ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1508/2014 от 14.05.2014 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

  Дело № 2-1508/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 14 мая 2014 года

 Свердловский районный суд г. Костромы в составе

 председательствующего судьи Скрябиной О.Г.,

 при секретаре Гаврилович С.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Петрова Петра Николаевича о признании незаконными действий юридического отдела Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Костроме,

 у с т а н о в и л:

        Петров П.Н. обратился в суд с заявлением, просил признать действия юридического отдела ИФНС России по г. Костроме по невнесению сведений в опись вложения Свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола общего внеочередного собрания членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ незаконными. Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ юридическим отделом ИФНС России по г. Костроме подготовлена опись вложения в регистрационное дело ОГРН № ГПК №46, состоящая из <данные изъяты> документов. В данной описи вложения отсутствует Свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ и протокол общего внеочередного собрания членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ, который приложен к заявлению об изменении сведений, вносимых в учредительные документы. Основанием внесения соответствующих записей является: Свидетельство серии № от ДД.ММ.ГГГГ; ответ руководителя ФНС по КО от ДД.ММ.ГГГГ № о проведенной ранее проверке документов, содержащихся в регистрационном деле. Ответственность за не внесение сведений о фактах деятельности юридических лиц несет лицо, не внесшее соответствующие сведения. Не внесение сведений о фактах деятельности юридического лица нарушает права граждан на получение полной, объективной и достоверной информации.

 В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела к участию в нем в качестве третьего лица привлечен Гаражно-потребительский кооператив №46 г Костромы по управлению и эксплуатации коллективных гаражей для автомобилей индивидуальных владельцев, в качестве заинтересованного лица - начальника отдела регистрации и учета налогоплательщиков ИФНС России по г. Костроме Бочкарева Ольга Владимировна.

 В судебном заседании заявитель Петров П.Н. не участвовал, со слов представителя Шартон И.В. заявитель находится за пределами города. В материалах дела имеется письменное ходатайство заявителя о допуске к участию в деле в качестве представителя по доверенности Шартон И.В. Ранее в предварительном судебном заседании Петров П.Н. свои требования поддерживал, при этом пояснял, что он не является членом ГПК №46, информация, которая отсутствует в регистрационном деле юридического лица ГПК №46 ему необходима для оспаривания судебных решений, а так же законности внесения изменений в наименование данного юридического лица, полагает действия юридического отдела ИФНС России по г. Костроме нарушающими конституционное право граждан на свободное получение полной и достоверной информации о юридическом лице.

 В судебном заседании представитель Петрова П.Н. по доверенности Шартон И.В. требования Петрова П.Н. поддержала, при этом пояснила, что Петрову П.Н. юридическим отделом ИФНС России по г. Костроме не было предоставлено полных и достоверных сведений о юридическом лице гаражный кооператив №46. Сведения Петровым П.Н. получены в ходе рассмотрения другого гражданского дела, в судебном заседании, опись вложений в регистрационное дело ГПК №46 представлена юридическим отделом, поэтому обжалуются именно действия юридического отдела. Имеется Свидетельство серии № от ДД.ММ.ГГГГ, на которое идет ссылка в судебном решении, однако данный документ отсутствует в регистрационном деле гаражного кооператива №46. Как указано в ответе Управления ФНС по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № согласно регистрационному делу Кооператива №46, ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 в Инспекцию представлено заявление об изменении сведений, вносимых в учредительные документы. К заявлению приложен протокол общего внеочередного собрания членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ и его устав в новой редакции. Изменения в устав касались установления срока внесения ежегодных членских и дополнительных взносов, размера пени, уплачиваемых за просрочку взносов, кворума общего собрания для принятия решений. На основании тих документов Инспекция ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировала изменения в уставе Кооператива №46. Однако, если судить по описи вложений, в регистрационном деле данный протокол отсутствует. Протокол, датированный ДД.ММ.ГГГГ, внесенный в опись вложений, не является протоколом общего внеочередного собрания, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что обязанности по составлению описи вложения возложена на юридический отдел ИФНС России города Костромы, претензий к отделу госрегистрации не имеют, поскольку оспариваемая опись вложения в регистрационное дело была составлена юридическим отделом ИФНС России по г. Костроме и представлена в суд по другому гражданскому делу, передана заявителю как копия документа, приобщаемого к материалам гражданского дела так же юристом ИФНС России по г. Костроме.

 Представитель заинтересованного лица - юридического отдела ИФНС России по г. Костроме Морозова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Петрова П.Н., при этом пояснила, что действия по внесению документов в опись вложения в регистрационное дело выполняют специалисты отдела регистрации и учета налогоплательщиков ИФНС России по г. Костроме, а не специалисты юридического отдела. Вместе с тем, указала на то, что в описи вложений в регистрационное дело ГПК №46 под порядковым номером «№» (стр.26) указан документ «протокол собрания». Это и есть протокол общего внеочередного собрания ГПК №46 от ДД.ММ.ГГГГ. Указание в описи вложения в регистрационное дело даты данного документа «ДД.ММ.ГГГГ» свидетельствует о дате поступления данного документа в ИФНС России по г. Костроме, а не о дате его принятия. Представителем заинтересованного лица на обозрение суда представлен подлинник регистрационного дела ОГРН №, на странице № которого представлен протокол общего внеочередного собрания ГПК №46 от ДД.ММ.ГГГГ. Так же представитель заинтересованного лица указала, что согласно учетной карточке юридического лица ГПК №46 г. Костромы по управлению и эксплуатации коллективных гаражей для автомобилей индивидуальных владельцев, ДД.ММ.ГГГГ выдан бланк Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе серия №, основание для выдачи - п.2.2 «изменение сведений в ранее выданном свидетельстве». Все документы, поступающие и высылаемые из инспекции находятся в ведении отдела, все подшито к учетному делу. Сведения о выданных Свидетельствах ГПК 46, в том числе и о Свидетельстве № содержатся так же в учетном деле, в чем свидетельствует учетная карточка лица (ГПК №46), имеющаяся в материалах дела. Опись вложений в регистрационное дело по ГПК №46 была передана Петрову П.Н. действительно юристом ИФНС России по г. Костроме, который по доверенности участвовал в судебном заседании при рассмотрении другого гражданского дела об обжаловании действий ИФНС России по г. Костроме. Однако, полномочий по составлению описи вложений в регистрационное дело юридического лица у юридического отдела ИФНС России по г. Костроме нет.

 Заинтересованное лицо начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков ИФНС России по г. Костроме Бочкарев О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Петрова П.Н., пояснила, что в соответствии с Инструкцией по формированию, использованию и хранению регистрационных дел юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и учетных дел организаций и физических лиц, утвержденной Приказом от 08.06.2004 №САЭ-3-09/357 Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, регистрационное дело формируется в отделе, в функции которого включены вопросы государственной регистрации. Данные вопросы включены в функции отдела регистрации и учета налогоплательщиков ИФНС России по г. Костроме, начальником которого она является. Регистрационное дело ГПК №46 сформировано в соответствии с требованиями, указанными в вышеназванной Инструкции, в него включены все документы, представленные при государственной регистрации юридического лица и внесении изменений в государственный реестр.

 Выслушав стороны и участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского - процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 В силу статьи 255 Гражданского - процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ч.1 ст. 256 ГПК РФ).

 Заявитель Петров П.Н. указывает на нарушение своих прав как гражданина Российской Федерации на получение полной, объективной и достоверной информации о юридическом лице ГПК №46, в связи с невнесением юридическим отделом ИФНС России по городу Костроме в опись вложений в регистрационное дело юридического лица Свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ и протокола общего внеочередного собрания членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ. Полагает данные действия юридического отдела ИФНС России по городу Костроме незаконными, нарушающими его права на предоставление полной и достоверной информации.

 На основании ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

 Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

 В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч.1). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч.2). Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч.3).

 Согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ, решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

 Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации, принятого Федеральным законом от 31.07.1998 №146-ФЗ, юридическому лицу Кооператив №46 по строительству и эксплуатации коллективных гаражей для транспорта индивидуального пользования ОГРН № выдано Свидетельство № о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации. Заведено регистрационное дело, составлена опись вложений в указанное регистрационное дело.

 В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъясняется, что в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены (например, дела об оспаривании решений квалификационных коллегий судей (статья 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"), решений призывных комиссий (пункт 7 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", статья 15 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе"); дела об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, связанных с согласованием и разрешением на размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, по мотиву нарушения прав и свобод заявителя, создания препятствия к их осуществлению; дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающих право граждан и организаций на доступ к информации (пункт 6 статьи 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

 В силу пункта 1 статьи 4 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. от 21.12.2013) государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы, являются федеральными информационными ресурсами, то есть официальным источником сведений о юридическом лице, указанные в реестре данные считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

 В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы предоставляются за плату, исключения из этого правила могут устанавливаться федеральными законами ( ст.7 129-ФЗ).

 В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. от 21.12.2013) содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде: выписки из соответствующего государственного реестра; копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации.

 Согласно пункту 8 указанной статьи сведения о государственной регистрации размещаются на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет. Состав сведений, подлежащих размещению в сети Интернет в соответствии с настоящим пунктом, и порядок их размещения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 Форма и порядок предоставления содержащихся в госреестрах сведений и документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.2 ст.6 129-ФЗ).

 Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" документы, относящиеся к государственной регистрации юридического лица, содержатся в регистрационном деле этого юридического лица, которое является частью государственного реестра (абз. 6 п. 4).

 В силу п. 13 Правил Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений ( далее - Правил ведения ЕГРЮЛ), в регистрационное дело юридического лица в порядке поступления включаются все документы, представленные при государственной регистрации юридического лица и внесении изменений в государственный реестр, решение регистрирующего органа либо иного органа в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц о государственной регистрации и сведения, включенные в соответствующие записи государственного реестра, в виде листов записей государственного реестра, содержащих сведения о юридическом лице в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил.

 Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 08 июня 2004 года N САЭ-3-09/357 в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2586; 2003, N 7, ст. 642; 2003, N 43, ст. 4238; 2004, N 10, ст. 864) утверждена Инструкция по формированию и хранению регистрационных дел юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и учетных дел организаций и физических лиц (далее по тексту Инструкция), в соответствии с п.3 раздела I «Порядок формирования, использования и хранения регистрационных дел юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» которой регистрационное дело юридического лица состоит из заявлений, учредительных документов, решений, уведомлений, передаточных актов, разделительных балансов, договоров, согласований, листов записей государственного реестра, запросов, ответов на них в виде сопроводительных писем, справок, сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом, сопроводительных писем, документов, переданных органами, осуществлявшими государственную регистрацию юридических лиц до 01.07.2002, а также иных документов, представленных в регистрирующий орган. Регистрационное дело формируется в отделе, в функции которого включены вопросы государственной регистрации. Датой заведения регистрационного дела признается дата принятия решения о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, либо дата принятия решения об отказе в государственной регистрации. Датой закрытия регистрационного дела признается дата внесения в государственные реестры записи о ликвидации или прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

 В соответствии с п.4 раздела I Инструкции все документы, содержащиеся в регистрационном деле, должны располагаться в хронологическом порядке по мере поступления документов. В каждом регистрационном деле ведется внутренняя опись (Приложение N 1), которая заполняется по мере поступления документов.

 Согласно Приложению №1 к Инструкции опись дела содержит шесть граф: порядковый номер; наименование документа; код документа; дата включения документа в учетное дело; количество листов; примечания.

 Включение в опись дела даты фактического принятия документа, в данном случае даты составления протокола общего собрания, Инструкцией не предусмотрено.

