ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-426/19 от 05.03.2019 Первомайского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело №2а-426/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Шиханцовой Н.К.,

при секретаре Бойдиновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по административному исковому заявлению Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Пензенской области к заместителю прокурора Пензенской области Сигаеву Р.А., прокуратуре Пензенской области об оспаривании предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности,

установил:

Духовное управление мусульман Пензенской области обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к заместителю прокурора Пензенской области (далее - ЦРО ДУМ ПО), указывая, что 19.11.2018 заместителем прокурора Пензенской области Сигаевым Р.А. вынесено предупреждение № 27-13-2018/3195-2018 в адрес председателя ЦРО ДУМ ПО ...4 о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, в том числе приобретения и хранения в целях массового распространения экстремистской литературы в религиозных организациях, входящих в состав ЦРО ДУМ ПО, одновременно административный истец был проинформирован о последующей ликвидации, в случае, если данное предупреждение не будет обжаловано в суде и не признано незаконным, либо в установленный в предупреждени и срок соответствующей религиозной организацией или её территориальным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение 12 месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности. Полагая данное предупреждение незаконным, ЦРО ДУМ ПО обратилось в адрес прокурора Пензенской области с досудебными возражениями, просило обжалуемый документ отменить. Прокурор Пензенской области Канцерова Н.Е. письмом № 27-16-2018-3440-2018 от 05.12.2018 уведомила административного истца об отказе в удовлетворении досудебные возражений, разъяснив право обжалования. Считает вынесенное предупреждение незаконным и необоснованным.

Членами ЦРО ДУМ ПО являются: Местная мусульманская религиозная организация с. Верхняя Елюзань Городищенского района Пензенской области ЦРО ДУМ ПО, Местная мусульманская религиозная организация г. Заречный Пензенской области ЦРО ДУМ ПО, Местная мусульманская религиозная организация с. Бигеево Неверкинского района Пензенской области ЦРО ДУМ ПО.

В период с 11.04.2018 по 14.09.2018 прокуратурой Городищенского района Пензенской области, ЗАТО г. Заречный и Неверкинского района Пензенской области проведена проверка в сфере исполнения религиозными организациями требований законодательства о противодействии экстремизму, в ходе которой выявлены факты хранения в целях массового распространения ряда книг, включенных в Федеральный список экстремистских материалов. По данным фактам вышеназванные местные религиозные организации и должностные лица привлечены к административной ответственности по ст. 20.29 КоАП РФ. Кроме этого, соответствующими местными прокурорами вынесены предупреждения в адрес вышеперечисленных местных религиозных организаций о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, соответственно 04.05.2018, 12.09.2018, 03.10.2018. К проведению вышеуказанных проверок ЦРО ДУМ ПО не привлекалась, при составлении и судебном рассмотрении административных материалов по ст. 20.29 КоАП РФ не участвовала, об их проведении не извещалась. Привлеченные к административной ответственности должностные лица местных религиозных организаций ...1, ...2 и ...3 не являются должностными лицами ЦРО ДУМ ПО. Проверка административного истца на предмет выявления фактов приобретения и хранения в целях массового распространения экстремистской литературы на прокуратурой Пензенской области, ни другими органами и организациями, наделенными контрольными функциями не проводилась.

ЦРО ДУМ ПО является самостоятельным юридическим лицом, равно, как и Местная мусульманская религиозная организация с. Верхняя Елюзань Городищенского района Пензенской области ЦРО ДУМ ПО, Местная мусульманская религиозная организация г. Заречный Пензенской области ЦРО ДУМ ПО, Местная мусульманская религиозная организация с. Бигеево Неверкинского района Пензенской области ЦРО ДУМ ПО. Данные юридические лица обладают собственной гражданской правоспособностью и не являются структурными подразделениями ЦРО ДУМ ПО, в связи с чем, каждое, из указанных юридических лиц самостоятельно и от своего имени осуществляет свою уставную деятельность и самостоятельно несет риск неблагоприятных последствий несоблюдения требований действующего законодательства. Положения Уставов местных религиозных организаций о том, что они «входят в состав и под каноническое управление ЦРО ДУМ ПО» подразумевает только членство в соответствующей организации, без какого-либо правопреемства по правам и обязанностям, и декларативное обязательство совместно осуществлять деятельность по развитию ислама, не вступая в другие централизованные мусульманские организации, придерживаясь одного общего религиозного течения в исламе и одних общих школ шариатского права (мазхабов). Данные обязанности носят добровольный и декларативный характер, никакими мерами принуждения к исполнению не сопровождаются, изменения в правоспособности, включая какое-либо взаимное правопреемство, договаривающихся сторон не влекут.

