ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-304/2022 от 04.08.2022 Советского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-304/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 августа 2022 года гор. Советск

Советский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Ефимовой Л.А., при секретаре Тиуновой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-304/2022 по иску прокурора Советского района Кировской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области о возложении обязанности произвести действия,

у с т а н о в и л:

Прокурор Советского района обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО Советское городское поселение о возложении обязанности организовать уборку несанкционированной свалки, указав, что в ходе осмотра участков местности на территории Советского городского поселения Советского района выявлены места несанкционированного размещения отходов: 1) в северо-восточной части кадастрового квартала 43:31:010166, от очистных сооружений гор. Советска по полевой дороге, ведущей в п. Нефтебаза, на земельном участке слева от дороги до Аникина лога и коренного берега, на поверхности земли на площади около 400 кв. метров размещены бытовые отходы и мусор от уборки территорий, ветки деревьев, порубочные остатки, отработанные батарейки, отработанные покрышки и диски автомобильных шин; 2) рядом с контейнерной площадкой, расположенной на ул. Кооперативной гор. Советска между домами № 49 и № 51, на поверхности земли на площади около 10 кв. метров размещены бытовые отходы и мусор от уборки территорий, срубленные ветки деревьев, порубочные остатки; 3) на ул. Кондакова гор. Советска между домом № 17 и трансформаторной подстанцией на поверхности земли на площади 10 кв. метров размещены бытовые отходы и мусор от уборки территорий, срубленные ветки деревьев, порубочные остатки. Кроме того, в рамках разрешения обращения Абрамочкина С.А. установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 43:31:010140:87 на площади около 50 кв. метров размещены отходы производства и потребления: бытовые отходы и мусор, обломки строительных материалов. В ходе проверки по обращению Абрамочкина С.А. установлено, что 18.05.2022 года администрацией Советского городского поселения в связи с размещением отходов на указанном земельном участке в адрес собственника земельного участка ООО «Сладкая Слобода» направлено предписание об устранении нарушений п. 8.1.3 Правил по благоустройству муниципального образования Советское городское поселение. Согласно ответу ООО «Сладкая Слобода» предписание администрации МО Советского городского поселения исполнено. Вместе с тем, в ходе осмотра территории указанного земельного участка установлено, что нарушения фактически не устранены, свалка не ликвидирована. Просит обязать администрацию МО Советское городское поселение организовать уборку несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора, порубочных остатков, расположенных: в северо-восточной части кадастрового квартала 43:31:010166, от очистных сооружений гор. Советска по полевой дороге, ведущей в п. Нефтебаза, на земельном участке слева от дороги до Аникина лога и коренного берега, на поверхности земли на площади около 400 кв. метров; рядом с контейнерной площадкой, расположенной на ул. Кооперативной гор. Советска между домами № 49 и № 51, на поверхности земли на площади около 10 кв. метров; на ул. Кондакова гор. Советска между домом № 17 и трансформаторной подстанцией на поверхности земли на площади 10 кв. метров; на земельном участке с кадастровым номером 43:31:010140:87 на площади около 50 кв. метров.

Определением суда производство по требованиям об обязании организовать уборку несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером 43:31:010140:87 прекращено в связи с отказом прокурора от иска в данной части.

В судебном заседании помощник прокурора Меланина А.А. заявленные требования к администрации муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области, с учетом отказа от части требований, поддержала.

Представитель ответчика –администрации МО Советское городское поселение в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Советском районе в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, представили отзыв, заявленные требования поддерживают.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды") каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды).

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 22. Федерального закона N 52-ФЗ).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Частью 7 ст. 12 приведённого закона установлен запрет размещения отходов на объектах, не внесённых в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52 от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ.

В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменении в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 № 641» осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

В соответствии с п. 9 Постановления потребители осуществляют складирование твёрдых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов, определённых договором на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В соответствии с п. 15 Постановления потребителям запрещается осуществлять складирование твёрдых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Своевременность и регулярность осуществления сбора и вывоза бытовых отходов и мусора является одним из необходимых условий безопасного сбора бытовых отходов.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.

Аналогичные нормы закреплены в Уставе муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области, утверждённого решением Думы гор. Советска от 19.12.2005 № 6.

В судебном заседании установлено, что в настоящее время на территории Советского городского поселения имеются несанкционированные свалки, а именно: в северо-восточной части кадастрового квартала 43:31:010166, от очистных сооружений гор. Советска по полевой дороге, ведущей в п. Нефтебаза, на земельном участке слева от дороги до Аникина лога и коренного берега, на поверхности земли на площади около 400 кв. метров размещены бытовые отходы и мусор от уборки территорий, ветки деревьев, порубочные остатки, отработанные батарейки, отработанные покрышки и диски автомобильных шин; рядом с контейнерной площадкой, расположенной на ул. Кооперативной гор. Советска между домами № 49 и № 51, на поверхности земли на площади около 10 кв. метров размещены бытовые отходы и мусор от уборки территорий, срубленные ветки деревьев, порубочные остатки; 3) на ул. Кондакова гор. Советска между домом № 17 и трансформаторной подстанцией на поверхности земли на площади 10 кв. метров размещены бытовые отходы и мусор от уборки территорий, срубленные ветки деревьев, порубочные остатки.

Поскольку наличие данных свалок, находящихся в границах Советского городского поселения, нарушает предусмотренное ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона № 7 от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, и свидетельствует о невыполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей по соблюдению природоохранного законодательства, имеются основания для удовлетворения иска прокурора.

Обращение прокурора с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц основано на ст. 42 Конституции РФ, закрепляющей право каждого на благоприятную окружающую среду, а также на положениях ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. ст. 1, 12, 13 Земельного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Суд приходит к выводу, что заявленный истцом способ возмещения причиненного вреда в соответствии со статьёй 1082 ГК РФ, статьёй 78 Закона об охране окружающей среды наиболее полно соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать администрацию муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области организовать уборку несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора, порубочных остатков, веток деревьев, расположенных:

в северо-восточной части кадастрового квартала 43:31:010166, от очистных сооружений гор. Советска по полевой дороге, ведущей в п.Нефтебаза, на земельном участке слева от дороги до Аникина лога и коренного берега, на поверхности земли на площади около 400 кв. метров;

рядом с контейнерной площадкой, расположенной на ул. Кооперативной гор. Советска между домами № 49 и № 51, на поверхности земли на площади около 10 кв. метров;

на ул. Кондакова гор. Советска между домом № 17 и трансформаторной подстанцией на поверхности земли на площади 10 кв. метров.

Решение может быть обжаловано сторонами в Кировский областной суд в месячный срок с момента составления мотивированного решения суда через Советский районный суд.

Судья Л.А.Ефимова

Мотивированное решение составлено 05.08.2022.

Судья Л.А.Ефимова

Решение06.08.2022