 Порядок формирования, использования и хранения учетных дел юридических лиц установлен Разделом II Инструкции, согласно п.2 которого учетное дело налогоплательщика - организации (далее - учетное дело) формируется из документов, образующихся в процессе деятельности налоговых органов при реализации положений Кодекса по учету налогоплательщиков - организаций. Учетное дело формируется в отделе, в функции которого включены вопросы по учету налогоплательщиков - организаций.

 Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц определен статьей 84 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 2 указанной статьи налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось). В случае, если заявление физического лица направлено по почте заказным письмом либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган, налоговый орган осуществляет постановку на учет физического лица на основании такого заявления в течение пяти дней со дня получения от органов, указанных в пунктах 3 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, подтверждения содержащихся в этом заявлении сведений и в тот же срок выдает (направляет) физическому лицу свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось).

 Частью 6 названной статьи предусмотрено, что учетное дело налогоплательщика - организации в налоговом органе состоит из заявлений, учредительных документов, решений, уведомлений, передаточных актов, разделительных балансов, договоров, согласований, выписок из ЕГРЮЛ, запросов из Единого государственного реестра налогоплательщиков и копий ответов на них в виде сопроводительных писем, справок, сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом, сопроводительных писем, копий документов, представленных в УМНС России для государственной регистрации юридических лиц, для которых установлен специальный порядок государственной регистрации, изготовленных и заверенных соответствующим УМНС России, сведений, поступивших от органов, указанных в статье 85 Кодекса, а также иных документов, представленных в налоговый орган.

 Регистрационное дело, подлинник которого обозревался в судебном заседании, сформировано в отделе регистрации и учета налогоплательщиков ИФНС России по г. Костроме, в функции которого включены вопросы государственной регистрации. В регистрационное дело подшит протокол общего внеочередного собрания членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ на стр. №, в описи вложений указан под порядковым номером «№» как «протокол собрания».

 Как установлено судом, и не оспаривается сторонами, опись вложений в регистрационное дело ГПК №46 была передана представителем ИФНС России по г. Костроме заявителю в судебном заседании при рассмотрении другого гражданского дела с участием тех же сторон.

 В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела не установлено нарушения действиями (бездействиями) юридического отдела ИФНС России по г. Костроме прав заявителя Петрова П.Н. свободно получать информацию любым законным способом.

 Требующаяся Петрову П.Н. информация, содержащаяся в регистрационном деле     ГПК 46, может быть предоставлена ему ИФНС России по г.Костроме на платной основе в виде выписки из ЕГРЮЛ или конкретизированных им копий документов, иного порядка законом и иными нормативными актами не установлено.

 Учитывая, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность юридического отдела налогового органа знакомить заявителей с регистрационным делом юридического лица, содержащего в том числе документы для служебного пользования, а также сведении     подпадающие под действие Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", следовательно, оспариваемые действия не нарушают прав заявителя, совершен в соответствии с законом и в пределах полномочий должностных лиц.

 Само по себе отсутствие у заявителя намерения соблюдать установленный Правилами ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений порядок получения истребуемой информации не свидетельствует о совершении должностными лицами налогового органа противоправного бездействия.

 Факт передачи документа Петрову П.Н. именно юридическим отделом не может свидетельствовать о составлении данной описи сотрудниками юридического отдела ИФНС России по г. Костроме.

 В соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

 При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя. Между тем, в данном случае, одновременное наличие таких обстоятельств не установлено и не усматривается.Из материалов дела не следует, что отсутствие необходимой заявителю информации в описи вложений в регистрационное дело юридического лица - ГПК №46, нарушены какие-либо права заявителя.

 Доводы представителя Петрова П.Н. не влекут удовлетворение настоящего заявления.

 Руководствуясь ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

 р е ш и л :

         В удовлетворении заявления Петрова Петра Николаевича     о признании не законными действий юридического отдела Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Костроме отказать.

          Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления     в окончательном виде в Костромской областной суд, через суд вынесший решение.

 Судья -