ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-682/20 от 02.07.2020 Клинцовского городского суда (Брянская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Клинцовский городской суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Холуевой Л.Ф.,

при секретаре ФИО4,

с участием административного истца ФИО1 в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3,

представителя административного истца ФИО8,

представителя административного ответчика МИФНС России по <адрес>ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании 2 июля 2020 года в <адрес> административное дело а-682/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес>, Управлению Федеральной налоговой службы России по <адрес> об оспаривании решения налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Клинцовский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением в интересах несовершеннолетней ФИО3 к МИФНС России по <адрес> об оспаривании решения налогового органа.

В обоснование исковых требований ФИО3 указала, что решением от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника МИФНС России по <адрес> по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации физического лица ФИО3, поданной ее опекуном ФИО1, за 2018 год, установлен факт получения дохода несовершеннолетней ФИО3 в размере 1 084 078,36 руб. и определена обязанность несовершеннолетней доплатить налог в размере 140 930 руб. и пени в размере 2250,18 руб. Решением от ДД.ММ.ГГГГ управления ФНС России по <адрес> решение от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения. ФИО1 не согласна с указанными решениями налогового органа, полагает, что получение несовершеннолетней недвижимого имущества в дар от опекуна не является доходом в виде экономической выгоды, ввиду чего налогообложению не подлежит. Кроме того, административный истец полагает, что опекун ФИО1 и подопечная ФИО3 являются членами семьи, что также освобождает одаряемую от обязанности по уплате налога с дохода. С учетом изложенного административный истец просит суд признать решение от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника МИФНС России по по <адрес> о привлечении к налоговой ответственности и решение руководителя УФНС России по <адрес> по жалобе на решение неправомерным, несовершеннолетнюю ФИО3 освободить от уплаты налога в размере 140930 руб. и пени в размере 2250,18 руб. в связи с приобретением права собственности на недвижимое имущество ? часть земельного участка с кадастровым номером и ? часть квартиры с кадастровым номером расположенные по адресу: <адрес>. г. <адрес> Рабочий <адрес>.

Определением Клинцовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ настоящее административное дело объединено в одно производство с административным делом а-683/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 в интересах несовершеннолетней ФИО2 об оспаривании решений налоговых органов, согласно которому ФИО1, действуя в интересах несовершеннолетней ФИО2, просит суд признать решение от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника МИФНС России по <адрес> о привлечении к налоговой ответственности и решение руководителя УФНС России по <адрес> по жалобе на решение неправомерным, освободить несовершеннолетнюю ФИО2 от уплаты налога в размере 140 930 руб. и пени в размере 2250,18 руб. в связи с приобретением права собственности на недвижимое имущество: ? часть земельного участка с кадастровым номером и ? часть квартиры с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес>, г. <адрес> Рабочий <адрес>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление ФНС России по <адрес>.

В судебном заседании административный истец ФИО1 в интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО2 исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель административного истца ФИО8 в судебном заседании исковые требования также поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика МИФНС России по <адрес>ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований ФИО1 по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Административный ответчик УФНС России по <адрес>, будучи надлежаще уведомленным о дате и времени судебного заседания, не явился, ходатайств не представили.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 на основании постановления главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является опекуном над несовершеннолетними ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается соответствующими удостоверениями.

ФИО1 обратилась в Администрацию <адрес> с просьбой разрешить совершение сделки купли-продажи квартиры по адресу: <адрес> общей площадью 58,6 кв.м, принадлежащей на праве общей долевой собственности несовершеннолетним ФИО3 и ФИО2 (по 1/2 доле в праве у каждой) с условием, что одновременно подопечным будет подарено по ? доле квартиры по адресу: <адрес>, г. <адрес> Рабочий <адрес> общей площадью 70,2 кв.м и по 1/4 доле земельного участка по адресу: <адрес>, г. <адрес> Рабочий <адрес>.

Администрация <адрес> дала согласие на совершение указанной сделки купли-продажи, что следует из постановления от ДД.ММ.ГГГГ Администрации <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 подарила несовершеннолетним ФИО3 и ФИО2 принадлежащие ей ? долю земельного участка (по ? доле в праве каждой) и квартиру (по ? доле в праве каждой), находящиеся по адресу: <адрес>, г. <адрес> Рабочий <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1, действующей в качестве законного представителя несовершеннолетней ФИО2, ФИО3, действующей с согласия попечителя ФИО1, с одной стороны, и ФИО6 с другой стороны заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 в интересах и от имени несовершеннолетних ФИО3 и ФИО2 в МИФНС России по <адрес> поданы налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2018 год, в которых был отражен доход, полученный в результате дарения ? доли земельного участка 89987,00 руб. и ? доли квартиры в сумме 994091,00 руб.

По результатам камеральных проверок, проведенных в отношении поданных ФИО1 деклараций по налогу на доходы, налоговым органом составлены акты налоговых проверок №,1253 от ДД.ММ.ГГГГ.

Административным истцом в связи с несогласием с выводами налогового органа на указанные акты были поданы возражения.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника МИФНС России по <адрес> вынесены решения №, 316 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Как следует из указанных решений, вынесенных, налоговым органом выявлен факт занижения налоговой базы при исчислении налогоплательщиком налога на доходы физических лиц за 2018 год. Кроме того, из описательной части решений следует, что ФИО1 при подаче налоговых деклараций в графе «сумма налога, подлежащая уплате в бюджет» указано «0».

Налоговым органом принято решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности, а также о доначислении налога на доходы и пени в сумме 140930,00 руб. и 2250,18 руб. соответственно.

Будучи несогласной с принятыми МИФНС России по <адрес> решениями, ФИО1 подала жалобу на указанные решения в Управление Федеральной налоговой службы по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя УФНС России по <адрес> рассмотрены жалобы ФИО3, ФИО2, поданные в их интересах ФИО1 и приняты решения об оставлении поданных жалоб без удовлетворения.

В соответствии со ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Статьей 41 НК РФ установлено понятие «доход». Так, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (ст. 80 НК РФ).

Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации (ст. 209 НК РФ).

Статьей 217 НК РФ установлен перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению. К ним относится доход в денежной и натуральной формах, получаемый от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

При этом отмечено, что доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

В соответствии со ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.

В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Исчисление и уплату налога в соответствии со ст. 228 НК РФ производят физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

Одной из форм налогового контроля является камеральная налоговая проверка.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

В соответствии со ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

Дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.

Статья 101 НК РФ устанавливает следующий порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки: акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту передаются на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.

По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо отказе об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

Изучив решения №, 316 от ДД.ММ.ГГГГ, суд не усматривает нарушений процедуры проведения камеральной проверки и рассмотрения материалов камеральной проверки заместителем руководителя МИФНС России по <адрес>. Срок рассмотрения материалов налоговым органом соблюден, решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вынесены уполномоченным на то лицом.

Доводы административного искового заявления ФИО1 сводятся к несогласию с доначислением налога на доходы физического лица, при этом судом установлено следующее.

В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается факт заключения договора дарения между ФИО1 и несовершеннолетними ФИО3, ФИО2, согласно которому даритель – ФИО1 передала в дар несовершеннолетним подопечным ФИО3, ФИО2 недвижимое имущество – квартиру и ? долю земельного участка, расположенные по адресу: <адрес>.

Произведенная двусторонняя безвозмездная сделка заключена в соответствии с требованиями главы 23 Гражданского кодекса РФ и зарегистрирована в установленном порядке в органах Росреестра России.

Административный истец полагает, что полученный ФИО3 и ФИО2 доход в виде недвижимого имущества, подаренного опекуном, не подлежит налогообложению, поскольку получен в результате двух связанных между собой возмездных сделок: по отчуждению принадлежащего несовершеннолетним недвижимого имущества с одновременным дарением иного недвижимого имущества.

По мнению суда, из представленного договора дарения, а также пояснений административного истца не следует мотива возмездной передачи имущества в собственность несовершеннолетних подопечных. Договор дарения в полной мере соответствует требованиям гл. 23 ГК РФ, содержит все существенные условия, ввиду чего суд не усматривает встречного обязательства в ходе совершенных сделок купли-продажи и дарения.

Рассмотрев довод административного истца о том, что опекун и подопечные являются членами семьи, суд пришел к следующему.

В соответствии с п. 18.1 ст. 217 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) такой вид доходов физических лиц, как доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

При этом указанная статья содержит норму, согласно которой доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

По мнению суда, указанный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Статьей 3 Семейного кодекса РФ (далее СК РФ) установлено, что членами семьи являются супруги, родители и дети, а также усыновители и усыновленные.

Перечень близких родственников определен ст. 14 СК РФ: родственники по прямой восходящей и нисходящей линии: родители и дети, дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

Таким образом, закон позволяет включить в понятие члена семьи лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Отношения между опекуном и подопечным не обладают указанными признаками.

По смыслу Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» в круг обязанностей опекуна, попечителя входят забота, опека и содержание подопечных, что не может расцениваться как ведение совместного хозяйства с подопечным.

С учетом изложенного суд полагает, что опекун и подопечный не являются ни близкими родственниками, ни членами семьи, ввиду чего доход, полученный подопечными, по договору дарения между ФИО1 и ФИО3, ФИО2, в силу норм Налогового кодекса РФ подлежит налогообложению.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что решения МИФНС России по <адрес> об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №, 316 от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в части доначисления налога на доходы физических лиц и пени, законны и обоснованы, вынесены в установленные срок, надлежащим должностным лицом, ввиду чего оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> об оспаривании решения налогового органа, отказать.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по административным делам Брянского областного суда в месячный срок с даты изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Клинцовский городской суд <адрес>.

Председательствующий судья Л.Ф. Холуева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.