ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-258/12 от 04.06.2012 Калтанского районного суда (Кемеровская область)

Дело ...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Калтан 04 июня 2012 года,

Калтанский районный суд Кемеровской области в составе

председательствующего судьи Подарилова В.И.,

с участием старшего помощника прокурора г.Осинники Кемеровской области

Гордеевой О.А.,

при секретаре Камзычаковой О.В.,

рассмотрев материалы гражданского дела по заявлению ММН об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления, заинтересованные лица: Совет народных депутатов Калтанского городского округа, Администрация Калтанского городского округа,

УСТАНОВИЛ:

ММН обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 1 приложения №1 к решению Калтанского городского Совета народных депутатов №18 (№5-МНА) от 22.11.2006 года с момента его принятия.

Свое заявление обосновывает тем, что 30.11.2006г. в газете «Калтанский вестник» было опубликовано решение Калтанского городского совета народных депутатов №18 от 22.11.2006 (№5-МНА). Решением Ответчика от 06.11.07 №81-МНА из приложения №1 к решению №18 от 22.11.2006 был исключен пункт 6, однако предметом оспаривания в настоящем заявлении он не является. Пунктом 1 приложения №1 к решению №18 от 22.11.2006 ответчиком был установлен норматив потребления коммунальной услуги «теплоснабжение» 1 м кв. общей площади жилья одинаковым для всех помещений в городе вне зависимости от конструктивных и технических параметров жилых домов - 0.022Гкал/м2. В качестве обоснования ответчик в преамбуле обжалуемого решения сослался на ст. 157 ЖК РФ, и в общем виде на 131 -ФЗ, устав города и Постановление Правительства РФ №306 от 23.05.06 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее - Правила №306). Приведенные ответчиком ссылки на нормативные правовые акты, действительно говорят о наличии у ответчика права утверждать норматив потребления коммунальных услуг, однако, наделяя Ответчика таким правом, Правила №306 уже в силу своего наименования возлагали на ответчика и обязанность при утверждении нормативов следовать нормам Правил установления и определения нормативов, т.е. Правил №306. Ответчиком данная обязанность нарушена, и из ее нарушения следует ущемление прав заявителя. Так, в соответствии с подпунктом «д» пункта 5 Правил №306 Ответчик был обязан при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитывать следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома для определения норматива по «отоплению» - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования. В соответствии с п. 10 Правил №306 Ответчик был обязан при различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства дифференцировать нормативы потребления коммунальных услуг. Фактически в нарушение указанных норм ответчиком норматив был утвержден «Единым», т.е. недифференцированным, так как если бы на всех домах города (включая частные и многоквартирные) был бы абсолютно одинаковый материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования. Неисполнение ответчиком обязанности по установлению различных нормативов отопления в зависимости от конструктивных и технических параметров жилых домов и более того неопределенность в ответе на вопрос «А было ли адекватное обоснование у ответчика утверждения норматива даже усредненным по одному из методов, предусмотренных п.20 Правил №306» приводит к ущемлению прав собственников помещений, потребляющих коммунальную услугу «отопление» по нормативу, возможно и к завышению реализации у ресурсоснабжающих организаций, т.е. к завышению дотации, неэффективному и, возможно, нецелевому использованию средств бюджета. Обжалуемым пунктом 1 приложения №1 к решению №18 от 22.11.2006 ответчика нарушено право заявителя предусмотренное ст. 157 ЖК РФ - оплачивать коммунальные услуги исходя из нормативов, утвержденных не только уполномоченными органами, но и «в установленном порядке». «Установленный порядок» (п.5, 10, 20 Правил №306) в отношении многоквартирного дома, в котором расположена квартира, находящаяся в собственности заявителя, в частности соблюден не был. Норматив для Горького 22 1962 года постройки, кирпичного, с низкими потолками и небольшими лестничными клетками утвержден таким же, как и для более старых домов, панельных с более высокими потолками и т.п., т.е. решением Ответчика фактически незаконно произведено «усреднение» норматива и автоматически в силу ЖК РФ возложение на заявителя обязанности по уплате ЖКУ по необоснованному нормативу. Таким образом, заявитель лишен права оплачивать коммунальные услуги по законным нормативам, и одновременно на заявителя возложена обязанность оплачивать по незаконным (усреднено за себя и «за того парня»). В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия обжалуемого нормативного правового акта, его законности возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения, т.е. заявитель полагает, что в силу закона именно на ответчике лежит бремя доказывания обоснованности и законности обжалуемого акта, в том числе правильность применения методов установления нормативов при утверждении недифференцированного вопреки Правилам №306 норматива потребления, т.е. игнорирования ответчиком конструктивных и технических параметров всех домов Калтана и в частности МКД Горького 22.

