ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2770/2022 от 16.06.2022 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-2770/2022

22RS0068-01-2022-001810-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2022 года г.Барнаул

Центральный районный суд г.Барнаула в составе:

председательствующего судьи: Быхуна Д.С.,

при секретаре Мгдесян Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению товарищества собственников жилья «Ц.» к прокуратуре Алтайского края, прокуратуре Центрального района г.Барнаула, помощнику прокурора Центрального района г.Барнаула Щ о признании представления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

товарищество собственников жилья Ц.») обратилось в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Центрального района г.Барнаула с требованием о признании незаконным представления об устранении нарушений требований федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указано на то, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Центрального района г.Барнаула выдано представление в отношении ТСЖ «Ц.» об устранении нарушений федерального законодательства, а именно были установлены следующие нарушения: 1) ТСЖ «Ц.» не обеспечило передачу земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах, не приняло меры, направленные на обеспечение прав собственников; 2) в адрес А. не направлен ответ на ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ; 3) в ходе проверки не представлены решения общего собрания по вопросу заключения договоров купли-продажи, договоров оказания услуг с ООО «БСК»; 4) не обеспечено размещение отчетности в ГИС ЖКХ; 5) не исполнено своевременно решение суда.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокуратуры Центрального района г.Барнаула направлено уведомление, в котором указано на результаты рассмотрения представления и изложены обстоятельства, свидетельствующие о его необоснованности. Со стороны административного ответчика после получения уведомления каких-либо действий не последовало.

Между тем, представление является непонятным и неисполнимым. ТСЖ Ц.» не могло и не должно было совершать действия в отношении земельных участков, в том числе, направленные на их передачу в общую долевую собственность собственников помещений, без волеизъявления всех собственников. ТСЖ «Ц.» не имеет возможности оформить земельные участки в собственность и передать собственникам жилых помещений имущество в виде земельных участков. Кроме того, земельные участки уже находятся в общей долевой собственности физических лиц, у которых на данном участке расположено недвижимое имущество – гаражи.

Вывод прокурора о том, что в адрес А. не был направлен ответ на ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует действительности. ДД.ММ.ГГГГ в адрес А. направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано на то, что она имеет возможность ознакомиться с интересующими ее документами в любое время, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в помещении охраны по адресу: .....

Указание на непредоставление в ходе проверки решения общего собрания по вопросу заключения договоров с ООО «БСК» противоречит статье 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которой у ТСЖ «Ц.» отсутствуют оригиналы решений общих собраний, оно не могло и не должно было их представлять. Кроме того, письменных запросов о предоставлении каких-либо документов в адрес ТСЖ «Ц.» не поступало.

ТСЖ «Ц.» своевременно и в полном объеме размещает всю необходимую информацию в ГИС ЖКХ, так как ее неразмещение грозит привлечением к административной ответственности, что подтверждается скриншотами с сайта ГИС ЖКХ, в связи с чем данный вывод прокуратуры необоснованный.

Также у прокуратуры отсутствовали предусмотренные законом основания делать вывод о несвоевременном исполнении какого-либо судебного акта. Если речь идет о решении Центрального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, то оно не исполнено в связи с тем, что не сформирован источник финансирования выполнения данных работ, так как собственники не оплачивают денежные средства, необходимые для выполнения ремонта. Со стороны ТСЖ «Ц.» совершаются все необходимые и достаточные действия, направленные на ремонт кровли .... в .... и исполнения решения суда.

Оспариваемым представлением нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца, неисполнение представления может повлечь привлечение к административной ответственности. Представление незаконно возлагает на ТСЖ «Ц.» обязанность по устранению нарушений федерального законодательства, которые отсутствуют.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены прокуратура Алтайского края, помощник прокурора Центрального района г.Барнаула Щ, в качестве заинтересованных лиц – А., помощник прокурора Центрального района г.Барнаула В.

Представитель административного истца ТСЖ «Ц.» – К. в судебном заседании на удовлетворении административного искового заявления настаивал, просил удовлетворить.

В судебном заседании представитель административных ответчиков прокуратуры Центрального района г.Барнаула, прокуратуры Алтайского края старший помощник прокурора О против удовлетворения административного иска возражала по доводам письменных возражений.

Административный ответчик помощник прокурора ....Щ, заинтересованные лица А., помощник прокурора В. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело при данной явке.

Заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что оспариваемое представление принято 09 ноября 2021 года, получено административным истцом 13 декабря 2021 года, в суд настоящее административное исковое заявление направлено 24 февраля 2022 года, то есть в установленный законом срок.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ТСЖ «Ц.» осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: ...., .....

Председателем ТСЖ «Ц.» на основании решения общего собрания собственников вышеназванных многоквартирных домов от ДД.ММ.ГГГГ является Б.

Прокуратурой Центрального района г.Барнаула в соответствии с поручением прокуратуры Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, направленным в рамках проверки коллективного обращения жителей домов по .... в ...., подписанного А., проведена проверка соблюдения ТСЖ «Ц.» норм жилищного законодательства.

По результатам проведения проверки председателю правления ТСЖ «Ц.» прокуратурой Центрального района г.Барнаула направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований федерального законодательства, в котором указано на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки доводов обращения А. установлено следующее.

Земельные участки (на котором расположен .... в ....), (на котором расположен ....), (на котором расположен ....) принадлежат на праве собственности К.П. ТСЖ «Ц.» не обеспечило соблюдение прав и интересов собственников, земельные участки в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах не переданы, меры, направленные на обеспечение прав собственников, не принимались.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ТСЖ «Ц.» поступило заявление А. о предоставлении информации, однако ответ в адрес А. не направлен.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу заключения договоров купли-продажи, договора оказания услуг с ООО «БСК» в ТСЖ «Ц.» не предоставлены.

Кроме того, в ходе изучения интернет ресурса ГИС ЖКХ установлено, что ТСЖ «Ц.» не обеспечено размещение информации об отчетности деятельности правления, об отчете о выполнении договора управления многоквартирным домом и бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также информации, подлежащей размещению управляющими организациями, товариществами и кооперативами, в случае, если они являются владельцами специального счета, открытого в целях формирования фонда капитального ремонта.

ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом .... вынесено решение по делу о проведении ремонта крыши .... в .....

Решение суда не исполнено по причине наличия судебного разбирательства по исковому заявлению Т. к ТСЖ «Ц. о признании недействительным решения общего собрания собственников по повестке проведения ремонта крыши (кровли) дома , утверждении подрядчика, порядка финансирования.

Согласно апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение внеочередного собрания собственников помещений дома признано незаконным.

В нарушение требований действующего законодательства решение суда своевременно не исполнено, общее собрание членов ТСЖ «Ц.» в форме очно-заочного голосования по вопросам принятия решения о проведении ремонта крыши, утверждении порядка, подрядчика, стоимости работ, проведено лишь ДД.ММ.ГГГГ.

В представлении содержится требование исполняющей обязанности заместителя прокурора Центрального района г.Барнаула Щ безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры района, принять исчерпывающие меры по устранению нарушений законодательства, а также причин и условий, способствующих выявленным нарушениям. С целью обеспечения участия представителя прокуратуры района при рассмотрении представления заблаговременно уведомить прокурора района о времени и месте рассмотрения. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить прокурору Центрального района г.Барнаула в письменной форме в месячный срок со дня его получения. Предложено при наличии оснований рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения ответственных людей.

По результатам рассмотрения представления ТСЖ «Ц.» направило прокурору Центрального района г.Барнаула уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщило, что не находит оснований для принятия мер по устранению нарушений законодательства, так как по мнению ТСЖ не было допущено ни каких нарушений действующего законодательства Российской Федерации.

В дальнейшем, в связи с несогласием с представлением прокурора, ТСЖ «Ц.» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Оценивая законность представления, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме, если принятым до вступления в силу настоящего Федерального закона решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2).

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3).

Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. С заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа (часть 4).

Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ (часть 4.1).

Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5).

Таким образом, с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть с 1 марта 2005 года в силу прямого указания закона земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, переходит в общую долевую собственность собственников помещений данного многоквартирного дома. Образование такого земельного участка производится либо по инициативе собственника (собственников) помещений в многоквартирном доме, либо органом местного самоуправления.

Режим собственности на такой земельный участок определяется нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно частям 1, 2 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение.

В соответствии с частью 4 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе: осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

Согласно пункту 6 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью.

В силу пункта 3.6 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений об определении лица, уполномоченного от имени собственников помещений в многоквартирном доме на подачу заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, входящие в силу закона в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, заявления о государственном кадастровом учете многоквартирного дома в связи с изменением его характеристик в результате реконструкции или при перепланировке расположенных в нем помещений.

Как следует из материалов дела, земельный участок, расположенный по адресу: ...., находится в долевой собственности К, Д., Н., Б, Н, К.П., М, С; земельные участки, расположенные по адресу: .... – в собственности К.П.

Между тем, нахождение вышеназванных земельных участков в собственности конкретных лиц противоречит вышеприведенным нормам права, поскольку лишает собственников всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме права на приобретение земельного участка в общую долевую собственность.

