ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3035/2017 от 06.03.2017 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 марта 2017 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Селибова А.Ф.,

при секретаре ФИО6,

с участием административного истца ФИО2,

представителей административного ответчика ФИО7,

ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации религиозной организации,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации религиозной организации, указав, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик уведомил их об отказе в государственной регистрации религиозной организации Камчатской общины Славянской Веры «Славянское наследие». Действия административного ответчика являются незаконными, так как правовых оснований для отказа в государственной регистрации религиозной организации не имелось, ответчиком не приведено данных, свидетельствующих о наличии фактов и обстоятельств, препятствующих государственной регистрации религиозной организации. Заключение экспертного совета о том, что характер деятельности религиозной организации Камчатская община Славянской Веры «Славянское наследие» не соответствует характеру деятельности религиозной организации, является надуманным. Между тем, особое мнение одного из членов экспертного совета - ФИО15, имеющего профильное религиоведческое образование и опыт работы в должности эксперта, об отсутствии препятствий для государственной регистрации религиозной организации, является логичным и мотивированным. Оспариваемым решением ответчика нарушены права истцов, закрепленные в ст. 28 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». На основании изложенного, истцы просили признать незаконным решение Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю об отказе в государственной регистрации религиозной организации Камчатской общины Славянской Веры «Славянское наследие».

Административный истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и возражениях на отзыв ответчика.

Административные истцы ФИО1 и ФИО3 о времени и месте рассмотрения дела извещены, в судебном заседании участия не принимали.

Представители административного ответчика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю ФИО7 и ФИО8 в судебном заседании иск не признали по доводам указанным в отзыве на иск. Кроме того ФИО7 пояснила, что общину нельзя считать религиозной организацией, так как у нее отсутствуют явно выраженные признаки религиозной организацией. Сведения о религиозном сознании и деятельности, наличие структуры и общего вероучения, носят вероятный характер, что следовало из пояснений на экспертном совете ФИО15 Последний также пояснял, что выявленные им признаки характеризуют данную организацию как формирующуюся и образовывающуюся религиозную организацию.

Заинтересованные лица ФИО9, ФИО5 И.П., ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном законом порядке, в судебном заседании участия не принимали.

Выслушав участников судебного заседания, допросив свидетеля, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю с заявлением о государственной регистрации религиозной организации Камчатская община Славянской Веры «СЛАВЯНСКОЕ НАСЛЕДИЕ».

К заявлению были приложены: устав организации, протокол собрания учредителей организации, квитанция об уплате государственной пошлины, согласие собственника жилого помещения на его предоставление в качестве постоянно действующего адреса религиозной организации, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение на имя ФИО2, сообщение о постоянно действующем адресе религиозной организации, сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики организации.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю был представлен устав организации в измененной редакции.

При рассмотрении представленных документов Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю направлены запросы: в Управление Федеральной миграционной службы России по Камчатскому краю о предоставлении информации о месте рождения, адресе регистрации по месту жительства (пребыванию), паспортных данных в отношении участников религиозной организации; в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю сведений о привлечении участников религиозной организации к административной и уголовной ответственности за совершенные правонарушения и преступления экстремистской направленности

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ экспертным советом по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю по распоряжению начальника Управления проведена государственная религиоведческая экспертиза в отношении религиозной организации Камчатская община Славянской Веры «СЛАВЯНСКОЕ НАСЛЕДИЕ».

Согласно экспертному заключению экспертный совет по результатам проведения экспертизы пришел к выводу о том, что создаваемая религиозная организация в качестве религиозной рассматриваться не может. К экспертному заключению также приложено особое мнение религиоведа ФИО15

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО15 пояснил, что был приглашен в экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы в отношении религиозной организации Камчатская община Славянской Веры «Славянское наследие». Религиоведческая экспертиза была проведена в строгом соответствии с предъявляемыми к ней требованиями и каких-либо нарушений законодательства при ее проведении допущено не было. В ходе экспертизы исследовалась практическая деятельность организации в соответствии с ее документами. Данная религиозная организация находится в стадии образования и становления. Он присутствовал на обряде, общался с участниками религиозного сообщества. У Камчатской общины Славянской Веры «Славянское наследие» присутствовало четыре компонента для признания ее религиозной организацией: религиозное сознание и деятельность, наличие структур в виде групп или сообществ и наличие общего вероучения. Наличие религиозного сознания, либо его отсутствие недоказуемо, о его наличии возможно судить лишь со слов участников религиозной группы, которые свидетельствовали о наличии у них религиозного сознания. Между тем, со слов членов религиозной группы следовало, что обряды у них проводятся нерегулярно. Обряд, на котором он присутствовал, по его убеждению, проводился для демонстрации наличия ведения религиозной деятельности, так как со слов участников обрядового действия, обряд в котором участвовало около 30 человек (5-6 семей) проводился впервые, обряды в составе 7-10 человек проводились несколько раз ранее в различных местах. Со слов ФИО1 члены общины проходят процесс обучения. Процесс обучения заключается в изучении письменного источника религиозного учения, выезде обучающегося на обучение за пределы Камчатского края, хотя ФИО1 неоднократно подчеркивал, что данная группа не контактирует с другими группами, находящимися за пределами Камчатского края. О наличии структуры религиозной организации свидетельствует то, что во время обряда присутствовал «Волхв», подтверждавший свое положение лидера в группе во время обряда ношением ритуального предмета. В религиозной организации видна роль ФИО1, которая заключающаяся в осуществлении религиозной организацией общественной деятельности.

