ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2521/2020УИД от 12.11.2020 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

№2а-2521/2020 УИД: 58RS0018-01-2020-004665-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2020 года г. Пенза

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Лидина А.В.,

при секретаре Фефеловой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Пензы действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной для распространения на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец прокурор Ленинского района г. Пензы действующий в интересах Российской федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что прокуратурой Ленинского района г. Пензы проведена проверка соблюдения федерального законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, о природопользовании и охране окружающей среды, в ходе которой выявлено размещение в информационно-коммуникационной сети «Интернет» информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В ходе проверки прокуратурой Ленинского района г. Пензы посредством доступа в сеть «Интернет», предоставленного оператором связи – Пензенский филиал ОАО «Ростелеком», через интернет–браузер «Yandex» были выявлены сайты: https://www.62.ua/obyavleniya/457440, https://makler.ua/sport-and-leisure/hunting-and-fishing/an/7098, https://torg.zone/samus-1000-samus-pwm5-rich-ac-5m-somolov-pribor-dla-lovli-soma-33865.html, на которых размещена информация о способах изготовления и использования орудий вылова водных биологических ресурсов с применением электротока (электроудочек). Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на указанном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.

В ходе осмотра при помощи функции Print Screen сделан снимок экрана (скриншоты) сайта и распечатан на принтере CANON LBP 2900 s/n LI 112IE.

Согласно ответу заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области от 28.09.2020 № 7350-05/58 информация о владельце домена сайта https://www.62.ua/obyavleniya/457440, отсутствует, сайт расположен на официальном домене США, информация о владельце домена сайта https://makler.ua/sport-and-leisure/hunting-and-fishing/an/7098, отсутствует, сайт расположен на официальном домене США, информация о владельце домена сайта https://torg.zone/samus-1000-samus-pwm5-rich-ac-5m-somolov-pribor-dla-lovli-soma-33865.html, отсутствует, сайт расположен на официальном домене США.

Просил суд признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», содержащую информацию о способах изготовления и использования орудий вылова водных биологических ресурсов с применением электротока (электроудочек) на сайтах: https://www.62.ua/obyavleniya/457440, https://makler.ua/sport-and-leisure/hunting-and-fishing/an/7098, https://torg.zone/samus-1000-samus-pwm5-rich-ac-5m-somolov-pribor-dla-lovli-soma-33865.html, запрещенной для распространения на территории Российской Федерации.

Представитель административного истца – старший помощник прокурора Ленинского района г.Пензы Бойко О.Н. в письменном заявлении поддержала требования, просила административный иск удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Пензенской области в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (с последующими изменениями) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту — Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления; информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (ст. 2 Закона № 149-ФЗ).

Передача информации посредством использования информационнотелекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ).

Согласно ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В соответствии с ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основанием для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Пензы проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, о природопользовании и охране окружающей среды, в ходе которой выявлено размещение в информационно-коммуникационной сети «Интернет» информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В ходе проверки прокуратурой Ленинского района г. Пензы посредством доступа в сеть «Интернет», предоставленного оператором связи - Пензенский филиал ОАО «Ростелеком», через интернет-браузер «Yandex» были выявлены сайты: https://www.62.ua/obyavleniya/457440, https://makler.ua/sport-and-leisure/hunting-and-fishing/an/7098, https://torg.zone/samus-1000-samus-pwm5-rich-ac-5m-somolov-pribor-dla-lovli-soma-33865.html, на которых размещена информация о способах изготовления и использования орудий вылова водных биологических ресурсов с применением электротока (электроудочек).

В силу ч. 6 ст. 10 данного Федерального закона запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Так, одним из уголовно наказуемых деяний в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации (ст. 256 УК РФ) является незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов.

Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 № 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (ч. 2 ст. 253, ст.ст. 256, 258.1 УК РФ)» указано, что под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ) судам следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче(вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений.

В ст. 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 51.1 Водного кодекса РФ использование водных объектов рыбохозяйственного значения для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в соответствии с данным Кодексом, законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области аквакультуры (рыбоводства).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается на принципе приоритета сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются гражданами свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов.

В ст. 26 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ закреплено, что в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут быть установлены ограничения на виды разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов.

Так, на основании вышеуказанных норм Уголовным кодексом РФ признана незаконной добыча (вылов) водных биологических ресурсов с использованием орудий с применением электротока.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, за которую может быть предусмотрена уголовная ответственность.

Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь.

Информация на указанном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.

В ходе осмотра при помощи функции Print Screen сделаны снимок экрана (скриншоты) сайта и распечатан на принтере CANON LBP 2900 s/n L11121E.

Согласно ответу заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области от 28.09.2020 № 7350-05/58 информация о владельце домена сайта https://www.62.ua/obyavleniya/457440, отсутствует, сайт расположен на официальном домене США, информация о владельце домена сайта https://makler.ua/sport-and-leisure/hunting-and-fishing/an/7098, отсутствует, сайт расположен на официальном домене США, информация о владельце домена сайта https://torg.zone/samus-1000-samus-pwm5-rich-ac-5m-somolov-pribor-dla-lovli-soma-33865.html, отсутствует, сайт расположен на официальном домене США.

Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» основаниями для включения в реестр являются как решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, так и вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.

В п. 4 Правил принятия уполномоченным Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1101 от 26.10.2012, установлен исчерпывающий перечень информации, в отношении которой Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр.

Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети «Интернет» информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию не только не исключается, но и возможна путем рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства.

По делам о признании указанной информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

Действующее законодательство в настоящее время не предусматривает возможности установления факта распространения запрещенной к распространению в Российской Федерации информации во внесудебном порядке.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных КАС РФ, органом государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.п. 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 (далее – Положение) Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Орган, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В п. 5.1.7 Положения предусмотрено, что Роскомнадзор осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

С учетом этого, в целях формирования единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» суд считает необходимым удовлетворить административный иск прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Ленинского района г.Пензы действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной для распространения на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайтах: https://www.62.ua/obyavleniya/457440, https://makler.ua/sport-and-leisure/hunting-and-fishing/an/7098, https://torg.zone/samus-1000-samus-pwm5-rich-ac-5m-somolov-pribor-dla-lovli-soma-33865.html, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца со дня вынесения.

Судья А.В. Лидин