ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-4602/18 от 26.12.2018 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Бутуханова Н.А.

Дело № 33-4602/2018

поступило 30 ноября 2018 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Улан-Удэ 26 декабря 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Урмаевой Т.А., судейколлегии Базарова В.Н., Мирзаевой И.И.,, при секретаре Цыбиковой Р.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кяхтинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья», Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Администрации МО ГП «Город Кяхта» о понуждении обеспечить жилые помещения центральным холодным водоснабжением, по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 30 мая 2018 года, которым постановлено исковые требования удовлетворить.

Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия в лице ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр - «Семья» организовать круглосуточную и бесперебойную подачу холодного водоснабжения в жилые помещения, обеспечив жильцов дома, расположенного по адресу: <...> холодной питьевой водой надлежащего качества в необходимых объемах.

Взыскать с Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия в пользу бюджета МО «Город Кяхта» госпошлину в размере 6000 рублей.

Заслушав доклад судьи Мирзаевой И.И., выслушав прокурора Осипову А.М., представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Шабаеву О.Ц., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, возражениями, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Кяхтинского района РБ, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обращаясь в суд, с учетом уточнения исковых требований, просил обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия в лице ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» организовать круглосуточную и бесперебойную подачу холодного водоснабжения, обеспечив жильцов дома, расположенного по адресу: <...> холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах в жилые помещения, мотивируя тем, что специализированные жилые помещения, предоставленные лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны соответствовать санитарным и техническим требованиям

В судебном заседании помощник прокурора Кяхтинского района РБ Будаева С.К. настаивала на удовлетворении исковых требований с учетом дополнений и уточнений, подтвердив доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчиков Государственное бюджетное учреждение Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья», Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Тубчинов А.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель МО «Город Кяхта» Николаев А.Н. поддержат исковые требования.

Судом постановлено приведенное выше решение.

Определением суда от 29.10.2018 года производство по делу в части исковых требований о признании незаконными действий должностных лиц Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по приему в собственность РБ формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, 26 жилых помещений, расположенных в <...>, в отсутствие центрального водоснабжения, инженерной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения, предусмотренных государственным контрактом от 26.08.2013 года, прекращено в связи с отказом истца от иска.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Шабаева О.Ц. просит отменить решение суда, указывая на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; не доказаны установленные судом обстоятельства имеющие значение для дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела; судом допущены нарушения и неправильное применение норм материального и процессуального права.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором поданы возражения.

В суде апелляционной инстанции представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Шабаева О.Ц. доводы апелляционной жалобы поддержала и пояснила, что на 2019г. для устранения недостатков в доме выделены денежные средства в размере 12 миллионов рублей.

Прокурор Осипова А.М. возражала против удовлетворения жалобы.

Представители ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья», МО «Город Кяхта» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, между Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (Минстрой РБ) и ООО «<...>» заключен государственный контракт по приобретению жилых помещений на первичном рынке в г. Кяхта Кяхтинского района РБ для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в собственность Республики Бурятия от 26.08.201г. в количестве 26 единиц, расположенных по адресу: <...>

В п. 7 приложения № 2 к данному контракту перечислены характеристики приобретаемых жилых помещений, в частности: жилые помещения должны соответствовать техническим и санитарным требованиям и быть благоустроенными применительно к условиям Кяхтинского района Республики Бурятия. Указанные помещения, находящиеся в многоквартирных домах, должны быть оборудованы отоплением, электроснабжением, центральным холодным водоснабжением, центральным либо автономным горячим водоснабжением, канализацией.

В п. 14 приложения № 2 указано, что в жилых помещениях должны быть в наличии инженерные системы, в том числе хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Минстроем РБ в соответствии с распоряжениями Министерства имущественных и земельных отношений РБ от 27.11.2013 года жилые помещения переданы в оперативное управление ГБУ РБ «Семья» (ранее -АУ РБ «Семья»).

ГБУ РБ «Семья» детям-сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений переданы во владение и в пользование жилые помещения, расположенные по адресу: <...>

Жилые помещения в многоквартирном доме по <...> не были подключены к центральному водоснабжению. обеспечение холодным водоснабжением дома осуществлялось через подачу воды из скважины, расположенной по адресу: <...> и принадлежащей на праве собственности АООТ «<...>», не являющегося гарантирующей организацией, определенной органом местного самоуправления.