Решением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации религиозной организации Камчатская община Славянской Веры «СЛАВЯНСКОЕ НАСЛЕДИЕ» отказано по снованиям, предусмотренным абзацами четвертым и шестым пункта 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Оценивая законность принятого Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю решения об отказе в государственной регистрации религиозной организации, суд приходит к следующему.

Согласно п.п. 1, 2, 3 ст. 8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

В соответствии с п. 5 ст. 11 указанного Закона для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации:

заявление о регистрации;

список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

устав религиозной организации;

протокол учредительного собрания;

документ, подтверждающий вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданный руководящим органом (центром) централизованной религиозной организации, в случае, если местная религиозная организация входит в структуру централизованной религиозной организации;

сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» религиозная организация является одной из форм некоммерческих организаций.

В силу ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная организация осуществляет свою деятельность на основании зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке учредительных документов (устава), требования которых обязательны для исполнения самой организацией и ее учредителями (участниками).

Согласно п. 1 ст. 12 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:

цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации - со ссылкой на конкретные статьи законов;

создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны;

в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

учредитель (учредители) неправомочен.

Как следует из заключения по заявлению о государственной регистрации религиозной организации при ее создании и уведомления об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, основаниями для отказа в государственной регистрации религиозной организации послужили следующие обстоятельства.

В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Согласно сведениям, представленным отделом адресно-справочной работы Управления Федеральной Миграционной службы России по Камчатскому краю, один из учредителей, а именно ФИО2 зарегистрирована по месту пребывания до ДД.ММ.ГГГГ, постоянной регистрации по месту жительства в пределах Камчатского края не имеет.

Наличие в собственности ФИО2 жилого помещения, расположенного на территории Камчатского края, о постоянном проживании собственника по месту нахождения данного жилого помещения не свидетельствует.

Данные обстоятельства указывают на то, что на основании представленных ФИО2 документов, она не может быть признана лицом, постоянно проживающим на территории Камчатского края, а как следствие являться учредителем местной религиозной организации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации для государственной регистрации организации было представлено, в том числе заявление по форме Р11001. Согласно сведениям, представленным отделом адресно-справочной работы Управления Федеральной Миграционной службы России по Камчатскому краю, сведения о месте жительства ФИО11 указанные в заявлении по форме Р11001 как: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, были представлены недостоверные.

Вывод о том, что сведения о месте жительства ФИО11 указанные в заявлении по форме Р11001, являются недостоверными сделан на основании ответа отдела адресно-справочной работы Управления Федеральной Миграционной службы России по Камчатскому краю на запрос Управления от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что ФИО11 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу <адрес>

Доводы ФИО1 о проживании ФИО11 по адресу, указанному в заявлении по форме Р11001, судом отклоняются, так как не подтверждены какими-либо доказательствами, в том числе договором найма или аренды жилого помещения.

В нарушение п. 5 ст. 11 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», пункта 31 Приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций» организацией для государственной регистрации не представлен список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения.

В соответствии со ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации религиозные организации отнесены к числу унитарных юридических лиц, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. В нарушение данного положения закона устав организации предусматривает наличие в организации членов, а не участников.

Титульный лист устава содержит указание на то, что устав организации утвержден общим собранием (вече) членов организации, в то же время, для государственной регистрации организации был представлен протокол собрания учредителей. Кроме того, в представленном протоколе собрания учредителей не отражен вопрос об утверждении устава, таким образом, не представляется возможным определить каким органом принято решение об утверждении устава организации.

В силу ч. 1 ст. 10 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией, и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

Ссылка на титульном листе устава на его утверждение членами организации, а не ее учредителями противоречит ч. 1 ст. 10 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в связи с чем возражения ФИО1 в данной судом отклоняются.

Из представленных для государственной регистрации документов не представляется возможным определить полное наименование организации. В графе 1.1. заявления по форме Р11001 и на втором листе устава наименование организации указано, как «Религиозная организация Камчатская община Славянской Веры «Славянское наследие». Вместе с тем, на титульном листе устава наименование организации указано как «Религиозная организация - Камчатская община Славянской Веры «СЛАВЯНСКОЕ НАСЛЕДИЕ».

В уставе, представленном на государственную регистрацию, организация ссылается на Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О свободе совести и о религиозных объединениях», однако Федеральный закон №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что организация является местной религиозной организацией, не входящей в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, пункты 2.2, 2.9 (применительно к средствам массовой информации), 2.10, 2.11 (применительно к приглашению иностранных граждан), а так же пункт 2.12 устава организации противоречат абзацу пятому п. 3 ст. 27 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Согласно пункту 1.9 устава организация является местной религиозной организацией. В соответствии с пунктом 1.8 устава организация находится и действует на территории Камчатского края. В нарушение данных положений устава:

- пункт 1.8 устава организации предусматривает возможность иметь религиозной организации Камчатская община Славянской Веры «Славянское наследие» филиалы в других регионах России, а также на территории зарубежных стран;

- пункт 6.1 устава предусматривает, что организация состоит из членов организации и структурных подразделений, образованных членами организации, в том числе из филиалов, подворий, представительств, родовых общин (без статуса юридического лица), находящихся на территории Камчатского края, России и за границей.

