ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-8933/19 от 15.07.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-3969/2020 город Хабаровск

(в суде первой инстанции № 2а-8933/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Коноплевой И.А.,

судей Старкова Ю.Г., Романовой И.А.,

при секретаре Цой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июля 2020 года административное дело по административному исковому заявлению администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края к Следственному управлению УМВД России по Хабаровскому краю о признании незаконным представления,

по апелляционной жалобе администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 26 декабря 2019 года,

заслушав доклад судьи Романовой И.А., пояснения следователя СУ УМВД России по Хабаровскому краю Носыревой Н.В., представителя УМВД России по Хабаровскому краю – Саяпина Е.В.,

УСТАНОВИЛА:

Администрация городского поселения «Город Советская-Гавань» обратилась в суд с административным исковым заявлением к следственному управлению УМВД России по Хабаровскому краю о признании незаконным представления следователя следственного управления УМВД России по Хабаровскому краю от 11.10.2019 № 8-7219. В обоснование требований указано, что в следственной части следственного управления УМВД России по Хабаровскому краю расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 196 УК РФ, в отношении руководителя ООО «Городские теплосети» Дубровина Ю.А. Администрация городского поселения «Город Советская-Гавань» является учредителем ООО «Городские теплосети». 11.10.2019 следователем следственной части следственного управления УМВД России по Хабаровскому краю Носыревой Н.В. вынесено представление, которым на администрацию возложена обязанность усилить контроль со стороны администрации городского поселения за деятельностью руководителей, финансовой деятельностью организаций, учредителем которых является администрация города, в том числе разработать план мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению данного преступления. Администрация городского поселения полагает, что представление является незаконным и необоснованным, поскольку в соответствии с Федеральным законом № 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью», на исполнительный орган возлагается обязанность по ведению хозяйственной деятельности предприятия, самостоятельному принятию решений и оценке причин возникновения дебиторской задолженности. Указанный закон не возлагает такие обязанности на учредителей. В связи с чем, административный истец просил суд признать незаконным представление следователя следственного управления УМВД России по Хабаровскому краю от 11.10.2019 № 8-7219.

Определением суда от 03.12.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УМВД России по Хабаровскому краю.

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 26.12.2019 в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе администрация городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края просит решение отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на доводы, аналогичные основаниям административного иска. Указывает, что судом не приняты во внимание доводы административного истца о том, что у участников Общества отсутствует обязанность разрабатывать план мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению данного преступления.

Письменные возражения на доводы апелляционной жалобы не поступили.

В судебное заседание представитель администрации не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Судебная коллегия, на основание ст.150 КАС РФ, рассмотрела дело в отсутствие представителя административного истца.

В соответствии со ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1).

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участвующих лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом первой инстанции установлено не было.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 22.06.2019 следователем отдела следственной части Следственного управления УМВД России по Хабаровскому краю Носыревой Н.В. возбуждено уголовное дело № 11901080059000247 в отношении Дубровина Ю.А. по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 196 УК РФ.

Следователем в рамках расследования уголовного дела установлено, что Дубровин Ю.А., являясь генеральным директором и руководителем ООО «Городские теплосети», выполняя организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, достоверно зная о наличии дебиторской задолженности физических и юридических лиц перед ООО «Городские сети» в общей сумме 459 640 523, 45 руб., образовавшейся в период с 2011 по 2014 годы, умышленно пренебрег своими должностными полномочиями, как единственный исполнительный орган ООО «Городские сети», и не принял исчерпывающих мер к взысканию вышеуказанной дебиторской задолженности, что повлекло невозможность восстановить платежеспособность ООО «Городские теплосети» и неспособность в полном объёме удовлетворить требования кредиторов на общую сумму 363 248 859, 40 руб.

В соответствии со сведениями, содержащимися в выписке из ЕГРЮЛ, в отношении ООО «Городские теплосети», одним из учредителей Общества является администрация городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.

11.10.2019 следователем внесено представление № 8-7219 администрации городского поселения «Город Советская Гавань» о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Основанием для вынесения представления явилось то, что со стороны учредителя ООО «Городские теплосети» - администрации городского поселения «Город Советская Гавань», не принимались меры для устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

Администрации предложено рассмотреть представление; разработать план мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению данного преступления; в целях недопущения в дальнейшем подобных ситуаций, принять меры к усилению контроля за деятельностью руководителей, финансовой деятельностью организаций, учредителем которых является администрация.