Заявительница ММН в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения заявления уведомлена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, в суд направила представителя.

В судебном заседании представитель заявительницы ММН - Миропольцев Д.Д., действующий на основании доверенности от 01.02.2012 года, в судебном заседании заявление ММН поддержал, просит признать недействующим пункт 1 приложения №1 к решению Калтанского городского Совета народных депутатов №18 (№5-МНА) от 22.11.2006 года с момента его принятия, пояснения дал аналогичные заявлению ММН об оспаривании нормативного правого акта органа местного самоуправления, дополнительно пояснил, что норматив потребления по отоплению был усреднен для всех домов исходя из нормативов 0,018Гкал/м2 и 0,024Гкал/м2, и получился норматив 0,022Гкал/м2. Как был усреднен норматив, непонятно. Они должны были сделать выборку по критериям и установить нормативы для каждой категории домов. Администрация должна была обследовать дома. Разделить их на группы, и для каждой группы домов установить свой норматив. В 2005г. было независимое аудиторское заключение, но в нем учитывались не все критерии, которые указаны в постановлении Правительства РФ №306 от 23.05.2006 года.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Совета народных депутатов Калтанского городского округа Парфенов В.Н., действующий на основании доверенности от 25.07.2011 года, возражал против удовлетворения заявления ММН об оспаривании нормативного правового акта, и пояснил, что необходимо обратить внимание суда на следующее:

1.Согласно пункта 7 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в заявлении должно быть указано, какие права и свободы гражданина нарушены оспариваемым нормативным правовым актом. В поданном заявлении ММН не акцентирует особое внимание на этом аспекте. Предполагается, что заявительница настолько законопослушная гражданка, что готова оплачивать услуги отопления по нормативу потребления, который будет выше ныне существующего. Почему-то заявительница априори убеждена, что при дифференцировании, исходя из конструктивных и технических параметров домов, норматив потребления на теплоснабжение для нужд отопления снизится.

2. По всем муниципальным образованиям Кемеровской области действует усредненный норматив потребления теплоснабжения для нужд отопления. В этом можно убедиться, открыв консультационно-правовые системы «Гарант» и «Консультант+» и ознакомившись с подборкой соответствующих решений.

3. В настоящее время в Калтанском городском округе действует норматив потребления коммунальной услуги теплоснабжение в размере 0,022 Гкал на 1 кв.м. в месяц. Этот норматив согласно заключению по результатам технологической экспертизы норматива теплопотребления на нужды отопления и горячего водоснабжения муниципального образования -г.Калтан, сделанного 05 декабря 2005 года аудиторской компанией «Рост» г. Тюмень (других более свежих данных по нормативам теплопотребления в городе нет) является заниженным. Согласно экспертному заключению размер экономически обоснованного норматива теплопотребления на нужды отопления должен составлять не мене 0.027 Гкал кв.м в месяц.

