ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-949/20 от 01.01.2019 Московского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2-949/2020

УИД 41RS0001-01-2019-011233-96

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары

Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кулагиной З.Г., при секретаре Халимовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казённого учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» к Андреевой Н.Л. о взыскании излишне полученных средств,

у с т а н о в и л:

Краевого государственного казённого учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (далее КГКУ «Центр выплат) обратилось в суд с иском к Андреевой Н.Л. о взыскании излишне полученных денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной компенсации в размере 84 208 руб., единовременной денежной выплаты в размере 11 469 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что Андреева Н.Л., ранее зарегистрированная по месту жительства в Камчатском крае по <адрес>, на основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ и решений от ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «Центр выплат» по ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги социальной категории «Ветеран труда». На период спорных правоотношений меры социальной поддержки ответчице предоставлялись в соответствии с постановлением правительства Камчатского края от 23 августа 2012 года № 385-П «Об установлении расходных обязательств Камчатского края по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Камчатском крае», в порядке, определенном приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 05 июля 2012 года № 358-П «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги предоставлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае», постановления правительства Камчатского края от 18 декабря 2012 года № 565-П «О предоставлении социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае», в порядке, определенном приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае».

Согласно представленной ДД.ММ.ГГГГ отделом регистрации и учёта населения Департамента управления жилищным фондом Петропавловск-Камчатского городского округа в порядке межведомственного взаимодействия копии поквартирной карточки места жительства ответчицы в Камчатском крае установлено, что ответчица в период предоставления социальных выплат в Камчатском крае ДД.ММ.ГГГГ была снята с регистрационного учёта по месту жительства в Камчатском крае по <адрес>

В связи с несвоевременным поступлением сведений, влияющих на предоставления государственных услуг, установлены излишне выплаченные и полученные ответчицей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной компенсации в размере 84 208 руб. и единовременной денежной выплаты в размере 11 469 руб. Согласно ч. 2.12 Регламента единовременная денежная выплата и ч. 2.13 Регламента единовременная денежная компенсация снятие заявителя с регистрационного учёта по месту жительства (по месту пребывания) в Камчатском крае является безусловным основанием для прекращения выплаты государственных и социальных пособий. Решением КГКУ «Центр выплат» от ДД.ММ.ГГГГ ответчице прекращено предоставление ежемесячной денежной компенсации и единовременной денежной выплаты в связи со снятием с регистрационного учёта по месту жительства в Камчатском крае. В соответствии с ч. 2.4.4.5. Регламента единовременная денежная выплата и ч. 2.4.6 Регламента единовременная денежная компенсация в случае прекращения выплаты единовременной денежной выплаты и единовременной денежной компенсации и невозможности дальнейшего их удержания, излишне выплаченные суммы возмещаются заявителем в добровольном порядке либо в судебном порядке.

В судебное заседание представитель истца КГКУ «Центр выплат» не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, удовлетворении исковых требований и ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, указав, что ежемесячная денежная выплата и ежемесячная денежная компенсация части платы за жилое помещение и коммунальные услуги являются бюджетными средствами и расходуются в соответствии с бюджетной сметой, а не предоставление ответчиком своевременно информации влияющий на предоставление выплат (о снятии с регистрационного учета по месту жительства в Камчатском крае) повлекло образование у Андреевой Н.Л. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ излишне выплаченной суммы ЕДВ в размере 11 469 руб. и ЕДК в размере 85 208 руб.

Частью 3.10. Административного регламента установлен порядок возмещения
денежных средств, излишне выплаченных при предоставлении государственной услуги. Согласно п. п. 3.10.1., 3.10.3. Административного регламента, в случае установления факта излишне выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации и
ежемесячной денежной выплаты, в течение 20 дней после поступления в КГКУ и его
филиалы сведений, подтверждающих утрату права на предоставление государственной
услуги, принимается решение о возмещении денежных средств, в течение 30 дней направляет письменное уведомление гражданину о возмещении излишне полученных денежных средств с разъяснением порядка его осуществления с предложением в добровольном порядке. В адрес Андреевой Н.Л. направлялись уведомления о возмещении образовавшейся задолженности, однако данные уведомления истца КГКУ
«Центр выплат» оставались без ответа, а сумма долга ответчицей в добровольном порядке не возмещена. Согласно пункту 3.10.4. Административного регламента, в случае не возмещения гражданином в добровольном порядке излишне полученных денежных средств в течение 60 дней от даты получения уведомления, КГКУ «Центр выплат» принимает решение о взыскании излишне полученных денежных средств в судебном порядке. По факту не возмещения Андреевой Н.Л. суммы долга в добровольном порядке ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «Центр выплат» вынесено решение о взыскании с Андреевой Н.Л. излишне выплаченных денежных средств в судебном порядке. Считают, что срок исковой давности пропущен по уважительным причинам, поскольку для принятия решения о возмещении излишне выплаченных сумм, КГКУ «Центр выплат» обязано было выполнить административную процедуру,
установленную вышеизложенными нормативными актами, регулирующими порядок
предоставления мер социальной поддержки.

Ответчица Андреева Н.Л. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила отзыв на исковое заявление, в котором просила применить срок исковой давности и в иске истцу отказать.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно пункту «ж» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».

Статьей 1 указанного Закона установлены категории ветеранов, имеющие правовые гарантии социальной защиты, включая ветеранов труда.

Статьей 22 Федерального закона «О ветеранах» определено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Закона Камчатского края от 26 мая 2009 года № 267 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» ветеранам труда предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 1 и 3 части 1 настоящей статьи, предоставляются по месту жительства (месту пребывания) ветерана труда.

Приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 05 июля 2012 года № 358-п утверждён Административный регламент предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае (далее Административный регламент ЕДВ).

В соответствии с п. 1.2 указанного Административного регламента ЕДВ с заявлением на предоставление ежемесячной денежной выплаты могут обращаться ветераны труда, а также лица, приравненные к ветеранам труда по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с федеральным законодательством.

Постановлением правительства Камчатского края от 23 августа 2012 года № 385-П установлены расходные обязательства Камчатского края по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Камчатском крае (далее постановление № 385-П).

Пунктом 1 постановления № 385-П предусмотрена ежемесячная денежная выплата за счёт средств краевого бюджета ветеранам труда, лицам, приравненным к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года в соответствии с федеральным законодательством, - в размере 571,0 рубля.

Постановлением Правительства Камчатского края от 18 декабря 2012 года № 565-П «О предоставлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае» ветеранам труда была предусмотрена компенсация платы за жилое помещение независимо от вида жилищного фонда и коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия).

Приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 19 июля 2012 года № 404-п был утверждён Административный регламент предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае (утратил силу на основании Приказа Минсоцразвития и труда Камчатского края от 30.06.2016 № 720-п) (далее Административный регламент ЕДК).

Согласно п. 1.2 Административного регламента ЕДК право на получение государственной услуги имеют ветераны труда; лица, приравненные к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года в соответствии с федеральным законодательством; лица, проживающие в Камчатском крае.

В силу п. 2.12 Административного регламента ЕДВ единовременная денежная выплата и п. 2.13 Административного регламента ЕДК единовременная денежная компенсация снятие заявителя с регистрационного учёта по месту жительства (по месту пребывания) в Камчатском крае является безусловным основанием для прекращения выплаты государственных и социальных пособий.

В Камчатском крае предоставление мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, осуществляется Министерством социального развития и труда Камчатского края через КГКУ «Центр выплат».

В соответствии с п.1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Андреева Н.Л. была зарегистрирована и проживала по <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Андреева Н.Л. обратилась КГУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» с заявлением о предоставлении по льготной категории ветеран труда с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе по электроснабжению, ежемесячной денежной выплаты (л.д. ).

Решениями КГУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» от ДД.ММ.ГГГГ Андреевой Н.Л. назначена единовременная денежная выплата и ежемесячная денежная компенсация (л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ Андреева Н.Л. снялась с регистрационного учёта по адресу<адрес> (л.д. ).

В соответствии с п. 2.6.9. Административного регламента ЕДВ и п. 2.4.14 Административного регламента ЕДК граждане обязаны уведомить КГКУ «Центр выплат» и его филиалы в случаях изменения их статуса, адреса регистрации по месту жительства (места пребывания) в Камчатском крае в течение 10 дней со дня возникновения случаев повлекших указанные изменения.

Таким образом, основанием для прекращения ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина возлагается обязанность безотлагательно сообщать КГКУ «Центр выплат» об обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.

Ответчица Андреева Н.Л. не сообщила в установленный срок КГКУ «Центр выплат» об изменении места жительства в Камчатском крае.

В связи снятием Андреевой Н.Л. с регистрационного учёта решениями КГКУ «Центр выплат» от ДД.ММ.ГГГГ прекращена единовременная денежная выплата за счёт краевого бюджета и ежемесячная денежная компенсация части платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги региональным льготникам (л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «Центр выплат» Андреевой Н.Л. направило уведомления о прекращении указанных выплат (л.д. ).

Решениями КГКУ «Центр выплат» от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен перерасчёт размера ежемесячной денежной компенсации части расходов платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в размере 84 208 руб. и размера ежемесячной денежной выплаты в размере 11 469 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34-37).

ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «Центр выплат» приняты решения о возмещении с Андреевой Н.Л. излишне выплаченных средств ежемесячной денежной выплаты в размере 11 469 руб. и излишне выплаченных средств ежемесячной денежной компенсации части расходов платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в размере 84 208 руб. (л.д. 38-39).

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «Центр выплат» Андреевой Н.Л. направило уведомления о возмещении излишне выплаченных денежных средств (л.д. ).

Указанные требования ответчицей не исполнены.

ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «Центр выплат» приняты решения и о взыскании с Андреевой Н.Л. излишне полученных денежных средств ЕДВ и ЕДК в судебном порядке (л.д. ).

Таким образом, судом установлено, что ответчица Андреева Н.Л. получила излишние денежные средства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ всего в размере 95 677 руб., в том числе ЕДК в сумме 84 208 руб., ЕДВ в сумме 11 469 руб.

Ответчицей заявлено о пропуске срока исковой давности.

В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Из приведенных положений закона следует, что для разрешения вопроса об исчислении срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком, суду необходимо установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истцу стало известно о нарушении его прав ДД.ММ.ГГГГ, то есть, когда истцом было приняты решения о прекращении предоставлении ЕДВ и ЕДК, возмещении излишне выплаченных денежных средств. ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес Андреевой Н.Л. направлены уведомление о возмещении излишне уплаченных денежных средств, данные требования ответчицей оставлены без удовлетворения. При этом за восстановлением нарушенных прав истец обратился в суд только ДД.ММ.ГГГГ, то есть после истечения срока исковой давности.

Довод истца о том, что в данном случае подлежит восстановлению срок исковой давности, судом отклоняется ввиду следующего.

Из положений ст. 205 ГК РФ и разъяснениям, изложенным в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 следует, что пропущенный срок исковой давности может быть восстановлен только по уважительным причинам, которые связаны с личностью истца и носят исключительный характер, имели место в последние шесть месяцев срока исковой давности и подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, представленными истцом.

Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о невозможности истца реализовать свое право на обращение с данным иском в пределах срока исковой давности, а также доказательств, подтверждающих прерывание такого срока, истцом суду не представлено.

Кроме того, в соответствии с Уставом КГКУ «Центр выплат», Учреждение является государственным учреждением системы социальной защиты Камчатского края, уполномоченным Правительством Камчатского края для обеспечения реализации прав граждан на получение мер государственной социальной поддержки, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Камчатского края.

КГКУ «Центр выплат» осуществляет свою деятельность в строгом
соответствии с положениями Устава, и руководствуется в своей деятельности как
федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, так и законами Камчатского края, правовыми актами Правительства и Губернатора Камчатского края, Министерства социального развития и труда Камчатского края.

Учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в
соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным
распорядителем бюджетных средств.

Основными функциями Учреждения является принятие решений в соответствии с законодательством о предоставлении (приостановлении, прекращении) гражданам мер социальной поддержки; ведение автоматизированной системы учёта и обработки информации о предоставленных гражданам мерах социальной поддержки; осуществление контроля за достоверностью сведений, представляемых гражданами, для получения государственных услуг.

Таким образом, КГКУ «Центр выплат» обеспечивает в том числе контроль за правильным расходованием средств на ЕДВ и ЕДК.

Суд, установив, что истец о нарушенном праве узнал ДД.ММ.ГГГГ, а за защитой данного права обратился в суд только в ДД.ММ.ГГГГ году, при наличии заявления ответчицы о пропуске срока исковой давности, пришли к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В иске Краевому государственному казённому учреждению «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» к Андреевой Н.Л. о взыскании излишне полученных денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной компенсации в размере 84 208 руб., единовременной денежной выплаты в размере 11 469 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий З.Г. Кулагина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.