ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1535/18 от 10.01.2019 Ленинградского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-68/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ст. Ленинградская 10 января 2019 года

Ленинградский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Ефановой Н.Г..

секретаря Петренко Е.М.,

с участием представителя ответчика - заведующей МБДОУ детский сад №<...> Суминой Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кущевском, Крыловском, Павловском, Ленинградском районах к МБДОУ детский сад №<...> поселка Бичевого муниципального образования Ленинградский район о защите прав неопределенного круга потребителей,

установил:

Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кущевском, Крыловском, Павловском, Ленинградском районах в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий в августе 2017г. в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № <адрес> выявлены нарушения требований СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", СП 3.1.1.3108-13 «Профилактика острых кишечных инфекций»: П. 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 - на территории детского сада дорожки с твердым покрытием (асфальт, бетон) имеют неровности, ямы, выбоины; П. 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в раздевальных средней и смешдошкольной групп стены и потолок с осыпанием штукатурки, имеются трещины; П.П. 5.1, 5.2, 5.5 СанПиН 2.4.1.3049-13 - стены, потолок и пол овощного склада не допускают проведение влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств (стены и потолок не имеют внутренней отделки - выложены кирпичом, пол земляной), кроме того помещение содержится в неудовлетворительном санитарном состоянии (мусор, паутина и т.д.); П. 7.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в групповых 1-ой младшей и средней группах световые проемы не оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами (жалюзи или шторы); П. 8.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в спальнях всех 3-х групп отопительные приборы не имеют ограждающих устройств; П. 8.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 - во всех 3-х группах в основных помещениях пребывания детей отсутствуют термометры для контроля за температурой воздуха; П.П. 6.16.2, 6.16.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в туалетных средней и смешдошкольной группах отсутствуют раковины для мытья рук персонала; П. 9.4 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в туалетном помещении 1-ой младшей группы раковина для персонала не оборудована подводкой горячей воды; П. 6.16.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в туалетной 1-ой младшей группы из 3-х имеющихся раковин для детей одна находится в нерабочем состоянии; П. 6.19 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в 1-ой младшей группе один детский унитаз не оборудован сидением, а также в средней и смешдошкольной группах по одному детскому унитазу не оборудованы сидениями; П. 6.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 - во всех группах хранение уборочного инвентаря для туалета осуществляется в туалетных комнатах в углу; П. 17.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в туалетных помещениях всех групп не оборудован отдельный водопроводный кран для технических целей; П. 13.14 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в буфетных всех групп чистые столовые приборы (ложки) хранятся на решетках россыпью; П.П. 13.6, 13.14, 13.10 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в буфетных всех 3-х групп и на пищеблоке моечные ванны для мытья столовой и кухонной посуды не оборудованы гибкими шлангами с душевыми насадками для ополаскивания посуды; П. 13.8 СанПиН 2.4.1.3049-13 - на пищеблоке отсутствует раковина для мытья рук; П. 13.4 СанПиН 2.4.1.3049-13 - на пищеблоке технологическое оборудование (плита), являющееся источником выделения тепла, газов, не оборудовано локальной вытяжной системой вентиляции; П.П. 15.5, 15.8, 20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 - фактический рацион питания не соответствует утвержденному примерному меню, так в отдельные дни на 2-ой завтрак по меню должны были выдавать яблоки, сок фруктовый, а фактически по журналу бракеража готовой кулинарной продукции ничего не выдавали, замена на равноценные по составу продукты не проводилась; П.П. 10.2, 10.3 СП 3.1.1.3108-13 - нарушается периодичность выполнения исследований согласно программе производственного контроля: производственный бактериологический контроль питьевой воды, пищевого сырья, готовых блюд, смывов с объектов внешней среды последний раз проводился в апреле 2016 г.

По фактам выявленных нарушений должностным лицом территориального отдела управления Роспотребнадзора Краснодарскому краю в Кущевском, Крыловском, Павловском, Ленинградском районах составлены протоколы об административном правонарушении на юридическое лицо и должностное лицо, ответственность за которое предусмотрена ст.ст. 6.7 ч.1 КоАП РФ. Выдано предписание на устранение нарушений № <...> от 11.08.2017 года. По результатам рассмотрения данных материалов назначены административные штрафы в размере 30 000 рублей в отношении юридического лица ( постановление об <...> от 24.08.2017); 3 000 рублей в отношении должностного лица –(постановление об <...> от 24.08.2017 года).

При проведении в марте 2018 года внеплановой проверки по выполнению предписания должностного лица от 11.08.2017 года № <...>, срок выполнения которого истек 01.03.2018 года установлено, что требования предписания выполнены не в полном объеме, не устранены нарушения: П. 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 - на территории детского сада дорожки с твердым покрытием (асфальт, бетон) имеют неровности, ямы, выбоины; П.П. 6.16.2, 6.16.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в туалетных средней и смешдошкольной группах отсутствуют раковины для мытья рук персонала; П. 9.4 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в туалетном помещении 1-ой младшей группы раковина для персонала не оборудована подводкой горячей воды; П. 17.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в туалетных помещениях всех групп не оборудован отдельный водопроводный кран для технических целей; П. 13.8 СанПиН 2.4.1.3049-13 - на пищеблоке отсутствует раковина для мытья рук: П." 13.4 СанПиН 2.4.1.3049-13 - на пищеблоке технологическое оборудование (плита), являющееся источником выделения тепла, газов, не оборудовано локальной вытяжной системой вентиляции.

Составлен протокол на юридическое лицо по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ для передачи материала для рассмотрения в Ленинградский мировой суд и выдано предписание об устранении нарушений № <...> от 19.03.2018 года. Решением суда вынесен штраф в размере 10 000 рублей (постановление суда <...> от 10.04.2018 года). Постановление вступило в законную силу.

При проведении 10.08.2018 г. внеплановой проверки по выполнению предписания должностного лица от 19.03.2018 г. №<...>, срок выполнения которого, истек 20.07.2018 года установлено, что требования предписания выполнены в не полном объеме не устранены нарушения: П. 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 - на территории детского сада дорожки с твердым покрытием (асфальт, бетон) имеют неровности, ямы, выбоины.

Составлен протокол на юридическое лицо по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ для передачи материала для рассмотрения в Ленинградский мировой суд. На основании постановления по делу №<...> от 06.09.2018 года юридическое лицо привлечено к административной ответственности, назначен штраф в размере 10 000 рублей. Постановление вступило в законную силу.

Представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кущевском, Крыловском, Павловском, Ленинградском районах в судебное заседание не явился от которого поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя территориального отдела, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика заведующая МБДОУ детский сад №<...> Суминой Я.А., в судебном заседании исковые требования признала полностью.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (п.Постановления Правительства РФ от 30.06.2004г. №322 «Об утверждении Положения о Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Свою деятельность Роспотребнадзор осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы (п.3 Постановления Правительства РФ от 06.04.2004 года №154 «Вопросы федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», п.4 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 года №322 «Об утверждении Положения о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»).

На территории Краснодарского края служба предоставлена территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кущевском, Крыловском, Павловском, Ленинградском районах.

В соответствии со ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - закон РФ №2300-1) государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляется уполномоченным Федеральным органов исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами). Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают в том числе и обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей.

Полномочия Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кущевском, Крыловском, Павловском, Ленинградском районах на обращение в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей закреплены в п. 7.19, 7.35 Положения о Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кущевском, Крыловском, Павловском, Ленинградском районах, утвержденного приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю от 24.06.2013 года № 137.

На основании вышеизложенного, территориальный отдел Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кущевском, Крыловском, Павловском, Ленинградском районах является уполномоченным органом исполнительной власти и вправе подавать иски в защиту прав потребителей.