Между АООТ «<...>» и строительным подрядчиком ООО «<...>» была достигнута договоренность о временном обеспечении холодным водоснабжением, в период с 01.10.2013 года по 01.04.2014 года. Фактически АООТ «<...>» обеспечивало дом водоснабжением до 31.12.2014 года. Холодное водоснабжение дома производилось на основании письма строительного подрядчика ООО «<...>».

Скважина, принадлежащая на праве собственности АООТ «<...>», использовалась жильцами дома в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

С 08.05.2016 года АООТ «<...>» прекращена подача водоснабжения в указанный жилой дом. До настоящего времени холодное водоснабжение в жилом доме отсутствует, осуществляется привоз воды 2 раза в неделю.

Суд первой инстанции, установив, что жильцы дома по <...> не обеспечены водоснабжением в соответствии с требованиям закона, пришел к выводу о возложении на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия в лице ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр - «Семья» обязанности организовать круглосуточную и бесперебойную подачу холодного водоснабжения в данные жилые помещения, обеспечив жильцов дома холодной питьевой водой надлежащего качества в необходимых объемах.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имевшие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных законодательством норм.

Во исполнение приведенного законоположения, ГБУ РБ «Семья (ранее АУ РБ «Семья») на основании договоров найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда передало детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей жилые помещения, расположенные по адресу: <...>.

Согласно п.14 договоров найма специализированного жилого помещения наймодатель обязан передать нанимателю пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающим требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, являющихся благоустроенным применительно к условиям г.Кяхта; принимать участие в надлежащем содержании и ремонте имущества в многоквартирном доме, в котором находится жилое помещение; обеспечивать предоставление нанимателю коммунальных услуг.

Жилищным кодексом установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (ч. ч. 1 и 2 ст. 15 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно статье 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 2). Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения (ч. 3).

Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении (п. 2 ст. 676 ГК РФ).

Между тем, как было установлено в результате судебного разбирательства, наймодателем принятые на себя обязательства по договору найма специализированного жилого помещения не выполнены.

Так, в ходе проверки, проведенной прокуратурой установлено, что жилые помещения, предоставленные в многоквартирном доме по адресу: <...> детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированного жилого помещения не отвечают требованиям санитарным и техническим требованиям.

То обстоятельство, что жильцы вышеуказанного дома не обеспечены круглосуточно и бесперебойно холодным водоснабжением никем не оспаривается.

Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, исследовав полно и всесторонне обстоятельства дела, с учетом положений закона, подлежащего применению, пришел к правильному выводу о том, что предоставленные наймодателем по договорам жилые помещения, не отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и обоснованно возложил обязанности по устранению выявленных нарушений на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия в лице ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья».

Доводы жалобы о том, что Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия и ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» являются ненадлежащими ответчиками подлежат отклонению.

Из п.2 Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.03.2005 №102, уполномоченным органом исполнительной власти по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.

Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением Положения, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период (п.11 Положения).

ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» является бюджетным учреждением. Согласно Уставу предметом и основной деятельностью учреждения является социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, приемных семей, малоимущих семей с детьми, а также реализация прав вышеуказанных категорий лиц на жилые помещения. Учредителем и собственником имущества учреждения является Республика Бурятия. Полномочия учредителя учреждения от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.

Таким образом, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия является учредителем и главным распорядителем денежных средств по отношению к ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья».

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что заслуживают вниманию доводы жалобы относительно взыскания с Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия государственной пошлины.

Частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора.

Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия является органом исполнительной власти Республики Бурятия. Таким образом, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия не может быть отнесено к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины, поскольку на него как на исполнительный орган государственной власти в полной мере распространяется установленная подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ льгота по уплате государственной пошлины.

Суд апелляционной инстанции полагает необходимым исключить из резолютивной части решения указание о взыскании с Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия в бюджет государственной пошлины в размере 6000 рублей.

На основании изложенного судебная коллегия считает, что судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела, которым дана надлежащая оценка, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 30 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, исключив из резолютивной части решения указание о взыскании с Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия в бюджет государственной пошлины в размере 6000 рублей.

Председательствующий

Судьи коллегии: