ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-10/20 от 05.03.2020 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Дело № 3а-10/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 марта 2020 г. г. Биробиджан

Суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего судьи Кочева С.Н.,

при секретаре Каска Н.В.,

с участием представителя административного истца

помощника прокурора ЕАО Холманских Т.А.,

представителя административного ответчика

управления ЖКХиЭ правительства ЕАО Малышевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Еврейской автономной области Колесникова А.В. в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании приказа управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО от 14.03.2019 № 17/9 (в редакции от16.04.2019 № 26-9)«Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области» противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области (далее – управление ЖКХиЭ, Управление) от 14.03.2019 № 17/9 (далее – Приказ № 17/9) утверждены нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области, применяемые для расчёта размера платы за потреблённые услуги при отсутствии приборов учёта.

Нормативный правовой акт опубликован в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» http://npa79.eao.ru 22.03.2019.

Впоследствии в указанный приказ внесены изменения приказом управления ЖКХиЭ от 16.04.2019 № 26-9, который опубликован в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» http://npa79.eao.ru 18.04.2019.

Пунктом 5 Приказа № 17/9 указано, что приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 06.02.2019.

Заместитель прокурора Еврейской автономной области обратился в суд ЕАО с настоящим административным иском о признании противоречащим законодательству и недействующим пункта 1 Приказа № 17/9 в части нормативов:

- потребления услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях;

- потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых и нежилых помещениях;

- расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях;

- потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов;

- потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Мотивируя статьёй 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пунктами 19, 21, 22, 32-42, 44 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306, Правила), указал, что управлением ЖКХиЭ при установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях использован расчётный метод, без обоснования причин, которые делают невозможным использование метода аналогов.

Считает, что в силу прямого указания пункта 44 Правил № 306 климатические параметры, применяемые при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, могут быть использованы для определения среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период только при отсутствии у органа гидрометеорологической службы информации о климатических параметрах.

Вместе с тем, принцип расчёта среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период не подтверждён. Информация у органа гидрометеорологической службы о климатических параметрах не получена.

Также при расчёте норматива потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях не запрашивались сведения в органах гидрометеорологической службы для определения средней температуры холодной воды в сети водопровода. В связи с чем норматив по горячему водоснабжению жилых и нежилых помещений рассчитан с нарушением порядка, установленного Правилами № 306.

Поскольку указанный норматив по горячему водоснабжению установлен с нарушением, следовательно, и норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в жилых помещениях не соответствует требованиям законодательства, как и норматив по водоотведению, так как он является суммой нормативов по холодному и горячему водоснабжению.

При установлении норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях, используется, в том числе средняя температура холодной воды в сети водопровода, сведения, для определения которой в органах гидрометеорологической службы также не запрашивались. Следовательно, данный норматив установлен незаконно.

Ссылается на аналогичные нарушения, допущенные при утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов.

В результате указанных нарушений федерального законодательства грубо ущемляются жилищные права граждан по законному начислению и взиманию платы за коммунальные услуги.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора ЕАО Холманских Т.А., требования поддержала, обосновав их доводами, изложенными в административном иске. Дополнительно пояснила, что на сегодняшний день не представлено ни одного доказательства в обоснование верности произведённых расчётов, утверждённых нормативов потребления коммунальных услуг. Исходя из пояснений представителя административного ответчика, и исследованных в судебном заседании документов, в том числе ответа на протест прокурора, следует, что никакие фактические расчёты в соответствии с требованиями закона, в том числе с применением метода аналогов, управлением ЖКХиЭ не проводились. Запросы, и вся необходимая информация относительно приборов учёта, климатических параметров, сделаны уже после вынесения приказа.

Представитель административного ответчика Управления ЖКХиЭ Малышева А.А., административные исковые требования не признала, пояснила, что поскольку отсутствовали данные по приборам учёта, отопительный период ещё не был окончен, управление не могло произвести расчёты нормативов аналоговым методом, и произвело их расчётным методом. Доскональных подробных расчётов нормативов нет. На основании чего бралась среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период, пояснить не может.

Иных пояснений по существу административного иска представителем административного ответчика не дано.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, если принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.

В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, а именно Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

Пунктом 3 названных Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 40 части 2 статьи 7 закона Еврейской автономной области от 27.06.2012 № 79-ОЗ «О правительстве Еврейской автономной области» правительство области определяет орган исполнительной власти области, уполномоченный утверждать нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктами 5.11, 7 и 10 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО, утверждённого постановлением правительства ЕАО от 04.03.2014 № 75-пп, Управление ЖКХиЭ утверждает нормативы потребления коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению, газоснабжению, электроснабжению, применяемые для расчёта размера платы за вышеуказанные коммунальные услуги, потребляемые гражданами при отсутствии приборов учёта. Один из заместителей начальника управления ЖКХиЭ осуществляет полномочия начальника управления в случае его отсутствия в соответствии с должностным регламентом, в том числе действует без доверенности от имени управления, представляет его интересы, имеет право издавать приказы, в том числе носящие нормативный характер.

Согласно части 4 статьи 40 УставаЕврейской автономной области (принят Законодательным Собранием ЕАО 08.10.1997) официальным опубликованием нормативного правового акта области считается первая публикация его полного текста в газетах области «Биробиджанская звезда», «Биробиджанер штерн», в периодическом печатном издании «Информационный сборник Законодательного Собрания Еврейской автономной области», а также первое размещение (опубликование) его полного текста в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» (http://npa79.eao.ru) или на «Официальноминтернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Сведения о публикации оспариваемого приказа указаны выше.

Рассматривая порядок принятия оспариваемого приказа, суд приходит к выводу, что он принят компетентным органом, в пределах его полномочий, с соблюдением правил введения его в действие и правил опубликования, соответствует установленной законом форме.

Правомочность органа, принявшего оспариваемый приказ, соблюдение установленной процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Согласно пунктам 13, 19 Правил № 306нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчётного метода с использованием формул согласно приложению № 1 к Правилам.

Указанные Правила № 306 устанавливают приоритет метода аналогов перед расчётным методом. Невозможность применения метода аналогов должна быть обоснованна наличием объективных обстоятельств из числа перечисленных в пункте 21 Правил.

Метод аналогов предусматривает определение нормативов потребления коммунальных услуг на основании данных о фактическом объёме потребления коммунальных ресурсов по приборам учёта, установленным в многоквартирных домах и жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства дома и климатическими условиями. При этом количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учёта в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.

В соответствии с пунктом 31 Правил № 306 определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.

Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов предусматривает строгую последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32 - 42 Правил.

В силу пункта 32 Правил № 306 уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными данными Правилами требованиями.

Представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил).

Количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения № 1 к Правилам (пункт 34). Согласно формуле 2 приложения № 1 к Правилам объём предварительной выборки по каждому типу многоквартирного дома с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства должен быть не менее 10 домов.

После формирования объёма выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учёта (пункт 36 Правил).

Показания приборов снимаются в отношении холодного и горячего водоснабжения – первого и последнего числа отопительного периода; в отношении отопления – первого и последнего числа отопительного периода; в отношении электроснабжения - 1 и 30 июня, 1 и 30 ноября (пункт 37 Правил).

Описание последовательности и формулы расчёта при определении объёма выборки, необходимой для применения метода аналогов, приведены в приложении к Правилам (формулы 1 - 4).

В судебном заседании представитель административного ответчика, мотивировала выбор расчётного метода по нормативам, утверждённым оспариваемым приказом тем, что на момент принятия такого решения отопительный период не закончился, а показания приборов учёта потребления коммунальных услуг отсутствовали.

Вместе с тем, доказательства невозможности использования метода аналогов, в том числе и отсутствия условий представительности выборки для проведения необходимых измеренийУправлениемЖКХиЭ непредставлены. Какая – либо подготовительная и проводимая работа административного ответчика по фиксации базовых показателей, необходимых для расчёта нормативов потребления, на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг не осуществлялась.

То обстоятельство, что отопительный сезон ещё не закончился, само по себе не является препятствием к истребованию соответствующих архивных показаний приборов учёта от потребителей, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций по каждому типу домов, однако сведения о направлении соответствующих запросов Управлением как указано выше, не представлено.

Вместе с тем, и расчётный методпри определении нормативов потребления коммунальных услуг не является произвольным и должен подтверждаться достоверными и достаточными фактическими данными.

Согласно пункту 43 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с применением расчётного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения № 1 к настоящим Правилам.

Расчёт норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формулам 18 - 20 приложения к Правилам № 306.

Для расчёта количества тепловой энергии, необходимой для отопления, учитываются, в том числе температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома; среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период; расчётная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления.

При этом количественные значения среднесуточных температур наружного воздуха и случаи их применения определяются в соответствии с пунктом 44 Правил, в силу которого температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений принимается к расчёту согласно значениям, установленным правилами предоставления коммунальных услуг.

Среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, представленных органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

Расчётная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

При отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населённого пункта, в отношении которого такие параметры имеются.

В судебном заседании представитель административного ответчика не смогла пояснить, на основании каких сведений управлением ЖКХиЭ при расчёте нормативов брался показатель среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период.

Из ответа заместителя начальника управления ЖКХиЭ М. от 26.04.2019 № 1196/19 на протест заместителя прокурора области следует, что управлением подана заявка на финансирование договора о предоставлении гидрометеорологической службой информации о среднесуточной температуре воздуха, подготовлены и направлены соответствующие запросы в адрес муниципальных образований и ресурсоснабжающих организаций области.

В письменных возражениях на административный иск начальником управления ЖКХиЭ П. от 13.01.2020 указано, что на сегодняшний день управлением проведена работа по сбору информации по показаниям приборов учёта тепловой энергии, холодной, горячей воды, в отопительный период 2018/2019 годов, а также показания приборов учёта электроэнергии многоквартирных домов ЕАО от муниципальных образований области. Получены данные с гидрометеорологической службы о среднесуточных температурах наружного воздуха в отопительный период за предыдущие пять отопительных периодов подряд, о продолжительности отопительного периода, о средних температурах холодной воды в сети водопровода. Управлением формируется общая (сводная) информация для направления в адрес ЗАО «Центр муниципальной экономики и права» для произведения новых расчётов нормативов потребления коммунальных услуг с применением метода аналога.

Таким образом, сведения о среднесуточной температуре наружного воздуха в отопительный период (как предусмотрено Правилами за предыдущие 5 лет) в органах гидрометеорологической службы управлением до вынесения оспариваемого приказа не запрашивались, и на момент его вынесения отсутствовали. На основании, каких данных управлением был рассчитан показатель среднесуточной температуры, неизвестно, доказательств того, что данный показатель был рассчитан в соответствии с требованиями закона, административным ответчиком суду не представлено.

Вместе с тем в силу прямого указания пункта 44 Правил № 306 климатические параметры, применяемые при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, могли быть использованы для определения среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период только при отсутствии у органа гидрометеорологической службы информации о климатических параметрах.

Следовательно,расчёт нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях, установленный расчётным методом нельзя признать законным и обоснованным, соответствующим Правилам № 306.

Согласно пункта 24 раздела II приложения № 1 к Правилам расчёт норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется по формуле 23, в которой используется, в том числе средняя температура холодной воды в сети водопровода, определяемая в соответствии с пунктом 25 настоящего документа, на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы. При отсутствии достоверных данных средняя температура определяется по формуле 24.

Как выше установлено из пояснений представителя административного ответчика и информации должностных лиц Управления ЖКХиЭ, при расчёте норматива потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях сведения для определения средней температуры холодной воды в сети водопровода от органов гидрометеорологической службы управлением не были получены.

Доказательств отсутствия в органах гидрометеорологической службы этих данных на момент принятия нормативов суду не представлено.

В связи с этим, норматив по горячему водоснабжению жилых и нежилых помещений рассчитан с нарушением порядка, установленного Правилами № 306.

Поскольку норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в жилых помещениях рассчитывается по формуле 25, в которой в том числе используется норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяемый по формуле 23 (пункт 26 раздела II приложения № 1 к Правилам № 306), а последний установлен с нарушением, следовательно, и норматив по холодному водоснабжению не соответствует требованиям законодательства, как и норматив по водоотведению, так как он является суммой нормативов по холодному и горячему водоснабжению.

Вместе с тем, из раздела 2 к приказу от 14.03.2019 № 17/9 следует, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению установлен не по всем категориям жилых и нежилых помещений.

В тоже время конкретных замечаний по нормативу холодного водоснабжения для жилых и нежилых помещений, установленных расчётным методом, административное исковое заявление прокурора не содержит, в судебном заседании прокурором на нарушения порядка установления данных нормативов, предусмотренных Правилами, не указывалось.

В связи с этим, требования прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 1 оспариваемого приказа (раздел 2) об установлении расчётным методом нормативов потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению в жилых и нежилых помещениях подлежит удовлетворению в частив строках 1, 2.1, 2.2,3, 4, 5, 16.

Требования о признании приказа в части установления нормативов по холодному водоснабжению, водоотведению (там, где отсутствует норматив по горячему водоснабжению) в строках 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18 удовлетворению не подлежит.

Норматив расходатепловой энергии, используемойна подогрев воды вцелях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях определяется в соответствии с пунктом 24(1) раздела II приложения № 1 к Правилам по формуле 23.1, в которой используется, в том числе средняя температура холодной воды в сети водопровода, определяемая в соответствии с пунктом 25 указанного раздела.

Как указано выше, сведения в органах гидрометеорологической службы для определения средней температуры холодной воды в сети водопровода не запрашивались, и использовались значения, не подтверждённые достоверными и достаточными фактическими данными. Следовательно, требования прокурора о признании пункта 1 оспариваемого приказа (раздел 4) об установлении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствиис пунктом 33 раздела II приложения № 1 Правил № 306 объём годового потребления электрической энергии для нагрева воды (кВт·ч) в жилых помещениях многоквартирных домов или жилых домах, оборудованных электроводонагревателями в соответствии с проектами, определяется по формуле 30, в которой используется, в том числе значение - количество тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчёте на 1 человека в год (ккал/чел.), определяемой в свою очередь по формуле 31 названного раздела.

В формуле 31 используется средняя температура холодной воды в сети водопровода, определяемая в соответствии с пунктом 25 настоящего документа.

Как установлено выше,сведения от органов гидрометеорологической службы для определения средней температуры холодной воды в сети водопровода административным ответчиком не получены, и использовались значения, не подтверждённые достоверными и фактическими данными. К административному иску прокурором приложены сами нормативы (Раздел 6), какие-либо обоснованныерасчёты норматива административнымответчикомне представлены.

В связи с этим,требования прокурора о признаниипункта 1 оспариваемого приказа (раздел 6) об установлении расчётным методом нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов по категориям жилых помещений, в строках 3, 4, 5, 8, 9 подлежат удовлетворению, за исключением:норматива, установленного для многоквартирных домов, жилых домов, общежитий квартирного типане оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электроотопительными, электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (строка 1 раздела 6), норматива, установленного для многоквартирных домов, жилых домов, общежитий квартирного типа оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи и не оборудованные электроотопительными, электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (строка 2 раздела 6), норматива, установленного для общежитий, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (строка 6 раздела 6) и общежитий, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (строка 7 раздела 6).

В этой части требования прокурора удовлетворению не подлежат, поскольку при установлении данных нормативов потребления электрической энергии расчётным методом (строки 1, 2, 6, 7 раздела 6 приказа) не использовались значения расхода электроэнергии на отопление и нагрев воды, рассчитанные, как выше установлено, с нарушением Правил.

Аналогичная ситуация при расчёте нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, которые произведены с нарушением требований, установленных Правил.

Как выше указано, каких-либо иных пояснений по существу иска, в том числе по расчёту данных нормативов представителем административного истца не дано.

Следовательно, требования прокурора в части установления нормативов для многоквартирных домов, не оборудованных лифтами и оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период и вне отопительного периода в строках 3, 4 раздела 7 к приказу обоснованны и подлежат удовлетворению, за исключением: норматива установленного для многоквартирных домов, не оборудованных лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (строка 1 раздела 7) и многоквартирных домов, оборудованных лифтами и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (строка 2 раздела 7).

В соответствиис частью 3 статьи 216 КАС РФ решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Решением суда ЕАО от 12.10.2018 оставленным в силе определением Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2019 № 65-АПГ18-7, расчёты нормативов потребления коммунальной услуги установленные расчётным методом - по отоплению в жилых и нежилых помещениях; по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению в жилых и нежилых помещениях; по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов по категориям жилых помещений; электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях, признаны незаконными и необоснованными.

Оценивая оспариваемый приказ в указанной в административном иске части, прихожу к выводу, что спорные нормативы ничем не обоснованы, неподтверждены, и приняты с нарушением действующего законодательства.Представленные частично расчёты невозможно проверить, то есть, каким образом они произведены, с применением каких формул, на основании каких документов.

При этом, отмечается, что спорные нормативы принимаются административным ответчиком с аналогичными нарушениями на протяжении ряда лет, признаются противоречащими федеральному законодательству и недействующими (подтверждение чему апелляционные определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 № 65-АПГ17-6, от06.02.2019 № 65-АПГ18-7), и меры направленные на кардинальное изменение ситуации управлением ЖКХиЭ не принимаются. По настоящему делууправлением ЖКХиЭ фактически совершены те же нарушения, о которых было указано в решении суда ЕАО от 12.10.2018.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая, что оспариваемый приказ применяется, и на его основании реализуются права граждан и организаций, производятся начисления за коммунальные услуги, административное исковое заявление прокурораподлежит удовлетворению, и оспариваемые положения приказа подлежатпризнанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 173-177,213 - 215, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Еврейской автономной области Колесникова А.В. в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании приказа управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО от 14.03.2019 № 17/9 (в редакции от16.04.2019 № 26-9)«Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для населения, проживающего на территории Еврейской автономной области» противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части, удовлетворить частично.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 приказа от 14.03.2019 № 17/9 об установлении расчётным методом в части:

- нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых и нежилых помещениях(раздел 1) инормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых и нежилых помещениях(раздел 4);

- нормативов потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых и нежилых помещенияхв строках1,2.1, 2.2, 3, 4, 5, 16 (раздел 2);

- нормативовпотребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов в строках 3, 4, 5, 8, 9 (раздел 6);

- нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по категориям в строках 3, 4(раздел 7).

Отказать в удовлетворении административного иска заместителя прокурора Еврейской автономной области, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1 приказа от 14.03.2019 № 17/9 об установлении расчётным методом в части:

-нормативовпотребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых и нежилых помещенияхв строках6,7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18 (раздел 2);

- нормативовпотребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях, в том числе общежитиях квартирного типа, общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типов в строках1, 2,6, 7 (раздел 6);

- нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по категориям в строках 1,2, (раздел 7).

Обязать управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области в течение месяца после вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятом решении в сетевом издании «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации» http://npa79.eao.ru.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд Еврейской автономной области.

Судья суда ЕАО С.Н. Кочев