ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Карабудахкентского районного суда (Республика Дагестан)

                                                                                    Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


ДД.ММ.ГГГГ сел. Карабудахкент


Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Арсланалиева А.Х., при секретаре ФИО10, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску филиала Федерального Государственного учреждения «Управление ордена ЗНАК ПОЧЕТА Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного Агентства» в  (ФГУ ФИО2 «ФИО2») к ФИО1 и администрации МО «» о признании недействительным ненормативного правового акта,-

УСТАНОВИЛ:

Директор филиала Федерального Государственного учреждения «Управление ордена ЗНАК ПОЧЕТА Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного Агентства» в  (ФГУ ФИО2 «ФИО2») обратился с исковым заявлением к ФИО1 и администрации МО «» о признании недействительным ненормативного правового акта. Иск мотивирован следующим. В соответствии с протокольным решением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ за № о принятии экстренных мер по обеспечению условий для реконструкции федеральной автомобильной дороги М-29 «ФИО4» (далее - ФАД) ведется работа по активизации деятельности рабочей группы по сопровождению всех видов работ, имеющих отношение к реконструкции федеральной автомобильной дороги М-29 «ФИО4», в том числе по резервированию земель. Для активизации мер по обеспечению условий для реконструкции ФАД М-29 «ФИО4» и соблюдения норм действующего законодательства РФ устанавливающих порядок использования полосы отвода и придорожной полосы приказом директора филиала ФИО2 «ФИО2» в РД от ДД.ММ.ГГГГ №-а проводится инвентаризация объектов, расположенных в пределах полосы отвода и в придорожной полосе ФАД М-29 «ФИО4». ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенного контроля за размещением объектов на придорожной полосе ФАД М-29 «ФИО4» на территории  было установлено, что Постановлением Администрации МО «» от ДД.ММ.ГГГГ за № гражданину ФИО1 предоставлен земельный участок в аренду сроком на 49 лет, площадью 0,10 га (прочие угодья) из земель колхоза «Агачаульский», находящихся в ведении администрации МО «», вдоль ФАД «Краснодар-Баку» под строительство АЭС и автосервиса. Указанное постановление администрации МО «» является незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст.31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. З ст.90 ЗК РФ для создания нормальных условий эксплуатации федеральных автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и требований безопасности населения создаются придорожные полосы в виде прилегающих с обеих сторон к полосам отвода ФАД земельных участков с установлением особого режима их использования, включая строительство зданий, строений и сооружений, ограничение хозяйственной деятельности в пределах придорожных полос.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.26 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере:

1) семидесяти пяти метров - для автомобильных дорог первой и второй категорий;

2) пятидесяти метров - для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;

3) двадцати пяти метров - для автомобильных дорог пятой категории;

4) ста метров - для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения Москву и Санкт-Петербург с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;

5) ста пятидесяти метров - для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.

Порядок установления и использования таких придорожных полос и полос отвода федеральных автомобильных дорог определяется Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации за № от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Правила установления и использования придорожных полос ФАД общего пользования» за № решения о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий и т.п.), а также земельных участков под площадки для стоянки и остановки автомобилей принимаются уполномоченными на то органами в установленном порядке по согласованию   с соответствующими органами управления федеральными автомобильными дорогами и органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ. Для согласования размещения какого-либо объекта в пределах придорожных полос лицо, имеющее намерение получить для этих целей в пользование земельный участок или разместить объект на ранее выделенном ему земельном участке, должно представить в органы, указанные в пункте 15 настоящих Правил, технический план участка в масштабе 1:200 - 1:1000 с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта. Администрация МО «» вынесла постановление в нарушении названных норм законодательства, поскольку акт выбора земельного участка ФИО1 не согласован с владельцем автомобильных дорог и УГИБДД МВД по РД. В соответствии с требованиями ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и наущающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительным. Далее, исходя из ст.61 п.1 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативного правового акта органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актом и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иным правовым актам, ничтожна. Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.

