ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1441/20 от 19.10.2020 Железнодорожного районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 2а-1441/2020 (УИД 58RS0008-01-2020-002925-87)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пенза 19 октября 2020 года

Железнодорожный районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Герасимовой А.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Железнодорожного района г. Пензы в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, о признании распространяемой посредством сети «Интернет» информации запрещенной в Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л :

И.о. прокурора Железнодорожного района г. Пензы С.Д.Е. обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, с названным административным иском, указав, что прокуратурой Железнодорожного района г. Пензы проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации в международной компьютерной сети «Интернет».

В ходе проверки в результате мониторинга сети Интернет» прокуратурой района выявлены сайты: <данные изъяты>, где пользователю предлагают приобрести дипломы о высшем образовании, дипломы о среднем образовании, аттестаты школ, свидетельства, справки и другие документы с изложением подробного описания реализуемой продукции, способов использования указанных документов, а также оплаты, доставки, что свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно акту осмотра сайта сети «Интернет» вход на сайты свободный, регистрации пользователей для доступа к использованию ресурса сайтов не требуется, то есть размещенная информация находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц.

Из сведений, представленных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области, в отношении указанных сайтов следует, что информация о владельцах домена отсутствует, сайты расположены на официальном домене Украины, США, Украины, США соответственно очередности указанных сайтов.

На момент проверки указатели страниц вышеуказанных сайтов, на которых размещена запрещенная информация, в единый реестр доменных имен, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включены.

Целью обращения прокурора с настоящим заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании вышеуказанной информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.

На основании изложенного просит суд признать размещенную в сети «Интернет» по электронным адресам: <данные изъяты>, информацию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В судебное заседание административный истец не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от него поступило ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя прокуратуры Железнодорожного района г.Пензы в порядке упрощенного производства, исковые требования поддерживает.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Пензенской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от него поступил отзыв на заявление, в котором он просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Согласно ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного гл. 33 данного Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным.

Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся сторон, извещенных о дне, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Одной из сфер судебного контроля согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» является признание информации распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ).

Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

В соответствии с ч. 13 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

Частью 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».

Согласно ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).

Анализ содержания положений ч. 6 ст. 10 и ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, являются информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации, нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому свободу мысли и слова, вместе с тем запрещает злоупотребление свободой слова, если оно нарушает права других граждан.

Согласно ч. 1 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации; документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Порядок заполнения и выдачи указанных документов определены приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.02.2014 № 112 «Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов», от 14.02.2014 № 115 «Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов».

Из ст. 324 УК РФ следует, что незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей или бланков наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 327 УК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 19.23 КоАП РФ подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Железнодорожного района г.Пензы в ходе проверки соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации в международной компьютерной сети «Интернет» выявлены сайты: <данные изъяты>, где пользователю предлагают приобрести дипломы о высшем образовании, дипломы о среднем образовании, аттестаты школ, свидетельства, справки и другие документы с изложением подробного описания реализуемой продукции, способов использования указанных документов, а также оплаты, доставки, что свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно акту осмотра сайта сети «Интернет» от 24.08.2020 вход на сайты свободный, регистрации пользователей для доступа к использованию ресурса сайтов не требуется, то есть размещенная информация находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц.

Из информации, представленной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области от 28.08.2020 в отношении вышеуказанных сайтов, информация о владельце домена сайта <данные изъяты> отсутствует, сайт расположен на официальном домене Украины; информация о владельце домена сайта <данные изъяты> отсутствует, сайт расположен на официальном домене США; информация о владельце домена сайта <данные изъяты> отсутствует, сайт расположен на официальном домене Украины, информация о владельце домена сайта <данные изъяты> отсутствует, сайт расположен на официальном домене США.

На момент проверки указатели страниц вышеуказанных сайтов, на которых размещена запрещенная информация, в единый реестр доменных имен, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включены.

Сведения, размещенные на указанных сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документов об образовании за плату, без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждая неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и преступлений и способствуя из совершению.

Индивидуализировать лиц, имеющих свободный доступ к вышеуказанным сайтам, не представляется возможным.

При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Пензы в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной на территории Российской Федерации, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 7 ст. 150, ст.ст. 175-180, 265.5, 293, 294, 294.1 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление и.о. прокурора Железнодорожного района г. Пензы в интересах и защиту неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, о признании распространяемой в сети интернет информации запрещенной в Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по электронным адресам: <данные изъяты>, запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Копию вступившего в законную силу решения суда направить в адрес Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателей страниц сайтов в сети «Интернет» по сетевым адресам: <данные изъяты>, в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 310 настоящего Кодекса.

Мотивированное решение изготовлено 02.11.2020.

Судья - Герасимова А.А.