ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-607/2017 от 15.02.2017 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-607/2017РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 февраля 2017 года город Тверь

Центральный районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи Булыгиной Н.В.,

при секретаре Даниловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Местной общественной организации белорусская национально-культурная автономия «Спадчына» («Наследие») по г.Твери, Артюх Л.Л., Бабковской Л.М., Голобурда И.М., Саховскому Л.М., Шифрину Г.Е. о ликвидации общественной организации, возложении обязанности на учредителей ликвидировать организацию,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области обратилось в суд с административным иском к Местной общественной организации белорусская национально-культурная автономия «Спадчына» («Наследие») по г.Твери, Артюх Л.Л., Бабковской Л.М., Голобурда И.М., Саховскому Л.М., Шифрину Г.Е. о ликвидации общественной организации, возложении обязанности на учредителей ликвидировать организацию.

В обоснование заявленных требований указано, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области в рамках контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций проведен анализ материалов учетного дела Местной общественной организации белорусская национально-культурная автономия «Спадчына» («Наследие») по г. Твери (далее - Организация).

В ходе анализа установлено следующее.

Общим собранием учредителей Местной общественной организации белорусская национально-культурная автономия «Спадчына» («Наследие») по г.Твери 13.04.2009 принято решение о создании Организации, утверждении Устава, избрании руководящих и контрольных органов.

Учредителями Организации выступили 5 физических лиц: 1. Артюх Л.Л., проживающий по адресу: <адрес>; 2. Бабковская Л.М., проживающая по адресу: <адрес>; 3. Голобурда И.М., проживающий по адресу: <адрес>; 4. Саховский Л.М., проживающий по адресу: <адрес>; 5. Шифрин Г.Е., проживающий по адресу: <адрес>

Сведения об учредителях Организации содержаться в Едином государственном реестре юридических лиц.

Решение о государственной регистрации юридического лица при создании принято Управлением 15.04.2009, распоряжение № 230.

Полное наименование общественной организации: Местная общественная организация белорусская национально-культурная автономия «Спадчына» («Наследие») по г. Твери. Адрес (место нахождения) Организации: 170000, Тверская обл., г. Тверь, проспект Победы, д. 7.

Организация зарегистрирована в установленном законом порядке. Запись в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о создании юридического лица внесена 21.04.2009 за основным государственным регистрационным номером 1096900000603.

Организации осуществляет свою деятельность на основании собственного Устава: Устава Местной общественной организации белорусская национально-культурная автономия «Спадчына» («Наследие») по г.Твери, принятого в новой редакции Общим собранием членов Организации 25.06.2012 (далее - Устав).

Руководящие органы Организации: высший орган управления - Общее собрание Членов (пункт 4.1 Устава), в период между Общим собранием членов Организации для руководства деятельностью Организации избирается Совет Автономии (пункт 4.3 Устава), Председатель Автономии - действует от имени Организации без доверенности (пункт 4.4 Устава). Осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Организации - ревизор (пункт 4.8 Устава).

В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации: Председатель Горюнов Николай Федорович. Сведения о переизбрании лица, имеющего право без доверенности действовать от имени Организации, в Управление не поступали.

Управлением 30.11.2015 в адрес Местной общественной организации белорусская национально-культурная автономия «Спадчына» («Наследие») по г. Твери в результате проведения плановой документарной проверки, проведенной в период с 02.11.2015 по 30.11.2015, было вынесено письменное предупреждение № 04-29/197 за нарушение законодательства Российской Федерации, а именно:

- в проверяемы период Организация не выполняла требования пункта 4.2 Устава утверждении годового бухгалтерского баланса и финансового плана, что является нарушением пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - федеральный закон № 7-ФЗ); - оттиск печати Организации, не содержит полного наименования на русском языке, что является нарушением пункта 4 статьи 3 федерального закона № 7-ФЗ; - изложенные в статье 3 Устава обязанности Организации не соответствуют обязанностям общественного объединения, установленные статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – федеральный закон № 82-ФЗ); - Организация в нарушение абзаца 3 статьи 29 федерального закона № 82-ФЗ не публикует отчеты об использовании своего имущества и не обеспечивает доступность ознакомления с указанными отчетами; - к компетенции Общего Собрания, установленной пунктом 4.2 Устава, отнесено создание филиалов и открытие представительства, что является нарушением статьи 14 федерального закона № 82-ФЗ, в соответствии с которой только общероссийские и межрегиональные общественные объединения имеют структурные подразделения -организации, отделения, филиалы и представительства; - порядок принятия решения, в соответствии с которым в случае равного распределения голосов на заседании Совета Автономии решение принимается в пользу той стороны, за которую проголосовал Председатель Автономии, противоречит пункту 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), где решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания; -Председателем Организации является Горюнов Н.Ф., который проживает в городе Ржеве Тверской области. Это противоречит статьям 1 и 6 Федерального закона от 17.06.1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (далее - федеральный закон № 74-ФЗ), согласно которых национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории; а местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Таким образом, территориальная сфера деятельности Организации - г. Тверь, а гр. Горюнов Н.Ф. постоянно проживает на территории другого муниципального образования - г. Ржев, соответственно он не может быть членом Организации и являться ее руководителем; - положения пункта 3.1 Устава, определяющие кто может быть членом Организации, противоречат статье 1 федерального закона № 74-ФЗ, согласно которому национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории.

Вместе с тем, Устав Организации содержит внутренние противоречия, касающиеся наименования Организации, так пункт 1.1 Устава содержит наименование: Местная общественная организация белорусская национально-культурная автономия «Спадчына» («Наследие») города Твери, которое не соответствует полному наименованию, указанному в пункте 1.2 Устава.

Кроме того, на момент проведения проверки, Устав Организации не соответствовал требованиям главы 4 части первой ГК РФ, изменения которой вступили в силу с 1 сентября 2014 года, в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», а именно: - в Уставе отсутствует предмет деятельности Организации, что является нарушением пункта 4 статьи 52 ГК РФ; -права и обязанности членов Организации, указанные в пунктах 4.8, 4.9 Устава, изложены без учета требованиям статей 65.2 ГК РФ; - структура органов управления Организации, установленная главой 5 Устава, не отвечает требованиям статьи 65.3 ГК РФ; - компетенция органов управления Организации не отвечает требованиям пункта 2статьи 65.3, пункта 1 статьи 123.7 ГК РФ; - в организации в нарушение пункта 3 статьи 65.3 и пункта 2 статьи 123.7 ГК РФ не образован единоличный исполнительный орган. Положения о единоличном исполнительном органе отсутствуют в Уставе организации; -положения пункта 9.3 Устава в части выплаты денежных средств кредиторам противоречит пункту 1 статьи 64 ГК РФ.

Письменное предупреждение № 04-29/197 было получено 30.11.2015 лично Председателем Организации Горюновым Н.Ф.

Организации для устранения выявленных нарушений устанавливался срок до 29.02.2016, до истечения которого Организация была обязана представить в Управление документы, подтверждающие устранение допущенных нарушений.

От Организации 26.02.2016 в Управление поступило заявление с ходатайством о продлении срока, отводимого для устранения нарушений до 15.04.2016. Управление удовлетворило указанное ходатайство и продлило срок для устранения выявленных нарушений, отраженных в предупреждении от ЗОЛ 1.2015 № 04-29/197.

К указанному сроку Организация нарушения не устранила. Вместе с тем, уведомление о продлении срока устранения нарушений, направленное на адрес Организации 01.03.2016, вернулось в Управление с отметкой Почты России «истек срок хранения», «отсутствие адресата по указанному адресу». В результате анализа возврата почтового отправления и материалов учётного дела Организации установлено, что Организация не располагается по адресу, содержащемуся в его Уставе и Едином государственном реестре юридических лиц, то есть Организация изменила свой адрес, не проинформировав об этом в установленном законом порядке Управление, тем самым Организация нарушила нормы законодательства Российской Федерации, а именно: -абзаца 9 статьи 29 федерального закона № 82-ФЗ, в соответствии с которым общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - федеральный закон № 129-ФЗ), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений, и подпункта «в» пункта 1 статьи 5 федерального закона № 129-ФЗ, в соответствии с которым в ЕГРЮЛ содержаться сведения о юридическом лице: адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

На основании изложенного, с учетом выявленного нарушения законодательства Российской Федерации, касающегося адреса (место нахождения) Организации, 18.04.2016 Управлением в соответствии с частью 1 статьи 42 федерального закона № 82-ФЗ в отношение Организации вынесено представление № 04-30/3. Указанное представление было направлено по почте с уведомлением о вручении по адресу (месту нахождения) Организации и по домашнему адресу лица, имеющему право без доверенности действовать от имени Организации - Председателю Автономии Горюнову Н.Ф.

