ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-11/2022 от 31.08.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Максимец Е.А. Дело № 33а-6498/2022

УИД 22RS0011-02-2021-001236-41

№ 2а-11/2022(1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 августа 2022 года г.Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Титовой В.В.,

судей Зацепина Е.М., Барсуковой Н.Н.,

при секретаре Семеновой Е.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административных ответчиков ФИО, ФИО на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по административному делу по административному иску Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (отделение Барнаул) к кредитному потребительскому кооперативу «Инвестор», ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО о ликвидации кооператива, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Центральный банк Российской Федерации в лице отделения по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился с требованием ликвидировать кредитный потребительский кооператив «Инвестор» (далее – КПК «Инвестор»), возложить на ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО обязанность по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

КПК «Инвестор» является кредитным потребительским кооперативом, основным видом деятельности которого согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц является «Деятельность по предоставлению потребительского кредита». Сведения о КПК «Инвестор» включены Банком России в государственный реестр кредитных потребительских кооперативов, в силу чего КПК «Инвестор» относится к числу субъектов, в отношении которых Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор.

В ходе осуществления в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» надзора, установлены следующие факты нарушения кооперативом требований названного Федерального закона: КПК «Инвестор» исключен из числа членов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы - Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные финансы» ДД.ММ.ГГ. Предельный срок для исполнения требований части 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации о вступлении в саморегулируемую организацию – ДД.ММ.ГГ, в нарушение части 1 статьи 35 Федерального закона «О кредитной кооперации» по состоянию на ДД.ММ.ГГ КПК «Инвестор» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.

В адрес КПК «Инвестор» Сибирским главным управлением Центрального Банка Российской Федерации через личный кабинет участника информационного обмена направлялось письмо от ДД.ММ.ГГ*** «О необходимости представить информацию о мероприятиях, направленных на недопущение нарушений», в котором сообщалось о наличии обязанности вступления кооператива в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, а также содержалось требование предоставить информацию о проведенных мероприятиях, направленных на предотвращение нарушения части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ путем вступления в члены саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.

Кроме того в адрес КПК «Инвестор» Банком России через личный кабинет направлены предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации:

- от ДД.ММ.ГГ*** в связи с нарушением требований подпункта 1.13 пункта 1 Указаний Банка России от ДД.ММ.ГГ*** «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов» в части несоблюдения на ДД.ММ.ГГ порядка расчета финансового норматива соотношения активов кредитного кооператива, включающего в себя денежные средства, средства, размещенные в государственные и муниципальные ценные бумаги, задолженность по сумме основного долга, образовавшуюся в связи с предоставлением займов кредитным кооперативам, и общего размера денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом ();

- от ДД.ММ.ГГ*** в связи с нарушением требований пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ в части непредставления документов (информации) в соответствии с запросом Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ***

Вышеуказанные предписания Банка России кооперативом не исполнены.

По факту невыполнения КПК «Инвестор» указанных предписаний Банком России составлен акт от ДД.ММ.ГГ*** о неисполнении запросов Банка России, что свидетельствует о допущении КПК «Инвестор» предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.

При этом в адрес КПК «Инвестор» Банком России через личный кабинет участника информационного обмена направлялись письма от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ*** уведомления о неисполнении предписаний Банка России.

Таким образом, КПК «Инвестор» не выполнены предписания Банка России, что является нарушением требований пункта 8.2 части 2, пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции в качестве соответчиков были привлечены ФИО, ФИО

Определением от ДД.ММ.ГГ производство по делу в части административных исковых требований к ФИО, ФИО, ФИО, ФИО прекращено в связи со смертью указанных лиц.

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ с учетом определения об описке от ДД.ММ.ГГ административные исковые требования удовлетворены частично. КПК «Инвестор» ликвидирован. На учредителей КПК «Инвестор» ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО возложена обязанность в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией кооператива.