Учитывая нормы действующего законодательства, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома. При этом какие-либо способы ограничения или лишения собственника помещения в многоквартирном доме такого права действующим законодательством не предусмотрены.

Целью представления прокурора является понуждение ТСЖ «Ц.» к принятию мер по обеспечению прав собственников многоквартирных домов, при этом конкретный способ подлежал определению самим административным истцом, в том числе и путем проведения общих собраний собственников по вопросам оформления и передачи земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Доводы административного истца о том, что собственники помещений в многоквартирных домах являются долевыми собственниками общего имущества – земельных участков в силу закона, в связи с чем каких-либо действий по регистрации прав не требуется, подлежат отклонению.

Наличие в Едином государственном реестре прав записи о праве собственности вышеуказанных лиц на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, накладывает на собственников помещений в таком многоквартирном доме определенные ограничения, обусловленные распространением на эти объекты правового режима, установленного действующим законодательством для недвижимого имущества, находящегося в индивидуальной собственности.

Зарегистрированное права собственности в отношении земельных участков принадлежащих всем собственникам многоквартирного дома на праве общей долевой собственности, ограничивает права таких собственников на владение и пользование земельными участками, на котором расположены многоквартирные дома.

Таким образом, в нарушение требований законодательства ТСЖ «Ц.» не организованы мероприятия по предоставлению в регистрирующий орган документов о погашении права собственности у отдельных физических лиц на указанные земельные участки и регистрации общего долевого права собственности за собственниками многоквартирного дома, в том числе не приняты меры для организации общего собрания собственников для решения вопроса о передаче участков в общую долевую собственность.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее – обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме могут выбрать способ управления многоквартирным домом в виде управления товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом товариществами собственников жилья установлены Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416 (далее – Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами).

Согласно подпункту «г» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива, а в случаях, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, управляющей организацией рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, общим собранием членов товарищества или кооператива (далее - собрание) вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом, в том числе документальное оформление решений, принятых собранием.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 32 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, в случае, если управление многоквартирным домом осуществляет товарищество или кооператив, они обязаны раскрывать информацию путем размещения на постоянной основе на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети «Интернет» информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 года утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Разделом 10 указанного Приказа определена информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.

В состав размещаемой информации входит, в том числе информация, подлежащая размещению управляющими организациями, товариществами и кооперативами, в случае если они являются владельцами специального счета, открытого в целях формирования фонда капитального ремонта; информация об отчете о выполнении договора управления многоквартирным домом и бухгалтерской (финансовой) отчетности; информация об отчетности товарищества и кооператива (пункты 11, 15, 16).

Наибольший срок для размещения данной информации установлен в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором товарищество и кооператив осуществляли деятельность по управлению многоквартирным домом.

Согласно пункту 34 Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами управляющая организация, товарищество или кооператив предоставляют по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, в том числе в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), – любую информацию из перечня информации, подлежащей раскрытию в соответствии с пунктами 31 и 32 настоящих Правил. В случае если запрашиваемая информация затрагивает интересы неопределенного круга лиц и, по мнению управляющей организации, товарищества или кооператива, раскрыта в необходимом объеме способом, указанным в пунктах 31 и 32 настоящих Правил, и является актуальной на момент рассмотрения запроса (обращения), управляющая организация, товарищество или кооператив вправе, не предоставляя запрашиваемую информацию, сообщить место размещения запрашиваемой информации. Указанное сообщение направляется в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), и по предусмотренным пунктом 35 настоящих Правил каналам связи.

В соответствии с пунктом 35 Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами запрос (обращение) может быть направлен посредством почтового отправления, электронного сообщения на адрес электронной почты управляющей организации, товарищества или кооператива, государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также с нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме либо через консьержа многоквартирного дома, если услуга консьержа предусмотрена договором управления многоквартирным домом, а также высказан устно, в том числе на приеме. Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.

Из пояснений заинтересованного лица помощника прокурора В., проводившего проверку, установлено, что в момент проведения проверки последний по согласованию с председателем ТСЖ «Ц.» Б.ДД.ММ.ГГГГ прибыл по адресу: ...., его встретил Б., свободный доступ в помещение ТСЖ отсутствовал. Б. было предоставлено обращение А. для ознакомления, сообщено, что проводится проверка по доводам заявления, предложено представить необходимые документы, касающиеся изложенных в обращении обстоятельств.