4. 23 мая 2006 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Согласно приложению к данному Постановлению норматив отопления определяется по формуле: N= Q /S*12, где: Q-суммарный расход тепловой энергии на отопление жилого дома, S- общая площадь помещений жилого дома, 12-количество месяцев в году. В таблице 34 отчета по технологической экспертизе норматива потребления на нужды отопления и горячего водоснабжения муниципального образования- г.Калтан, сделанного вышеуказанной аудиторской фирмой, приведены объемы потребления услуг по теплоснабжению по каждому многоквартирному дому. Если взять ..., в котором проживает заявительница, то этот дом имеет общую площадь 2551,2 кв. м., суммарный расход тепловой энергии на отопление в год составляет 673,5168 Гкал. Имея эти данные с помощью вышеупомянутой формулы, можно рассчитать норматив потребления теплопотребления на нужды отопления для этого дома. И=673,5168/2551,2*12=0,022 Гкал на 1кв. м в месяц, который совпадает с установленным в городе нормативом. Дому, где проживает заявительница 50 лет, что говорит о достаточной степени износа, а, соответственно, норматив потребления теплоснабжения на нужды отопления в этом доме будет только увеличиваться. В этой связи заявительница пока не предоставила суду доказательств, что при дифференцированном определении норматива отопления он будет значительно меньше ныне существующего.

5.Калтанский городской Совет народных депутатов (ныне Совет народных депутатов Калтанского городского округа) на дату принятия оспариваемого в части нормативного правового акта являлся согласно ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003 года, Устава города органом местного самоуправления, который в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации ( в редакции до 13 августа 2010 года) мог устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг. Таким образом, ныне существующий в городском округе норматив потребления теплоснабжения для нужд отопления в размере 0,022 Гкал на 1 кв. м. в месяц не ущемляет законные права и свободы заявительницы. Кроме того пояснил, что в случае удовлетворения заявления ММН, просит признать п.1 недействующим не с момента его принятия, а с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель заинтересованного лица Администрации Калтанского городского округа Гизатулина Н.Н., действующая на основании доверенности ... от 09.12.2011 года, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления ММН об оспаривании нормативного правового акта, и пояснила, что ММН обратилась в Калтанский районный суд с требованием признать недействующим пункт 1 приложения № 1 к решению Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 № 5-МНА с момента его принятия. Администрация Калтанского городского округа считает заявление ММН не обоснованным и не подлежащим удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее -Правила). Указанные Правила определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию (п. 1 Правил). Согласно п. 4 Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами. - В соответствии п. 2 Правил уполномоченными органами являются органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт- Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» поручено Министерству регионального развития РФ в 3-месячный срок представить по согласованию с Министерством экономического развития РФ и Федеральной службой по тарифам в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, предусматривающих в том числе: исключение из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома, и нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов; порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды; порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением газоснабжения, при использовании земельного участка и надворных построек. На данный момент указанные изменения внесены постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 258 и вступают в силу с 1 июля 2012 г. При этом п. 5 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306. Таким образом, на сегодняшний день порядок утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг Правительством РФ не установлен. Более того, Правительство РФ указывает на то, что органам государственной власти субъектов РФ нормативы потребления коммунальных услуг необходимо утвердить после вступления в силу изменений в Правила установления и определения нормативов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306. Решение от 22.11.2006 № 5-МНА "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг" принято Калтанским Советом народных депутатов в пределах установленных законодательством на тот момент полномочий. До принятия данного решения на территории города Калтан действовал норматив потребления, утвержденный решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 14.06.2000 № 234 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах социальной защиты населения», который составлял 0,024 Гкал/м2 по г. Калтан. Решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 18.05.2005 N 298 "Об утверждении Положения о порядке проведения независимой экспертизы нормативов потребления, цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в г. Калтане" был установлен порядок проведения такой экспертизы. По результатам проведенной независимой экспертизы нормативов потребления, цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в г. Калтане, учитывающей структуру жилищного фонда г. Калтан, среднее значение норматива теплоснабжения г. Калтан, п. Постоянный, фактический показатель теплоснабжения на нужды отопления и горячего водоснабжения г. Калтан, среднее значение по проведенному анализу расчета потребления г. Калтан, п. Постоянный, к утверждению рекомендован норматив потребления г. Калтан - 0,027 Гкал/м2. Калтанским ородским советом народных депутатов при принятии решения была учтена рекомендация независимой экспертизы, однако в интересах граждан ранее действующий норматив не только не был увеличен, а был уменьшен - до 0,022 Гкал/м2. В соответствии с п. 16 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Т.е. нормативы потребления коммунальных услуг не подлежат пересмотру в течение срока их действия, установленного в акте, которым они утверждены. Если данный срок не установлен, значит, нормативы действуют бессрочно и подлежат пересмотру только в случаях, установленных в Правилах. Согласно п. 13 Правил изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в следующих случаях: а) изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов; б) внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Подпункт б) был внесен в Правила Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Из данного пункта также следует, что изменение утвержденных и действующих нормативов потребления коммунальных услуг возможно только при определенных условиях, одним из которых является внесение изменений в Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Таким образом, на сегодняшний день продолжают действовать нормативы, утвержденные органами местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации будут утверждать нормативы в установленные сроки после вступления в силу изменений в Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306. Необходимо также отметить, что отмена Решения от 22.11.2006 № 5-МНА "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг" может негативно сказаться на правах и законных интересах неограниченного круга лиц, т.к. правоотношения в данной сфере могут остаться неурегулированными. Что касается необходимости дифференцировать нормативы потребления коммунальных услуг, то норматив потребления по теплоснабжению, установленный на основании независимой экспертизы - 0,022 Гкал/м2, соответствует расчету с применением дифференциации нормативов потребления коммунальных услуг и в ..., где проживает заявитель ММН, составляет также 0,022 Гкал/м2. В связи с изложенным, считают, что Решение Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 № 5-МНА "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг" принято в пределах компетенции органов местного самоуправления, не противоречит федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает права и свободы гражданки ММН Просит отказать в удовлетворении заявления ММН о признании не действующим пункт 1 приложения № 1 к решению Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 № 5-МНА с момента его принятия. Так же пояснила, что когда был принят пункт 1 приложения № 1 к решению Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 № 5-МНА, были присланы рекомендации, где было сказано, что норматив устанавливать единый. Была проведана аудиторская экспертиза, был сделан расчет и установлен усредненный норматив. Если суд примет при вынесении решения сторону заявителя, то просит признать недействующим п. 1 с момента вступления решения суда в законную силу, а не с момента его принятия.

Старший помощник прокурора г.Осинники Кемеровской области Гордеева О.А. в судебном заседании полагала, что требования ММН не подлежат удовлетворению. В 2006г. Калтанским советом народных депутатов было принято решение, согласно которого был установлен норматив потребления коммунальных услуг по теплоснабжению 0,022Гкал/м2. Данный норматив никто не оспаривал. До этого действовал норматив 0,024 Гкал/м2. На данный момент с 01.07.2012г. вступают в законную силу изменения, согласно которым полномочия по утверждению нормативов коммунальных услуг отнесены к субъектам РФ, и после вступления данных изменений в законную силу органам государственной власти субъектов РФ необходимо будет установить нормативы. В настоящее время при отмене данного норматива останется неурегулированный данный вопрос. Просит отказать в удовлетворении заявления ММН

Суд, заслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, старшего помощника прокурора ..., изучив письменные материалы гражданского дела в их совокупности, считает, что заявление ММН следует удовлетворить частично.

Согласно ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч.7 ст. Жилищного Кодекса РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 153 ЖК РФ и ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, включающие в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

В соответствии с ч.1 ст. 157 "Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 04.05.2010) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч.1 ст.157 "Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 01.04.2012), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.

В соответствии п. 2 указанных Правил, уполномоченными органами являются органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт- Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитывается материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникации и оборудования.

Согласно пункта 6 указанных Правил №306 в качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 9 указанных Правил, нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.

Пунктом 10 указанных Правил определено, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.

Согласно п.14. Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.

Пунктом 19 тех же Правил установлено, что при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.

Согласно пункта 20 Правил, при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы:

1) метод аналогов;

2) экспертный метод;

3) расчетный метод.

Согласно п.24 указанных Привал, Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами.

Формулы расчета нормативов отопления с применением метода аналогов и экспертного метода приведены в разделе I приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306.

Из содержания раздела I приложения к Правилам следует, что нормативы отопления зависят от ряда показателей, расчет производится на основе количества многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства по каждой группе домов.

Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Судом установлено, что Решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 года №5-МНА с 01.01.2007 года были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг согласно Приложению №1, на основании ст. 157 ЖК РФ, Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Постановления Правительства РФ №306 от 23.05.2006 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», Устава муниципального образования «Город Калтан» Калтанского городского округа (л.д. 6). В пункте 1 Приложения №1 к указанному Решению был установлен норматив потребления коммунальных услуг - «Теплоснабжение» на 1 кв.м. общей площади жилья в размере 0,022 Гкал (л.д. 7). Решение Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 года №5-МНА (ред. от 06.11.2007 года) «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг», принятое городским Советом народных депутатов 22.11.2006 года №18, опубликован в издании «Калтанский вестник» №48 30.11.2006 года в первоначальной редакции (л.д. 6).

Решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 18.05.2005 года №298 было утверждено Положение «О порядке проведения независимой экспертизы нормативов потребления, цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в городе Калтане (л.д.67-74).

Согласно Отчета по технологической экспертизе норматива теплопотребления на нужды отопления и горячего водоснабжения МО г.Калтан, Заключения по результатам технологической экспертизы от 05.12.2005 года, был произведен расчет теплопотребления в зависимости от застройки г.Калтан и п.Постоянный, проводилась в отношении утвержденных нормативов, при проведении технологической экспертизы использовались документы, предоставленные МУП ЖКХ г.Калтан, выполнены расчеты по экспертно-аналитическому методу, расчет нормативов теплопотребления по экспериментальному методу, расчет нормативов потребления по методу с использованием натурных замеров, сбор информации о жилых домах по категориям, учитывались материал стен, этажность, процент износа, площадь помещений. Были рассчитаны нормативы теплопотребления Гкал/кв.м в месяц : - По экспертно-аналитическому методу г.Калтан - 0,027, п.Постоянный 0,028; по экспериментальному методу по г.Калтан и п.Постоянный - 0,033; по методу с использованием натурных замеров - 0,027. Утвержденный норматив г.Калтан - 0,024, п.Постоянный - 0,018. Рекомендовано рассмотреть вопрос о повышении норматива теплопотребления на нужды отопления до 0,027 Гкал/кВ.м. в месяц (л.д.28-43).

Согласно рекомендациям от 31.01.2006 года для Председателей Советов народных депутатов были даны рекомендации о непревышении при пересмотре тарифов на ЖКУ установленный законом предельный уровень (л.д. 48).

Согласно рекомендациям заместителям Глав по ЖКХ, максимально допустимый рост тарифов не должен превышать 15 процентов (л.д.49).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права ДМН является собственником 1/3 доли в праве собственности квартиры, расположенной по адресу: ..., в которой проживает (л.д.9-10).

Как усматривается из технического паспорта жилого дома по ... в ..., многоквартирный жилой дом имеет свои отличительные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства (л.д. 64-66).

Таким образом, в суде достоверно установлено, что Решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 года №5-МНА (ред. от 06.11.2007 года) «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг», принято городским Советом народных депутатов 22.11.2006 года №18, введены в действие с 01.01.2007 года нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе по теплоснабжению, оспариваемое ММН Решение принято Калтанским городским Советом народных депутатов в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст.157 Жилищного кодекса, в редакции действующей на момент принятия, Постановлением Правительства РФ №306 от 23.05.2006 года, откуда следует, что решение издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, в нем содержатся правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, направлено на урегулирование общественных отношений, и следует признать, что указанное решение является нормативным правовым актом. Решение было опубликовано в издании «Калтанский вестник» №48 30.11.2006 года в первоначальной редакции.

Таким образом, суд установил, что оспариваемым в решении Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 года №5-МНА (ред. от 06.11.2007 года) «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг», принято городским Советом народных депутатов 22.11.2006 года №18, в пункте 1 Приложения 1 был установлен единый норматив потребления коммунальных услуг по теплоснабжению для всех многоквартирных и жилых домов, без учета конструктивных и технических параметров, степени благоустройства, без учета положений пункта 5 Правил, а именно без учета материала стен, крыши, объема жилых помещений, площади ограждающих конструкций и окон, износа внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, то есть норматив потребления по теплоснабжению был утвержден недифференцированным по каждой категории домов. При этом суд учитывает, что при утверждении Решением Калтанского городского Совета народных депутатов нормативов потребления коммунальных слуг, в том числе по теплоснабжению, было учтено заключение по результатам технологической экспертизы, и в котором были выполнены расчеты на основе экспертно-аналитического метода, расчет нормативов теплопотребления на основе экспериментального метода, расчет нормативов потребления на основе метода с использованием натурных замеров, сбор информации о жилых домах по категориям, учитывались материал стен, этажность, процент износа, площадь помещений, однако при утверждении нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе по теплоснабжению, Калтанским городским Советом народных депутатов не были учтены положения пункта 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, то есть пункт 1 Приложения 1 оспариваемого решения был принято с отступлением от предусмотренных Правилами положений.

Таким образом, действующие нормативы потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, определенные пунктом 1 Приложения оспариваемого решения Калтанского городского Совета народных депутатов, установлены с нарушением федерального законодательства.

В силу положений части 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени

С учетом изложенного, суд признает пункт 1 приложения №1 к решению Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 года №5-МНА (ред. от 06.11.2007 года) «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг», принято городским Советом народных депутатов 22.11.2006 года №18, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Кроме того, при удовлетворении заявления ММН и признания недействующим вышеуказанного нормативного правового акта в части, суд учитывает, что вышеуказанным Решением от 22.11.2006 года были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг, а именно по теплоснабжению, ниже, чем был утвержден тариф по теплоснабжению в пункте 1 Приложении №1 к Решению сессии Калтанского Совета народных депутатов №234 от 14.07.2000 года в размере 0,024 в г.Калтан (л.д. 75-79), что так же подтверждается доводами представителя заинтересованного лица Администрации Калтанского городского округа.

Кроме того, суд не может согласиться с доводами представителя заинтересованного лица Совета народных депутатов Калтанского городского округа в той части, что если нормативы потребления коммунальных услуг, в частности по теплоснабжению будут установлены дифференцированно, исходя из конструктивных и технических параметров они не снизятся, поскольку в данном случае при оспаривании вышеуказанного Решения заявительницей, это не имеет значения, поскольку в суде установлено, что ММН обратилась в суд, поскольку нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, поскольку она оплачивает коммунальную услугу в виде теплоснабжения по нормативу, утвержденному с нарушением действующего федерального законодательства.

Суд не может согласиться с доводами представителя заинтересованного лица Совета народных депутатов Калтанского городского округа в той части, что установленный норматив потребления коммунальных услуг по теплоснабжению в размере 0,022 Гкал/кВ.м. не ущемляет законные права и свободы заявительницы ММН, поскольку в данном случае утверждение норматива потребления по теплоснабжению было с нарушением Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №306 от 23.05.2006 года, заявитель ММН оплачивает данную коммунальную услугу, утвержденную с нарушением Правил, в связи с чем затрагиваются и нарушаются ее права и свободы.

Суд не может согласиться с доводами представителя заинтересованного лица Администрации Калтанского городского округа в той части, что в настоящее время внесены изменения и нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, а на сегодняшний день порядок утверждения органами государственной власти субъектов РФ нормативов потребления коммунальных услуг Правительством РФ не установлен, поскольку в данном случае при решении вопроса о признании недействующим нормативного правового акта и противоречащим федеральному законодательству, поскольку это не влияет на признание недействующим нормативного правового акта, кроме того, на момент принятия оспариваемого решения действовала редакция Жилищного кодекса РФ, которая предусматривала, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливались органами местного самоуправления, и кроме того в данном случае заявитель оспаривает решение Калтанского городского Совета народных депутатов, поскольку норматив потребления по теплоснабжению утвержден в нарушение п.10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №306 от 23.05.2006 года. При этом суд учитывает, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных на момент утверждения нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно части 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ММН об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления, удовлетворить частично.

Признать пункт 1 приложения №1 к решению Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 года №5-МНА (ред. от 06.11.2007 года) «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг», принято городским Советом народных депутатов 22.11.2006 года №18, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части исковых требований ММН отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 08 июня 2012 года.

Судья: подпись

Копия верна

Судья: Подарилов В.И.