Оспариваемое предупреждение нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку его неисполнение может повлечь принудительную ликвидацию ЦРО ДУМ ПО. Просило признать предупреждение № 27-13-2018/3195-2018 заместителя прокурора Пензенской области Сигаева Р.А. от 19.11.2018 незаконным и отменить.

Определением Первомайского районного суда г. Пензы от 25.02.2019 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена прокуратура Пензенской области.

В судебное заседание не явился уполномоченный в установленном законом порядке представитель административного истца Центральной религиозной организации Духовное управление мусульман Пензенской области, о времени и месте рассмотрения дела административный истец извещен своевременно и надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Административный ответчик заместитель прокурора Пензенской области Сигаев Р.А. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, письменным заявлением просил рассмотреть дело в его отсутвие.

Представитель административного ответчика прокуратуры Пензенской области Тюняев Ю.Р., действующий на основании доверенности от 01.03.2019, в судебном заседании с административным иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении, представил суду письменные возражения на иск, приобщенные к делу.

Представители заинтересованных лиц: Местной мусульманской религиозной организации с. Верхняя Елюзань Городищенского района Пензенской области ЦРО ДУМ ПО, Местной мусульманской религиозной организации г. Заречный Пензенской области ЦРО ДУМ ПО, Местной мусульманской религиозной организации с. Бигеево Неверкинского района Пензенской области ЦРО ДУМ ПО, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны. Письменными заявлениями просят рассмотреть дело в их отсутствие, заявленные требования - удовлетворить.

Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика Прокуратуры Пензенской области, изучив материалы дела, суд считает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, для признания незаконными решений, действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов административного истца.

В судебном заседании установлено, что Центральная религиозная организация Духовное управление мусульман Пензенской области (ОГРН 1125800001524) учреждена 3 юридическими лицами на учредительном собрании 29.08.2012. Устав этой организации зарегистрирован Министерством юстиции по Пензенской области 26.09.2012.

Организация является централизованной религиозной организацией, в состав которой входят 3 местных религиозных организации: Местная мусульманская религиозная организация с. Верхняя Елюзань Городищенского района Пензенской области ЦРО ДУМ ПО (ОГРН 114580000114), Местная мусульманская религиозная организация г. Заречный Пензенской области ЦРО ДУМ ПО (ОГРН 1055800007526), Местная мусульманская религиозная организация с. Бигеево Неверкинского района Пензенской области ЦРО ДУМ ПО (ОГРН 1025800007177).

Согласно уставу ЦРО ДУМ ПО данная организация является централизованной религиозной организацией, объединяющей на добровольных началах местные религиозные организации, находящиеся на территории Пензенской области (п. 1.1.)

Членами организации могут быть местные религиозные организации, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на законных основаниях, а также религиозные группы, принимающие цели, задачи и Устав Организации (п. 3.1.).

14.12.2013, 10.02.2016 18.12.2013 ЦРО ДУМ ПО выданы Подтверждения за №№№ 31, 19 и 01, о вхождении соответственно Местной мусульманской религиозной организации с. Верхняя Елюзань Городищенского района Пензенской области ЦРО ДУМ ПО, Местной мусульманской религиозной организации г. Заречный Пензенской области ЦРО ДУМ ПО, Местной мусульманской религиозной организации с. Бигеево Неверкинского района Пензенской области ЦРО ДУМ ПО в ЦРО ДУМ ПО, осуществлении своей деятельности в составе и под каноническим управлением ЦРО ДУМ ПО, руководствуясь своим Уставом, утвержденным ЦРО ДУМ ПО.

Уставы Местной мусульманской религиозной организации с. Верхняя Елюзань Городищенского района Пензенской области ЦРО ДУМ ПО, Местной мусульманской религиозной организации г. Заречный Пензенской области ЦРО ДУМ ПО, Местной мусульманской религиозной организации с. Бигеево Неверкинского района Пензенской области ЦРО ДУМ ПО утверждены председателем ЦРО ДУМ ПО ...4

09.04.2018 в ходе проверки прокуратурой Городищенского района Пензенской области исполнения требований действующего законодательства РФ о противодействии экстремистской деятельности в отношении Местной мусульманской религиозной организации с. Верхняя Елюзань Городищенского района Пензенской области ЦРО ДУМ ПО, выявлен факт хранения в целях массового распространения книги «Слово о единстве», которая внесена в федеральный списов экстремистских материалов под № 69.

26.07.2018 в ходе проверки прокуратурой ЗАТО г. Заречный Пензенской области исполнения требований действующего законодательства РФ о противодействии экстремистской деятельности в отношении местной мусульманской религиозной организации г. Заречный Пензенской области ЦРО ДУМ ПО, выявлен факт хранения в целях массового распространения экстремистской литературы книг: «Избранные Хадисы»/Шейх Мухаммад Юсуф Кандехлави, Шейх Мухаммад Сад Кандехлави/ перевод с арабского. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003 - 640с (в федеральном списке экстремистских материалов под № 4152); Мустафы аль-Буга, Мухйи-д-дин Мисту, «40 хадисов имама ан-Навиви», Казань, без года издания, 615 стр. (в федеральном списке экстремистских материалов под № 1622); Османа Нури Топбаша серии «В свете Священного Корана» «История пророков», часть 3 на 355 стр., 2006 года издания, пеервод с турецкого Салеева А., издательсткая группа «Сад» (в федеральном списке экстремистских материалов под № 1288); Османа Нури Топбаша «В свете Священного Корана» «Пророк Мухаммад Мустафа-1, да болагословит его Аллах и приветствует» «История пророков», часть 4, на 504 стр., 2008 года издания, перевод с турецкого Разореного А. «Издательская группа «Сад», за исключением цитат из Корана (в федеральном списке экстремистских материалов под № 4425); Османа Нури Топбаша «В свете Священного Корана» «Пророк Мухаммад Мустафа-1, да болагословит его Аллах и приветствует» часть, на 616 стр., 2009 года издания, издательская группа «Сад» (в федеральном списке экстремистских материалов под №2496).

13.09.2018 в ходе проверки прокуратурой Неверкинского района Пензенской области исполнения требований действующего законодательства РФ о противодействии экстремистской деятельности в отношении Местной мусульманской религиозной организации с. Бигеево Неверкинского района Пензенской области ЦРО ДУМ ПО выявлен факт хранения в целях массового распространения экстремистской литературы: брошюры «Ислам сегодня» автора Абу Аль-Аля Аль-Мадуди, ПК «Сантлада», Москва, 1992 (в федеральном списке экстремистских материалов под № 68); книги «Столпы Ислама и Веры»автора Мухаммеда Ибн Джамиль Зину, ПК ПК «Сантлада», Москва, 1992 в двух экземплярах (в федеральном списке экстремистских материалов под № 1219).

По вышеперечисленным фактам прокурорами соответствующих районных прокуратур Пензенской области возбуждены и направлены в суд постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.29 КоАП РФ, руководителям местных религиозных организаций вынесены предупреждения 04.05.2018, 12.09.2018 и 03.10.2018 о недопустимости осуществления экстремисткой деятельности в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Постановлением Городищенского районного суда Пензенской области от 16.04.2018 председатель Местной мусульманской религиозной организации с. Верхняя Елюзань Городищенского района Пензенской области ЦРО ДУМ ПО ...1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей с конфискацией экстремисткой литературы.

Постановлением Зареченского районного суда Пензенской области от 28.08.2018 председатель Местной мусульманской религиозной организации г. Заречный Пензенской области ЦРО ДУМ ПО ...2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с конфискацией экстремисткой литературы.

Постановлением Зареченского городского суда Пензенской области от 28.08.2018 Местная мусульманская религиозная организация г. Заречный Пензенской области ЦРО ДУМ ПО признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности на срок 30 суток с конфискацией экстремистких материалов.

Постановлением Неверкинского районного суда Пензенской области от 17.09.2018 председатель Местной мусульманской религиозной организации с. Бигеево Неверкинского района Пензенской области ЦРО ДУМ ПО ...3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с конфискацией экстремисткой литературы.

19.11.2018 заместителем прокурора Пензенской области Сигаевым Р.А. в адрес председателя Центральной религиозной организации Духовное управление мусульман Пензенской области вынесено предупреждение № 27-13-2018/3195-2018 о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, исходя из отсутствия со стороны данной центральзованной религиозной организации организационных и практических мер, направленных на недопущение нарушений законодательства о протидействии экстремизму в соответствии со ст. 7 Федерального закона № 114-ФЗ, в отношении входящих в её состав трех местных религиозных организаций, признанных виновными в совершении правонарушений, ответственность за которые установлена ст. 20.29 КоАП РФ.

Председатель Центральной религиозной организации Духовное управление мусульман Пензенской области ...4 обратился к прокурору Пензенской области с досудебными возражениями, просил отменить вынесенное предупреждение, основываясь на том, что местные религиозные организации, являющиеся членами ЦРО ДУМ ПО, не входят в структуру организации, являются самостоятельными юридическими лицами.

В ответе № 27-16-2018/3440-2018 прокурора Пензенской области Канцеровой Н.Е. от 05.12.2018 ЦРО ДУМ ПО отказано в удовлетворении досудебных возражений.

Не согласившись с вынесенным предупреждением, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском. В обоснование заявленного требования указал, что Местная мусульманская религиозная организация с. Верхняя Елюзань Городищенского района Пензенской области ЦРО ДУМ ПО, Местная мусульманская религиозная организация г. Заречный Пензенской области ЦРО ДУМ ПО, Местная мусульманская религиозная организация с. Бигеево Неверкинского района Пензенской области ЦРО ДУМ ПО, обладают собственной гражданской правоспособностью и не являются структурными подразделениями ЦРО ДУМ ПО, в связи с чем, каждое, из указанных юридических лиц самостоятельно и от своего имени осуществляет свою уставную деятельность и самостоятельно несет риск неблагоприятных последствий несоблюдения требований действующего законодательства.

В силу статьи 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Признавая право каждого на объединение и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (статья 30), Конституция Российской Федерации, учитывая значимость утверждения гражданского мира и согласия, сохранения исторически сложившегося государственного единства, обеспечения благополучия и процветания нынешнего и будущего поколений многонационального народа России (преамбула) и исходя из того, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17), запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13), любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (часть 2 статьи 19), пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (часть 2 статьи 29). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17).

Названные конституционные положения соотносятся с международно-правовыми стандартами, которые, провозглашая право каждого человека на свободу мысли, совести и религии, право беспрепятственно придерживаться своих мнений и право на свободное выражение своего мнения, которое включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ, одновременно устанавливают, что всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (статьи 18, 19 и пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; статьи 19 и 20 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 г. на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, статьи 9 и 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Европейский Суд по правам человека в своих решениях неоднократно указывал на недопустимость такого использования свободы мысли, совести и религии, выражения мнения и свободы объединений, гарантированных статьями 9, 10 и 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которое позволяло бы какой-либо группе лиц или какому-либо лицу в нарушение статьи 17 Конвенции заниматься какой-либо деятельностью и совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных Конвенцией, или на их ограничение в большей мере, чем это предусмотрено в Конвенции. Соответственно, под защитой Конвенции не находится деятельность, если она имеет целью упразднение прав и свобод, закрепленных в Конвенции, и тем самым разрушение демократии связано с проведением политики, не уважающей демократию или направленной на разрушение демократии или попрание прав и свобод, признанных в демократии, очевидно стремится навязать каждому свои религиозные символы и понятие общества, основанного на религиозных предписаниях; как следствие, никому не может быть позволено ссылаться на положения Конвенции для умаления или упразднения идеалов и ценностей демократического общества (постановления от 13 февраля 2003 г. по делу "Рефах партиси (Партия благоденствия) (Refah partisi (Welfare party)) и другие против Турции" от 10 ноября 2005 г. по делу "Лейла Шахин (Leyla Sahin) против Турции", от 14 марта 2013 г. по делу "Касымахунов и Сайбаталов против России" и др.).

Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (заключена 15 июня 2001 г.), основываясь на том, что эти явления представляют собой угрозу международному миру и безопасности, развитию дружественных связей между государствами, а также осуществлению основных прав и свобод человека, серьезно угрожают территориальной целостности, безопасности и политической, экономической и социальной стабильности и - вне зависимости от их мотивов - не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах относит к экстремизму любое деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность (преамбула, статья 1). При этом данная конвенция не только не препятствует государствам-участникам предусматривать в своем законодательстве положения о более широкой интерпретации экстремизма, но и обязывает их принимать такие меры, которые могут оказаться необходимыми в том числе в соответствующих случаях в области национального законодательства для обеспечения того, чтобы терроризм, сепаратизм и экстремизм ни при каких обстоятельствах не подлежали оправданию по соображениям исключительно политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного аналогичного характера и влекли наказание сообразно степени их тяжести (пункт 2 статьи 1, статья 3).

Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения регулируются Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Закон о свободе совести и о религиозных объединениях) (статья 1).

Статьей 2 (пункты 1, 2) этого закона определено, что законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о свободе совести и о религиозных объединениях, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать данному закону.

Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2 статьи 3 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях).

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций, при этом религиозная организация - это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица, а централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций (пункт 2 статьи 6, пункты 1, 4 статьи 8 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях).

Данный закон, принятый в развитие приведенных выше конституционных положений и корреспондирующих им международно-правовых норм, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, определяет - в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации - правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливает ответственность за ее осуществление (преамбула).

Экстремистская деятельность (экстремизм) в соответствии со статьей 1 названного выше закона - это насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в данной статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг (пункт 1 статьи 1 Закона о противодействии экстремистской деятельности).

Основные принципы противодействия экстремистской деятельности поименованы в статье 2 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». К их числу относятся законность, гласность, приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации, приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, и неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Данным федеральным законом запрещено создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности, а также распространение экстремистских материалов, их производство или хранение в целях распространения (часть первая статьи 9, часть первая статьи 13).

Отнесение приведенными законоположениями к экстремистской деятельности (экстремизму) и экстремистским материалам всех действий и материалов, связанных с возбуждением социальной, расовой, национальной или религиозной розни и пропагандой исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, основано, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, на воспроизводстве и конкретизации положений Конституции Российской Федерации и потому само по себе конституционные права и свободы не нарушает (определение от 18 декабря 2007 г. N 940-О-О, от 19 июня 2012 г. N 1271-О и от 18 октября 2012 г. N 1995-О).

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» определены правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, установлена ответственность за ее осуществление.

Частью первой статьи 7 приведенного федерального закона установлено, что в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в том числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений.

Как следует из предупреждения заместителя прокурора пензенской области Сигаева Р.А. от 19.11.2018 в соответствии с пунктами 1.1. Уставов ММРО с. Верхняя Елюзань ЦРО ДУМ ПО, ММРО г. Заречный ЦРО ДУМ ПО, ММРО с. Бигеева ЦРО ДУМ ПО, утвержденных председателем ЦРО ДУМ ПО, данные религиозные организации действуют в составе и под каноническим управлением ЦРО ДУМ ПО. Таким образом, в период с апреля по сентябрь 2018 года выявлены факты осуществления экстремистской деятельности в трех местных мусульманских религиозных организациях, входящих в структуру ЦРО ДУМ ПО.

Частью четвертой статьи 7 Закона о противодействии экстремистской деятельности предусмотрено, что в случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также, если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном данным федеральным законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежит ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.

При этом, используемое в названном законоположении понятие «региональные или другие структурные подразделения» охватывают собой любые органы, организации, объединения, которые составляют единую структуру ликвидируемых общественных религиозных объединений, иных организаций. Иное толкование противоречило бы целям и задачам данного закона.

Отсутствие в Законе о свободе совести и о религиозных объединениях, статьях 123.26, 123.27 Гражданского кодекса Российской Федерации раскрытия формулировки «структурное подразделение», а равно неиспользование такого термина в уставе организации при описании ее структуры, с заменой его на "членов организации" не означает, что Закон о противодействии экстремистской деятельности подлежит формальному и избирательному применению к различным элементам структуры рассматриваемой религиозной организации, состоящей в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций (часть 4 статьи 8 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях).

Используемое в Законе о противодействии экстремистской деятельности понятие «региональные и другие структурные подразделения» охватывает собой любые органы, организации, объединения, которые составляют единую структуру ликвидируемых общественных, религиозных объединений, иных организаций вне зависимости от их формального поименования в уставах.

В силу Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», регулирующего особенности создания, правового положения или деятельности указанных объединений, религиозная группа и религиозная организация являются формами религиозного объединения (пункт 2 статьи 6); религиозная организация (как местная, так и централизованная) в отличие от религиозной группы имеет статус юридического лица соответствующей этому статусу правоспособностью, правами и обязанностями (статьи 7, 8). При этом учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией (пункт 1 статьи 9).