В судебном заседании представитель Федерального государственного учреждения «Управление ордена Знак почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» в  (ФГУ ФИО2 «ФИО2») ФИО5. исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям.

Ответчик ФИО1 будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился дважды, возражения на иск не представил, об отложении дела не просил, в связи с чем, судом дело рассмотрено в его отсутствие.

Представитель администрации МО «» ФИО6 пояснил, что исковое заявление считает незаконным и не обоснованным по следующим основаниям: На основании Постановления  от ДД.ММ.ГГГГ № выдан Государственный акт, согласно которому  Севкававтодороге «Ростов-Баку» переданы земли для дорожной полосы отвода а/д «ФИО4» на праве постоянного (бессрочного) пользования. Ширина полосы отвода составляет 33м.(по 16,5м. в обе стороны от оси дороги). Распоряжением министерства имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О закреплении Федеральных автомобильных дорог общего пользования на праве оперативного управления» за федеральными государственными учреждениями закреплены на праве оперативного управления федеральные автомобильные дороги. Согласно выписке из реестра перечня федерального недвижимого имущества, находящегося на балансе государственного учреждения «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» на праве оперативного управления и включенного в реестр федерального имущества в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении государственной собственности в РФ...», с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества», федеральная автодорога М-29, в указанном реестре не значится. Согласно письма Министерства имущественных отношений  от ДД.ММ.ГГГГ, направленного по запросу судьи Арбитражного суда ФИО7 по делу № А15-1933/2010, федеральная автомобильная дорога М-29 «ФИО4» в реестре госимущества  не значится. Федеральное государственное учреждение «Управление ордена Знак Почета Северо - Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы России по  с ДД.ММ.ГГГГ В данном случае истцом пропущены общие сроки обращения в суд за защитой нарушенных прав в три года (ст.196 ГК РФ).

Представитель третьего лица - УФРС по РД ФИО8 иск поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представители УГИБДД МВД по РД в суд не явился, хотя был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР" утверждены перечни федеральных дорог, в перечень федеральных дорог в качестве магистральной дороги включена дорога М-29 "ФИО4" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку), подъезды к городам Майкоп, Ставрополь, Черкесск, Владикавказ, Грозный, Махачкала, Магас. В соответствии с пунктом 5 раздела IV Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республики в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации отнесены к объектам федеральной собственности. В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к федеральной собственности также относятся автомобильные дороги, которые включены в перечни автомобильных дорог общего или не общего пользования федерального значения. Соответственно, федеральная дорога М-29 "ФИО4" является федеральной собственностью, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества. Уставом Федерального государственного учреждения " Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального Дорожного Агентства", утвержденным приказом Федерального дорожного агентства, установлено, что учреждение является федеральным государственным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам общего пользования. Указанное положение соответствует аналогичной норме Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 406 "О закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования в оперативном управлении федеральных государственных учреждений", согласно пункту 1 которого федеральные автомобильные дороги общего пользования, включенные в перечни, утвержденные вышеуказанным Постановлением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, закрепляются в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства.

Уставом ФГУ предусмотрены следующие полномочия учреждения: обеспечение технического надзора за эксплуатацией и содержанием примыканий (подъездов, съездов, переходно-скоростных полос), используемых для специального доступа к объектам Дорожного сервиса, инженерным коммуникациям и иным сооружениям, размещенным в полосе отвода, придорожной полосе (или за их пределами) автомобильных дорог общего пользования федерального значения (пп. 3.3.7 Устава); организация обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения объектами дорожного сервиса, средствами наружной рекламы и иными сооружениями, включая согласование решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос или земельных Участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним, а также специальных участков под стоянки и остановки, осуществление выдачи соответствующих разрешений и технических условий, согласование работ по строительству вышеуказанных объектов в соответствии и с планами строительства и генеральными схемами размещения, а также осуществления контроля за выполнением этих технических условий (пп. 3.3.8 Устава); организация принятия мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам (п. 3.2.2 Устава). Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования" установлено, что контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований Правил осуществляют органы управления Российское дорожное агентство и Уполномоченные им органы, на которые возложено управление федеральными дорогами. Пунктом 20 Правил установлено, что органы управления федеральными автомобильными дорогами имеют право осуществлять в пределах своей компетенции контроль за использованием земель в пределах придорожных полос, в том числе для предупреждения чрезвычайных ситуаций или ликвидации последствий, и с этой целью посещать земельные участки, находящиеся в пределах придорожных полос.

Согласно ч. З ст. 90 ЗК РФ для создания нормальных условий эксплуатации федеральных автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и требований безопасности населения создаются придорожные полосы в виде прилегающих с обеих сторон к полосам отвода ФАД земельных участков с установлением особого режима их использования, включая строительство зданий, строений и сооружений, ограничение хозяйственной деятельности в пределах придорожных полос. В соответствии с п.1 ч.2 ст.26 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере:

1) семидесяти пяти метров - для автомобильных дорог первой и второй категорий;

2) пятидесяти метров - для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;

3) двадцати пяти метров - для автомобильных дорог пятой категории;

4) ста метров - для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения Москву и Санкт-Петербург с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;

5) ста пятидесяти метров - для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.

Порядок установления и использования таких придорожных полос и полос отвода федеральных автомобильных дорог определяется Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации за № от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с пунктом 15 Правил решения о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий и т.п.), а также земельных участков под площадки для стоянки и остановки автомобилей принимаются уполномоченными на то органами в установленном порядке по согласованию   с соответствующими органами управления федеральными автомобильными дорогами и органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ. Для согласования размещения какого-либо объекта в пределах придорожных полос лицо, имеющее намерение получить для этих целей в пользование земельный участок или разместить объект на ранее выделенном ему земельном участке, должно представить в органы, указанные в пункте 15 настоящих Правил, технический план участка в масштабе 1:200 - 1:1000 с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта.

Постановлением Администрации МО «» от ДД.ММ.ГГГГ за № гражданину ФИО1 предоставлен земельный участок в аренду сроком на 49 лет, площадью 0,10 га (прочие угодья) из земель колхоза «Агачаульский», находящихся в ведении администрации МО «», вдоль ФАД «Краснодар-Баку» под строительство АЭС и автосервиса.

Доказательств, что решение о предоставлении земельного участка ФИО1 было согласовано истцом, ответчики не представили.

В соответствии с требованиями ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и наущающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительным.

Далее, исходя из ст.61 п.1 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативного правового акта органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актом и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иным правовым актам, ничтожна. Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.

Доводы представителя администрации МО «» о пропуске истцом сроков исковой давности не обоснованны. Согласно ст. 200 ГПК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Данных о том, что копия постановления о выделении земельного участка ФИО1 направлялось истцу, нет. На указанном участке строений нет, а потому истец не знал и не мог знать, что администрация района вынесло указанное постановление. О наличии указанного постановления истцу стало известно в ноябре 2010 г. при осуществлении контрольных функций за размещением объектов в придорожной полосе.

С учетом изложенного исковые требования ФГУ ФИО2 «ФИО2» подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, ст. 233 ГПК РФ, суд,-

РЕШИЛ:

Исковые требования Федерального государственного учреждения «Управление ордена знак почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» в  (ФГУ ФИО2 «ФИО2») удовлетворить.

Признать недействительным с момента его принятия постановление главы администрации МО «» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии в фонд перераспределения района земельного участка площадью 0,10 га (прочие угодья) их земель к-за «Агачаульский», вдоль ФАД «Краснодар - Баку» с последующим предоставлением данной площади в аренду сроком на 49 лет гр. ФИО1 под строительство АЗС и автосервиса».

Взыскать в пользу ФГУ ФИО2 «ФИО2»   с администрации МО «» государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в СК по гражданским делам Верховного Суда РД в течение 10 дней со дня провозглашения через районный суд.

Председательствующий Арсланалиев А.Х.