В соответствии со ст. 46 ГПК РФ ст.ст. ст. 44, 45, 46 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» рассмотрение данной категории дел подведомственно судам общей юрисдикции. Указанная правовая позиция подтверждена также Верховным Судом РФ (п.п. 20, 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий в августе 2017г. в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № <адрес> выявлены нарушения требований СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", СП 3.1.1.3108-13 «Профилактика острых кишечных инфекций»: П. 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 - на территории детского сада дорожки с твердым покрытием (асфальт, бетон) имеют неровности, ямы, выбоины; П. 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в раздевальных средней и смешдошкольной групп стены и потолок с осыпанием штукатурки, имеются трещины; П.П. 5.1, 5.2, 5.5 СанПиН 2.4.1.3049-13 - стены, потолок и пол овощного склада не допускают проведение влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств (стены и потолок не имеют внутренней отделки - выложены кирпичом, пол земляной), кроме того помещение содержится в неудовлетворительном санитарном состоянии (мусор, паутина и т.д.); П. 7.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в групповых 1-ой младшей и средней группах световые проемы не оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами (жалюзи или шторы); П. 8.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в спальнях всех 3-х групп отопительные приборы не имеют ограждающих устройств; П. 8.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 - во всех 3-х группах в основных помещениях пребывания детей отсутствуют термометры для контроля за температурой воздуха; П.П. 6.16.2, 6.16.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в туалетных средней и смешдошкольной группах отсутствуют раковины для мытья рук персонала; П. 9.4 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в туалетном помещении 1-ой младшей группы раковина для персонала не оборудована подводкой горячей воды; П. 6.16.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в туалетной 1-ой младшей группы из 3-х имеющихся раковин для детей одна находится в нерабочем состоянии; П. 6.19 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в 1-ой младшей группе один детский унитаз не оборудован сидением, а также в средней и смешдошкольной группах по одному детскому унитазу не оборудованы сидениями; П. 6.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 - во всех группах хранение уборочного инвентаря для туалета осуществляется в туалетных комнатах в углу; П. 17.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в туалетных помещениях всех групп не оборудован отдельный водопроводный кран для технических целей; П. 13.14 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в буфетных всех групп чистые столовые приборы (ложки) хранятся на решетках россыпью; П.П. 13.6, 13.14, 13.10 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в буфетных всех 3-х групп и на пищеблоке моечные ванны для мытья столовой и кухонной посуды не оборудованы гибкими шлангами с душевыми насадками для ополаскивания посуды; П. 13.8 СанПиН 2.4.1.3049-13 - на пищеблоке отсутствует раковина для мытья рук; П. 13.4 СанПиН 2.4.1.3049-13 - на пищеблоке технологическое оборудование (плита), являющееся источником выделения тепла, газов, не оборудовано локальной вытяжной системой вентиляции; П.П. 15.5, 15.8, 20.1 СанПиН 2.4.1.3049-13 - фактический рацион питания не соответствует утвержденному примерному меню, так в отдельные дни на 2-ой завтрак по меню должны были выдавать яблоки, сок фруктовый, а фактически по журналу бракеража готовой кулинарной продукции ничего не выдавали, замена на равноценные по составу продукты не проводилась; П.П. 10.2, 10.3 СП 3.1.1.3108-13 - нарушается периодичность выполнения исследований согласно программе производственного контроля: производственный бактериологический контроль питьевой воды, пищевого сырья, готовых блюд, смывов с объектов внешней среды последний раз проводился в апреле 2016 г.

По фактам выявленных нарушений должностным лицом территориального отдела управления Роспотребнадзора Краснодарскому краю в Кущевском, Крыловском, Павловском, Ленинградском районах составлены протоколы об административном правонарушении на юридическое лицо и должностное лицо, ответственность за которое предусмотрена ст.ст. 6.7 ч.1 КоАП РФ. Выдано предписание на устранение нарушений № <...> от 11.08.2017 года. По результатам рассмотрения данных материалов назначены административные штрафы в размере 30 000 рублей в отношении юридического лица ( постановление об <...> от 24.08.2017); 3 000 рублей в отношении должностного лица –(постановление об <...> от 24.08.2017 года).