Административные исковые требования в части возложения обязанности по ликвидации кооператива на ФИО, ФИО, ФИО, оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО, ФИО просили отменить решение суда в части возложения на них обязанности по осуществлению ликвидации кооператива и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении требований к ним о возложении на них обязанности по осуществлению ликвидации кооператива. В обосновании апелляционной жалобы указали, что они никогда, ни в какой форме не выражали свое согласие на включение их в число учредителей кооператива. О том, что они были включены в число учредителей кооператива узнали только в ДД.ММ.ГГ, после получения судебного извещения. Они никогда не ставили свои подписи в учредительных документах и иных документах КПК «Инвестор», их персональные данные были незаконно использованы. В межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю нет сведений о том, что ФИО и ФИО являются учредителями кооператива. Во всех документах кооператива, в частности, в протоколе *** общего собрания учредителей от ДД.ММ.ГГ имеются подписи, не принадлежащие им. В связи с тем, что они участвовали только в одном судебном заседании, а именно ДД.ММ.ГГ они не имели возможности представить суду доказательства своей непричастности к деятельности КПК «Инвестор».

Банком России поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Рассмотрев административное дело, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая административный спор и удовлетворяя заявленные требования о ликвидации кооператива, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводам о том, что КПК «Инвестор» неоднократно не исполнены предписания Банка России, в том числе после дополнительного напоминания, и не исполнены предписания до настоящего времени, КПК «Инвестор» не вступило в члены какой-либо саморегулируемой организации, что препятствует надлежащему контролю и надзору за деятельностью кооператива, и создает реальную угрозу нарушения прав третьих лиц, непосредственных потребителей финансовых услуг.

Оснований не согласиться с выводами судебная коллегия не усматривает, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на надлежащей оценке совокупности собранных по делу доказательств и правильном применении норм материального права.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции в порядке, предусмотренном настоящим кодексом рассматривают и разрешают административные дела о ликвидации некоммерческих организаций и об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный потребительский кооператив - основанное на членстве добровольное объединение физических и (или) юридических лиц по территориальному, профессиональному и (или) социальному принципам, за исключением случая, установленного часть 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

В силу статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» закреплено, что лица осуществляющие деятельность в качестве кредитных потребительских кооперативов признаются некредитными финансовыми организациями. Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу пункта 2 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае отсутствия обязательного членства в саморегулируемой организации.

Согласно пункта 8 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» обращение в судебные органы с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, является функцией Банка России.

Частью 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

В силу частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида.

Статьей 35 Федерального закона от 18 июля 2009 года Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» предусмотрено, что кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федерального закона от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий: 1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (для кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы); 2) прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы); 3) создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).

Согласно части 5 вышеназванной статьи до вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).

В силу пункта 4 части 3 статьи 1 указанного Федерального закона кредитный кооператив второго уровня - кредитный кооператив, членами которого являются исключительно кредитные кооперативы.

Как установлено судом и следует из материалов дела ДД.ММ.ГГ КПК «Инвестор» был исключен из саморегулируемой организации в сфере финансового рынка – ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные финансы» и ни в одну из саморегулируемых организаций не вступил.

Членами кооператива, согласно материалам дела являются только физические лица, в связи с чем КПК «Инвестор» в связи с чем им не исполнена обязанность статьи 35 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

Таким образом, судебная коллегия находит законным требование административного истца о ликвидации КПК «Инвестор».

Кроме того, в силу пункта 8.2 части 2 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» Банк России дает кредитным кооперативам, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.

Пунктом 6 части 3 статьи 5 указанного Федерального закона установлено, что Банк России в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе:

1) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности кредитного кооператива у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и у иных органов государственного контроля и надзора;

2) запрашивать и получать у кредитного кооператива учредительные документы, внутренние нормативные документы и иные документы, принятые общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) и иными органами кредитного кооператива;

3) запрашивать и получать у кредитного кооператива бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, установленном Банком России;

4) проводить проверки соблюдения установленных финансовых нормативов и соответствия деятельности кредитного кооператива настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным актам Банка России в порядке, установленном Банком России;

6)направлять кредитным кооперативам, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке;

7) предписанием ввести ограничения деятельности кредитного кооператива, в том числе ограничить кредитному кооперативу полностью или частично осуществление привлечения денежных средств, прием новых членов, выдачу займов и проведение иных операций, а также требовать замены лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, в случае:

а) неоднократного нарушения в течение одного года кредитным кооперативом требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России;

б) однократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписания Банка России, а также однократного воспрепятствования проведению проверки деятельности кредитного кооператива;

8) направлять своих представителей на общее собрание членов кредитного кооператива (пайщиков);

9) обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях:

а) неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок;

б) осуществления кредитным кооперативом деятельности, запрещенной настоящим Федеральным законом;

