ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1 от 22.01.2018 Советского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 12-1

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново «22» января 2018 года

Судья Советского районного суда г. Иваново Мозжухин В.А.,

с участием представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Большаковой Л.В., Бондаренко Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного врача областного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №4» Кукушкина А.В. на постановление об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.7.32 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением временно исполняющего обязанности начальника Административного Департамента Ивановской области К.М.А. от 14 ноября 2017 года главный врач областного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №4» Кукушкин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.7.32 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4590 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Кукушкин А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить. Жалоба мотивирована тем, что 2 сентября 2016 года между ОБУЗ «ГКБ №4» в лице главного врача Кукушкина А.В. и ООО «А…» в лице генерального директора П.В.В. по итогам проведенного электронного аукциона заключен контракт № «…» на текущий ремонт фасада, кровли, оконных проемов и крылец 3-го корпуса ОБУЗ «ГКБ №4» на сумму 3966179, 58 рублей. При выполнении работ по текущему ремонту фасада, при удалении поврежденного слоя штукатурного покрытия, произошло значительное обрушение штукатурки фасада в объеме, который не был предусмотрен сметной документацией. Глубину повреждения штукатурного покрытия невозможно было установить при визуальном обследовании здания 3-го корпуса сметчиком. Для продолжения работ по ремонту фасада потребовалось срочное выполнение работ по ремонту штукатурного покрытия, необходимость которых была согласована с заказчиком и оформлена дополнительным соглашением. Позиции «ремонт вентиляционных коробов» и «плита перекрытия канала» были исключены, поскольку в результате ремонтных работ, проводимых в другом подразделении ОБУЗ «ГКБ №4» остались неиспользованные приобретенные плиты, которые могли быть применены для ремонта вентиляционных коробов. В целях экономии средств учреждения было решено выполнить ремонт коробов своими силами из имеющихся в наличии материалов. 14 ноября 2016 года сторонами контракта был подписан комиссионный акт, в котором установлены отпадающие работы на общую сумму 97087 рублей и дополнительные работы на сумму 99382 рубля. 16 ноября 2016 года дополнительным соглашением оформлены изменение объемов работ и цены контракта на сумму 2295 рублей, информация о котором была размещена в ЕИС в установленном законом порядке. При этом установлено, что возможность изменения цены контракта предусмотрена документами о закупке и контрактом, цена контракта изменена в переделах 10% от первоначальной цены контракта. Законодатель предусматривает возможность изменения цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. Во всех документах, обязательных для публикации в ЕИС, указывается единица работы – «Выполнение работ по текущему ремонту фасада, кровли, оконных проемов и крылец 3 корпуса ОБУЗ -1 условная единица. Единицей работы является 1 условная единица, которую заказчик может изменить в объеме не более чем на десять процентов цены контракта. В соответствии с ч.1 ст.744 ГК РФ изменение заказчиком по договору подряда технической документации при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ, не свидетельствуют об изменении существенных условий контракта. Корректировка технической документации не свидетельствует ни о нарушении ОБУЗ ст.95 Закона № 44-ФЗ, ни об изменении существенных условий заключенного контракта. Предметом контракта является текущий ремонт объекта. Как первоначальный сметный расчет, так и дополнительно составленный сметный расчет предусматривает выполнение текущего ремонта объекта (фасад, кровля, оконные проемы, крыльца), то есть сами виды работ не изменились. Исходя из п.3.16 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ следует, что локальный сметный расчет является предварительным документом, создаваемым на основе рабочей документации, и может изменяться в процессе выполнения работ. В соответствии с п. 4.4 Методики в локальном сметном расчете видами работ указаны отделочные работы, кровельные работы, разные работы, а не характеристика данных работ. Объем отпадающих и дополнительных работ не составил более 10 процентов от видов работ, установленных сметой.

В судебном заседании представители Кукушкина А.В. – Большакова Л.В., Бондаренко Ю.В. доводы жалобы поддержали, дополнив, что локальная смета на текущий ремонт фасада, кровли, оконных проемов и крылец 3- го корпуса ОБУЗ «ГКБ №4» состоит из одного раздела «Строительные работы», в который входят следующие отдельные конструктивные элементы здания и виды работ: строительные работы (стены): установка и разборка наружных инвентарных лесов, разборка кирпичных стен, стесывание неровностей, заделка трещин, ремонт кирпичной кладки, ремонт лицевой поверхности наружных кирпичных стен, стесывание неровностей, заделка трещин, ремонт кирпичной кладки, ремонт лицевой поверхности наружных кирпичных стен, устройство основания под штукатурку, улучшенная штукатурка фасадов, ремонт штукатурки фасадов, очистка вручную поверхностей фасадов, окраска фасадов, ремонт штукатурки наружных прямолинейных горизонтальных тяг, окраска масляными составами металлических решеток, окраска масляными составами металлических дверей; строительные работы (покрытия и кровли): разборка монолитных перегородок, разборка парапетных решеток, смена обделок из листовой стали, смена существующих рулонных кровель, установка стальной гильзы и фартука, ограждение кровель перилами, установка системы кровельного антиобледенения; разные работы: устройство покрытий из брусчатки на цементном растворе, замена в оконных проемах элементов стеклопрофилита, облицовка откосов проемов кирпичом, устройство основания под штукатурку, разборка деревянных заполнений проемов, установка оконных блоков, облицовка оконных и дверных откосов декоративным пластиком, установка и разборка наружных инвентарных лесов. Изменения вносились в объемы работ по конструктивному элементу стены и по разным работам. Из постановления Госстроя России от 05.03.2004 года № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ» следует, что строка сметы представляет собой федеральную единичную расценку, исчисляемую в рублях. Расценка не может являться единицей объема работ. В строке сметы не содержится объем выполняемых работ. Объем работ можно определить исходя из разделов локальной сметы, в которых происходит группировка данных по конструктивным элементам здания или видам работ (устройств), отдельные измерители которых и содержаться в расценках. Таким образом, строка сметы, представляющая собой единичную расценку для определения затрат, не может быть принята за объем работ по контракту, который может быть изменен при исполнении контракта.

Представитель Административного Департамента Ивановской области в судебное заседание не явился. Из представленных в суд возражениях на жалобу следует, что доводы главного врача ОБУЗ «ГКБ №4» о возможности изменения существенных условий контракта в пределах десяти процентов от первоначальной цены контракта несостоятельны. Контракт, заключаемый в соответствии с Законом № 44_ФЗ является по своей природе гражданско-правовым договором. В соответствии с.2 ст.34 Закона № 44-ФЗ, при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.34, ст.95 Закона № 44-ФЗ. Объем работ определяется заказчиком в документации о закупке с учетом требований ст.33. и 42 Закона № 44-ФЗ. Никаких условных единиц применительно к ремонтным работам законодательством не предусмотрено. Службой государственного финансового контроля Ивановской области установлено, в ходе исполнения контракта 02.09.2016 года № «…» позиции «Ремонт вентиляционных коробов» и «Плита перекрытия канала 1150х590х70» раздела «Тех.Этаж» исключены из локальной сметы в полном объеме, позиция «Устройство покрытий из брусчатки на цементном растворе с заполнением швов (100 кв. м)» уменьшена на 38,9%, позиция «Ремонт штукатурки фасадов сухой растворной смесью (типа «Ветонит») увеличена на 1000%. В результате уменьшения предусмотренных контрактом объемов работ на сумму 97087,00 рублей и увеличения предусмотренных контрактом объемов работ на сумму 99382,00 рубля, сторонами заключено дополнительное соглашение от 16.11.2016 года № «…» к контракту от 02.09.2016 года № 2110, где цена контракта составила 3968474,58 рублей. При этом, заказчик в документации об электронном аукционе, как приложение к техническому заданию «Ведомость объемов работ и потребностей в материалах (товарах) на текущий ремонт Фасада, кровли, оконных проемов и крылец 3-го корпуса «ОБУЗ «ГКБ №4» обозначил как отдельные работы. Таким образом, имело место неправомерное изменение условий контракта, и такое изменение привело к дополнительному расходованию денежных средств в сумме 2295,00 рублей.

Выслушав мнение представителей заявителя, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Часть 5 ст.7.32 КоАП РФ предусматривает ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 и ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Согласно положениям подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 вышеуказанного закона к таким исключениям относятся контракты, возможность изменения условий которых, предусмотрена документацией о закупке и контрактом, в том числе в части увеличения по предложению заказчика или уменьшения предусмотренных контрактом количество товара, объема работы или услуг не более чем на 10%, с одновременным изменением (с учетом положений бюджетного законодательства РФ) цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта.

Из представленных материалов следует, что по итогам электронного аукциона 2 сентября 2016 года ОБУЗ «Городская клиническая больница №4» в лице директора Кукушкина А.В. и ООО «А…» в лице генерального директора П.В.В. заключен контракт № «…» на текущий ремонт фасада, кровли, оконных проемов и крылец 3-го корпуса ОБУЗ «Городская клиническая больница №4».

Согласно п.2.1 контракта, цена контракта составляет 3966179 рублей 58 копеек.

В ходе проведения работ по объекту Текущий ремонт фасада, кровли, оконных проемов и крылец 3-го корпуса ОБУЗ «ГКБ №4» было выявлено несоответствие видов и объемов работ сметных и фактических, выявлены отпадающие работы, дополнительные работы, общая стоимость дополнительных работ составила 99382 рублей, о чем был составлен комиссионный акт № «…» от 14 ноября 2016 года.

16 ноября 2016 года между сторонами заключено дополнительное соглашение к контракту на выполнение работ № «…» от 02.09.2016 года, согласно которому в соответствии п.1 ч.1 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, п.1.3 контракта объем выполняемых работ, предусмотренных контрактом уменьшен на сумму 97087 рублей, объем выполняемых работ, предусмотренных контрактом увеличен на сумму 99382 рублей; п.2.1 контракта изложен в следующей редакции: «Цена контракта составляет 3 968474 рубля 58 копеек.

В ходе проверки, проведенной службой государственного финансового контроля Ивановской области на предмет соблюдения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что в нарушение ч.2 ст.34, ч.1 ст.95 Закона № 44-ФЗ ОБУЗ ГКБ №4 изменены условия контракта от 02.09.2016 года путем заключения дополнительного соглашения на уменьшение и увеличение предусмотренных контрактом объемов работ более чем на 10%, заказчиком было дополнительно израсходовано 2295 рублей.

14 ноября 2017 года по результатам выявленных нарушений временно исполняющий обязанности начальника Административного Департамента Ивановской области К.М.А. вынес в отношении главного врача ОБУЗ «ГКБ №4» Кукушкина А.В. постановление об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.7.32 КоАП РФ.

С данным выводом должностного лица суд не соглашается.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 и ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Согласно положениям подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 вышеуказанного закона к таким исключениям относятся контракты, возможность изменения условий которых, предусмотрена документацией о закупке и контрактом, в том числе в части увеличения по предложению заказчика или уменьшения предусмотренных контрактом количество товара, объема работы или услуг не более чем на 10%, с одновременным изменением (с учетом положений бюджетного законодательства РФ) цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта.

Довод представителя заявителя о том, что работы, необходимость выполнения которых возникла после заключения контракта, предусмотрены контрактом, заслуживает внимания.

В соответствии п.1.1 контракта № «…» от 02 сентября 2016 года, предметом контракта является текущий ремонт фасада, кровли, оконных проемов и крылец 3- го корпуса ОБУЗ «ГКБ №4». Сметный расчет и дополнительный сметный расчет предусматривает выполнение текущего ремонта фасада, кровли, оконных проемов, крылец, то есть сами виды работ не изменились. Необходимость выполнения дополнительных работ согласована с заказчиком, работы выполнены подрядчиком, при этом изменение сметных объемов работ (увеличение расходов на 2295 рублей) произведено в пределах 10% от первоначальной цены контракта (396617,58 рублей), что не противоречит подпункту «б» п. 1 ч.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, учитывая все обстоятельства дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ, что, в силу п.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, исключает производство по делу об административном правонарушении, и влечет необходимость отмены постановления административного органа.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление временно исполняющего обязанности начальника Административного Департамента Ивановской области № 11-А133/2017 от 14 ноября 2017 года об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.7.32 КоАП РФ, в отношении главного врача областного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №4» Кукушкина А.В. отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья: -подпись- Мозжухин В.А.