ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 01.06.2010 Облученского районного суда (Еврейская автономная область)

                                                                                    Облученский районный суд Еврейской автономной области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Облученский районный суд Еврейской автономной области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Решение вступило в законную силу: 01.06.2010 года

НОМЕР

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Облучье ДАТА

Облученский районный суд ЕАО в составе:

председательствующего судьи Папуловой С.А.,

при секретаре судебного заседания Ермоленко Н.А.,

с участием:

прокурора – старшего помощника прокурора Облученского района ЕАО Холманских Т.А.,

представителя Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Скоробогатова А.В.,

представителей администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" Рачкова С.А., Молевой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Облученского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» о признании противоречащим федеральному законодательству решения Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» от 16.11.2009 года № 113 «О нормативах потребления коммунальной услуги «теплоснабжение» и недействующим с момента его принятия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Облученского района ЕАО обратился в Облученский районный суд ЕАО с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» о признании противоречащим федеральному законодательству решения Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» от 16.11.2009 года № 113 «О нормативах потребления коммунальной услуги «теплоснабжение» и недействующим с момента его принятия, свои доводы мотивировал тем, что оспариваемым прокурором решением № 113 от 16.11.2009 года, принятым Собранием депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» утверждены нормативы потребления коммунальной услуги «теплоснабжение» в зависимости от этажности здания (домов), а также исходя из периода начисления оплаты за данную коммунальную услугу (ежемесячно в течение года, либо только в течение отопительного периода, которые начиная с 01 января 2010 года применяются управляющей компанией для расчета начислений за коммунальную услуг по отоплению для жителей п.Теплоозерск. Оспариваемое решение было опубликовано в Информационном вестнике Теплоозерского городского поселения от 23 ноября 2009 года № 10.

Также из иска прокурора следует, что в приложении к решению Собрания депутатов от 16.11.2009 года № 113, которое является его неотъемлемой частью, установлены размеры платы на коммунальную услугу «Отопление», годовой объем тепловой энергии для русурсоснабжающей организации в зависимости от этажности здания (домов), периода внесения оплаты, что является нарушением пунктов 15, 37 Порядка расчета и внесения платы за коммунальные услуги, утвержденного постановлением правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», решением из которых следует, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. Вышеприведенные нормы свидетельствуют о том, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается ежемесячно исполнителем, обеспечивающим предоставление услуг и не может утверждаться органом местного самоуправления.

Объем тепловой энергии определяется по формулам, приведенным в Правилах установления и определения нормативов коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306. Его определение, а тем более установление в нормативных правовых актах не является прерогативой органов местного самоуправления, поскольку относится к компетенции иных уполномоченных органов, в частности исполнительных органов субъектов РФ, которые рассматривают обоснованность, рассчитанных ресурсоснабжающими организациями объемов тепловой энергии и на основании их утверждают для последних тарифы. Таким образом, устанавливая размеры платы для населения коммунальной услуги по отоплению (при ежемесячных расчетах в течение отопительного периода, а также в течение года), годовой объем тепловой энергии, Собрание депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» по мнению прокурора вышли за рамки своих полномочий.

Из иска следует, что решение Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» от 16.11.2009 года № 113 «О нормативах потребления коммунальной услуги «теплоснабжение», как нормативный правовой акт противоречит, по мнению прокурора, требованиям федерального законодательства РФ: ст. 157 ч. 1 Жилищного кодекса РФ, пунктам 13 и 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, поскольку такие нормативы уже были утверждены ранее решением Собрания депутатов муниципального образования «Облученский муниципальный район» № 541 от 07.12.2006 года, и данные нормативы продолжают действовать и до настоящего времени, и законных оснований для их пересмотра не имеется, поскольку как следует из заявления прокурора, основаниями для изменений нормативов потребления коммунальных услуг, согласно пункта 13 Правил относятся изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов. Конструктивные и технические параметры при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления, исходя из пункта 5 Правил, подразумевают материал стен, крыш, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования. Объем потребления коммунальных ресурсов потребителями не изменился, поскольку не изменились конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирных жилых домов п.Теплоозерск, климатические условия поселения. Что подтверждается информацией Комитета тарифов и цен Правительства ЕАО, из которой следует, что при утверждении тарифа на тепловую энергию на 2010 год для русурсоснабжающей организации ООО «Теплоэнергетическая компания» объем полезного отпуска тепловой энергии по сравнению с 2009 годом не изменялись. Из заявления прокурора также следует, что оспариваемый акт является нормативным, так как устанавливает нормативы потребления тепловой энергии применительно ко всем гражданам муниципального образования «Теплоозерское городское поселение», рассчитанные на неоднократное применение. По мнению прокурора, обжалуемое решение Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» № 113 от 16.11.2009 года противоречит требованиям федерального законодательства, вследствие чего существенно нарушаются жилищные права граждан – потребителей коммунальных услуг, позволяя взыскивать с них необоснованно завышенную плату за потребленную коммунальную услугу «отопление». Прокурор просит суд признать противоречащим федеральному законодательству с момента его принятия решение Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» от 16.11.2009 года № 113 «О нормативах потребления коммунальной услуги «теплоснабжение».