Территориальной сферой деятельности местной религиозной организации является территория соответствующей местности, то есть на одной части территории, характеризующейся общностью природных, исторических, культурных и других признаков (в данном случае - Камчатский край). Наличие филиалов в других регионах России, а также на территории зарубежных стран нарушает принцип территориальной сферы своей религиозной деятельности.

Пункт 4.2 устава организации предусматривает, в том числе распространение славянской веры через собственные средства массовой информации, а также учреждение средств массовой информации, что нарушает абзац пятый п. 3 ст. 27 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В нарушение п. 2 ст. 123.27 Гражданского кодекса Российской Федерации устав организации не предусматривает сведений о направлениях использования имущества.

Пункт 8.3 устава религиозной организации, предусматривающий возможность реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования, нарушает п. 3 ст. 123.26 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 13.1 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», так как религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Пункт 8.6 устава организации предусматривает, что организация может быть ликвидирована в случае выхода из состава организации более двух третей учредителей или членов данной организации или иной фактической невозможности продолжения деятельности данной организации. Данное положение устава противоречит п. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соответствии с которым местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников.

В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. В нарушение данного положения закона пункты 3.3.3, 3.3.4. (в части осуществления контроля за соблюдением конституционных и иных прав участников организации), 3.3.5., 3.3.6, 3.3.7. (в части содействия разработке и реализации социальных, культурных, образовательных, здравоохранительных, экологических проектов, программ, иных мероприятий), 4.4. (в части участия в международных мероприятиях по обмену опытом в области защиты интересов коренных народов России, охраны природы), 4.11. (в области проведения экологических акций) не соответствуют цели создания организации, указанной в п. 1 ст. 8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а так же в п. 3.1 устава организации.

В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, которые предусмотрены ее учредительными документами. В нарушение данного положения закона пункты 3.3.3., 4.2. и 4.13. устава организации предусматривают осуществление иной деятельности, не предусмотренной уставом.

Кроме того, в ходе проведения государственной экспертизы представленных документов заявителем был представлен устав в новой редакции, однако, протокол об утверждении данной редакции устава представлен не был.

Таким образом, документы, представленные для государственной регистрации Религиозной организации Камчатская община Славянской Веры «Славянское наследие» при ее создании, содержат недостоверные сведения, а также не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Суд соглашается с указанными выше выводами административного ответчика, изложенными в оспариваемом решении, так как они соответствуют нормам действующего законодательства, регулирующего спорные отношения.

Доводы ФИО1 о том, что незначительные описки и несоответствия не являются препятствием в государственной регистрации религиозной организации, являются несостоятельными.

Учитывая, что законодатель в ст. 12 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» не установил множественности форм соответствия, то наличие даже незначительных разночтений содержания представленных документов с требованиями действующего законодательства следует понимать как полное несоответствие закону.

При таком положении ответчиком правомерно описанные выше нарушения отнесены в разряд несоответствия требованиям действующего законодательства.

Несогласие истцов с указанными выводами государственного органа, изложенными в оспариваемом решении, само по себе не влечет признание судом данного решения незаконным, так как основано на неверном толковании норм права.

Доводы истца о несогласии с выводом экспертного совета в заключении о несоответствии деятельности Камчатской общины Славянской Веры «Славянское наследие» характеру деятельности религиозной организации, судом во внимание приняты быть не могут, так как согласно оспариваемому решению в регистрации религиозной организации государственным органом было отказано по основаниям, указанным в абзацах четвертом и шестым пункта 1 статьи 12 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны; учредитель (учредители) неправомочен). Тогда как непризнание создаваемой организации в качестве религиозной является основанием для отказа в регистрации религиозной организации в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 12 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Таким образом, само по себе экспертное заключение на результат рассмотрения представленного ФИО1 заявления о регистрации религиозной организации не повлияло, и выводы экспертного совета в данном случае правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.

Суд считает, что отказ в регистрации религиозной организации не влечет нарушения прав истцов, гарантированных им статьей 28 Конституции Российской Федерации, так как не препятствуют повторному обращению с заявлением о регистрации религиозной организации после устранения указанных нарушений.

Кроме того, право на совместное вероисповедание является непосредственно действующим, закон не запрещает верующим на добровольной основе объединиться в религиозную группу без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица в целях совместного исповедания и распространения веры (статьи 6 и 7 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

При вынесении оспариваемого решения государственным органом соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, а также порядок его принятия, права, свободы и законные интересы истцов оспариваемым решением нарушены не были, в связи с чем суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска и признания решения незаконным не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации религиозной организации, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено судом ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий А.Ф. Селибов

Копия верна

Судья А.Ф. Селибов