ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7811/2021 от 05.10.2021 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №2а-7811/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 октября 2021 года г. Краснодар

Первомайский районный суд г. Краснодара Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Игорцева Е.Г.,

при секретаре Семененковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Курилкиной Т. В. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №16 по Краснодарскому краю, заинтересованное лицо ООО «Мой любимый город» об исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Курилкина Т.В. обратилась в суд с административным иском к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №16 по Краснодарскому краю об исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЮГРЮЛ).

В обоснование заявленных требований Курилкина Т.В. указала, что является учредителем ООО «Мой любимый город» (далее – Общество). 26.04.2019 года Курилкина Т.В. подала заявление о выходе из ООО «Мой любимый город», в удовлетворении которого было отказано, в связи с наложенными в рамках исполнительного производства №129021/16/23041-ИП службой судебных приставов в отношении юридического лиц ограничениями в виде запрета на совершение регистрационных действий. Поскольку указанное исполнительное производство в банке исполнительных производств не числится, Курилкина Т.В. вновь обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о внесение записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ. В ЕГРЮЛ была внесена запись о недостоверности сведений в отношении Курилкиной Т.В. как об учредителе ООО «Мой любимый город», однако Курилкина Т.В. из реестра не исключена как учредитель Общества. Административный истец считает, что налоговая инспекция должна исключить учредителя из ЕГРЮЛ, руководствуясь аналогией с положениями Закона о государственной регистрации юридических лиц об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии в реестре записи о недостоверности сведений в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи.

Согласно административному иску Курилкина Т.В. просила суд обязать Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы №16 по Краснодарскому краю исключить сведения из Единого государственного реестра юридических лиц о Курилкиной Т. В. как об учредителе ООО «Мой любимый город».

Определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 09.09.2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лицо привлечено ООО «Мой любимый город».

В судебное заседание административный истец Курилкина Т.В. не явилась, о месте и времени судебного разбирательства была извещена. Об уважительности причин неявки суд не уведомила, о рассмотрении дела в её отсутствие не просила. Суд, учитывая наличие надлежащим образом нотариально оформленной доверенности на ведение дела в суде, считает возможным на основании части 6 статьи 226 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствии административного истца, при участии её представителя.

В судебном заседании представитель административного истца Курилкиной Т.В- ФИО5, действующая по доверенности от 02.08.2021 года, на удовлетворении административного иска настаивала.

В судебном заседании представитель административного ответчика Межрайонная ИФНС России №16 по Краснодарскому краю – ФИО6, действующий по доверенности от 0-3.08.2020 года, исковые требования не признал, просил в удовлетворении административного иска оказать, представил письменные возражения.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица ООО «Мой любимый город» не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен. Об уважительности причин неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Суд, признав причины неявки неуважительными, счел возможными на основании части 6 статьи 226 КАС РФ рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, согласно записям ЕГРЮЛ 09.06.2021 года принято решение о создании юридическое лицо в виде ООО «Мой Любимый город», 09.06.2012 года заявление о государственной регистрации юридического лица при создании подано в налоговую службу, 19.06.2012 года указанное выше юридическое лицо зарегистрировано в ЕГРЮЛ, учредителем с указанной даты числится Курилкина Т. В., с 20.12.2017 года в реестр включен второй учредитель, при этом размер доли Курилкиной Т.В. в уставном капитале составил 80% (л.д. 9-20).

25.04.2019 года на общем собрании участников ООО «Мой Любимый город» принято решение о входе Курилкиной Т.В. из состава участников Общества (л.д. 22-23).

26.04.2019 года единственный участник ООО «Мой Любимый город» подал в Межрайонную ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю заявление по форме Р14001 об изменении сведений, не связанных с изменением учредительных документов, о прекращении участия Курилкиной Т.В. в Обществе (л.д. 69-87).

08.05.2019 года Межрайонная ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю приняла решение об отказе в государственной регистрации, поскольку среди поданных документов отсутствуют подтверждающие переход прав собственности на доли в уставном капитале общества документы, а также наличия наложенных в рамках исполнительного производства №129021/16/23041-ИП службой судебных приставов в отношении юридического лиц ограничений в виде запрета на совершение регистрационных действий (л.д. 88).

24.06.2020 года согласно записям ЕГРЮЛ на основании заявления формы № 34001 о недостоверности сведений в реестр внесена запись о недостоверности сведений в отношении Курилкиной Т.В. как учредителе ООО «Мой любимый город».

В письме от 15.10.2020 года Межрайонная ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю сообщила Курилкиной Т.В. о невозможности исключения ООО «Мой Любимый город» из ИГРЮЛ ввиду наличия запрета службы судебных приставов на совершение регистрационных действий (л.д.24-25).

12.08.2021 года Курилкина Т.В. направила в налоговую инспекцию заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ о её выходе из ООО «Мой Любимый город» (л.д. 26).

В письме от 19.08.2021 года Межрайонная ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю сообщила Курилкиной Т.В., что внесение записи о недостоверности сведений не предусматривает отмену ранее внесенной записи, при которой сведения об учредителе ООО «Мой любимый город» вносились в ЕГРЮЛ, кроме того ранее препятствующая внесению изменений обеспечительная мера отменена с 10.11.2020 года (л.д.27-29).

На основании статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со статьей 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа исполнительной власти, выразившегося в неудовлетворении обращения от 12.08.2021 года, направлено в Первомайский районный суд города Краснодара согласно почтовой отметке 02.09.2021 года, чем был соблюден трехмесячный срок на обращение в суд, установленный статьей 219 КАС РФ.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об учредителях или участниках юридического лица в соответствии со статьей 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе в отношении общества с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, принадлежащей каждому участнику и обществу, о передаче доли или ее части в залог или об ином их обременении, о передаче доли или ее части (в том числе доли, переходящей в порядке наследования) в доверительное управление и о доверительном управляющем долей или ее частью, в отношении акционерного общества - сведения о том, что общество состоит из единственного участника (акционера), и сведения о таком участнике, а также сведения о держателе реестра акционеров общества.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

На основании пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

С 25.11.2020 года вступил в силу приказ ФНС России от 31.08.2020 года № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», которым утверждена форма № Р13014 заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.

В период до 24.11.2020 года действовал приказ ФНС России от 25.01.2012 года № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», которым была утверждена форма № Р14001 заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Суд принимает во внимание доводы представителя административного ответчика о том, что административный истец подавал заявление по форме № Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, только в период действия наложенных службой судебных приставов ограничений. Указанные доводы административный истец не опровергнул, не предоставил доказательств обращения в налоговую инспекцию с заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице по установленной форме с момента снятия службой судебных приставов ограничений, т.е. с 10.11.2020 года.

Заявление административного истца от 12.08.2021 года подано в ненадлежащей форме, что противоречит пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ и приказу ФНС России от 31.08.2020 года № ЕД-7-14/617@.

Суд считает необоснованными доводы административного истца, что налоговая инспекция должна исключить учредителя из ЕГРЮЛ, руководствуясь аналогией с положениями Закона о государственной регистрации юридических лиц об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии в реестре записи о недостоверности сведений в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи.

Суд применяет (аналогия закона) нормы права, регулирующие сходные отношения, в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение.

Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ определен порядок внесения сведений в ЕГРЮЛ, включая сведения о выходе учредителя. Оснований применения аналогии закона в указанных правоотношениях не имеется.

Таким образом, судом установлено, что с момента снятия службой судебных приставов ограничений на регистрационные действия в отношении ООО «Мой любимый город» Курилкина Т.В. в регистрирующий орган с установленной формой заявлением не обращалась.

При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

В соответствии с ч. 2 ст. 176 КАС РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Курилкиной Т. В. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №16 по Краснодарскому краю об исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц - отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд города Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья Игорцева Е.Г.

Мотивированный текст решения изготовлен 14 октября 2021 года