ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 31.12.9999 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

                                                                                    Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

  ДД.ММ.ГГГГ

Пуровский районный суд  составе председательствующего Никитина Ю.Ю, при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Головченко А.П. к Администрации МО  и Администрации МО  о признании части ФИО2 незаконным, взыскании солидарно выкупной цены жилого помещения и судебных издержек,

У С Т А Н О В И Л :

Головченко А.П. обратился в суд с иском о признании недействительным п. 3 ФИО2 №-РА от ДД.ММ.ГГГГ главы Администрации МО  в части срока отселения жильцов признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного , взыскании солидарно с ответчиков выкупной цены принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения -  этом доме и судебных издержек.

В обоснование своих требований истец ссылается на то, что решение органа местного самоуправления об установлении срока на отселение жителей аварийного дома не основано на объективных данных. Установленный ФИО2 срок отселения - до ДД.ММ.ГГГГ не является разумным, условия дальнейшего проживания в доме не соответствуют санитарным нормативам.

Истец, рассчитывая на выплату ему выкупной цены в связи с нарушением прав собственника квартиры, подлежащей сносу в составе многоквартирного дома, произвел оценку рыночной стоимости жилого помещения и обратился в Администрацию МО  с предложением о заключении соглашения о выкупной цене. Это предложение ответчиком оставлено без внимания.

В связи с тем, что ответчики отказались заключить соглашение о выплате выкупной цены, истец просит признать п. 3 ФИО2 №-РА от ДД.ММ.ГГГГ Администрации МО  в части срока для отселения до ДД.ММ.ГГГГ противоречащим Жилищному Кодексу Российской Федерации, установив отселение из  многоквартирного  немедленным.

Истец также просит взыскать солидарно с ответчиков выкупную цену принадлежащего ему жилого помещения в размере 3318 000 рублей и уплаченную им государственную пошлину в размере 24 790 рублей.

В судебном заседании истец Головченко А.П. поддержал исковые требования и подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации МО  ФИО4 возражал против удовлетворения иска.

Представитель ответчика Администрации МО  ФИО5 не признал исковые требования и показал, что предоставление жилых помещений расселяемым из признанных аварийными домов осуществляется за счет средств бюджета округа. Произвести такое расселение немедленно невозможно.

Выслушав истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам: На основании заключения межведомственной комиссии по вопросам признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, ФИО2 МО  №-РА от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой  признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.33-35). Этим же ФИО2 жилищному отделу Администрации города предписано провести работу по отселению граждан, проживающих в указанном жилом доме до ДД.ММ.ГГГГ.

Копия свидетельства о государственной регистрации права подтверждает право собственности истца на двухкомнатную  (л.д.32).

Как видно из материалов дела, наряду с собственниками жилых помещений в указанном доме проживают лица, занимающие жилые помещения по договору социального найма (л.д.93-95).

В силу ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Их материалов дела видно, что оспариваемым ФИО2 признано аварийными 12 многоквартирных домов (л.д.34). В  имеется 6 квартир (л.д.51). Реестр ветхого и аварийного жилья на территории МО  включает в себя 34 многоквартирных дома (л.д.96-101).

В связи с этими обстоятельствами, заслуживают внимания доводы ответчиков о том, что финансирование переселения граждан из ветхого и аварийного жилья осуществляется из бюджета округа, для чего формируется перечень жилых помещений, планируемых к переселению для выделения соответствующих бюджетных средств. Механизм реализация права на переселение из ветхого и аварийного жилья предполагает проведение работы по формированию такого перечня, предоставление его в Администрацию ЯНАО и последующее выделение денежных средств.

Условия финансирования предусматривают выделение денежных средств, необходимых для приобретения нового жилья в объеме, соответствующем площади подлежащих сносу аварийных домов.

Истец ссылается на ненадлежащие условия проживания в доме. Однако в деле нет сведений о том, что на момент приобретения квартиры истцом она была непригодной для проживания. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник не освобожден от бремени содержания принадлежащего ему имущества. С введением в действие Жилищного кодекса РФ на собственников жилых помещений возлагается обязанность не только по их ремонту и содержанию, но и по ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирных домах. Однако большинство проживающих в ветхих и аварийных домах граждан не в состоянии в настоящее время самостоятельно решить эти проблемы.

Поэтому в ЯНАО разработана и утверждена адресная программа по переселению граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда, которая предусматривают поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования всех уровней и привлечения внебюджетных ресурсов (Постановление Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы»).

В рамках реализации такой программы осуществляется формирование реестра ветхих и аварийных жилых домов (жилых помещений) с указанием проживающих лиц и количества семей, владельцев (собственников), вида собственности, основания признания жилья непригодным для постоянного проживания, информации о том, состоит ли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий семья, даты постановки на учет. Разрабатываются схемы и механизмы привлечения бюджетных и внебюджетных ресурсов. Производится переселение жильцов и ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда, непригодного для проживания.

Признание жилых домов непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания, после проведения капитального ремонта или жилой дом (помещение) является непригодным для проживания.

В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о немедленном выселении граждан.

В деле нет сведений о присвоении спорному дому категории аварийности, свидетельствующей о таком износе несущих конструкций, либо о влиянии вредоносных факторов, которые не позволяет безопасно проживать в нем. Орган местного самоуправления не принимал решения о немедленном переселении жильцов  свидетельствует протокол общего собрания собственников помещений по вопросу проведения капитального ремонта в  приведение дома в надлежащее состояние путем проведения такого ремонта считалось возможным (л.д.48-51).

Совокупность изложенных обстоятельств позволяет сделать вывод о разумности срока расселения жильцов .

Невнесение этого дома в перечень жилых помещений, планируемых к расселению не означает освобождения Администрации МО  от обязанности произвести такое переселение не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д.103-110).

Таким образом, ФИО2 МО  от ДД.ММ.ГГГГ №-РА, признающее  аварийным и определяющее срок отселения проживающих в нем лиц не нарушает права и свободы истца, не создает препятствий к осуществлению им его прав и свобод, не возлагает на истца какую-либо обязанность и не привлекает его к ответственности.

Утверждение истца на то, что определенный муниципалитетом срок отселения из аварийного жилья препятствует ему продать квартиру и выехать за пределы округа суд не может положить в основу решения, поскольку сам по себе оспариваемый срок таким препятствием не является. В части же признания дома аварийным указанное ФИО2 не оспаривается.

При решении вопроса об оспаривании ФИО2 администрации, суд принимает также во внимание то, что истец узнал об этом ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ. Заявление об оспаривании этого документа подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ. Представитель Администрации МО  заявил требования о применении последствий пропуска такого срока.

Разрешая вопрос о выкупе жилого помещения, суд учитывает, что на отношения, возникающие в связи с признанием жилого дома аварийным и подлежащим сносу, распространяются нормы, регулирующие отношения по поводу изъятия жилого помещения вследствие изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.

Основанием возникновения данных отношений является административное волеизъявление - решение уполномоченного властного органа, который является субъектом возмездного изъятия жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Отношения между участниками правоотношений носят императивный характер и основаны на неравноправном положении сторон.

Положения ст. 32 ЖК РФ направлены прежде всего на защиту прав собственника жилого помещения в сносимом доме.

Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Их дела следует, что органом местного самоуправления решений об изъятии земельного участка, об изъятии у истца жилого помещения не принималось, выкупная цена не согласована.

Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ оправдано тем, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Требование к собственникам о сносе принадлежащих им помещений не может быть предъявлено до расселения лиц, занимающих жилые помещения в доме по договору социального найма, так как такой снос может быть небезопасным по отношению к этим лицам. Кроме того, орган местного самоуправления в силу финансовых причин не в состоянии самостоятельно обеспечить переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Головченко А.П. к Администрации МО  и Администрации МО  о признании части ФИО2 незаконным, взыскании солидарно выкупной цены жилого помещения и судебных издержек отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Суд  через Пуровский районный суд течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Судья: (подпись)

Копия верна.

Судья: