ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-956/2022 от 10.10.2022 Жигулевского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 октября 2022 г. г. Жигулевск

Судья Жигулевского городского суда Самарской области Тришкин Е.Л.,

при секретаре Гольник Л.В.,

с участием представителей истца ТСЖ «Восточное» - Голубевой М.В., действующей на основании доверенности, Золотова М.А., действующего на основании Устава,

представителя административного ответчика – администрации г.о.ЖигулевскЕвграфовой Е.В., действующей на основании доверенности,

представителя административного ответчика – межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением Агабекян Л.Р., действующей на основании доверенности,

рассмотрев материалы административного дела № 2а-956/2022 по административному иску ТСЖ «Восточное» в лице представителя Голубевой М. В. к администрации городского округа Жигулевск Самарской области, межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации г.о. Жигулевск Самарской области о признании незаконными заключения и постановления,

У С Т А Н О В И Л :

Товарищество собственников жилья «Восточное» в лице председателя правления Золотова М.А. обратилось в Жигулевский городской суд Самарской области с административным иском к Администрации городского округа Жигулевск Самарской области, Межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, требуя (с учетом изменения предмета административного иска) признать незаконными заключение межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации г.о. Жигулевск Самарской области б/н от ДД.ММ.ГГГГ и постановления Администрации городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу постановление администрации городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции».

В обоснование требований в административном исковом заявлении указано, что ДД.ММ.ГГГГ Межведомственная комиссия для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – межведомственная комиссия г.о. Жигулевск) в соответствии с п. 47 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 приняла Заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции. Основанием для принятия указанного заключения послужили в том числе: решение Жигулевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, строительно-техническое экспертное заключение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, отчет <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ шифр о техническом состоянии многоквартирного дома, отчет ИЦ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ шифр о техническом состоянии многоквартирного дома, письма органов государственного надзора (контроля).

ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Администрации городского округа Жигулевск многоквартирный <адрес> был признан аварийным и подлежащим реконструкции.

ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия г.о. Жигулевск приняла Заключение об отсутствии оснований для признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Администрации городского округа Жигулевск было признано утратившим силу постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции».

Решением Жигулевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ., постановление администрации г.о.Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ признаны незаконными. По результатам проверки Шестой кассационный суд общей юрисдикции кассационным определением от ДД.ММ.ГГГГ. указал, что повторное обследование многоквартирного жилого дома с привлечением <данные изъяты> направлено на переоценку выводов суда, заключений экспертов, которые не устроили ответчиков, а действия администрации по произвольному пересмотру принятого муниципального акта о признании дома аварийным не соответствуют принципу правовой определенности и влекут нарушение прав и законных интересов участников спорных отношений.

Однако указанное решения судебных органов были проигнорированы, что свидетельствует о злоупотреблении должностными полномочиями, в результате чего были вновь приняты обжалуемые решения, согласно которым жилой дом по адресу г.<адрес> был признан пригодным для проживания.

Административный истец принимал меры для получения указанных документов, однако они не были предоставлены администрацией г.о.Жигулевска.

Считают обжалуемые акты незаконными, поскольку по ранее рассмотренному делу была проведена экспертиза, в ходе рассмотрения дела было установлено, что имеющиеся в доме недостатки являются неустранимыми, что также подтверждается решениями Жигулевского городского суда <адрес> по делам , , в рамках которых также была проведена судебная экспертиза, подтвердившая аварийное состояние дома.

Считают, что проведенное обследование многоквартирного дома <данные изъяты>», которое было положено в основу обжалуемых актов, согласно которому техническое состояние жилого дома оценено как работоспособное, проведено формально, с существенными нарушениями, не было направлено ни в ТСЖ «Восточное», ни собственникам квартир. Выводы данного заключения противоречат выводам, сделанным в многочисленных решениях судов, принятых в рамках гражданского и административного судопроизводства, судебных строительно-технических экспертиз, одной комплексной инструментальной. До настоящего времени игнорируются сообщения о новых разрушениях в доме, в том числе адресованных в администрацию города, Государственную жилищную инспекцию Самарской области.

Сотрудниками <данные изъяты> проигнорировано заключение МЧС России о несоответствии технического оснащения второго подъезда дома его высоте, что возможно устранить только путем реконструкции. Экспертом не дана оценка факту отсутствия вентиляции, так как вентиляционные шахты не выведены на крышу, как это предусмотрено проектом строительства дома, а расположены не техническом этаже, что привело к развитию грибка в помещениях дома. Разрушение конструкций дома продолжается, обращения ТСЖ в адрес администрации г.о.Жигулевск, игнорируются, мониторинг технического состояния дома не осуществляется.

Определениями суда, принятыми в протокольной форме от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. к участию в настоящем административном деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Крамарчук Н.И., Шарапов С.Х., Игошкин А.Г., Максаков Е.М., Алексеева Д.М., Антоненко К.Д., Б.Богоносцев С.А., Богоносцева А.П., Сергеева Е.В., Русяева М.И., Антипова А.А., Ларина Л.А., Седова К.Л., Моряков А.В., Шулаева М.Р., Фирсова М.И., Лысенко А.Г., Куковякина Е.Г., Патрушев А.А., Пащенко А.Н., Пикуль Ю.Н., Юсупова Н.В., Душенко Л.Т., Беляева Г.М., Зарков В.Н., Смирнов И.К., Жирнова Т.В., Марахова В.А., Еремина М.Ю., Тарарака Н.С.

В судебном заседании представители административного истца ТСЖ «Восточное» Голубева М.В., Золотов М.А. требования и доводы административного иска поддержали в полном объеме, просили удовлетворить по доводам, изложенным в его обосновании.

Представители административных ответчиков Евграфова Е.В., Агабекян Л.Р., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании требования административного иска не признали по доводам, подробно изложенным в отзывах относительно заявленных требований, просили в удовлетворении административного иска отказать. Дополнительно представители административных ответчиков указывали, что пропущен срок обжалования, а также считали, что административный истец не обладает полномочиями на обращение в суд с настоящим административным иском.

Привлеченные к участию в деле заинтересованные лица в судебное заседание не явились, в связи с чем судом, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом уведомленных судом о дате, месте и времени судебного заседания.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условия суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

- соблюдены ли сроки обращения в суд;

- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

- полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

- порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

- основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 N 47 (ред. от 27.07.2020) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" вместе с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее – Положение).

Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 7 Положения).

В соответствии с пунктом 42 Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 1082 "Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - сводный перечень объектов (жилых помещений), проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Таким образом, решение вопроса об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции созданной уполномоченным органом местного самоуправления межведомственной комиссии. При этом Положением предусмотрено, что проведение оценки соответствия помещения установленным требованиям производится по инициативе собственника помещения или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43 Положения).

В соответствии с пунктом 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных абзацем первым пункта 42 настоящего Положения; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Согласно пункту 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

В соответствии с пунктом 46 Положения Комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренные абзацем первым пункта 42 настоящего Положения, в течение 30 календарных дней с даты регистрации, и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Верховным Судом РФ разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии необходимо проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014).

Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке (пункт 52 Положения).

Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, состоит из четырех блок-секций, имеющих разную этажность, имеет техническое подполье, в котором расположены все коммуникации, теплый технический этаж, расположенный над жилыми этажами. На первом этаже 1-й секции жилого дома расположены торговые площади и подсобные помещения встроено-пристроенного магазина. В каждой секции предусмотрен лестнично-лифтовой узел, в котором размещен мусоропровод. Общее количество квартир - 239. Управление многоквартирным домом осуществляется ТСЖ «Восточное».

Решением Жигулевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, признаны незаконными акт обследования помещений <адрес>, составленный межведомственной комиссией для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации г.о. Жигулевск Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ; решение (заключение) межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации г.о. Жигулевск Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд обязал межведомственную комиссию г.о. Жигулевск в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести обследование, оценку состояния многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. <адрес>, с составлением акта обследования, после чего в течение месяца принять решение в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года.

В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

По результатам проведенной <данные изъяты> экспертизы, оценка которой дана в рамках арбитражного дела , решение по которому вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлено неудовлетворительное состояние несущих конструкций дома и непригодное для проживания состояние дома, явившиеся следствием нарушений, допущенных к ходе его строительства; в многоквартирном <адрес> имеются существенные недостатки, являющиеся неустранимыми, требующие проведения его реконструкции, обязанность осуществления которой возложена на застройщика – ООО «Ипотечная строительная компания».

Аналогичные выводы о состоянии указанного многоквартирного дома содержаться в отчете <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ «О техническом состоянии здания многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>

Выводы указанных экспертиз были предметом рассмотрения и положены в основу решений Жигулевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу , по гражданскому делу , вступивших в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, на основании решения Жигулевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, отчета <данные изъяты> строительно-технического заключения <данные изъяты> межведомственная комиссия г.о. Жигулевск приняла заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного заключения многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции. Таким образом, решение Жигулевского городского суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ было исполнено, что не оспаривается сторонами. Также было постановлено определить сроки отселения собственников помещений многоквартирного дома в соответствии с проектом реконструкции указанного дома. Отделу по жилищным вопросам администрации предъявить к собственникам помещений требование о реконструкции многоквартирного дома в течение двух лет со дня подписания настоящего постановления.

Постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ нпа установлено, что в целях реализации дополнительных мер социальной поддержки граждан к расходным обязательствам г.о. Жигулевск в ДД.ММ.ГГГГ году относятся приобретение работ по обследованию и выполнению проектных работ в отношении жилищного фонда, находящегося на территории г.о. Жигулевск». Утвержден Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки.

В соответствии с частью 3 Порядка дополнительная мера включает в себя: приобретение работ по проведению обследования в целях осуществления мероприятий по доведению конструктивных элементов здания до нормативного состояния, в отношении которого необходимо проведения обследования и выполнения проектных работ; приобретение работ по проведению проектных (сметных) работ в отношении здания; направление проектной (сметной) документации на государственную экспертизу. Данный перечень является исчерпывающим.

Постановлением администрации городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> возложены функции по проведению мероприятий по обследованию и выполнению проектных работ в отношении жилищного фонда, находящегося на территории городского округа <адрес>).

ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты>» и <данные изъяты> на основании протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме заключен муниципальный контракт , предмет контракта – проведение мероприятий по обследованию в отношении жилищного фонда, находящего на территории городского округа <адрес>).

В качестве основания для выполнения работ в техническом задании от ДД.ММ.ГГГГ на проведение мероприятий по обследованию в отношении жилищного фонда, находящегося на территории городского округа <адрес>) указано на признание межведомственной комиссией г.о. Жигулевск многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (заключение от ДД.ММ.ГГГГ и постановление от ДД.ММ.ГГГГ»). Сведения о лице, заявившем о проведении обследования многоквартирного дома, отсутствуют.

В результате проведенных мероприятий <данные изъяты> был подготовлен технический отчет «Проведение мероприятий по обследованию в отношении жилищного фонда, находящего на территории городского округа <адрес>)» (заключительный), согласно которому техническое состояние здания 4-х секционного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, оценено как работоспособное. Установленные при обследовании дефекты и повреждения не затрагивают конструктивных характеристик надежности и безопасности объекта, механическая безопасность здания обеспечена, процесса нарастания осадок здания по результатам проведенного мониторинга не выявлено, физический износ здания в соответствии с ВСН 53-86 составляет 7 %. Несущая способность плит обеспечена, трещина в кирпичной кладке не затрагивает основной несущий слой наружной стены, причина появления трещин – температурно-усадочные деформации. Даны рекомендации по проведению ремонтных работ для обеспечения долговечной эксплуатации здания и нормальных условий проживания.

Между тем, согласно выводам, приведенным экспертом <данные изъяты> в заключении от ДД.ММ.ГГГГ и отраженным в решении Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу причиной возникновения сквозных трещин на несущих стенах фундамента многоквартирного жилого дома является нарушение технологии устройства монолитных бетонных конструкций, что привело к образованию структурных трещин, а также могло привести к снижению прочности бетона по отношению к его проектной мощности. Снижение прочности ведет к перегрузкам и как следствие, к появлению трещин уже конструктивного характера при эксплуатации дома. Административными ответчиками указанное заключение не опровергнуто. Доводы о том, что данная судебная экспертиза относится лишь к конкретному делу, являются несостоятельными.

<данные изъяты> была подготовлена рецензия на отчет СамГТУ от ДД.ММ.ГГГГ «О техническом состоянии здания многоквартирного дома по адресу: <адрес>», в которой содержится вывод о том, что оценку технического состояния конструкций и вывод о необеспеченности механической безопасности здания, приведенный в указанном отчете нельзя признать достоверным и обоснованным. Соответственно, разработанные рекомендации по дальнейшей эксплуатации здания также нельзя считать обоснованными и необходимыми.

Постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ N при администрации создана межведомственная комиссия для рассмотрения вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которая является коллегиальным органом. Отдельными постановлениями администрации г.о.Жигулевск в указанное постановление вносились изменения в части состава межведомственной комиссии.

ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Жигулевск, как представитель муниципального образования, у которого в собственности имеется 19 квартир в <адрес>, направило в Комиссию заявление о проведении заседания по вопросу принятия решения в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение № 47).

Комиссия с приглашением собственников указанного дома, изучив вышеуказанные документы, содержащие выводы о техническом состоянии технических конструкций дома, а также результаты мониторинга дома, провела заседание ДД.ММ.ГГГГ, по результатам чего принято решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

ДД.ММ.ГГГГ указанное заключение комиссии направлено Главе городского округа Жигулевск, в связи с чем, принято постановление администрации городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу отдельных муниципальных правовых актов», в соответствии с которым отменяется постановление администрации городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу постановление администрации городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного <адрес> в городском округе Жигулевск<адрес> аварийным и подлежащим реконструкции», а также принято постановление администрации городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу постановление администрации городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного <адрес> в городском округе Жигулевск<адрес> аварийным и подлежащим реконструкции».

В силу п. 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (не пригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (не пригодными) для проживания граждан. Вместе с тем названная правовая норма, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1014-О-О, не предусматривает возможность произвольного принятия решения органом местного самоуправления.

Пунктом 42 вышеуказанного Положения предусмотрено, что комиссия, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания только на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону. ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)).

При отмене изданного им ненормативного правового акта орган местного самоуправления не может руководствоваться исключительно собственным усмотрением. Акт органа местного самоуправления, отменяющий ранее принятый акт, должен соответствовать закону и не нарушать прав и законных интересов граждан и организаций, а также принцип стабильности правоотношений, возникших в результате принятия отменяемого ненормативного правового акта. Полномочный орган обязан обосновать необходимость отмены правового акта, указать на несоответствие его содержания нормам права. Названное полномочие органа местного самоуправления не может быть реализовано произвольно.

Между тем, каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о том, что постановление администрации г.о.Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ. «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции» противоречит закону, в судебном заседании не установлено, а следовательно, у административных ответчиков отсутствовали правовые основания для пересмотра ранее принятого решения.

В нарушение требований пункта 42 Положения в заключении межведомственной комиссии г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует указание на то, что послужило основанием для принятия указанного решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения – в обжалуемом заключении дается перечень исследований, на основании которых делается вывод, что техническое состояние оценивается как работоспособное. Кроме того, Положением не предусмотрен порядок произвольного пересмотра выводов комиссии и решения органа местного самоуправления, принятого по результатам разрешения вопроса о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

На основании вступившего в законную силу судебного акта – решения Жигулевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., выводы межведомственной комиссии об отсутствии оснований для признания жилого дома по адресу г.<адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции, признаны незаконными.

Имеющиеся исследования, на основании которых комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для признания жилого дома по адресу г<адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции - строительно-техническое экспертное заключение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ; судебно строительно-техническое экспертиза <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ; отчет Испытательного центра <данные изъяты> «О техническом состоянии строительных конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>», от ДД.ММ.ГГГГ; отчет <данные изъяты> «О техническом состоянии здания многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> (Заключительный)», от ДД.ММ.ГГГГ,Шифр: ; судебной экспертизе <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу ; технический отчет <данные изъяты> «Проведение мероприятий по обследованию в отношении жилищного фонда, находящегося на территории городского округа Жигулевск (г. <адрес>) (заключительный)», ДД.ММ.ГГГГ; рецензия <данные изъяты><данные изъяты> на отчет СамГТУ от ДД.ММ.ГГГГ «О техническом состоянии здания многоквартирного дома по адресу: <адрес> (Заключительный)», ДД.ММ.ГГГГ год; письмо ректора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по выводам отчета Испытательного центра <данные изъяты>» «О техническом состоянии строительных конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>» и технического отчета <данные изъяты> «Проведение инженерных изысканий выполненных в ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> положительному заключению повторной государственной экспертизы Государственного автономного учреждения Самарской области «Государственная экспертиза проектов в строительстве» <данные изъяты>» было получено от ДД.ММ.ГГГГ, были предметом исследования при рассмотрении гражданских и административных исков <адрес>, в том числе, при рассмотрении административного дела , им была дана надлежащая оценка судами первой, апелляционной и кассационной инстанции. При этом, при рассмотрении данного административного дела судами было установлено, что по результатам проведенной <данные изъяты> экспертизы, оценка которой дана в рамках арбитражного дела № , решение по которому вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлено неудовлетворительное состояние несущих конструкций дома и непригодное для проживания состояние дома, явившиеся следствием нарушений, допущенных к ходе его строительства; в многоквартирном <адрес> г. Жигулевска имеются существенные недостатки, являющиеся неустранимыми, требующие проведения его реконструкции, обязанность осуществления которой возложена на застройщика – <данные изъяты> Аналогичные выводы о состоянии указанного многоквартирного дома содержаться в отчете <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О техническом состоянии здания многоквартирного жилого дома по адресу: г. <адрес>». Выводы указанных экспертиз были предметом рассмотрения и положены в основу решений Жигулевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу , по гражданскому делу , вступивших в законную силу.

Принимая во внимание изложенное, заключение межведомственной комиссии г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным, поскольку оно противоречит представленным в материалы дела доказательствам, принято с нарушением Положения и нарушает права и законные интересы жильцов многоквартирного жилого <адрес>.

Указанное заключение не мотивировано, поскольку при принятии решения комиссия обязана помимо того, что пригласить собственников помещений для реализации их прав на участие в заседании, так и мотивировать свое заключение, проанализировав представленные на рассмотрение документы в полном объеме.

Таким образом, суд полагает доводы представителей административных ответчиков не основанными на представленных суду доказательствах, а принятое заключение комиссии нарушает право собственников жилых помещений многоквартирного дома на жилище, в связи с проживанием в доме, находящемся в недопустимом состоянии.

Соответственно, постановление администрации городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное на основании незаконного заключения межведомственной комиссии г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ, также подлежит признанию незаконным.

Стороной административных ответчиков в нарушение ст. 62 КАС РФ не представлено доказательств в подтверждение законности своего решения. Действия административных ответчиков по произвольному пересмотру ранее принятых в установленном законом порядке муниципального акта о признании многоквартирного дома аварийным не соответствуют принципу правовой определенности и влекут нарушение прав, свобод и законных интересов участников спорных отношений, которые добросовестно полагали о присвоении соответствующего статуса аварийного и подлежащего реконструкции и на наступление соответствующих правовых последствий.

На основании изложенного, с учетом перечисленных выше разъяснений, суд находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Доводы административных ответчиков об отсутствии полномочий у ТСЖ «Восточное» на обращение в суд с административным иском, судом отвергаются, поскольку из материалов дела следует, что в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, собственниками избран способ управления многоквартирным домом - управление ТСЖ «Восточное», что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ. На основании протокола заседания правления ТСЖ «Восточное» принято решение об избрании с ДД.ММ.ГГГГ председателем правления Золотова М.А.

В соответствии с Уставом ТСЖ «Восточное» товарищество представляет интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в суде.

При этом, в силу ч. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно ч.ч. 6, 8 ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, товарищество собственников жилья обязано обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью, а также представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.

В соответствии с ч. 2 ст. 149 Жилищного кодекса Российской Федерации, председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества.

Иное бы означало ограничение правоспособности ТСЖ «Восточное» как юридического лица.

Версию представителей ответчика о пропуске срока на обжалование заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации г.о.Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ, суд отвергает по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При этом согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

В суде установлено, что событием, послужившим поводом для обращения в Жигулевский городской суд и с которым ТСЖ «Восточное» связывает нарушение своих прав, является принятое межведомственной комиссией заключение, которым техническое состояние здания многоквартирного жилого дома по адресу г.<адрес> было оценено как работоспособное и об отсутствии оснований для признания дома аварийным и подлежащем реконструкции, а также принятое на основании указанного заключения постановление администрации городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ. В этой связи в административном исковом заявлении ТСЖ «Восточное» просило суд признать незаконными указанное заключение и принятое во исполнение заключения постановление.

Учитывая изложенное, суд считает, что последним днем для оспаривания заключения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. было ДД.ММ.ГГГГ. (так как срок начинается на следующий день), а последним днем для обжалования постановления от ДД.ММ.ГГГГ. было ДД.ММ.ГГГГ. Исковое заявление поступило в Жигулевский городской суд ДД.ММ.ГГГГ., а следовательно, срок на обжалование заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации г.о.Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом пропущен не был.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования, заявленные ТСЖ «Восточное» удовлетворить.

Признать незаконным Заключение межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ № б/н.

Признать незаконным Постановление Администрации городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившим силу постановление администрации городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции».

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд Самарской области.

Судья Жигулевского городского суда

Самарской области Тришкин Е.Л.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Жигулевского городского суда

Самарской области Тришкин Е.Л.