При проведении в марте 2018 года внеплановой проверки по выполнению предписания должностного лица от 11.08.2017 года № <...>, срок выполнения которого истек 01.03.2018 года установлено, что требования предписания выполнены не в полном объеме, не устранены нарушения: П. 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 - на территории детского сада дорожки с твердым покрытием (асфальт, бетон) имеют неровности, ямы, выбоины; П.П. 6.16.2, 6.16.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в туалетных средней и смешдошкольной группах отсутствуют раковины для мытья рук персонала; П. 9.4 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в туалетном помещении 1-ой младшей группы раковина для персонала не оборудована подводкой горячей воды; П. 17.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 - в туалетных помещениях всех групп не оборудован отдельный водопроводный кран для технических целей; П. 13.8 СанПиН 2.4.1.3049-13 - на пищеблоке отсутствует раковина для мытья рук: П." 13.4 СанПиН 2.4.1.3049-13 - на пищеблоке технологическое оборудование (плита), являющееся источником выделения тепла, газов, не оборудовано локальной вытяжной системой вентиляции.

Составлен протокол на юридическое лицо по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ для передачи материала для рассмотрения в Ленинградский мировой суд и выдано предписание об устранении нарушений № <...> от 19.03.2018 года. Решением суда вынесен штраф в размере 10 000 рублей (постановление суда <...> от 10.04.2018 года). Постановление вступило в законную силу.

При проведении 10.08.2018 г. внеплановой проверки по выполнению предписания должностного лица от 19.03.2018 г. №<...>, срок выполнения которого, истек 20.07.2018 года установлено, что требования предписания выполнены в не полном объеме не устранены нарушения: П. 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 - на территории детского сада дорожки с твердым покрытием (асфальт, бетон) имеют неровности, ямы, выбоины.

Составлен протокол на юридическое лицо по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ для передачи материала для рассмотрения в Ленинградский мировой суд. На основании постановления по делу №<...> от 06.09.2018 года юридическое лицо привлечено к административной ответственности, назначен штраф в размере 10 000 рублей. Постановление вступило в законную силу.

Сложившаяся ситуация в МБДОУ детский сад № <адрес>, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью детей, возникновения и распространения инфекционных (массовых неинфекционных) заболеваний.

Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон №52-ФЗ), настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу п.п. 1.1, 1.2, СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» настоящие санитарно-эпидемиологические правила направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению. Уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях

Санитарные правила распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации.

Соблюдение настоящих санитарных правил является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ, Собрание законодательства Российской Федерации от 05.04.99 №14, ст. 1650).

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 11 Закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно п.3 ст. 39 Закона №52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Допущенное детским садом правонарушение посягает на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, создает существенную потенциальную угрозу для жизни и здоровья детей.

В силу требований ч.1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом согласно ст. 60 ГК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Судом, с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, дана оценка всем предоставленным сторонами доказательствам, которые свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

Согласно ст.333.19 НК РФ при рассмотрении требований неимущественного характера подлежит уплате государственная пошлина для организаций в размере 6 000 рублей.

В соответствии со ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину, от уплаты которой освобожден истец, в размере 6 000 рублей.

НА основании изложенного и руководствуясь ст. 45, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кущевском, Крыловском, Павловском, Ленинградском районах к МБДОУ детский сад №<...> поселка Бичевого муниципального образования Ленинградский район о защите прав неопределенного круга потребителей, удовлетворить.

Признать действия юридического лица МБОУ детский сад № <...> противоправными в отношении неопределенного круга потребителей в части нарушения п. 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Обязать юридическое лицо МБДОУ детский сад № <...> прекратить противоправные действия, выразившиеся в нарушении п. 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», а именно обязать юридическое лицо: - устранить неровности, ямы и выбоины на дорожках с твердым покрытием (асфальт, бетон).

Взыскать с МБДОУ детский сад №<...> поселка Бичевого муниципального образования Ленинградский район в пользу государства государственную пошлину в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинградский райсуд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Ленинградского районного суда Н.Г.Ефанова