в) неоднократного нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России (кроме случаев, предусмотренных подпунктами "г" и "д" настоящего пункта);

г) нарушения установленного Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы;

д) неоднократного нарушения в течение одного года кредитным кооперативом требований, предусмотренных статьей 6, статьей 7 (за исключением пункта 3), статьями 7.3 и 7.5 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и (или) неоднократного нарушения в течение одного года требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом;

10) осуществлять иные права, предусмотренные федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4.1 Указания Банка России от 19 декабря 2019 года № 5361-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» Банк России путем размещения в личном кабинете направляет участнику информационного обмена документы, в том числе запросы, требования (предписания) Банка России, процессуальные документы по делу об административном правонарушении и ответы на запросы участника информационного обмена.

Как следует из пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Согласно пункта 32 указанного постановления исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям. С учетом изложенного в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения.

Из вышеприведенных норм и разъяснений по их применению следует, что в качестве одного из оснований к ликвидации кредитного потребительского кооператива законодательно предусмотрено неоднократное нарушение федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России. При этом наличие нарушений действующего законодательства в деятельности потребительского кооператива, в том числе неоднократных, не влечет безусловно его ликвидацию, в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных нарушений и их последствий, возможность устранения нарушений без ликвидации объединения граждан, соразмерность такой меры реагирования.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела в адрес КПК «Инвестор» Банком России через личный кабинет направлено предписание от ДД.ММ.ГГ*** и от ДД.ММ.ГГ*** (т. 1 л.д. 27-31).

В адрес КПК «Инвестор» направлялись уведомления о неисполнении указанных предписаний от ДД.ММ.ГГ*** (т. 1 л.д. 26) и от ДД.ММ.ГГ*** (т. 1 л.д. 32).

КПК «Инвестор» не исполнил указанные предписания Банка России, в материалах дела отсутствуют доказательства по принятию исчерпывающих мер соблюдения законодательства. Кроме того, КПК «Инвестор» продолжает не исполнять, направленные в его адрес предписания Банка России ***

При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о ликвидации КПК «Инвестор».

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» учредители кредитного кооператива принимают решения, которые оформляются протоколом, о создании кредитного кооператива, об утверждении устава, иных документов кредитного кооператива, о формировании органов кредитного кооператива и о вступлении в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы.

Положениями статьи 1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 4 названного Федерального закона в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

В силу подпункта «д» пункта 1 статьи 5 вышеприведенного Федерального закона в едином государственном реестре юридических лиц, в числе прочих, содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица.

По смыслу названных норм доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации в № 2371-О от 10 ноября 2016 года Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях по вопросам реализации гражданами права на объединение неоднократно обращал внимание на добровольный характер участия в объединениях, а также на то, что содержание конституционного права граждан на объединение включает право граждан беспрепятственно выходить из объединений (постановления от 3 марта 2004 года № 5-П, от 15 декабря 2004 года № 18-П, от 9 ноября 2009 года № 16-П и от 8 апреля 2014 года № 10-П).

Право на выход из объединения вытекает из закрепленных названным Кодексом основных начал гражданского законодательства, в которых нашел свое выражение присущий гражданским правоотношениям принцип диспозитивности, в силу которого граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе (статья 1), участвуют в гражданских отношениях на основе автономии воли и имущественной самостоятельности (статья 2), по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (статья 9). Отмеченное означает, что осуществление права на выход из объединения в случаях, допускаемых законом, происходит посредством свободного волеизъявления управомоченного лица, не зависит от решений органов управления и действий объединения, выступающего самостоятельным субъектом гражданско-правовых отношений - юридическим лицом, которое согласно пункту 1 статьи 48 ГК Российской Федерации является организацией, имеющей обособленное имущество, отвечающей им по своим обязательствам, способной от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Гражданский кодекс Российской Федерации, определяя, что потребительские кооперативы, к числу которых относятся кредитные кооперативы (пункт 3 статьи 50), являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями) (пункт 1 статьи 65.1), устанавливает правило, согласно которому в связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица (пункт 2 статьи 65.1 ). Одной из обязанностей членов кредитного потребительского кооператива, в том числе участвовавших в его создании, является обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица, установленная оспариваемой нормой. Такое правовое регулирование, возлагающее на участников (членов) корпоративного юридического лица обязанности осуществить его ликвидацию, а также солидарно нести расходы, связанные с ликвидацией юридического лица в случае недостаточности для этих целей имущества самого юридического лица, служит достижению основной цели ликвидации любого юридического лица - завершению его деятельности и удовлетворению требований кредиторов - и направлено на защиту прав и интересов всех участников гражданского оборота.

