна» (Октябрьский район г.Пензы), номер кадастрового квартала , соседний кадастровый квартал , испрашиваемая информация в Управлении отсутствует.

В сообщении, поступившем в суд в электронном виде 31 мая 2021 г., директор МУП «ОГСАГиТИ» П.А. указал, что сведениями, указывающими на дату первичного нанесения на дежурный план г. Пензы фактического местоположения газопровода-отвода к газораспределительной станции № 4 г.Пенза высокого давления МУП «ОГСАГиТИ» не располагает, что также следует из выкопировки с дежурного плана города, являющегося приложением к этому сообщению.

Представителем истца не оспаривалось, что границы минимальных расстояний до газопровода в настоящее время не внесены в ЕГРН.

В связи с изложенным являются правильными выводы суда первой инстанции о том, что при приобретении ответчиком земельного участка и расположенного на нем садового домика с хозяйственными постройками (сараем, уборной) в 2016 году, а также ранее, сведения (информация) об обременении/ограничении земельного участка с кадастровым номером по адресу: Пензенская область, г.Пенза, с/т «Зеленая поляна», участок , охранной зоной газопровода-отвода к газораспределительной станции № 4 г.Пенза I класса опасности, минимальных расстояний до него отсутствовали в ЕГРН. Доказательств передачи сведений и документов (информирования) о фактическом положении газопровода-отвода к газораспределительной станции № 4 г.Пенза (исполнительной съемки, иных) с привязкой охранных зон, минимальных расстояний, входящих в его состав коммуникаций и объектов, в органы местного самоуправления г.Пензы и Пензенской области (исполком, Администрацию г. Пензы, Администрацию Бессоновского района Пензенской области, Правительство Пензенской области) для нанесения их на районные карты землепользователей со стороны истца суду не представлено.

Принимая во внимание указанное выше, застройщик при возведении на земельном участке садового домика, сарая, уборной не мог знать о действии указанных в отношении земельного участка ограничений (нахождении земельного участка в пределах минимальных расстояний до оси магистрального газопровода), а потому обязанность по соблюдению минимальных расстояний до оси магистрального газопровода застройщиком при возведении указанных построек исполнена быть не могла.

Не опровергает обратное, как правильно указал суд первой инстанции, представленный истцом акт правильности нанесения на карты (планы) землепользователя границ охранных зон магистральных газопроводов, зон минимальных расстояний от газопроводов до объектов различного назначения и фактического положения объекта систем газоснабжения, эксплуатируемого филиалом ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» - Пензенским ЛПУМГ от 14 июня 2012 г., которым установлено минимальное расстояние от газопровода-отвода к газораспределительной станции № 4 г. Пенза – 150 м по обе стороны от оси газопровода, поскольку сведений и документов о том, что этот, подобный либо иной акт был представлен в регистрирующие органы ранее, до или во время возведения спорных построек или приобретения их ответчиком, суду со стороны истца не представлено.

Учитывая изложенное довод апелляционной жалобы о том, что нарушение минимально допустимых расстояний до объектов системы газоснабжения, выразившееся в нахождении в данной зоне строений ответчика, влечет безусловный их снос, является несостоятельным.

Не имеет в данном случае правового значения и довод истца о том, что в материалах дела отсутствует проект организации территории коллективного сада, предварительно согласованный с органами архитектурно-строительного, санитарного и пожарного надзора.

При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, а доводы апелляционной жалобы не влекут его отмену.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 31.05.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 октября 2021 г.

Председательствующий

Судьи