Из устава ООО «Городские теплосети» следует, что основным видом деятельности Общества являлась торговля паром и горячей водой (тепловой энергией), передача и распределение тепловой энергии, деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей, по эксплуатации имущества, составляющего элемент коммунального хозяйства г.Советская Гавань и иные виды деятельности, оказание услуг в интеграции с иными коммунальными системами городского хозяйства г.Советская Гавань, иные виды деятельности.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 1 ст. 87, п. 4 ст. 65.2 ГК РФ, подп.14 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Уставом ООО «Городские теплосети», установив вышеуказанные обстоятельства, пришел к выводу о законности представления следователя, учитывая, что бездействие органа местного самоуправления по вопросам, отнесенным к его полномочиям, повлекло возникновение обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Отклоняя доводы административного истца о том, что ООО «Городские теплосети» самостоятельно вели хозяйственную деятельность, что, по мнению администрации, свидетельствует о незаконности представления и отсутствии оснований для возложения обязанности на администрацию выполнить указанные в представлении мероприятия, суд исходил из того, что положения ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", на которые ссылается администрация в обоснование этой позиции, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения полномочий и обязанностей, возложенных на него действующим законодательством.

Отклоняя ссылки администрации о том, что имевшаяся дебиторская задолженность являлась сомнительным, а затем безнадежным долгом, суд исходил из образования заложенности с 2011 года и отсутствия сведений и надлежащих доказательств того, что указанная задолженность являлась безнадежной к взысканию с момента образования и в период по 2014 год.

Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается.

Согласно ст. 2 УК РФ одной из задач уголовного законодательства является предупреждение преступлений.

В силу ч. 2 ст. 158 УПК РФ, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Данные требования законодательства судом учтены, который принял во внимание право следователя внести представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств при установленном факте допущенных нарушений закона.

Установив в ходе предварительного следствия совершение преступления генеральным директором и руководителем юридического лица ООО «Городские теплосети», следователь обоснованно внес представление в адрес администрации, являющейся учредителем юридического лица, в отношении генерального директора и руководителя которого возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.196 УК РФ, непосредственно связанной с хозяйственной деятельностью Общества.

В представлении следователем подробно изложены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Законом предусмотрена обязанность соответствующего должностного лица организации рассмотреть поступившее от следователя или дознавателя представление и в течение месяца письменно сообщить о принятых мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Вышеуказанные положения законодательства судом приняты во внимание.

В этой связи, доводы жалобы об отсутствии оснований для внесения представления администрации, являющейся учредителем ООО «Тепловые сети», со ссылкой на возложение обязанности по ведению хозяйственной деятельности предприятия и самостоятельному принятию решений на исполнительный орган Общества, судебной коллегией отклоняются.

Судом первой инстанции обосновано указано, что, в силу положений подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения теплоснабжения населения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях.

Таким образом, администрация городского поселения «Город Советская Гавань» наделена полномочиями по организации обеспечения надежного теплоснабжения населения на территории Советско-Гаванского муниципального района в силу прямого указания закона, и к данным полномочиям относится принятие мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающей организацией своих обязательств.

При таких обстоятельствах, контроль за деятельностью ООО «Городские теплосети», созданного во исполнение предписаний подп.4 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 1 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении, исходя из целей и предмета деятельности указанной организации в сфере теплоснабжения на территории городского поселения, обоснованно должен осуществляться администрацией городского поселения «Город Советская Гавань»

В этой связи, являются ошибочными доводы жалобы об отсутствии оснований для возложения обязанности на орган местного самоуправления провести мероприятия, указанные в представлении, в целях усиления контроля за деятельностью руководителей, финансовой деятельностью организации, учредителем которой является администрация городского поселения «Город Советская Гавань».

Оспариваемое представление содержит в себе изложение обстоятельств уголовного дела с той степенью подробности, которая бы обеспечивала уяснение сущности нарушений и принятие надлежащих мер по устранению отмеченных недостатков.

При этом судебная коллегия также учитывает что представление, внесенное в соответствии с частью 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, направлено исключительно на выполнение задач уголовного законодательства, предусмотренных в статье 2 Уголовного кодекса Российской Федерации - предупреждение преступлений.

При изложенных обстоятельствах, анализируя вышеприведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии необходимой совокупности для удовлетворения требований административного истца, поскольку оспариваемое представление принято в пределах полномочий, при наличии предусмотренных законом оснований, соответствует требованиям действующего законодательства, и не повлекло нарушение каких-либо прав, свобод и законных интересов административного истца, которым доказательства нарушенных прав, в соответствии с обязанностью, предусмотренной пунктом 1 части 9, частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене обжалуемого решения суда, поскольку, по существу, направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию представителя административного истца, выраженную в административном исковом заявлении, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 26 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий И.А.Коноплева

Судьи Ю.Г.Старков

И.А.Романова