ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-224/2021 от 03.08.2021 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

89RS0007-01-2021-000154-31

Дело №2-224/2021

Апелл. дело №33-1781/2021 Судья Пасенко Л.Д.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 августа 2021 года город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Шошиной А.Н.,

судей коллегии: Кайгородовой И.В., Кравцовой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рахимкуловой О.Р.,

с участием прокурора Исламгуловой А.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пуровского района, действующего в интересах Яковлевой Марины Петровны, к администрации Пуровского района, администрации поселка городского типа Уренгой, некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа», по апелляционному представлению прокурора Пуровского района на решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 апреля 2021 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований прокурора Пуровского района, действующего в интересах Яковлевой Марины Петровны, к администрации Пуровского района, администрации поселка городского типа Уренгой, некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» о возложении обязанности заключить соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости с условием мены без возмещения разницы в стоимости жилых помещений отказать.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шошиной А.Н.,судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Пуровского района (с учетом уточнений), действуя в интересах Яковлевой М.П., обратился в суд с иском к администрации Пуровского района, администрации поселка городского типа Уренгой, некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» о возложении обязанности заключить соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости с условием мены без возмещения разницы в стоимости жилых помещений (том 2, л.д.2-7).

В обоснование исковых требований указал, что Яковлева М.П. является собственником трехкомнатной квартиры <адрес>. На основании распоряжения главы администрации муниципального образования поселок городского типа Уренгой от 17 марта 2016 года №118 дом №29 по улице Геологов в поселке городского типа Уренгой признан аварийным и подлежащим сносу.

Расселение указанного дома запланировано в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019-2025 годах, утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 апреля 2019 года №346-П, договора развития застроенной территории от 13 июня 2012 года №316/1, заключенного между администрацией муниципального образования поселок Уренгой и некоммерческой организацией «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа».

Полагал, что поскольку право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, у Яковлевой М.П. возникло в результате формальной сделки после признания дома аварийным и подлежащим сносу, наряду с правом на получение возмещения за жилое помещение Яковлева М.П. имеет право на предоставление другого жилого помещения в границах поселка городского типа Уренгой общей площадью не менее ранее занимаемого жилого помещения.

Отказ администрации муниципального образования поселок городского типа Уренгой в реализации права на предоставление жилого помещения взамен аварийного в соответствии с частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации является необоснованным. Заключение соглашения, предусматривающего доплату разницы между стоимостью изымаемого объекта недвижимости и стоимостью предоставляемого жилого помещения в рамках реализации региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда является неправомерным, нарушающим права истца.

В представленных в суд первой инстанции возражениях на исковое заявление администрация поселка городского типа Уренгой просила в удовлетворении исковых требований отказать. Указала, что в рамках переселения Яковлевой М.П. из аварийного жилого дома вручен проект соглашения об изъятии жилого помещения, который истцом не подписан. Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, будут обеспечиваться путем предоставления возмещения за жилое помещение. Предоставление жилого помещения собственнику возможно при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления.

Определением суда от 23 марта 2021 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечена администрация поселка городского типа Уренгой и некоммерческая организация «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» (том 1, л.д.205-208).

В возражениях на исковое заявление некоммерческая организация «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» просила в удовлетворении исковых требований прокурору Пуровского района, действующему в интересах Яковлевой М.П., отказать. Указала на то, что жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (том 1, л.д.237-239).

В судебном заседании прокурор Зайков В.С. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации Пуровского района и третьего лица департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района исковые требования не признала, указав, что администрация Пуровского района является ненадлежащим ответчиком.

Дело рассмотрено в отсутствие истца, ответчиков администрации поселка городского типа Уренгой, некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа», третьего лица департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционном представлении прокурор Пуровского района Строгалев А.А. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного постановления об удовлетворении исковых требований. Приводит доводы о том, что приобретение жилого помещения по формальной сделке не влечет применение положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой размер возмещения не может превышать стоимость приобретения жилого помещения в аварийном доме. Указывает на то, что реализация жилищных прав собственника возможна путем заключения соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости с условием мены без возмещения разницы в стоимости жилых помещений.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны, будучи надлежащим образом извещенными телефонограммами, по электронной почте, а также путем размещения информации на сайте Суда Ямало-Ненецкого автономного округа, участия не принимали, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, поддержанного в суде апелляционной инстанции прокурором Исламгуловой А.Ф., судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Яковлева М.П. является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 52,2 кв.м. (том 1, л.д.21-24).

Право собственности Яковлевой М.П. на указанное жилое помещение зарегистрировано 21 сентября 2018 года на основании договора дарения квартиры от 02 августа 2018 года (том 1, л.д.21-23). Ранее указанное жилое помещение на основании договора передачи/приватизации жилого помещения в собственность от 16 февраля 2016 года принадлежало мужу истца Яковлевой М.П. - Яковлеву О.Б., брак с которым расторгнут 21 марта 2013 года (том 1, л.д.30). При этом Яковлева М.П. и ее сын Яковлев А.О. дали согласие и не возражали против приватизации квартиры Яковлевым О.Б. (том 1, л.д.23-29).

В спорном жилом помещении по месту жительства зарегистрированы Яковлева М.П. и ее сын Яковлев А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (том 1, л.д.46).

Заключением межведомственной комиссии от 11 марта 2016 года №3 многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (том 1, л.д.67-68).

Распоряжением администрации муниципального образования поселок Уренгой от 17 марта 2016 года №118-од (в редакции распоряжения от 29 декабря 2018 года №497-РА) жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок для отселения собственников помещений в доме до 31 декабря 2022 года (том 1, л.д.72, 138).

В соответствии с положениями ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с неосуществлением собственниками сноса дома по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, администрацией муниципального образования поселок Уренгой принято постановление от 02 июля 2020 года №162-ПА об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес> (том 1, л.д.69-70).

Судом также установлено, что 13 июня 2012 года между администрацией муниципального образования поселок Уренгой и некоммерческой организацией «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» заключен договор о развитии застроенной территории №316/1, ограниченной улицами Геологов, Волынова и Попенченко в поселке городского типа Уренгой, границы которой утверждены решением Собрания Депутатов муниципального образования поселок Уренгой от 30 августа 2011 года №257. Пунктом 1.2 указанного договора установлено, что в общий перечень многоквартирных домов, попадающих под снос в связи с развитием застроенной территории в рамках реализации Адресной Программы развития застроенной территории муниципального образования поселок Уренгой на 2011-2020 годы, утвержденной решением Собрания Депутатов муниципального образования поселок Уренгой от 30 августа 2011 года №257, включен в том числе жилой дом <адрес> (том 1, л.д.86-95).

В пункте 3.1.4 договора о развитии застроенной территории №316/1 определено, что в срок не позднее, чем за 6 месяцев до срока сноса многоквартирных жилых домов, и в соответствии с принятым решением администрации поселка, застройщик обязан уплатить выкупную цену за изымаемые у собственников помещения, или с их согласия предоставить им равноценные помещения на территории муниципального образования поселок Уренгой, в районе месторасположения недвижимого имущества, попадающего под снос, в связи с развитием застроенной территории, заключив трехстороннее соглашение между застройщиком, администрацией поселка и собственником помещения (том 1, л.д.86-93).

11 ноября 2020 года администрацией муниципального образования поселок Уренгой в адрес ответчика направлено уведомление №2444, в котором указано, что возмещение за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, определяется на основании отчета от 02 октября 2020 года. Предложено подписать соглашение об изъятии жилого помещения путем получения возмещения в сумме 2 348 000 руб., а также предоставить банковские реквизиты для перечисления указанной в соглашении суммы (том 1, л.д.132-133).

Письмом департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 августа 2020 года №401-18-01/20986 в переселении из аварийного жилищного фонда Яковлевой М.П. отказано (том 1, л.д.43-44).

Решение мотивировано тем, что в соответствии с частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого помещения.

Из материалов дела следует, что стороны не достигли соглашения о способе обеспечения жилищных прав истца как собственника жилого помещения, находящегося в многоквартирном жилом доме, признанном аварийным.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что истец, которая приобрела право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, имеет право только лишь на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии с частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Суд также принял во внимание, что 16 мая 2017 года на основании договора купли-продажи истец Яковлева М.П. произвела отчуждение принадлежащего ей на праве собственности жилого дома по адресу: <адрес>, что исключает применение статьи 28-6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года №36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе».

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон №473-ФЗ) в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2.

Согласно части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч. ч. 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Из материалов дела усматривается, что 02 августа 2018 года Яковлева М.П. приобрела право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным и подлежащим сносу 17 марта 2016 года по договору дарения. Указанный договор в силу положений статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации является безвозмездной сделкой, в связи с чем стоимость приобретения такого жилого помещения, а также размер возмещения на основании части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации определению не подлежат.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени, в том числе, предполагает, что все случаи обратной силы должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.

При этом частью 3 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03 ноября 2009 года №1368-О-О, положения части 3 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться как не совместимые с конституционными принципами правового регулирования владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями и как не обеспечивающие защиту конституционных прав на жилище.

Установление того, какие отношения существовали между сторонами спора, в какой период возникли эти отношения и подверглись ли они правовой трансформации, относятся к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.

В статье 3 Федерального закона №473-ФЗ указано, что настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Данные изменения опубликованы 28 декабря 2019 года и вступили в законную силу.

В связи с чем, выводы суда о возможности применения к спорным правоотношениям, возникшим до вступления вышеуказанных изменений в законную силу, основаны на неверном толковании норм материального права.

При рассмотрении дела судом не было учтено, что действующее в период приобретения истцом жилого помещения законодательство не содержало запрета на приобретение в собственность жилых помещений в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, то есть до внесения соответствующих изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации приведенным выше Федеральным законом от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ.

В связи с чем, истец была ограничена в правах на получение выкупной цены за изымаемое жилое помещение либо на предоставление другого жилого помещения взамен аварийного в нарушение норм, регулирующих действие закона во времени.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, содержатся разъяснения о том, что по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в прядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Согласно части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Судом первой инстанции установлено, что многоквартирный дом <адрес> включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019-2024 годах, утвержденную Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 года №346-П.

Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьей 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Разделом III региональной адресной программы, утвержденной Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 года №346-П «Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019 - 2025 годах» (в редакции от 05 апреля 2019 года) предусмотрено, что основными программными мероприятиями являются: утверждение перечня жилых домов, в отношении которых планируется переселение граждан в соответствии с требованиями Федерального закона №185-ФЗ в рамках Программы; определение объемов строительства жилищного фонда, необходимого для расселения граждан из жилых домов, включенных в перечень; приобретение муниципальным образованием в автономном округе в собственность жилых помещений у застройщиков, с которыми заключен муниципальный контракт на приобретение жилых помещений в жилых домах, отвечающих требованиям статьи 16 Федерального закона №185-ФЗ, по результатам проведенных торгов; предоставление жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; приобретение жилых помещений Фондом жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа с последующей безвозмездной передачей в собственность муниципальных образований в автономном округе.

План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, по способам переселения приведен в приложении №2 к настоящей Программе.

Разделом IV Программы предусмотрено, что источниками финансирования программных мероприятий являются средства Фонда ЖКХ, средства окружного бюджета и средства местных бюджетов. Объемы финансирования Программы определены исходя из расчетной потребности в средствах, необходимых для переселения граждан из аварийных домов, включенных в перечень. Допустимый размер превышения общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается в соответствии с разделом III-I Закона автономного округа от 30 мая 2005 года №36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе».

Источники и объемы финансирования Программы, в том числе по муниципальным образованиям и годам реализации, приведены в плане мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, согласно приложению №3 к настоящей Программе.

Таким образом, ни федеральным законодательством, ни региональной адресной программой не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.

Данный вывод также подтверждается разделом IV Программы, который не содержит положений, предусматривающих возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья. Согласно указанному разделу источниками финансирования Программы являются средства Фонда ЖКХ, средства окружного бюджета и средства местных бюджетов.

Разделом III редакции №7 от 22 декабря 2020 года региональной адресной программы предусмотрено, что если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

Между тем, указанная редакция региональной адресной программы не подлежит применению к правоотношениям сторон, поскольку признание дома аварийным и подлежащим сносу, а также последующее изъятие жилого помещения и земельного участка в многоквартирном доме для муниципальных нужд состоялись ранее внесенных изменений. Кроме того, указанный нормативный акт, содержащий нормы жилищного права, не содержит указание на обратную силу названных положений.

Как на момент включения жилого дома <адрес> 05 апреля 2019 года в региональную адресную программу от 05 апреля 2019 года, так и на момент издания администрацией муниципального образования поселок Уренгой 02 июля 2020 года, редакции программы №1 от 05 апреля 2019 года и №5 от 17 июня 2020 года не предусматривали доплату гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.

С учетом этого, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований и возложении на администрацию муниципального образования поселок Уренгой, некоммерческую организацию «Фонд жилищного строительства Ямало-ненецкого автономного округа» в соответствии с пунктом 3.1.4 договора о развитии застроенной территории №316/1 от 13 июня 2012 года обязанности заключить с Яковлевой М.П. соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости с условием мены на жилое помещение, равнозначное по площади ранее занимаемому, без возмещения разницы в стоимости жилых помещений.

Вопреки выводу суда, отчуждение Яковлевой М.П. принадлежащего ей жилого дома 16 мая 2017 года правового значения для разрешения спора по существу не имеет, на объем прав собственника в признанном аварийным и подлежащим сносу доме не влияет, поскольку в конкретном случае не разрешается вопрос об обеспечении жилищных прав истца в порядке улучшения жилищных условий, а рассматривается вопрос гарантированного законом равноценного обеспечения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 апреля 2021 года отменить и принять по делу новое решение.

Возложить на администрацию муниципального образования поселок Уренгой, некоммерческую организацию «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» обязанность заключить с Яковлевой Мариной Петровной соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости - квартиры по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, поселок городского типа Уренгой, улица Геологов, дом 29, квартира 9, с условием мены на жилое помещение, равнозначное по площади ранее занимаемому, без возмещения разницы в стоимости жилых помещений.

В остальной части иска отказать.

Судья /подпись/ А.Н. Шошина