Определением суда от 27.04.2010 года в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования "Облученский муниципальный район".

В судебном заседании представитель заявителя – помощник прокурора Облученского района ЕАО Холманских Т.А.   поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении, суду пояснила, что 16 ноября 2009 года Собранием депутатов МО «Теплоозерское городское поселение» было принято решение № 113, которым были утверждены новые нормативы потребления коммунальной услуги на отопление для жителей Теплоозерского городского поселения и проживающих в муниципальном жилом фонде Теплоозерского городского поселения. В данном решении утверждены не только нормативы потребления коммунальной услуги на отопление, но и годовой объем потребления тепловой энергии и размер платы за отопление, что не входит в компетенцию органов местного самоуправления, считает, что в этой части Собрание депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» вышли за рамки своих полномочий. Кроме того, считает, что оснований для утверждения новых нормативов не имелось, поскольку данные основания указаны в п. 13 Постановления Правительства РФ № 306, где сказано, что ими является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5%. Считает, что ни каким образом не изменились ни конструктивные, ни технические параметры многоквартирных жилых домов муниципального жилищного фонда Теплоозерского городского поселения, также не изменился и объем потребления коммунальных ресурсов, в частности отопления. Кроме того Собранием депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» с привлечением специалиста администрации Облученского муниципального района, был рассчитан норматив, как на отопительный период, который составляет 12 месяцев, так и на период, который составляет 7,5 месяцев. Считает, что данные расчеты произведены не верно, поскольку Постановлением Правительства РФ № 306, период 7,5 месяцев не предусмотрен. Также считает, что часовая тепловая нагрузка для расчета количество тепловой энергии необходимой для отопления многоквартирного жилого дома, была рассчитана не верно, поскольку при ее расчете не были использованы проектные и паспортные данные домов. В п. 15 раздела № 2 Постановления Правительства РФ № 306 указано, что часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из проектных данных домов. В случае отсутствия проектных данных часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. В случае отсутствия проектных и паспортных данных часовая тепловая нагрузка определяется по формуле. В нарушении данного пункта, при наличии технических паспортов на все многоквартирные дома п.Теплоозерск, часовая тепловая нагрузка была рассчитана по формуле, где нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома брался из таблицы 7 исходя из этажности многоквартирных домов, и температуры наружного воздуха. Просила признать противоречащим федеральному законодательству оспариваемое решение, и не действующим с момента его принятия.

Представитель заинтересованного лица - Собрания депутатов муниципального образования "Теплоозерское городское поселение" – председатель Собрания депутатов Скоробогатов А.В.,   заявленные прокурором требования не признал, суду пояснил, что утвержденные оспариваемым решением размер платы и объем тепловой энергии, где они вышли за рамки своих полномочий, является только поводом для внесения изменений в данное решение, но никак не к его отмене, так как само решение называется «О нормативах потребления коммунальной услуги «теплоснабжение». Соответствующий проект ими уже подготовлен, и по результатам рассмотрения данного дела, эти изменения могут быть внесены, то есть из решения будут исключены размер платы и объем тепловой энергии. Что касается утвержденных нормативов потребления коммунальной услуги «теплоснабжение», то они останутся неизменными, то есть в решении будет отражен норматив исходя из этажности домов. Методика, по которой были произведены расчеты норматива, утверждена правилами Постановления Правительства РФ № 306, и ему соответствует. Данный норматив был согласован с Управлением жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО. Инициатором принятия нормативов был первый заместитель главы администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" Головатый А.С. и начальник отдела экономики Рачков С.А. Ресурсоснабжающая организация об изменения норматива потребления коммунальных услуг в Собрание депутатов Теплоозерского городского поселения не обращалась. Считает, что основание для пересмотра нормативов явился коэффициент инфильтрации, который применяется для установления тарифа на отопление для русурсоснабжающей организации. Нормативы были рассчитаны специалистом администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" Рачковым С.А., который сказал, что расчеты произведены на основании технических паспортов.