Для государственной регистрации местной религиозной организации необходим документ, подтверждающий вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданный руководящим органом (центром) централизованной религиозной организации, в случае, если местная религиозная организация входит в структуру централизованной религиозной организации (абзац шестой пункта 5 статьи 11); религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией, в уставе религиозной организации указываются вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование (пункты 1, 2 статьи 10).

Без входящих в обязательном порядке в его структуру местных религиозных организаций (в отличие от религиозных групп, наличие которых в структуре необязательно) подобное религиозное объединение не может иметь соответствующего гражданско-правового статуса и осуществлять деятельность как юридическое лицо.

Доводы административного истца о том, что он юридически не связан с местными религиозными организациями и не может нести ответственность за их действия, несостоятельны, поскольку Местная мусульманская религиозная организация с. Верхняя Елюзань Городищенского района Пензенской области ЦРО ДУМ ПО, Местная мусульманская религиозная организация г. Заречный Пензенской области ЦРО ДУМ ПО, Местная мусульманская религиозная организация с. Бигеево Неверкинского района Пензенской области ЦРО ДУМ ПО являются членами ЦРО ДУМ ПО, о чем свидетельствуют подтверждения, выданные ЦРО ДУМ ПО, положения п. 1.1. Уставов ЦРО ДУМ ПО и местных религиозных организаций, согласно которым последние входят в состав ЦРО ДУМ ПО. Кроме того, как следует из титульных листов вышеназванных Уставов местных религиозных организаций, председатель ЦРО ДУМ ПО утверждает Уставы членов организации.

Доводы административного истца о том, что члены организации не входят в её структуру, являются несостоятельными и опровергаются вышеназванными положениями Уставов.

Разрешая данное дело, суд исходит из следующего: факт того, что каждая местная религиозная организация в установленном законом порядке зарегистрирована в качестве юридического лица, не является поводом для иного толкования применяемого законоположения, поскольку действующее законодательство не только не исключает, но и допускает, что региональные и другие структурные подразделения тех или иных объединений могут иметь права юридического лица (например, статья 10 и часть десятая статьи 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункт 8 статьи 15 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях»).

Несмотря на наличие у местных религиозных организаций статуса отдельных юридических лиц, структура организации, анализ содержания уставов ЦРО ДУМ ПО и местных религиозных организаций позволяет прийти к выводу о наличии, как канонической, так и гражданско-правовой зависимости местных религиозных организаций от центральзованной организации.

Непроведение проверки в отношении административного истца на предмет выявления фактов приобретения и хранения в целях массового распространения экстремистской литературы прокуратурой Пензенской области либо иными уполномоченными на то органами, само по себе не исключает в силу действующего законодательства возможности вынесения в адрес ЦРО ДУМ ПО административным ответчиком предупреждения с учетом конкретных обстоятельств дела и имеющихся в деле материалов. Действующее законодательство не требует при установлении признаков экстремистской деятельности местной религиозной организации обязательно привлекать к участию в деле централизованную религиозную организацию, в структуру которой входит такая местная религиозная организация.

Доводы административного истца о том, что оспариваемое предупреждение нарушает права и законные интересы ЦРО ДУМ ПО, поскольку его неисполнение может повлечь принудительную ликвидацию данной организации, не могут служить основанием для признания незаконным решения должностного лица прокуратуры Пензенской области.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что нарушений прав и законных интересов административного истца со стороны административного ответчика допущено не было, прокуратурой Пензенской области доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, и представлены доказательства того, что обжалуемое решение (действие) совершено в рамках предоставленной ей законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения (совершения оспариваемого действия) соблюден, основания для принятия осмпариваемого решения (совершения оспариваемого действия) имелись, содержание оспариваемого решения (совершенного оспариваемого действия) соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения; а, следовательно, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется. ЦРО ДУМ ПО не доказала факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а потому ЦРО ДУМ ПО в иске к заместителю прокурора Пензенской области, Прокуратуре Пензенской области о признании незаконным предупреждения от 19.11.2018 следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Пензенской области к заместителю прокурора Пензенской области Сигаеву Р.А., прокуратуре Пензенской области об оспаривании предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 07.03.2019.

Судья: