ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-67/2022 от 25.02.2022 Октябрьского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-67/2022

УИД 74RS0035-01-2022-000019-22

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2022 года село Октябрьское

Октябрьский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Харитонова Р.Р.,

при секретаре судебного заседания Назаровой В.В.,

с участием административного истца Брусяниной Н.Д.,

представителя административного истца Абдряхимова И.И.,

представителя административного ответчика Леонтьева А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Брусянина НД к ОКУ «Центр занятости населения г. Троицка» о признании незаконным решения об отказе в признании безработным,

установил:

Брусянина НД обратилась в суд с административным исковым заявлением к ОКУ «Центр занятости населения <--х-->» об оспаривании решения об отказе в признании безработным, возложении обязанности по устранению нарушенного права.

В обоснование заявленных требований указала, что ХХ месяца ХХХХ года она через портал «Госуслуги» обратилась в ОКУ «Центр занятости населения <--х-->» с заявлением о предоставлении услуги по содействию в поиске подходящей работы ХХ. ХХ месяца ХХХХ года истцу отказано в признании безработным, а также в назначении пособия по причине «является занятым» в связи с тем, что она является учредителем Местной религиозной организации православный Приход храма святителя Николая Чудотворца <--х--> Троицкой Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат). Считает указанный отказ не законным, так как указанная организация, является некоммерческой, организационно-правовая форма которого не предполагает права учредителя на получение дохода от деятельности организации.

В судебном заседании административный истец Брусянина НД административный иск поддержала, пояснив, что она подала заявление через сайт «Госуслуги» о признании её безработной, однако ей было отказано в этом, поскольку она является учредителем Прихода. Учредителем данной организации она стала в 2015 году, вознаграждение за это она не получает и никакую деятельность не осуществляет.

В судебном заседании представитель административного истца Абдряхимов И.И. административное исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить, пояснив, что юридическое лицо - Местная религиозная организация православный Приход храма святителя Николая Чудотворца <--х--> Троицкой Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) является некоммерческой организацией, её деятельность не предполагает доход учредителя. Основной целью организации является вероисповедание.

В судебном заседании представитель административного ответчика Леонтьев А.Н. возражал против удовлетворения административного искового заявления, пояснив, что Брусянина НД в соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от ХХ месяца ХХХХ годаХХ «О занятости населения в Российской Федерации» является занятым гражданином. В ходе рассмотрения заявления истца при межведомственном электронном взаимодействии было выявлено, что она является учредителем Прихода. На основании полученной информации ХХ месяца ХХХХ годаБрусянина НД было отказано в признании её безработной.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п.2 ч.1 ст.14, ст.15 Федерального закона от ХХ месяца ХХХХ года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Октябрьского районного суда (http://oktyb.chel.sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Брусянина НД подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от ХХ месяца ХХХХ годаХХ «О занятости населения в Российской Федерации».

Указанным Законом право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено только гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых (ст.2, п.1 ст.3, абз.2 п.2 ст.12).

В ст.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся, в том числе, граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст.3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.1 ст.3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абз.1 п.2 ст.3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ХХ месяца ХХХХ годаХХ утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее Временные правила).

Пунктом 1 Временных правил предусмотрено, что в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Из пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, следует, что регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Временных правил постановка на регистрационный учёт в целях поиска подходящей работы осуществляется путём внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учёт в целях поиска подходящей работы.

Согласно пункту 4 Временных правил, центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным, в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации. Для целей настоящих Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ХХ месяца ХХХХ годаБрусянина НД через портал «Госуслуги» обратилась в Центр занятости населения с заявлением в электронной форме ХХ, путём его заполнения, о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы (л.д.118-123), указав анкетные, паспортные данные, сведения об образовании и сведения о последнем месте работы.

В соответствии с п.4 Временных правил, ХХ месяца ХХХХ года Центром занятости населения, с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия были запрошены дополнительные сведения в отношении Брусянина НД, необходимые для принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) государственной услуги в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Согласно представленным ФНС России сведениям в форме справки, установлено, что Брусянина НД состоит в организации Местной религиозной организации православный Приход храма святителя Николая Чудотворца <--х--> Троицкой Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) в статусе учредителя с ХХ месяца ХХХХ года по настоящее время (л.д.36-37).

ХХ месяца ХХХХ года Центр занятости отказал Брусянина НД в признании её безработным на основании ст.2 Закона о занятости населения, в связи с признанием её занятым гражданином (л.д.70).

Настаивая на удовлетворении заявленных требований и ссылаясь на абз.10 ст.2 Закона о занятости населения в Российской Федерации, ст.ст.50, 123.26, 123.28 ГК РФ истцом и его представителем указано на то, что Местная религиозная организация православный Приход храма святителя Николая Чудотворца <--х--> Троицкой Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) является некоммерческой организацией, созданной не для извлечения прибыли, и в силу организационно-правовой формы, не предполагающей права учредителей (участников) на получение дохода от её деятельности.

Указанные доводы заслуживают внимание.

Как следует из положений п.1 ст.50 ГК РФ, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Пунктом 3 ст.50 ГК РФ определены организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, к числу которых отнесены, в том числе, религиозные организации.

В соответствии с п.1 статьи 123.26 ГК РФ религиозной организацией признаётся добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от ХХ месяца ХХХХ года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединения» религиозной организацией признаётся добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ (л.д.16-21), Местная религиозная организация православный Приход храма святителя Николая Чудотворца <--х--> Троицкой Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) была создана и зарегистрирована в качестве юридического лица ХХ месяца ХХХХ года; также данная организация зарегистрирована в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации и в исполнительном органе ФСС Российской Федерации. Сведения об учредителях в выписке отсутствуют.

Из представленного по запросу суда протокола ХХ учредительного приходского собрания от ХХ месяца ХХХХ года следует, что учредителями организации в протоколе указана, в том числе, Брусянина НД (л.д.64-67).

Согласно представленному Уставу Местной религиозной организации православный Приход храма святителя Николая Чудотворца <--х--> Троицкой Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) (л.д.48-63), организация является добровольным объединением совершеннолетних граждан Российской Федерации, объединившихся в целях совместного исповедания и распространения православной веры. Сведения о распределении между учредителями прибыли отсутствуют.

Согласно справке настоятеля храма с момента создания Местной религиозной организации православный Приход храма святителя Николая Чудотворца <--х--> и по настоящее время (ХХ месяца ХХХХ года) Брусянина НД никаких доходов и прочих вознаграждений не начислялось и не выплачивалось. Из справок о доходах за 2016, 2018, 2019, 2020 года на Брусянина НД также следует об отсутствии у последней сведений о доходе от деятельности Прихода.

Таким образом, в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» истец Брусянина НД, являющаяся учредителем Местной религиозной организации православный Приход храма святителя Николая Чудотворца <--х--> Троицкой Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат), организационно-правовая форма которой не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этой организации, могла претендовать на признание её безработной и получение пособия по безработице.

Действия ответчика ОКУ «Центр занятости населения <--х-->» по отказу в признании Брусянина НД безработной являются незаконными.

Судебные расходы согласно ст.103 КАС РФ состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, в соответствии со ст.106 КАС РФ относятся, в том числе, почтовые расходы (п.6).

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст.107 и ч.3 ст.109 КАС РФ (ст.111 КАС РФ).

При подаче административного иска административным истцом Брусянина НД. оплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей, при направлении искового заявления административному ответчику понесены почтовые расходы в сумме 110 рублей.

Поскольку исковые требования удовлетворены в полном объёме, данные расходы следует взыскать с ОКУ «Центр занятости населения <--х-->» в пользу административного истца Брусяниной Н.Б.

решил:

административное исковое заявление Брусянина НД к ОКУ «Центр занятости населения <--х-->» - удовлетворить.

Признать незаконным отказ ОКУ «Центр занятости населения <--х-->» в постановке Брусянина НД на учёт в качестве безработной от ХХ месяца ХХХХ года.

Обязать ОКУ «Центр занятости населения <--х-->» признать Брусянина НД, ХХ месяца ХХХХ года года рождения, безработной с ХХ месяца ХХХХ года.

Взыскать с ОКУ «Центр занятости населения <--х-->» в пользу Брусянина НД расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, почтовые расходы в сумме 110 рублей.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Октябрьский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.

Председательствующий подпись

Мотивированное решение изготовлено 01 марта 2022 года.

Судья подпись

Копия верна

Судья Р.Р. Харитонов

Секретарь В.В. Назарова