ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Ковровского городского суда (Владимирская область)

                                                                                    Ковровский городской суд Владимирской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ковровский городской суд Владимирской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Ковровский городской суд  в составе:

председательствующего судьи Одинцовой Н.В.,

при секретаре Луценко А.М.,

с участием прокурора Кузнецовой А.А., а также представителей заинтересованных лиц Садовникова Д.С., Маланиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Коврове гражданское дело по заявлению Ковровского городского прокурора о признании незаконным бездействия администрации города Коврова по не оформлению охранного обязательства на объект культурного наследия и возложении обязанности по оформлению охранного обязательства,

У С Т А Н О В И Л :

Ковровский городской прокурор в порядке главы 25 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Коврова по не оформлению охранного обязательства на выявленный памятник градостроительства и архитектуры – жилой дом конца 19 века, расположенный по адресу: , и возложении на администрацию города Коврова обязанности по оформлению охранного обязательства на указанный объект в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование указал на то, что  в г. Коврове, являющийся объектом муниципальной собственности города Коврова, и находящийся в оперативном управлении администрации города, приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области от 01.07.2008 года №01-92 включен в список выявленных объектов культурного наследия Владимирской области, как вновь выявленный памятник градостроительства и архитектуры - жилой  века. Ссылаясь на положения ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 18 ч.8, 48, 63 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», пункты 59-62 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 года № 865, пункты 78,80 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 года №203, полагает, что администрация города, осуществляющая управление муниципальной собственностью, обязана оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство на вновь выявленный памятник градостроительства и архитектуры – , однако с 2008 года своего обязательства незаконно не исполнила.

В судебном заседании помощник прокурора Кузнецова А.А. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица – Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области по доверенности Садовников Д.С. заявление прокурора поддержал и пояснил, что здание, расположенное по адресу: , на основании приказа Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия от 01.07.2008 года №01-92, относится к выявленному объекту культурного наследия – «Дом жилой, кон. Х1Х в.». Муниципальное образование г. Ковров является собственником указанного здания и на основании п.3 ст.48 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» несет бремя содержания принадлежащего ему объекта и осуществляет все связанные с этим права и обязанности. Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области является органом администрации Владимирской области, осуществляющим полномочия по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия. Порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливая государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника соответствующим охранным документом, в том числе охранным обязательством. До настоящего времени муниципальное образование г. Ковров не обратилось в Государственную инспекцию для оформления охранного обязательства на здание «Дом жилой, кон. Х1Х в.» - памятник градостроительства и архитектуры, расположенное по адресу: ».

Представитель заинтересованного лица – администрации г. Коврова по доверенности Маланина Н.В. с требованиями прокурора не согласилась. Не оспаривая факта включения здания «Дом жилой, кон. Х1Х в.» - памятник градостроительства и архитектуры, расположенного по адресу: » в Список выявленных объектов культурного наследия Владимирской области, полагает, что поскольку вновь выявленный объект культурного наследия не отнесен к памятникам и объектам культурного наследия регионального значения, требование прокурора об оформлении охранного обязательства в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации не основано на законе. Однако, при этом пояснила, что администрация города в настоящее время занимается оформлением документов, необходимых для обращения в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области для заключения охранного обязательства на указанный объект культурного наследия.

Суд, изучив материалы дела, выслушав прокурора и представителей заинтересованных лиц, приходит к следующим выводам.

В соответствии с приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области от 01.07.2008 года №01-92 «Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия Владимирской области» жилой дом, конца Х1Х века, расположенный по адресу: , является выявленным памятником градостроительства и архитектуры.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.12.2008 года № 33 АК 517155, выданному Управлением Федеральной регистрационной службы по Владимирской области, нежилое помещение, общей площадью 314,4 кв.м., расположенное по адресу: , помещение 1, является объектом муниципальной собственности города Коврова.

На основании распоряжения администрации г. Коврова от 07.12.2010 года №226р данный объект передан в оперативное управление администрации г. Коврова и используется для размещения архивного отдела.

В соответствии со ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа, относятся к вопросам местного значения.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» (далее по тексту Закон), который направлен на реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

На основании пунктов 1,2 и 3 статьи 48 Закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным Законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

В силу пункта 8 статьи 18 Закона выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 63 Закона также установлено, что до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31.12.2010 года, сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 года №865 (далее по тексту Положение) и применяемым постольку, поскольку установленные в нем правила не противоречат этому Закону.

Пунктом 3 статьи 63 названного Закона предусмотрено, что впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, предусмотренном настоящим Законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные Положением.

С учетом вышеизложенного, доводы прокурора о том, что в отношении выявленных объектов культурного наследия применяется такой же правовой режим, как и для объектов, включенных в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), являются правомерными и обоснованными.

В соответствии с пунктами 59-62 Положения заключение охранно-арендных о охранных договоров или выдача собственниками или пользователями объектом культурного наследия охранных обязательств является обязательным.

На основании пунктов 78,80 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 года, пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника.

Пользователи памятников используют их только в соответствии с условиями охранно-арендных договоров, охранных договоров и охранных обязательств.

Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или в пользовании которых находятся памятники.

Исходя из вышеуказанных норм, охранное обязательство представляет собой гражданско-правовой договор, предметом которого является режим пользования памятником истории и культуры.

Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободы в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.

Поскольку муниципальное образование город Ковров является собственником здания, относящегося в выявленному объекту культурного наследия, с учетом приведенных выше положений законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры, оно обязано заключить охранное обязательство в отношении здания, принадлежащего ему на праве собственности.

В соответствии с пунктами 1.2., 1.3., 1.5. Общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, утвержденного решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 17.01.2001 года №2/1, муниципальное образование город Ковров является собственником принадлежащего ему муниципального имущества. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляет городской Совет. Администрация города от имени собственника управляет муниципальной собственностью.

На основании постановления Губернатора Владимирской области от 17.10.2007 года № 774 «Об утверждении положения о Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области» Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области является органом администрации Владимирской области, осуществляющим полномочия по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия.

Таким образом, администрация города Коврова, осуществляющая управление муниципальной собственностью, от имени собственника обязана оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранное обязательство.

Однако, в результате проведенной прокурорской проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства, начиная с 2008 года и до настоящего времени администрацией города Коврова охранное обязательство на дом жилой конца Х1Х века, расположенный по адресу: , являющийся выявленным памятником градостроительства и архитектуры, не оформлено.

Доводы представителя администрации г. Коврова Маланиной Н.В. о не применении после 31.12.2010 года Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, а также о том, что охрана выявленных памятников истории и культуры не входит в полномочия Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области, суд признает ошибочными, они связаны с неправильным толкованием норм материального права, а также Положения о государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области», утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 17.10.2007 года № 774 ( пункты 2.1., 2.3., 3.5.).

Ковровский прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Коврова по не оформлению охранного обязательства в отношении выявленного объекта культурного наследия в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, муниципального образования город Ковров и неопределенного круга лиц.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В соответствии со ст.1 Закона государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу ст.7 Закона гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Ковровского городского прокурора удовлетворить.

Признать бездействие администрации города Коврова по не оформлению охранного обязательства на выявленный объект культурного наследия – дом жилой конца Х1Х века, расположенный по адресу: , незаконным.

Обязать администрацию г. Коврова оформить охранное обязательство на дом жилой конца Х1Х века, расположенный по адресу: , являющийся выявленным памятником градостроительства и архитектуры, в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение 10 дней после составления решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Одинцова

Решение в окончательной форме составлено 07 марта 2011 года.