Представитель администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" Рачков С.А.   суду пояснил, им были произведены расчеты норматива потребления коммунальных услуг для поселений Облученского муниципального района. Одним из оснований для изменения и принятия нового норматива потребления коммунальных услуг явилось то, что изменились конструктивные и технические параметры жилых домов, поскольку в настоящее время почти во всех домах установлены пластиковые окна, а также проводились и другие работы. Другим критерием явилось увеличение объема тепловой энергии более чем на 5% в соответствии с коэффициентом инфильтрации, который применяется для установления тарифа на тепловую энергию, вырабатываемую ресурсоснабжающей организацией ООО «ТЭК».

Обследование жилых домов для установления оснований, предусмотренных п. 13 Постановления № 306, для изменения нормативов потребления коммунальных услуг им не проводилось. При расчете норматива был использован расчетный метод с применением формул, указанных в п.13, п. 14 и п.15 раздела № 2 Правил, при этом им были учтены паспортные данные домов. Однако расчет часовой тепловой нагрузки на отопление многоквартирных домов, им был произведен по формуле, предусмотренной п. 15 Приложения к Правилам, и применены значения нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома, предусмотренные в таблице 7, поскольку в паспортах домов часовая тепловая нагрузка не указана, а как ее рассчитать по паспортам ему непонятно.

Также суду пояснил, что в п. 15 приложения к Правилам приведена таблица № 7 в которой согласно этажности приведены температурные режимы наружного воздуха. При расчете норматива для муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» им был взят температурный режим наружного воздуха не -35о, как предусмотрено в таблице 7, а -34о, и пропорционально сделал перерасчет коэффициентов, подставил значения в формулу 15 и высчитали часовую тепловую нагрузку. При этом материал стен, кровли и другие характеристики домов не учитывал, так как в настоящее время ни у управляющей компании, ни в администрации нет разграничений домов по конструктивным и техническим параметрам, материалам стен, крыш и т.д.. Температура наружного воздуха была взята из расчетов комитета тарифов и цен правительства ЕАО, при утверждении тарифа для ресурсоснабжающей организации.

Представитель администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" Молева Н.Н.   требования прокурора не признала, поддержала позицию, высказанную Рачковым С.А.

Свидетель Г.   суду пояснил, что он работает первым заместителем главы администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" по вопросам промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, на рабочем совещании при вице-губернаторе области Антонова обсуждались вопросы о принятии нормативов в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 306. Было принято решение о принятии нормативов и установлены сроки для их принятия. В связи с отсутствием в поселениях специалистов расчет нормативов был произведен начальником отдела экономики администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" Рачковым С.А. Расчеты были направлены в Управление жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО, где их согласовали, а затем нормативы были направлены в поселения для утверждения. При установлении норматива учитывались технические паспорта на дома.

Из пояснений в судебном заседании специалиста В.   следует, что  нормативы для муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» рассчитаны абсолютно не верно, и их необходимо пересчитать. Исходя из п. 15 Постановления Правительства № 306 часовая тепловая нагрузка при наличии паспортов зданий должна рассчитывается в соответствии с ними, исходя из существующих на сегодняшний день методик. Так, часовая тепловая нагрузка может быть рассчитана по «Методике определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения» МДС 41-4.2000, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 года № 105, а также по «Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения» МДК 4-05.2004, утвержденной заместителем Председателя Госстроя России 12.08.2003 года. Из пояснений представителя администрации следует, что используемые в таблице № 7 значения нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома были изменены, а именно были пересчитаны коэффициенты, применяемые в соответствии с расчетной температурой наружного воздуха, в связи с тем, что в таблице не указаны коэффициенты для температуры наружного воздуха при -34о, что является нарушением, поскольку указаний на такой перерасчет Правила не содержат. В этом случае, в указанных выше методиках  как раз учитываются такие случаи, когда при отсутствии проектной информации расчетную тепловую нагрузку отопления отдельного здания можно определить по укрупненным показателя, с применением поправочного коэффициента ?, учитывающего отличие расчетной температуры наружного воздуха. Также в этой методике как раз учитываются все конструктивные особенности зданий, то есть такие как объем, высота здания, внутренняя температура воздуха, основные параметры, которые влияют на часовую тепловую нагрузку. Значение объема, в этой методике как раз и говорит о том, что нужно брать значения из паспортов зданий. Следовательно, если в Постановлении Правительства № 306 написано, что часовая тепловая нагрузка определяется в соответствии с паспортами домов, то надо было ее рассчитывать в соответствии с паспортами дома, и это при том, что паспорта на дома п.Теплоозерск имеются в управляющей компании.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, считает заявление подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что с 01.01.2007 года на территории муниципального образования "Облученский муниципальный район" действуют нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные решением Собрания депутатов муниципального образования "Облученский муниципальный район" от 07.12.2006 года № 541.

Согласно п. 1 указанного решения норматив расхода тепловой энергии на отопление 1 кв.м общей площади жилья для п.Теплоозерск был установлен 0,0234 Гкал.

Как усматривается из материалов дела Собранием депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» 16 ноября 2009 года принято решение № 113 "О нормативах потребления коммунальной услуги «теплоснабжение», которое официально опубликовано в Информационном вестнике Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО № 10 (20) ноябрь 2009 года. Указанным решением с 01.01.2010 года были введены новые нормативы потребления тепловой энергии на отопление в зависимости от этажности здания, а также установлен размер платы для населения (на 12 месяцев и на отопительный период) и объем тепловой энергии.

При проверке законности оспариваемого решения судом учтено, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее – постановление № 306, Правила).

Инициатором изменения указанных нормативов выступила администрация муниципального образования "Облученский муниципальный район" на основании рекомендаций правительства ЕАО, что подтверждается протоколом совещания при вице-губернаторе области от 18.06.2009 года (л.д.209), письмами в адрес главы муниципального образования "Облученский муниципальный район" (л.д. 214, 215, 216), письмами в адрес глав городских поселений Облученского муниципального района о необходимости утверждения нормативов потребления коммунальных услуг (л.д. 213).

Данные действия не соответствуют порядку установления нормативов потребления коммунальных услуг, согласно которому установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (п.8 и 12 Правил). Поскольку, как было установлено в судебном заседании, ни органы местного самоуправления Теплоозерского городского поселения, ни ресурсоснабжающая организация не являлись инициаторами установления нормативов потребления коммунальной услуги по теплоснабжению.

Пунктом 13 Правил предусмотрено, что основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.

Согласно подпункту "д" пункта 5 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.

Из материалов дела не усматривается, что с 2007 года произошли изменения указанных в п. 5 Правил параметров, и доказательств обратного суду заинтересованными лицами не представлено.

Так из пояснений представителя администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" Рачкова С.А. следует, что какого-либо обследования жилых домов на предмет установления  оснований, являющихся поводом для изменения нормативов потребления коммунальных услуг, ни заинтересованными лицами, ни русурсоснабжающей организацией не проводилось.

Судом также проверены доводы Скоробогатова А.В., Рачкова С.А. о том, что одним из оснований для изменения норматива коммунальной услуги теплоснабжение также явилось увеличение объема тепловой энергии более чем на 5% в соответствии с коэффициентом инфильтрации, который применяется для установления тарифа на тепловую энергию, вырабатываемую ресурсоснабжающей организацией ООО «ТЭК», и опровергает их по следующим основаниям.

Постановлением правительства РФ № 306 таких оснований для изменения норматива коммунальных услуг как изменения коэффициента инфильтрации, не предусмотрено, так как данный коэффициент учитывается для установления тарифа на отопление для ресурсоснабжающих организаций.

Что также подтверждается сообщением комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 13.05.2010 № 01-12/1-454 из которого следует, что комитет тарифов и цен уполномочен устанавливать тарифы на тепловую энергию для теплоснабжающих организаций. В ходе расчета тарифов на тепловую энергию, специалисты комитета осуществляют расчет количества тепловой энергии, необходимой для отопления и горячего водоснабжения. Расчет объемов потребления тепловой энергии, в том числе с применением коэффициента инфильтрации, осуществляется в соответствии с главой 3 «Определение количества тепловой энергии, необходимой на планируемый период» и приложением 3 «Определение расчетных часовых нагрузок отопления, приточной вентиляции и горячего водоснабжения» «Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения» № МДК 4-05.2004, утвержденной заместителем председателя Госстроя России 12 августа 2003 года. Расчет объемов потребления тепловой энергии осуществляется специалистами комитета тарифов и цен исключительно в целях установления тарифов для теплоснабжающих организаций, а не для расчета норматива потребления коммунальной услуги «Отопление», который определяется в соответствии с постановлением правительства РФ № 306.

Кроме того из сообщения комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 26.03.2010 № 01-12/1-235 следует, что при утверждении тарифа на тепловую энергию на 2009 год по ООО «Теплоэнергетическая компания» п.Теплоозерск в расчет принят полезный отпуск тепловой энергии в количестве 51025,98 Гкал, в том числе на отопление 43132,16 Гкал. При утверждении тарифа на 2010 год объемы полезного отпуска тепловой энергии по сравнению с 2009 годом не изменились.

В соответствии с пунктом 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.

Согласно п. 20 Правил при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод.

Согласно п. 24 Правил решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами.

Как усматривается из оспариваемого решения и пояснений участников по делу при определении новых нормативов был применен расчетный метод.

Как следует из п.44 Правил, расчетный метод предполагает использование формул, указанных в Приложении к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в которых отражены следующие величины: общая площадь жилых помещений; часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного или жилого дома; температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома; среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период; расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления; продолжительность отопительного периода, характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8° С и ниже; расход тепловой энергии на отопление нежилых помещений, не являющихся общим имуществом многоквартирного дома.

При этом статьей 15 вышеназванного приложения установлено, что часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из проектных данных домов. В случае отсутствия проектных данных часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. В случае отсутствия проектных и паспортных данных часовая тепловая нагрузка определяется по установленной формуле: q max = q уд. x S, где: q уд. - нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м), предусмотренный в таблице 7; S - общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома или помещений жилого дома (кв. м).

Наличие паспортов на многоквартирные дома п.Теплоозерск и использование их при расчете норматива нашло свое подтверждение в судебном заседании, и никем не оспаривалось.

Таким образом, из содержания приведенных норм, а также пояснений специалиста В. следует, что расчет норматива потребления тепла должен быть произведен по строго определенным критериям. Однако в нарушение пункта 15 раздела 2 Приложения к правилам, при наличии технических паспортов на жилые дома п.Теплоозерск, были использованы данные таблицы 7, и установлен норматив на отопление исходя из этажности жилого дома, то есть с отступлением от предусмотренных Правилами положений.

Что касается доводов заинтересованных лиц о том, что нормативы для поселений Облученского муниципального района были приняты в соответствии нормами постановления правительства РФ № 306, соответствуют им, так как были согласованы управлением жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО, суд находит их несостоятельными в связи с тем, что нормами действующего законодательства не предусмотрены полномочия управления жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО по согласованию решений представительных органов местного самоуправления.

Что также подтверждается сообщением управления жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО от 26.11.2009 года № 01-17/1017 на имя главы муниципального образования "Облученский муниципальный район" Лятковского В.А. о том, что в дополнение к письму исх. № 01-17/888 от 20.10.2009 года управление ЖКХ правительства области не согласовывает, а в случае необходимости может проверять правильность расчета нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с нормами, установленными постановлением правительства № 306. Также что в функцию управления ЖКХ правительства области не входит вопрос согласования нормативов.

Также оспариваемым решением установлен размер платы за отопление для населения исходя из 12 месяцев и на отопительный период, а также годовой объем тепловой энергии.

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги, установлены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

В соответствии с п. 15 указанного порядка, размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенным законодательством РФ.

Согласно п. 37 этого же порядка, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Вышеприведенные нормы свидетельствуют о том, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается ежемесячно исполнителем, обеспечивающим предоставление коммунальных услуг и не может утверждаться органом местного самоуправления.

Объем тепловой энергии определяется по формулам, приведенных в постановлении правительства РФ № 306. Его определение, а тем более установление в нормативных правовых актах не является прерогативой органов местного самоуправления, поскольку относится к компетенции исполнительных органов субъектов РФ, которые рассматривают обоснованность рассчитанных ресурсоснабжающими организациями объемов тепловой энергии и на основании их утверждают для последних тарифы.

Таким образом, устанавливая размеры платы для населения коммунальной услуги по отоплению (при ежемесячных расчетах в течении отопительного периода, а также в течение года) годовой объем тепловой энергии, Собрание депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» вышли за рамки своих полномочий.

Исходя из всего вышеизложенного суд считает, что действующие нормативы потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, утвержденные решением № 113, установлены с нарушением федерального законодательства, а именно в нарушение норм постановления правительства РФ № 306.

В силу положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Прокурор просил признать решение недействующим с 16.11.2009 года.

С учетом изложенного суд считает возможным в этой части требования прокурора удовлетворить и признать решение Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерского городского поселения» от 16.121.2009 года № 113 «О нормативах потребления коммунальной услуги «теплоснабжение» недействующим со дня его принятия.

На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

С учетом изложенного сообщение о принятом решении суда по вступлении в законную силу подлежит опубликованию в Информационном вестнике Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199, 253 ГПК РФ, суд, -

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Облученского района в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» о признании противоречащим федеральному законодательству решения Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» от 16.11.2009 года № 113 «О нормативах потребления коммунальной услуги «теплоснабжение» и недействующим с момента его принятия, - удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия решение Собрания депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» от 16.11.2009 года № 113 «О нормативах потребления коммунальной услуги «теплоснабжение».

Обязать Собрание депутатов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» по вступлению решения суда в законную силу опубликовать в Информационном вестнике Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО сообщение о принятом решении.

Решение может быть обжаловано в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья С.А. Папулова