Административный истец, утверждая о незаконности представления, ссылается на то, что ответ на обращение А. от ДД.ММ.ГГГГ, направлен ДД.ММ.ГГГГ, последней предложено ознакомиться с интересующими ее документами в любое время с ДД.ММ.ГГГГ в помещении охраны по адресу: ...., этаж 1. Отправление с почтовым идентификатором было получено А.ДД.ММ.ГГГГ, однако последняя с документами не ознакомилась.

Кроме того, все подлинники протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе по вопросам заключения договоров с ООО «БСК», направлены в Государственную инспекцию ...., у ТСЖ «Ц.» не имелись, при этом в представлении не конкретизировано, о каких именно решениях идет речь.

ТСЖ «Ц.» ссылается на то, что факт отсутствия сведений в ГИС ЖКХ прокуратурой не подтвержден.

Более того, в представлении упоминается два решения суда, что свидетельствует о неопределенности данного требования.

Разрешая требования административного истца в данной части, суд исходит из того, что председатель ТСЖ «Ц.» Б. был ознакомлен с обращением А., однако в момент проведения проверки документы по доводам обращения в полном объеме прокурору представлены не были, в том числе в части доводов о ненаправлении ответа на обращение А. от ДД.ММ.ГГГГ, а также по вопросам заключения договоров с ООО «БСК».

При изучении государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) было установлено, что ТСЖ «Ц.» не обеспечило размещение отчетности о бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год в установленный срок, то есть в течение ДД.ММ.ГГГГ, соответствующий отчет размещен лишь ДД.ММ.ГГГГ.

В этой связи вышеприведенные доводы административного истца об обратном подлежат отклонению, при этом предоставление административным истцом скриншотов, подтверждающих размещение отчетности в ГИС ЖКХ, и документов, подтверждающих направление ответа А., в судебное заседание при рассмотрении настоящего административного искового заявления не подтверждает факт их не предоставления по запросу при проведения прокурорской проверки.

Указание в представлении на неисполнение решения Центрального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ по делу о возложении на ТСЖ «Ц. обязанности провести ремонт крыши в многоквартирном .... в ...., установленное при проведении проверки, подтверждается материалами административного дела и не оспаривается сторонами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 2201-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является, в том числе соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (часть 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

В соответствии с частями 3, 4 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок, контрольных (надзорных) мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Действующим законодательством не запрещено прокурору при осуществлении полномочий запрашивать необходимые сведения устно.

В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Алтайского края поступило обращение А. о нарушениях законодательства в длительности ТСЖ «Ц.». На основании данного обращения ДД.ММ.ГГГГ прокурору Центрального района г.Барнаула поручено организовать проверку по доводам жалобы.

Решение о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ направлено по юридическому адресу ТСЖ «Ц.» в тот же день.

Проверку проводил помощник прокурора Центрального района г.Барнаула В., что сторонами не оспаривается.

По результатам проверки в адрес ТСЖ «Ц.» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, подписанное помощником прокурора Центрального района г.Барнаула Щ, которая в период с 08 по ДД.ММ.ГГГГ исполняла обязанности заместителя прокурора Центрального района г.Барнаула на основании приказа прокурора Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ л/о.

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Таким образом, внесение представления в случае выявления нарушений закона является правом прокурора.

Вытекающая из представления и статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обязанность заявителя рассмотреть представление не лишает заявителя права не согласиться с указанными в представлениями нарушениями, о чем сообщить прокурору в письменной форме.

Само по себе представление прокурора не может быть исполнено принудительно, поскольку оно направлено на понуждение органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке, и не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы органа или должного лица, которым оно внесено.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, по смыслу закона необходимым условием для признания представления прокурора незаконным является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым представления.

Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Между тем, судом установлено и подтверждается пояснениями лиц, участвующих в деле, что внесение оспариваемого представления не повлекло для ТСЖ «Ц.» негативных последствий.

Согласно ответу заместителя прокурора Центрального района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ на судебный запрос, ответ ТСЖ «Ц.» на доводы представления был рассмотрен, мер прокурорского реагирования по результатам рассмотрения ответа принято не было.

С учетом изложенного, необходимая совокупность условий для признания оспариваемого представления незаконным, равно как и факты нарушения данным представлением прав и законных интересов административного истца по делу не установлены.

Оспариваемое представление принято должностным лицом прокуратуры в пределах предоставленных полномочий, в установленном порядке и соблюдением срока, несогласие административного истца с содержанием данного представления не свидетельствует о его незаконности.

При установленных обстоятельствах административные исковые требования ТСЖ «Ц.» подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования товарищества собственников жилья «Ц.» оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья Д.С. Быхун

Мотивированное решение составлено 30 июня 2022 года.