В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) (пункт 2 части 3 статьи 1); кредитный кооператив осуществляет свою деятельность на основе в том числе принципа добровольности вступления в кредитный кооператив и свободы выхода из него независимо от согласия других членов кредитного кооператива (пайщиков) (пункт 3 части 3 статьи 3); при прекращении членства в кредитном кооперативе в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) вносится соответствующая запись (часть 2 статьи 12); заявление о выходе из кредитного кооператива подается в письменной форме в правление кредитного кооператива; порядок выхода из кредитного кооператива определяется уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива; выход из кредитного кооператива оформляется путем внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) (часть 2 статьи 14).

Как установлено судом и следует из материалов дела следует, что для государственной регистрации при создании КПКГ «Инвестор» в Межрайонную ИФНС *** по Алтайскому краю были представлены: заявление ФИО о государственной регистрации юридического лица при создании – КПКГ «Инвестор», удостоверенное нотариусом ДД.ММ.ГГ, протокол *** от ДД.ММ.ГГ общего собрания учредителей КПКГ «Инвестор», квитанция об оплате государственной пошлины, Устав КПКГ «Инвестор».

ДД.ММ.ГГ в регистрирующий орган ФИО представлено заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, удостоверенное нотариусом ДД.ММ.ГГ, протокол *** от ДД.ММ.ГГ общего собрания учредителей КПКГ «Инвестор», Устав КПКГ «Инвестор» в новой редакции. Из представленных документов установлено, что из состава учредителей КПКГ «Инвестор» был исключен ФИО, принята в состав учредителей КПКГ «Инвестор» ФИО

ДД.ММ.ГГ в ЕГРЮЛ внесены записи об изменении наименования ответчика КПК «Инвестор», юридическом адресе.

Документы соответствовали требованиям статьи 12 Федерального закона от 08 августа 2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", заявление подано и подписано лицом, которое наделено полномочиями на его подписание и подачу протоколом *** от ДД.ММ.ГГ общего собрания учредителей КПКГ «Инвестор» (том 1 л.д. 54-55).

Как установлено вступившим в законную силу решением Рубцовского городского суда от ДД.ММ.ГГ*** административный ответчик ФИО исключен из членов кооператива ДД.ММ.ГГ, о чем имеется запись в Реестре членов КПК «Инвестор». Административные ответчики ФИО и ФИОДД.ММ.ГГ обратились в КПК «Инвестор» с заявлениями о выходе из членов кооператива, вышеназванным решением на КПК «Инвестор» судом возложена обязанность внести запись в Реестр членов КПК «Инвестор» об исключении из членов кредитного кооператива ФИО и ФИО.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом о том, что нет оснований для удовлетворения требований Банка России в части возложения обязанности по ликвидации кооператива на ФИО, ФИО, ФИО

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по осуществлению ликвидации кооператива на ФИО и ФИО, поскольку согласно сведениям, содержащихся в ЕГРЮЛ (т. 1 л.д. 135-139), они являются учредителями данного кооператива. Возложение на этих лиц обязанности по ликвидации кооператива согласуется с положениями части 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Тот факт, что ФИО и ФИО подали заявления о недостоверности сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц не влияет на вынесенное решение, поскольку с данными заявлениями они обратились ДД.ММ.ГГ, после вынесения решения судом первой инстанции. ДД.ММ.ГГ МИФНС России *** по Алтайскому краю направлено уведомление в адрес КПК "Инвестор" о необходимости предоставления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе юридического лица.

Указание в жалобе на то, что ответчики участвовали только в одном судебном заседании от ДД.ММ.ГГ не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку о судебном заседании они узнали заблаговременно, располагали временем предоставить в суд доказательства. В частности согласно уведомлению о вручении извещения ФИО получено лично ДД.ММ.ГГ (т. 4 л.д. 32), ФИО получено лично ДД.ММ.ГГ (т. 4 л.д. 34).

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда и удовлетворении апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО, ФИО - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи