ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1933/2022 от 25.10.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Деева И.И. Дело №33а-1933/2022

УИД - 26RS0015-01-2022-000809-09

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 25 октября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.

судей Болотовой Л.А., Строчкиной Е.А.

при секретаре судебного заседания Матвиенко В.В.

рассмотрев административное дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней представителя административного ответчика министерства здравоохранения Ставропольского края - Берестнева К.Б. на решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 5 июля 2022 года

по административному делу по иску прокурора Ипатовского района Ставропольского края ФИО5 в интересах неопределенного круга лиц к министерству здравоохранения Ставропольского края и ГБУЗ СК «Ипатовская районная больница» о признании незаконным бездействие и обязании выполнить определенные действия,

заслушав доклад судьи Болотовой Л.А., объяснения представителя министерства здравоохранения Ставропольского края - Берестнева К.Б., представителя ГБУЗ СК «Ипатовская районная больница» - Кучевского А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Ледовской Н.В.

установила:

Прокурор Ипатовского района Ставропольского края ФИО5, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к министерству здравоохранения Ставропольского края и ГБУЗ СК «Ипатовская районная больница» о признании незаконным бездействие и обязании выполнить определенные действия.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры края проведена проверка соблюдения законодательства в сфере здравоохранения, установлено, на земельном участке с кадастровым номером: <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, лит. «В», расположено здание с кадастровым номером: <данные изъяты> - инфекционное отделение (инфекционный корпус) 1968 года постройки, общей площадью 457,5 м2, что подтверждается техническим паспортом от 07.02.2007.

Согласно выписке из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества № КУВИ – 001/2022-45532509 вышеуказанное здание принадлежит ГБУЗ СК «Ипатовская районная больница» на праве оперативного управления с 15.10.2007.

Вместе с тем, указанное инфекционное отделение не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляет опасность для жизни и здоровья пациентов и сотрудников ГБУЗ СК «Ипатовская районная больница». Так, стены, потолки и помещения палат имеют дефекты, трещины, щели, не имеют гладкой, устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами поверхности, в связи с чем требуется восстановление, замена изношенных конструкций, наружные и внутренние работы, установление пожарной сигнализации.

ГБУЗ СК «Ипатовская РБ» ежегодно в 2018, 2019, 2020, 2021 годах, в адрес Министра здравоохранения Ставропольского края, направлялись заявки, с приложением сводного сметного расчета стоимости работ, на получение субсидий из бюджета Ставропольского края для проведения капитального ремонта ГБУЗ СК «Ипатовская РБ», однако необходимое финансирование Министерством здравоохранения Ставропольского края не обеспечило.

В связи с выявленными нарушениями законодательства прокуратурой района 25.05.2020 и.о. министра здравоохранения Ставропольского края внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, которое рассмотрено 30.06.2020 и удовлетворено, однако нарушения фактически не устранены, денежные средства на осуществление указанных работ не выделены, капитальный ремонт не произведен.

Непроведение своевременного капитального ремонта инфекционного отделения ГБУЗ СК «Ипатовская РБ» не отвечает основным требованиям действующего законодательства в сфере здравоохранения, в том числе в части создания безопасных и благоприятных условий труда сотрудников учреждения здравоохранения, оказания доступной, качественной медицинской помощи, что не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного, административный истец просил суд признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ставропольского края в части необеспечения надлежащего финансирования капительного ремонта инфекционного отделения государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ипатовская районная больница»;

- обязать Министерство здравоохранения Ставропольского края обеспечить финансирование капитального ремонта инфекционного отделения государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ипатовская районная больница», расположенного по адресу: Ставропольский край, Ипатовский городской округ, г. Ипатово, ул. Гагарина, д. 123, в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

- обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Ипатовская районная больница» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу организовать и произвести капитальный ремонт инфекционного отделения государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ипатовская районная больница», расположенного по адресу: <адрес>, Ипатовский городской округ, <адрес>.

Обжалуемым решением Ипатовского районного суда Ставропольского края от 5 июля 2022 года административный иск прокурора Ипатовского района Ставропольского края ФИО5, в интересах неопределенного круга лиц к министерству здравоохранения Ставропольского края и ГБУЗ СК «Ипатовская РБ» о признании незаконным бездействие и обязании выполнить определенные действия, удовлетворен.

Суд признал незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ставропольского края в части необеспечения надлежащего финансирования капительного ремонта инфекционного отделения государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ипатовская районная больница».

Суд обязал Министерство здравоохранения Ставропольского края обеспечить финансирование капитального ремонта инфекционного отделения государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ипатовская районная больница», расположенного по адресу: Ставропольский край, Ипатовский городской округ, <адрес>, в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд обязал государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Ипатовская районная больница» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу организовать и произвести капитальный ремонт инфекционного отделения государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ипатовская районная больница», расположенного по адресу: <адрес>, Ипатовский городской округ, <адрес>.

В апелляционной жалобе и дополнениям к ней представитель административного ответчика министерства здравоохранения Ставропольского края - Берестнев К.Б., просит решение отменить, вынести по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование доводов ссылается на то, что министерством в адрес министерства финансов СК ежегодно направлялись обоснования бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края. В соответствии с Положением о краевой межведомственной комиссии по рассмотрению государственных программ Ставропольского края и оптимизации бюджетных расходов, утвержденным Постановление Правительства СК от 15.06.2015 № 252-п, краевая межведомственная комиссия по рассмотрению государственных программ Ставропольского края и оптимизации бюджетных расходов является координационным органом, образованным с целью обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти Ставропольского края по разработке проектов государственных программ Ставропольского края и решению вопросов оптимизации бюджетных расходов. В министерстве порядок определения объема и условий предоставления субсидии на иные цели из бюджета Ставропольского края государственным бюджетным и автономным учреждениям Ставропольского края, в отношении которых министерство здравоохранения Ставропольского края осуществляет функции и полномочия учредителя утвержден приказом от 10.12.2020 N 01-05/1447. Согласно указанному приказу субсидия на иные цели не предоставляется для проведения капитального ремонта. Таким образом, предоставление денежных средств из бюджета Ставропольского края в виде субсидии на выполнение государственного задания невозможно, так как данный вид расходов предполагает финансирование в виде субсидии на иные цели. Итоговое решение о выделение денежных средств входит в компетенцию краевой межведомственной комиссии по рассмотрению государственных программ Ставропольского края и оптимизации бюджетных расходов. За рассматриваемый период комиссией не было согласованно выделение средств на производство капитального ремонта инфекционного отделения учреждения. Таким образом, министерством не было допущено бездействия в части необеспечения надлежащего финансирования капитального ремонта инфекционного отделения учреждения.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе прокурором Ипатовского района Ставропольского края ФИО5, представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 4 ст. 213 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

В силу требований ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с п. 3.1.15 Устава Министерство здравоохранения Ставропольского края, выступающее в качестве учредителя организации здравоохранения, осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного заказа. Пунктом 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Как следует из материалов дела на земельном участке с кадастровым номером: <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, лит. «В», расположено здание с кадастровым номером: <данные изъяты> - инфекционное отделение (инфекционный корпус) 1968 года постройки, общей площадью 457,5 м2.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества № КУВИ – 001/2022-45532509 вышеуказанное здание принадлежит ГБУЗ СК «Ипатовская районная больница» на праве оперативного управления с 15.10.2007.

Указанное инфекционное отделение не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляет опасность для жизни и здоровья пациентов и сотрудников ГБУЗ СК «Ипатовская РБ». ГБУЗ СК «Ипатовская РБ» ежегодно в 2018, 2019, 2020, 2021 года в адрес Министра здравоохранения Ставропольского края направляются заявки, с приложением сводного сметного расчета стоимости работ, на получение субсидий для проведения капитального ремонта ГБУЗ СК «Ипатовская районная больница», однако необходимое финансирование Министерством здравоохранения Ставропольского края не обеспечило.

В связи с выявленными нарушениями законодательства прокуратурой района 25.05.2020 в адрес и.о. министра здравоохранения Ставропольского края внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, которое рассмотрено 30.06.2020 и удовлетворено, однако нарушения фактически не устранены, денежные средства на осуществление указанных работ не выделены, капитальный ремонт не произведен.

Из ответа о рассмотрении представления первого заместителя министра ФИО7, направленного в адрес заместителя прокурора Ставропольского края ФИО8, усматривается, что в 2018 году выделялись денежные средства, в том числе на проведение капитального ремонта зданий и сооружений, в установленном порядке в сумме 23904503,44 рублей.

Согласно пп. 2 п. 10.2 Постановление Губернатора Ставропольского края от 16.08.2012 № 564 «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Ставропольского края» Министерство здравоохранения Ставропольского края выступает главным администратором доходов бюджета Ставропольского края в соответствии с законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год и плановый период, главным распорядителем и получателем средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций.

Согласно п. 3.3.6 Устава по предложению Министерства здравоохранения Ставропольского края Министерство имущественных отношений Ставропольского края согласовывает совершение сделок, связанных с реконструкцией, текущим и капитальным ремонтом государственного имущества, находящегося в оперативном управлении ГБУЗ СК «Ипатовская районная больница».

Разрешая по существу заявленные требования, применительно к приведенным выше положениям действующего законодательства и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что инфекционное отделение ГБУЗ СК «Ипатовская РБ», расположенное по адресу: Ставропольский край, Ипатовский городской округ, <адрес>, лит. «В» не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляет опасность для жизни и здоровья пациентов и сотрудников ГБУЗ СК «Ипатовская РБ», а имеющимися в деле доказательствами подтверждается бездействие административных ответчиков, выразившееся в части непринятия должных мер со стороны министерства здравоохранения, являющегося администратором доходов бюджета Ставропольского края в части финансирования и организации ремонта инфекционного отделения ГБУЗ СК «Ипатовская районная больница».

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела.

Судом первой инстанции не дана оценка тем обстоятельствам, что муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Ипатовская центральная районная больница» передано в государственную собственность Ставропольского края с 1.01.2013 года на основании решения Совета Ипатовского муниципального района Ставропольского края от 21.11.2012 № 11 и распоряжения Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2012 года №585-рп «О принятии в государственную собственность Ставропольского края муниципального бюджетного учреждения здравоохранения как имущественного комплекса и земельных участков, безвозмездно передаваемых из муниципальной собственности Ипатовского муниципального района Ставропольского края».

В период с 2013 по 2015 годы при формировании бюджета Ставропольского края на проведение капитального ремонта инфекционного отделения в министерство от ГБУЗ СК «Ипатовская районная больница» заявок не поступало. Начиная с 2016 года по настоящее время ежегодно ГБУЗ СК «Ипатовская районная больница» в министерство здравоохранения Ставропольского края представлялись заявки на получение субсидий, в том числе и на капитальный ремонт инфекционного отделения с представлением в установленном законом порядке локального сметного расчета в финансово-экономическое обоснование объема субсидии (т.1 л.д.15-40).

При формировании бюджета Ставропольского края на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, а также при формировании бюджета Ставропольского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов учреждение предоставляло в министерство заявки на проведение капитального ремонта инфекционного отделения, которые в составе заявок иных медицинских организаций поданы для включения в перечень объектов Программы министерства «Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения Ставропольского края мероприятие «проведение капитального ремонта» на 2016 и 2017 год соответственно, что подтверждается копиями писем министерства от 11.08.2015 № 01-13/5782 и от 15.08.2016 г. № 01-13/6547 приобщенных к материалам дела.

Также министерством здравоохранения в адрес министерства финансов Ставропольского края письмами от 19.01.2018 № 01-13/434, от 15.08.2018 №01-13/6446, от 27.07.2020 №831-12, от 28.07.2021 №7801-12, от 13.01.2022 №262-01 в 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 годах соответственно направлялись обоснования бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края с учетом нужд учреждения по капитальному ремонту здания инфекционного отделения, которые имеются в материалах дела.

В соответствии с Положением о краевой межведомственной комиссии по рассмотрению государственных программ Ставропольского края и оптимизации бюджетных расходов, утвержденным Постановление Правительства Ставропольского края от 15.06.2015 № 252-п, краевая межведомственная комиссия по рассмотрению государственных программ Ставропольского края и оптимизации бюджетных расходов (далее - комиссия) является координационным органом, образованным с целью обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти Ставропольского края по разработке проектов государственных программ Ставропольского края (проектов изменений в государственные программы Ставропольского края) и решению вопросов оптимизации бюджетных расходов.

Основной задачей данной комиссии является координация деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края в том числе по вопросу оптимизации расходов бюджета Ставропольского края и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края.

Комиссия для реализации возложенной на нее основной задачи осуществляет следующие функции:

рассматривает информацию, отражающую объемы бюджетных ассигнований, предлагаемых к включению в проект краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период, и несогласованные вопросы по проекту краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период, сформированную межведомственной комиссией по повышению результативности бюджетных расходов, образованной постановлением Правительства Ставропольского края от 19 апреля 2006 г. № 52-п;

согласовывает объемы бюджетных ассигнований, включаемые в проект краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период рассматривает и согласовывает предложения органов государственной власти Ставропольского края и государственных органов Ставропольского края по внесению изменений в закон Ставропольского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что итоговое решение о выделении денежных средств входит в компетенцию краевой межведомственной комиссии по рассмотрению государственных программ Ставропольского края и оптимизации бюджетных расходов.

Министерство здравоохранения СК в рамках предоставленной нормативными актами компетенции подготавливает и направляет в министерство финансов Ставропольского края обоснования бюджетных ассигнований бюджета Ставропольского края и предложения по уточнению расходов бюджета Ставропольского края. При этом ответчик лишен каких-либо полномочий по принятию решения о выделении средств. Между тем, за рассматриваемый период полномочной комиссией не принималось соответствующего решения о выделении средств на производство капитального ремонта названного учреждения.

В министерстве здравоохранения СК порядок определения объема и условий предоставления субсидии на иные цели из бюджета Ставропольского края государственным бюджетным и автономным учреждениям Ставропольского края, в отношении которых министерство здравоохранения Ставропольского края осуществляет функции и полномочия учредителя утвержден приказом от 10.12.2020 №01-05/1447, согласно которому субсидия на иные цели не предоставляется для проведения капитального ремонта, т.е. министерство здравоохранения получившее субсидии на иные цели не вправе расходовать их на капитальный ремонт инфекционного отделения ГБУЗ СК «Ипатовская районная больница». При этом, краевой межведомственной комиссией по рассмотрению государственных программ Ставропольского края и оптимизации бюджетных расходов председателем которой является Губернатор Ставропольского края не принималось решение о выделении средств на названные цели при наличии представленных ответчиками всех необходимых документов обосновывающих размер истребуемых средств на проведение капитального ремонта.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчиками не было допущено незаконного бездействия в части необеспечения надлежащего финансирования капитального ремонта инфекционного отделения ГБУЗ СК «Ипатовская районная больница». Ответчики действовали в рамках предоставленных им полномочий по обоснованию и подтверждению размера средств необходимых для выделения на проведение капитального ремонта, при этом принятие решения о выделении данных средств не отнесено к компетенции ответчиков.

Учитывая изложенное, решение районного суда, которое указанных обстоятельств и норм права не учитывает, на основании части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием в соответствии с правилами статьи 309 КАС РФ нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 307- 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 5 июля 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления прокурора Ипатовского района Ставропольского края ФИО5 в интересах неопределенного круга лиц к министерству здравоохранения Ставропольского края и ГБУЗ СК «Ипатовская районная больница» о признании незаконным бездействие и обязании выполнить определенные действия – отказать.

Апелляционную жалобу и дополнение к ней удовлетворить.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Пятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Э.А.Шеховцова

Судьи Е.А.Строчкина

Л.А.Болотова