Направленное по адресу (месту нахождения) Организации представление вернулось в Управление с отметкой почтового отделения связи «истек срок хранения», «отсутствие адресата по указанному адресу». Представление, направленное по домашнему адресу Председателя получено адресатом.

Срок в представлении для устранения нарушений был установлен: не позднее 01.06.2016. Также Организации было разъяснено, что в случае непредставления необходимой информации в срок до 01.06.2016 Управлением в соответствии с частью 2 статьи 42 федерального закона № 82-ФЗ будет решен вопрос о приостановлении деятельности Местной общественной организации белорусская национально-культурная автономия «Спадчына» («Наследие») по г. Твери на срок до шести месяцев. В Управление 01.06.2016 по почте поступил протокол общего собрания организации № 7 от 24.05.2016, где принято решение о ликвидации Организации.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 ст. 20 федерального № 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

В соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ИМВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» определена форма № Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица», приложение № 8 к указанному приказу.

Таким образом, полный комплект документов, необходимый для внесении сведений в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации Организации в Управление не поступил.

В установленный срок нарушения, указанные в представлении № 04-30/3 устранены не были. В представлении от 18.04.2016 № 04-30/3 было указано, что в случае непредставления документов, подтверждающих устранение допущенных нарушений в срок до 01.06.2016 в соответствии с частью 2 статьи 42 федерального закона № 82-ФЗ будет решен вопрос о приостановлении деятельности Организации на срок до шести месяцев. В связи с вышеизложенным, Управлением 02.06.2016 принято распоряжение № 360-р о приостановлении деятельности Местной общественной организации белорусская национально-культурная автономия «Спадчына» ^Наследие») по г. Твери на срок до 01.12.2016.

Уведомление о приостановление деятельности Организации с копией распоряжения о приостановления деятельности, были направлены по адресу Организации и по домашнему адресу Председателя Организации 03.06.2016. Указанное уведомление, направленное по адресу Организации вернулось в Управление с отметкой почтового отделения связи «отсутствие адресата по указанному адресу», уведомление, направленное по домашнему адресу руководителя Организации, получено адресатом, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении.

Управление в уведомлении от 03.06.2016 информировало Организацию, что в случае неустранения нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности Организации, до 01.12.2016 Управление вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации Местной общественной организации белорусская национально-культурная автономия «Спадчына» («Наследие») по г. Твери.

Организация до настоящего времени, нарушения, указанные в представлении № 04-30/3, не устранила.

Таким образом, Организация на протяжении длительного времени неоднократно нарушала требования действующего законодательства Российской Федерации, не выполняла законные требования Управления об устранении нарушений законодательства Российской Федерации. Бездействие руководящих органов Организации, непринятие мер по соблюдению законодательства Российской Федерации, свидетельствует о том, что Организация не осуществляет мероприятия, направленные на достижение уставных целей и задач.

В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 44 федерального закона № 82-ФЗ основанием для ликвидации общественного объединения является неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

В связи с данными обстоятельствами административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области по доверенности Котеняткин О.Н. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Административные ответчики Артюх Л.Л. и Саховский Л.М. в судебном заседании не возражали относительно удовлетворения заявленных требований.

Иные административные ответчики в судебное заседание своего представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещались по месту регистрации, но судебного извещения не получили. Являясь юридическим лицом, организация должна была предпринимать меры к получению корреспонденции, поступающей из официальных органов, по месту нахождения, каковым является место ее регистрации. Таким образом, с судебным извещением административный ответчик не был ознакомлен по зависящим от него обстоятельствам. Непринятие данных мер свидетельствует об его недобросовестности.

Поведение административных ответчиков, выразившееся в неполучении судебных извещений, суд расценивает как отказ от их получения, что в силу ч.2 ст.100 КАС РФ предоставляет суду право признать административных ответчиков извещенными надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тверской области, извещенной судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, возражений по существу требования не направил.

Исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пунктам 1,2 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В силу п.1 ст.7 названного закона для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Решение о государственной регистрации юридического лица при создании принято Управлением 15.04.2009, распоряжение № 230.

Полное наименование общественной организации: Местная общественная организация белорусская национально-культурная автономия «Спадчына» («Наследие») по г. Твери. Адрес (место нахождения) Организации: 170000, Тверская обл., г. Тверь, проспект Победы, д. 7.

Запись в Едином государственном реестре юридических лиц о создании юридического лица внесена 21.04.2009 за основным государственным регистрационным номером 1096900000603.

Организации осуществляет свою деятельность на основании собственного Устава: Устава Местной общественной организации белорусская национально-культурная автономия «Спадчына» («Наследие») по г.Твери, принятого в новой редакции Общим собранием членов Организации 25.06.2012.

Руководящие органы Организации: высший орган управления - Общее собрание Членов (пункт 4.1 Устава), в период между Общим собранием членов Организации для руководства деятельностью Организации избирается Совет Автономии (пункт 4.3 Устава), Председатель Автономии - действует от имени Организации без доверенности (пункт 4.4 Устава). Осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Организации - ревизор (пункт 4.8 Устава).

Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Организации, является Председатель Горюнов Н.Ф., однако сведения о переизбрании лица, имеющего право без доверенности действовать от имени Организации, в Управление не поступали.

В силу пункта 4.1 статьи 32 названного Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, управление Министерства юстиции РФ по Тверской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации фонда предоставлено законом.

Пунктами 1 и 3 статьи 32 упомянутого Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).

Указанная информация представляется в Управление Министерства юстиции РФ по Тверской области в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческой организации» не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Формы отчетов о деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства утверждены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 года №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а также п.2 постановления Правительства РФ от 15 апреля 2006 года № 212.

Судом установлено, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области в рамках контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций проведен анализ материалов учетного дела Местной общественной организации белорусская национально-культурная автономия «Спадчына» («Наследие») по г. Твери.

Общим собранием учредителей Местной общественной организации белорусская национально-культурная автономия «Спадчына» («Наследие») по г.Твери 13.04.2009 принято решение о создании Организации, утверждении Устава, избрании руководящих и контрольных органов.

Учредителями Организации выступили 5 физических лиц: 1. Артюх Л.Л., проживающий по адресу: <адрес>; 2. Бабковская Л.М., проживающая по адресу: <адрес>; 3. Голобурда И.М., проживающий по адресу: <адрес>; 4. Саховский Л.М., проживающий по адресу: <адрес>; 5. Шифрин Г.Е., проживающий по адресу: <адрес>

Сведения об учредителях Организации содержаться в Едином государственном реестре юридических лиц.

Управлением 30.11.2015 в адрес Местной общественной организации белорусская национально-культурная автономия «Спадчына» («Наследие») по г. Твери в результате проведения плановой документарной проверки, проведенной в период с 02.11.2015 по 30.11.2015, было вынесено письменное предупреждение № 04-29/197 за нарушение законодательства Российской Федерации, а именно: - в проверяемы период Организация не выполняла требования пункта 4.2 Устава утверждении годового бухгалтерского баланса и финансового плана, что является нарушением пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - федеральный закон № 7-ФЗ); - оттиск печати Организации, не содержит полного наименования на русском языке, что является нарушением пункта 4 статьи 3 федерального закона № 7-ФЗ; - изложенные в статье 3 Устава обязанности Организации не соответствуют обязанностям общественного объединения, установленные статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – федеральный закон № 82-ФЗ); - Организация в нарушение абзаца 3 статьи 29 федерального закона № 82-ФЗ не публикует отчеты об использовании своего имущества и не обеспечивает доступность ознакомления с указанными отчетами; - к компетенции Общего Собрания, установленной пунктом 4.2 Устава, отнесено создание филиалов и открытие представительства, что является нарушением статьи 14 федерального закона № 82-ФЗ, в соответствии с которой только общероссийские и межрегиональные общественные объединения имеют структурные подразделения -организации, отделения, филиалы и представительства; - порядок принятия решения, в соответствии с которым в случае равного распределения голосов на заседании Совета Автономии решение принимается в пользу той стороны, за которую проголосовал Председатель Автономии, противоречит пункту 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), где решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания; -Председателем Организации является Горюнов Н.Ф., который проживает в городе Ржеве Тверской области. Это противоречит статьям 1 и 6 Федерального закона от 17.06.1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (далее - федеральный закон № 74-ФЗ), согласно которых национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории; а местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Таким образом, территориальная сфера деятельности Организации - г. Тверь, а гр. Горюнов Н.Ф. постоянно проживает на территории другого муниципального образования - г. Ржев, соответственно он не может быть членом Организации и являться ее руководителем; -положения пункта 3.1 Устава, определяющие кто может быть членом Организации, противоречат статье 1 федерального закона № 74-ФЗ, согласно которому национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории.

Вместе с тем, Устав Организации содержит внутренние противоречия, касающиеся наименования Организации, так пункт 1.1 Устава содержит наименование: Местная общественная организация белорусская национально-культурная автономия «Спадчына» («Наследие») города Твери, которое не соответствует полному наименованию, указанному в пункте 1.2 Устава.

Кроме того, на момент проведения проверки, Устав Организации не соответствовал требованиям главы 4 части первой ГК РФ, изменения которой вступили в силу с 1 сентября 2014 года, в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», а именно: - в Уставе отсутствует предмет деятельности Организации, что является нарушением пункта 4 статьи 52 ГК РФ; -права и обязанности членов Организации, указанные в пунктах 4.8, 4.9 Устава, изложены без учета требованиям статей 65.2 ГК РФ; - структура органов управления Организации, установленная главой 5 Устава, не отвечает требованиям статьи 65.3 ГК РФ; - компетенция органов управления Организации не отвечает требованиям пункта 2статьи 65.3, пункта 1 статьи 123.7 ГК РФ; - в организации в нарушение пункта 3 статьи 65.3 и пункта 2 статьи 123.7 ГК РФ не образован единоличный исполнительный орган. Положения о единоличном исполнительном органе отсутствуют в Уставе организации; -положения пункта 9.3 Устава в части выплаты денежных средств кредиторам противоречит пункту 1 статьи 64 ГК РФ.

Письменное предупреждение № 04-29/197 было получено 30.11.2015 лично Председателем Организации Горюновым Н.Ф.

Организации для устранения выявленных нарушений устанавливался срок до 29.02.2016, до истечения которого Организация была обязана представить в Управление документы, подтверждающие устранение допущенных нарушений.

От Организации 26.02.2016 в Управление поступило заявление с ходатайством о продлении срока, отводимого для устранения нарушений до 15.04.2016. Управление удовлетворило указанное ходатайство и продлило срок для устранения выявленных нарушений, отраженных в предупреждении от ЗОЛ 1.2015 № 04-29/197.

К указанному сроку Организация нарушения не устранила. Вместе с тем, уведомление о продлении срока устранения нарушений, направленное на адрес Организации 01.03.2016, вернулось в Управление с отметкой Почты России «истек срок хранения», «отсутствие адресата по указанному адресу». В результате анализа возврата почтового отправления и материалов учётного дела Организации установлено, что Организация не располагается по адресу, содержащемуся в его Уставе и Едином государственном реестре юридических лиц, то есть Организация изменила свой адрес, не проинформировав об этом в установленном законом порядке Управление, тем самым Организация нарушила нормы законодательства Российской Федерации, а именно: -абзаца 9 статьи 29 федерального закона № 82-ФЗ, в соответствии с которым общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - федеральный закон № 129-ФЗ), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений, и подпункта «в» пункта 1 статьи 5 федерального закона № 129-ФЗ, в соответствии с которым в ЕГРЮЛ содержаться сведения о юридическом лице: адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

На основании изложенного, с учетом выявленного нарушения законодательства Российской Федерации, касающегося адреса (место нахождения) Организации, 18.04.2016 Управлением в соответствии с частью 1 статьи 42 федерального закона № 82-ФЗ в отношение Организации вынесено представление № 04-30/3. Указанное представление было направлено по почте с уведомлением о вручении по адресу (месту нахождения) Организации и по домашнему адресу лица, имеющему право без доверенности действовать от имени Организации - Председателю Автономии Горюнову Н.Ф.

Направленное по адресу (месту нахождения) Организации представление вернулось в Управление с отметкой почтового отделения связи «истек срок хранения», «отсутствие адресата по указанному адресу». Представление, направленное по домашнему адресу Председателя получено адресатом.

Срок в представлении для устранения нарушений был установлен: не позднее 01.06.2016. Также Организации было разъяснено, что в случае непредставления необходимой информации в срок до 01.06.2016 Управлением в соответствии с частью 2 статьи 42 федерального закона № 82-ФЗ будет решен вопрос о приостановлении деятельности Местной общественной организации белорусская национально-культурная автономия «Спадчына» («Наследие») по г. Твери на срок до шести месяцев. В Управление 01.06.2016 по почте поступил протокол общего собрания организации № 7 от 24.05.2016, где принято решение о ликвидации Организации.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 ст. 20 федерального № 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

В соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ИМВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» определена форма № Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица», приложение № 8 к указанному приказу.

Таким образом, полный комплект документов, необходимый для внесения сведений в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации Организации в Управление не поступил.

В установленный срок нарушения, указанные в представлении № 04-30/3 устранены не были. В представлении от 18.04.2016 № 04-30/3 было указано, что в случае непредставления документов, подтверждающих устранение допущенных нарушений в срок до 01.06.2016 в соответствии с частью 2 статьи 42 федерального закона № 82-ФЗ будет решен вопрос о приостановлении деятельности Организации на срок до шести месяцев. В связи с вышеизложенным, Управлением 02.06.2016 принято распоряжение № 360-р о приостановлении деятельности Местной общественной организации белорусская национально-культурная автономия «Спадчына» («Наследие») по г. Твери на срок до 01.12.2016.

Уведомление о приостановление деятельности Организации с копией распоряжения о приостановления деятельности, были направлены по адресу Организации и по домашнему адресу Председателя Организации 03.06.2016. Указанное уведомление, направленное по адресу Организации вернулось в Управление с отметкой почтового отделения связи «отсутствие адресата по указанному адресу», уведомление, направленное по домашнему адресу руководителя Организации, получено адресатом, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении.

Управление в уведомлении от 03.06.2016 информировало Организацию, что в случае неустранения нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности Организации, до 01.12.2016 Управление вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации Местной общественной организации белорусская национально-культурная автономия «Спадчына» («Наследие») по г. Твери.

Организация до настоящего времени, нарушения, указанные в представлении № 04-30/3, не устранила.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Организация на протяжении длительного времени неоднократно нарушала требования действующего законодательства Российской Федерации, не выполняла законные требования Управления об устранении нарушений законодательства Российской Федерации. Бездействие руководящих органов Организации, непринятие мер по соблюдению законодательства Российской Федерации, свидетельствует о том, что Организация не осуществляет мероприятия, направленные на достижение уставных целей и задач.

В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 44 федерального закона № 82-ФЗ основанием для ликвидации общественного объединения является неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу п.п.3 п.3 ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона мили иных правовых актов.

Согласно пункту 5 статьи 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

Таким образом, приняв решение о ликвидации организации, в силу п.5 ст.61 ГК РФ суд возлагает обязанность совершения действий по его ликвидации на учредителей.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного административного иска.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Местной общественной организации белорусская национально-культурная автономия «Спадчына» («Наследие») по г.Твери, Артюх Л.Л., Бабковской Л.М., Голобурда И.М., Саховскому Л.М., Шифрину Г.Е. о ликвидации общественной организации, возложении обязанности на учредителей ликвидировать организацию - удовлетворить.

Ликвидировать Местную общественную организацию белорусская национально-культурная автономия «Спадчына» («Наследие») по г.Твери (юридический адрес: 170100, г.Тверь, Проспект Победы, д.7, ИНН , КПП , ОГРН ).

Возложить на учредителей (участников) Местной общественной организации белорусская национально-культурная автономия «Спадчына» («Наследие») по г.Твери - Артюх Л.Л., Бабковскую Л.М., Голобурда И.М., Саховского Л.М., Шифрина Г.Е. обязанность совершить действия по ликвидации Местной общественной организации белорусская национально-культурная автономия «Спадчына» («Наследие») по г.Твери (юридический адрес: 170100, Проспект Победы, д.7, г.Тверь, ИНН , КПП , ОГРН ), в срок, не превышающий шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд г.Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 17 февраля 2017 года

Председательствующий Н.В.Булыгина