ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-43/2021 от 27.04.2021 Черновского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 12-43/2021

РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ (не вступило в законную силу)

27 апреля 2021 года г. Чита

Судья Черновского районного суда г.Читы Петров А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, административное дело по жалобе представителя ГУЗ «Краевая Клиническая Инфекционная больница» Максимовой О.В. на постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Забайкальском крае Евдокимовой Н.С. от 26 января 2021 года Федеральной службы по труду и занятости Государственной инспекции труда в Забайкальском крае по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении ГУЗ «Краевая Клиническая Инфекционная больница»,

установил:

Постановлением главного государственного инспектора Евдокимовой Н.С. Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 26 января 2021 года ГУЗ «Краевая Клиническая Инфекционная больница» привлечена по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст.5.27 КоАП РФ (Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством), за которое ей назначен штраф в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением Гострудинспекции, представителем ГУЗ «Краевая Клиническая Инфекционная больница» Максимовой О.В. подана жалоба на указанное постановление, в которой указывает что в соответствии с ч.6 ст.5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Законом Забайкальского края от 14.10.2008 г. № 39-33K установлен размер районного коэффициента к заработной плате для лиц, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Забайкальского края, и предельные размеры повышения районных коэффициентов, устанавливаемых муниципальными образованиями, входящими в состав Забайкальского края (с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с федеральным законом) - 1,4.

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 415, действовавшим в период с 29.05.2020 г. по 31.10.2020 г., утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета денежных средств для осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее - Правила).

Согласно п. 10 Правил размер выплат устанавливается различным категориям медицинских работников в процентом отношении от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики. Субъект Российской Федерации вправе предусмотреть повышение уровня выплат стимулирующего характера за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (п. 12 Правил).

Постановлением Правительства Забайкальского края от 09.05.2020 г.

№ 145, прекратившим свое действие 15.12.2020 г., во исполнение постановления Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 415 установлены размеры стимулирующих выплат в рублях, исходя из среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Забайкальском крае в размере 35 054 рублей. Данным постановлением Правительства Забайкальского края предусмотрено, что установленные размеры стимулирующих выплат включают в себя районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно пункту 2.1. Методики расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, утвержденной Приказом Росстата от 14.04.2016 г. № 188, заработная плата - сумма выплат, получаемых наемным работником, как правило, через регулярные периоды времени за отработанное время или выполненную работу, а также за неотработанное, но подлежащее оплате время (например, ежегодный отпуск и т.п.). В заработную плату включаются начисленные работнику суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер. Одним из источников информации, используемой в настоящей Методике, является в том числе форма № - Т «Сведения о численности и заработной плате работников» (пункт 4).

Из приложения № 1 к приказу Росстата от 15.07.2019 г. №404 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам, составом кадров государственной гражданской и муниципальной службы» следует, что при заполнении формы федерального статистического наблюдения № - Т в фонд заработной платы включаются начисленные организациями суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с условиями труда и режимом работы, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.

Приведенные выше положения приказов Росстата указывают на учет органами статистики при формировании статистической информации о среднемесячной заработной плате наемных работников сумм компенсационных выплат, связанных с условиями труда, т.е. районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поскольку работодатели при предоставлении форм федерального статистического наблюдения отражали в них сведения о начисленных сумах оплаты труда, включая компенсационные выплаты, связанные с условиями труда и режимом работы.

Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 г. № 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета денежных средств для осуществления выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COV1D-19 (далее - Правила № 484).В соответствии с разъяснениями, данными Минздравом Забайкальского края в письме от 14.12.2020 г. № 21136 на выплаты стимулирующего характера, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 г. №484 за особые условия труда и дополнительную нагрузку, за выполнение особо важных работ, источником финансового обеспечения которых являются средства, поступившие в Забайкальский край в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за работу в особых климатических условиях в размерах, установленных на федеральном уровне, а именно 20% и 30% соответственно.

Для выплаты региональной доли районного коэффициента в размере 20% сотрудникам медицинской организации, которым осуществлялись «федеральные» стимулирующие выплаты, требовались средства краевого бюджета.

Учитывая острую несбалансированность бюджета Забайкальского края, выполнение в полном объеме расходных обязательств по финансовому обеспечению выплат региональной доли районного коэффициента являлись задачей крайне затруднительной, а для медицинской организации обстоятельством непреодолимой силы, поскольку она находилась в прямой зависимости от доведенных бюджетных ассигнований.

30.12.2020 г. в ГУЗ «ККИБ» Министерством здравоохранения Забайкальского края были перечислены бюджетные ассигнования в размере 2 693 394,00 руб. для осуществления выплат по доначисленному районному коэффициенту (20%) работникам медицинского учреждения. Данные выплаты были произведены в кратчайший срок, а именно 31.12.2020 г.

Таким образом, в действиях ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница» отсутствует вина и соответственно состав правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Просит постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 26 января 2021 года Федеральной службы по труду и занятости Государственной инспекции труда в Забайкальском крае по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6ст.5.27 КоАП РФ, в отношении ГУЗ «Краевая Клиническая Инфекционная больница» отменить, производство по делу прекратить.

Представитель ГУЗ «Краевая клиническая больница» Максимова О.В., в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель Гострудинспекции в Забайкальском крае в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения настоящего дела также извещался надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению дела по существу.

Исследовав материалы дела, заслушав, лиц, участвующих в деле суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.6 ст.5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде, регулирующих выплату заработной платы и других выплат, вытекающих из трудовых отношений в случае, когда эти действия (бездействие) не содержат признаки уголовного преступления по ст.145.1 "Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат" Уголовного кодекса РФ.

Субъектом ответственности по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ выступает работодатель (организация или индивидуальный предприниматель), а также их должностные лица.

К административной ответственности по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ привлекаются также руководители организаций.

С субъективной стороны правонарушение по ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ может быть совершено как в форме умысла, так и по неосторожности.

Из постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 26 января 2021 года, следует, что в Государственную инспекцию труда в Забайкальском крае поступили Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 06.08.2020 г. №157 «О проведении внеплановых выездных проверок медицинских учреждений, в части соблюдения трудовых прав медицинских работников, работающих в условиях новой коронавирусной инфекции, связанных с оплатой труда», Поручение Правительства Российской Федерации от 02.08.2020 г. № ТГ-ГП2-8767кв-т проведении проверки соблюдения норм трудового законодательства в части выплат стимулирующего характера по Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 №481. Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 г. №415 в ГУЗ «Краевая Клиническая Инфекционная Больница».

Во исполнение ст. 360 ТК РФ в отношении ГУЗ «Краевая Клиническая Инфекционная Больница» назначено проведение внеплановой проверки распоряжением врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Забайкальском крае по правовым вопросам от 17.11.2020г.

В соответствии со ст. 20 ТК РФ ГУЗ «Краевая Клиническая Инфекционная Больница» состоит в трудовых отношениях с медицинскими и иными работниками и является по отношению к ним работодателем.

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локашные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В соответствии со ст.57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); в нарушение ст. 22, 57 ТК РФ в дополнительных соглашениях к трудовым договорам работников ГУЗ «Краевая клиническая- инфекционная больница», работающим в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484, Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 415, не установлены условия оплаты труд работника, доплаты, надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравнённых к ним местностях.

Согласно абз. 6 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В соответствии со ст.57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Начисление и выплата медицинским работникам стимулирующих выплат за оказание медицинской помощи пациентам с COVID-19 и за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам с COVID-19 и лицам из групп риска заражения осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» и др.

Во исполнение вышеуказанных постановлений, ГУЗ «Краевая Клиническая Инфекционная Больница» разработала Положение об осуществлении выплат стимулирующего характера медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее - Положение №484), а также Положение об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой короновирусной инфекцией (далее Постановление № 415), которые согласованы с Министерством здравоохранения Забайкальского края.

Положением № 415 утвержден перечень подразделений и должностей, работа которых дает право на установление выплат стимулирующего характера, за фактически отработанное время.

Пунктом 2.3 Положения № 415 установлен размер выплат стимулирующего характера:

Врачам и медицинским работникам с высшим (медицинским) образованием подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам-педиатрам, врачам-терапевтам, врачам-пульмонологам), -28043 рубля;

среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказания первичной медико-санитарной помощи- 14022 рублей;

младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания первичной медико-санитарной помощи;

врачам и медицинским работникам с высшим (не медицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам инфекционистам, врачам-анестезиологам-реаниматологам), - 35 054 рубля,

среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи, в стационарных условиях, - 17 527 рублей;

младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 10 516 рублей.

Оплата работникам производится в сроки выплаты заработной платы, установленные в ГУЗ «Краевая Клиническая Инфекционная Больница» пункт, 3.2 Положения.

Положение №484 регулирует порядок начисления выплаты стимулирующего характера медицинским и иным работникам ГУЗ «Краевая Клиническая Инфекционная Больница» непосредственно работающим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

Положением №484 утвержден перечень структурных подразделений, работа которых дает право на установление выплат стимулирующего характера.

Пунктом 2.3. Положения №484 определен размер выплат стимулирующего характера:

оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам- 80 тыс. руб. в месяц, среднему медицинскому персоналу-50 тыс. руб., младшему медицинскому персоналу- 25 тыс. рублей в месяц. Выплаты стимулирующего характера работникам по Постановлению 484 производится не позднее 5 календарных дней с момента поступления финансовых средств на лицевой счет ГУЗ «Краевая Клиническая Инфекционная Больница» пункт 3.2. Положения.

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ).

Согласно ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Статьей 316 ТК РФ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Исходя из этого для лиц, работающих в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, повышенная оплата труда обеспечивается, главным образом путем установления соответствующих районных коэффициентов и процентных надбавок в соответствии с Законом Забайкальского края от 14.10.2008 №39 - ЗЗК «О районном коэффициент и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений» (далее - Закон №39-ЗЗК) районный коэффициент (с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с федеральным законом) составляет 1,4).

Согласно представленных условий трудового договора, а также расчетных листов за соответствующие периоды следует, что работникам ГУЗ «Краевая Клиническая Инфекционная Больница» установлены выплаты компенсационного характера к заработной плате в размере -за стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям- 30%; районный коэффициент 40%.

Вместе с тем, установлено, что согласно представленных дополнительных соглашений к трудовому договору, расчетных листов, а также расчетов по начислению выплат стимулирующего характера и платежных ведомостей за период с апреля по октябрь 2020 года работникам ГУЗ «Краевая Клиническая

Инфекционная Больница» выплата стимулирующего характера по Постановлениям 415 и 484 производилась с учетом начисления районного коэффициента в размере 20% за счет федерального бюджета, т.е. не в полном объеме.

В нарушение ст. 146, 148, 315 и 316 ТК РФ, Закона Забайкальского края от 14.10.2008 №39 - ЗЗК «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений» при наличии права на получение стимулирующих выплат по Постановлению № 415 (всего 254 работников, из них: - 55 врачей, 114 средний медицинский персонал, младший медицинский персонал - 85 и Постановлению №484 (всего 142 работника, из них: 24 врача, 69 средний медицинский персонал, 49- младший медицинский персонал) ГУЗ «Краевая Клиническая Инфекционная Больница» за периоде апреля по октябрь 2020г. указанные выплаты производил суметом районного коэффициента в размере 20%.

В нарушение ч. 2 ст. 22 ТК РФ и ч. 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата за период с апреля по октябрь 2020г. ГУЗ «Краевая Клиническая Инфекционная Больница» (396 работников) выплачивалась не в полном объеме с начислением районного коэффициента 1,2 на выплаты стимулирующего характера по Постановлению № 415 по Постановлению № 484, тогда как в соответствии Законом Забайкальского края от 14.10.2008 №39 - ЗЗК районный коэффициент установлен 1,4.

В нарушение ст. 236 ТК РФ работникам ГУЗ «Краевая Клиническая Инфекционная Больница» (396 работников) не начислена и не выплачена денежная компенсация за неполную выплату заработной платы в установленный срок при выплатах стимулирующего характера по Постановлению 415 с начислением районного коэффициента 1,4.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Выявлено нарушение в части расчета и выплат, связанных с оплатой отпусков 208 работникам (55 врачам, 92 среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу -61). Указанные выплаты производились не в полном размере (в расчет оплаты отпуска включены стимулирующие выплаты без применения районного коэффициента в размере 40 %).

В нарушение ч.9 ст. 136 Трудового кодекса РФ: не произведена оплата отпуска в полном объеме (начисленная по выплатам за COVJD-19)(55 врачам, 92 среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому" персоналу -61).

Согласно ст. 236 ТК при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

В соответствии со ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Таким образом, в связи с нарушением трудового законодательства в действиях юридического лица ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница» усматриваются признаки административного правонарушения по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

В соответствии сост. 11 ТК РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов содержащих нормы трудового права. Государственным инспектором труда (по правовым вопросам) установлено, что работодатель не выполнил возложенные на него обязанности ТК РФ, что отражено в Акте проверки, тем самым нарушив права работника. В соответствий с требованиями абзаца 1 ч. 2 ст. 22 ГК РФ ответственность за вышеуказанные нарушения; трудового законодательства возложена на работодателя. На основании вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5 27 КоАП РФ установлена.

Любое правонарушение, даже если оно и не возымело обязательных вредных последствий, приносит вред правопорядку, причиняя урон общественному правосознанию, внося беспорядок в урегулированные правом отношения. Нарушение правоустановлений в области трудовых отношений, посягает, н установленный нормативными правовыми актами порядок трудовых отношений.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Таким образом, выявленное нарушение относится к конституционно защищаемым ценностям государства. Административное правонарушение, в основе которого лежит нарушение конституционно защищаемых ценностей не может быть признано малозначительным.

Согласно ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Выявленные нарушения трудового законодательства посягают на право каждого работника на своевременную и в полном объеме выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей необходимое существование самого работника и членов его семьи, в силу чего назначение административного наказания в виде предупреждение в данном случае не отвечает требованиям КоАП РФ. При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями З.1., ст. 4.1 КоАП РФ, наказание назначается в виде административного штрафа.

Суд полагает возможным данное постановление государственного органа отменить по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешен дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственное только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вине Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», в целях стимулирования медицинских работников медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лиц из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией Правительством Забайкальского края издано Постановление от 09.05.2020 N 145 «О выплатах стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», согласно которому установлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией в зависимости от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Забайкальском крае за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (35 054 рубля) в следующих размерах: врачам скорой медицинской помощи, в том числе в составе специализированных выездных бригад, - 28 043 рубля; среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи (фельдшеры скорой медицинской помощи, медицинские сестры, медицинские сестры-анестезисты), - 14 022 рубля; фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 7 011 рублей; врачам подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам- инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-пульмонологам), - 28043 рубля; среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе среднему медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, фельдшерских здравпунктов, - 14 022 рубля; младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания первичной медико-санитарной помощи, - 7011 рублей; врачам, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам-инфекционистам, врачам-анестезиологам-реаниматологам), - 35 054 рубля; среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 17 527 рублей; младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 10 516 рублей.

Пунктом 2 указанного постановления определено, что размеры стимулирующих выплат, указанные в пункте 1 настоящего постановления, включают в себя районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, установленная постановлением Правительства Забайкальского края №145 от 9 мая 2020 (действовавшим в период, отраженный в акте проверки) выплата стимулирующего характера не является гарантированной выплатой обязательного характера для всех работников, предусмотренной системой оплаты труда, а осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 №415 и рассчитана за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики, сформированного с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в Забайкальском крае, в связи с чем оснований для дополнительного начисления на выплату стимулирующего характера районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, суд не усматривает.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19», в целях стимулирования медицинских и иных работников медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, Правительством Забайкальского края издано Постановление от 09.05.2020 N 146 «О выплатах стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COV1D-19», согласно которому установлены выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COV1D-19. Пунктом 2 указанного постановления определено, что на выплаты, указанные в пункте 1 настоящего постановления, начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Вместе с тем, как указано в жалобе и установлено материалами дела, денежные средства на исполнение данного пункта постановления не были выделены.

В судебном заседании установлено, что ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница» обращалось в Министерство здравоохранения Забайкальского края с просьбой об оказании содействия в выделении денежных средств для пересчета выплат стимулирующего характера медицинскому персоналу оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, с начислением районного коэффициента учетом начисления региональной части районного коэффициента в размере 20 %.

Из писем Министра здравоохранения Забайкальского края следует, что на выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, за выполнение особо важных работ, источником финансового обеспечения которых являются средства, поступившие в Забайкальский край в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за работу в особых климатических условиях в размерах, установленных на федеральном уровне, а именно 20% и 30% соответственно. Для выплат региональной доли районного коэффициента в размере 20% сотрудникам государственных медицинских организаций, которым осуществляются федеральные стимулирующие выплаты, необходимы средства краевого бюджета. Министерством произведен расчет потребности в дополнительных бюджетных ассигнованиях. Информация доведена до Министерства финансов Забайкальского края, исполняющего обязанности первого заместителя председателя Правительства Забайкальского края Кефера А.Л, Губернатора Забайкальского края Осипова А.М. Учитывая острую несбалансированность бюджета Забайкальского края, выполнение в полном объеме расходных обязательств по финансовому обеспечению выплат региональной доли районного коэффициента является задачей крайне затруднительной, для решения которой осуществляется дополнительная проработка в части определения источников доходов для финансирования указанных расходных обязательств, Согласно ч.4 ст.24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу о административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Невыплата суммы районного коэффициента 20% по стимулирующим выплатам обоснована отсутствием денежных средств в краевом бюджете, из средств которого должна производится эта надбавка к заработной плате и иным выплатам, при этом судом установлено, что ГУЗ «Забайкальский краевой онкологический диспансер» обращалось с просьбой о выделении средств, то есть вины в невыплате 20% к стимулирующим выплатам медицинским работникам должностного лица ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница» не установлено.

Кроме того, разногласия по порядку начисления заработной платы содержат признаки, перечисленные в статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации, являются индивидуальным трудовым спором и в силу статьи 382 Трудового кодекса Российской Федерации подлежат рассмотрению комиссией по трудовым спорам или судом.

Частью 2 ст.23.12 КоАП РФ к подведомственности должностных лиц государственной инспекции труда отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Согласно абзацу 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) являются индивидуальным трудовым спором.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу указанной нормы Государственная инспекция труда не наделена полномочиями по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Статьями 353, 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации на нее возложены функции государственного надзора по соблюдению трудового законодательства.

Таким образом, обжалуемое постановление от 26.01.2021 года в отношении ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница» о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6,30.7 КоАП РФ, судья

Руководствуясь ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

Жалобу представителя ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница» Максимовой О.В. удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора труда Евдокимовой Н.С. Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 26 января 2021 года Федеральной службы по труду и занятости Государственной инспекции труда в Забайкальском крае по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.5.27 КоАП РФ, о привлечении к административной ответственности ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница» - отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Петров А.В.