ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-14/2017 от 07.08.2017 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 3а-14/2017 Копия

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

7 августа 2017 года г. Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

председательствующего судьи Кондрак Н.И.,

при секретаре Кондратовой Е.В.,

с участием:

прокурора Махиня В.В.,

административного истца ФИО9,

представителя административного истца ФИО8,

представителя административного ответчика ФИО5,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО9 к Севастопольской городской избирательной комиссии о признании незаконным и отмене постановления Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации ФИО9, выдвинутого Региональным отделением в городе Севастополе политической партии «ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО», кандидатом в Губернаторы города Севастополя»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО9 обратился в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене Постановления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в его регистрации кандидатом в Губернаторы города Севастополя, ссылаясь на то, что доводы обжалуемого постановления о его членстве во Всероссийской политической партии «Родина» не основаны на законе, он является беспартийным согласно положений п.п. 7.1, 7.2 Устава партии, поскольку в период с декабря 2015 года по январь 2016 года подал письменное заявление в адрес председателя Севастопольского регионального отделения ВПП «Родина» ФИО6 о выходе из рядов политической партии «Родина» и неоднократно публично заявлял о своей беспартийности.

Указывает на несостоятельность выводов ответчика о даче им согласия на выдвижение в качестве кандидата на должность губернатора города Севастополя также от избирательного объединения Регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» по г. Севастополю, поскольку такого согласия он не давал.

Кроме того, норма Закона города Севастополя от 17 марта 2017 года № 330-ЗС «О выборах Губернатора города Севастополя», устанавливающая, что кандидаты должны представить для регистрации не менее 10 % подписей муниципальных депутатов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, собранных при этом в восьми муниципальных образованиях из десяти существующих, противоречит основополагающим принципам избирательного процесса о равенстве участников избирательного процесса, поскольку, исходя из количества выдвинувшихся кандидатов (10), ориентируясь исключительно на необходимое количество подписей (12) при общем количестве муниципальных депутатов на момент начала избирательной кампании (113), от одного до двух кандидатов в зависимости от количества представленных подписей другими кандидатами оказались в условиях объективной невозможности выполнить требования закона и пройти муниципальный фильтр. Кроме того, истец приводит установленные по результатам работы его избирательного штаба нарушения избирательным штабом кандидата от политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ФИО7 порядка сбора подписей, в результате чего 79 муниципальными депутатами отданы подписи в поддержку ФИО7 При этом в трех муниципальных образованиях подписи в поддержку Овсянникова отдали все депутаты, вследствие чего выполнить условие о предоставлении 12 подписей в 8 внутригородских муниципальных образованиях для истца оказалось невозможным.

В связи с изложенным также просит возложить на Севастопольскую городскую избирательную комиссию обязанность зарегистрировать его кандидатом в Губернаторы города Севастополя.

В судебном заседании истец ФИО9 и его представитель ФИО8 на удовлетворении исковых настаивают по изложенным в иске основаниям.

Представитель Севастопольской ГИК возражала относительно удовлетворения искового заявления указывая на законность принятого решения. Полагает, что обжалуемое решение принято в пределах полномочий Севастопольской ГИК и в соответствии с положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона города Севастополя "О выборах губернатора города Севастополя" № 303-ЗС.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, указавшего на отсутствие нарушений Севастопольской городской избирательной комиссией при вынесении оспариваемого постановления и отсутствие оснований для его отмены, суд полагает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон 67-ФЗ).

Постановлением Законодательного Собрания города Севастополя 1 созыва 6 сессии от ДД.ММ.ГГГГ N 884 назначены выборы Губернатора города Севастополя на ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 17 ст. 37 Закона 67-ФЗ на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Согласно ч. ч. 1, 3, 5, 12 ст. 28 Закона города Севастополя "О выборах губернатора города Севастополя" № 303-ЗС (далее Закон № 303-ЗС) в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, составляет 10 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора. Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя не менее чем в трех четвертях внутригородских муниципальных образований города Севастополя. Депутат представительного органа внутригородского муниципального образования города Севастополя может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любым избирательным объединением. После окончания сбора подписей депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя составляется список лиц, которые поставили свои подписи на листах поддержки кандидата, по форме, установленной Севастопольской городской избирательной комиссией, содержащий сведения о кандидате и о лицах, поставивших подписи в его поддержку, в объеме, предусмотренном частью 8 настоящей статьи. Указанный список подписывается кандидатом.

Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ определено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора города Севастополя должно быть собрано 12 подписей депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя. Число подписей, представленных в Севастопольскую городскую избирательную комиссию, может превышать указанное количество не более чем на 1 подпись и составлять не более 13 подписей. Указанным постановлением определено также то, что число внутригородских муниципальных образований, в которых должна быть получена поддержка выдвижения кандидата на должность Губернатора города Севастополя, составляет 8.

В соответствии с подпунктами «б», «д.1» пункта 24 статьи 38 Закона № 67-ФЗ, пунктами 4,8 части 6 статьи 31 Закона № 330-ЗС основаниями отказа в регистрации кандидата, помимо прочего, являются несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом № 95-ФЗ от 11.07.2001 «О политических партиях»; недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Судом установлено, что в Севастопольскую ГИК представлены документы на регистрацию кандидатом на должность губернатора города Севастополя ФИО9

Как указано Севастопольской городской избирательной комиссией в оспариваемом постановлении и установлено судом в ходе рассмотрения дела, кандидатом в Губернаторы города Севастополя ФИО9 представлены в Севастопольскую городскую избирательную комиссию ДД.ММ.ГГГГ в 17-00 часов документы о выдвижении и ДД.ММ.ГГГГ в 17-30 часов для регистрации кандидатом в губернаторы, в том числе листы поддержки.

Как следует из списка лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата на должность губернатора города Севастополя ФИО9, а также листов поддержки, им представлено 12 подписей депутатов 7 внутригородских муниципальных образований, что не оспаривалось сторонами и отражено в оспариваемом постановлении.

ДД.ММ.ГГГГ истцу ответчиком было направлено извещение о выявленных нарушениях требований законодательства при представлении документов для выдвижения и регистрации кандидата в губернаторы города Севастополя и рассмотрении вопроса о регистрации либо отказе в регистрации на заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ в 15-00 часов. На указанное извещение истцом был направлен отзыв, полученный комиссией ДД.ММ.ГГГГ по существу сводящийся к несогласию с изложенными в извещении предложениями. Изложенные в извещении недостатки устранены не были.

Поскольку количество подписей депутатов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, которое необходимо собрать для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора города Севастополя, составляет 12 подписей депутатов в 8 внутригородских муниципальных районах, Севастопольская ГИК, установив, что истцом в поддержку своего выдвижения представлены 12 подписей депутатов 7 внутригородских муниципальных районов, что является согласно требований частей 3,4 статьи 28 Закона № 330-ЗС недостаточным, и в связи с этим принимая свое постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации Колесниченко ФИО9, выдвинутого Региональным отделением в городе Севастополе политической партии «ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО», кандидатом в Губернаторы города Севастополя», со всей очевидностью действовала правомерно.

То обстоятельство, что подписи в необходимом количестве внутригородских муниципальных образований не собраны из-за того, что избирательный штаб кандидата от политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ФИО7 допустил, по мнению истца, нарушения в организации сбора подписей в поддержку другого кандидата, само по себе не может повлиять на отмену обжалуемого заявителем решения избирательной комиссии, поскольку исходя из существа иска и подлежащего в данном случае применению закона, причины, по которым не удалось собрать нужное количество подписей, не имеют правового значения, каждый депутат решает сам, какого кандидата ему поддерживать, и федеральный законодатель не обязывает депутата обосновывать свое решение об отказе либо в поддержке кандидата на выборах должностного лица субъекта Российской Федерации.

Кроме того, следует отметить, что выражение консолидированной воли депутатского корпуса, вне зависимости от его формы (подписание листа поддержки в отношении одного из кандидатов, либо воздержания от такого подписания в отношении другого кандидата (кандидатов)) не является нарушением требований Закона города Севастополя, а потому сам по себе факт выражения такой поддержки кому-либо из кандидатов в превышающем минимально необходимое количество подписей не может повлечь нарушение пассивного избирательного права кандидата, не получившего такой поддержки в необходимом для его регистрации количестве.

Ссылки административного истца в подтверждение своих доводов в данной части на финансовые документы, связанные с получением подписей депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований в поддержку выдвижения другого кандидата ФИО7, их нотариальным заверением, а также на необходимость истребования сведений у нотариусов города Севастополя по обстоятельствам такого заверения ими подписей депутатов подлежат отклонению, так как согласно положений пункта 20 статьи 37 Закона № 67-ФЗ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет достоверность только тех подписей, которые проставлены в листах поддержки кандидата, представленных для регистрации в комиссию. Обязанность избирательной комиссии осуществлять проверки порядка сбора остальных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований не соответствует положениям данного Федерального закона.

При этом, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24.12.2012г. № 32-П, по конституционно-правовому смыслу положений пункта 3 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статей 37 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законодатель субъекта Российской Федерации обязан устанавливать число лиц, необходимое для подтверждения поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), с учетом конкретных условий развития партийно-политических отношений в данном субъекте Российской Федерации. При соблюдении этого требования даже возможное подавляющее представительство в выборном органе местного самоуправления одной политической партии, создавая для пользующихся ее поддержкой лиц определенные преимущества при выдвижении на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), само по себе не обесценивает использование выборов.

Доводы административного иска в названной части фактически сводятся к несогласию заявителя с установленным законом порядком поддержки выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также к несогласию с действиями одной политической партии, что не является предметом настоящего иска и не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления Севастопольской городской избирательной комиссии в этой части.

Относительно доводов административного иска о неправомерности отказа в регистрации истца по основаниям его членства во Всероссийской политической партии «Родина» суд отечает.

В силу подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также пункта 3.1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" федеральным законодателем введен запрет для политической партии выдвигать кандидатами в депутаты граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.

В силу пп. "в" п. 2 ст. 21 ФЗ "О политических партиях" условия и порядок, приобретения и утраты членства в политической партии, определяются Уставом политической партии.

Как следует из Устава Всероссийской политической партии «Родина» (подпункт 1 пункта 7.1 глава 7) член Партии прекращает членство в Партии в случае добровольного выхода из Партии на основании личного письменного заявления либо документально подтвержденного публичного заявления члена Партии о прекращении его членства в Партии.

При этом согласно подпункта 1 пункта 7.5. Устава членство в Партии прекращается по указанному основанию со дня поступления заявления гражданина о выходе из Партии в уполномоченный орган, установленный настоящим Уставом либо со дня получения уполномоченным органом документального подтверждения публичного заявления о выходе из Партии.

Таким образом, хотя выход из партии - односторонний отказ от членства - предполагает наличие исключительно волеизъявления гражданина, что изложено в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2007 г. N 78-Г07-17, на которое ссылается истец в иске "...прекращение членства в партии на основании личного заявления носит уведомительный характер в силу устава партии и не требует выполнения каких-либо распорядительных действий со стороны каких-либо руководящих лиц партии", волеизъявление гражданина должно найти материальное выражение, которое можно представить в случае наличия спора. Таким материальным выражением является личное письменное заявление гражданина о выходе из политической партии либо документальное подтверждение публичного заявления члена Партии о прекращении его членства в Партии.

В то же время, как следует из пояснений представителя административного ответчика, Севастопольской городской избирательной комиссией установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласно сведениям, размещенным в Едином государственном реестре юридических лиц, ФИО9 в силу требований статьи 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации являлся членом Всероссийской политической партии «РОДИНА». Из представленного административным ответчиком решения совета регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» в г. Севастополе от ДД.ММ.ГГГГ на заседании указанного совета в качестве его члена присутствовал ФИО9 Указанное решение содержится в ЕГРЮЛ.

Согласно положений ст. 65.1. ГК РФ юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся в том числе и партии. В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

Таким образом, с учетом специфики избирательных правоотношений, а также добровольности членства в политических партиях, ФИО9, давая согласие избирательному объединению Региональному отделению в городе Севастополе политической партии «ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО» на выдвижение его кандидатом в губернаторы города Севастополя, должен был действовать с той степенью осмотрительности, которая исключала бы любую возможность для него или других участников этих правоотношений считать, что он является членом иной политической партии.

Истцом каких-либо допустимых и относимых доказательств совершения такого юридически значимого действия - своего выхода из членов Всероссийской политической партии «Родина» в указанный им в иске период (декабрь 2015 - январь 2016) как в Севастопольскую ГИК, так и суду не представлено.

В свою очередь, суд соглашается с доводами ФИО9 о том, что отказ в его регистрации кандидатом по причине несоблюдения им требований части 2 статьи 25 Закона № 303-ЗС (кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах Губернатора города Севастополя более чем одному инициатору выдвижения) не доказан.

Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 Закона № 76-ЗС. Согласно пункту 2 данной статьи, а также статье 29 Закона города Севастополя от 17 марта 2017 года № 330-ЗС «О выборах Губернатора города Севастополя» выдвижение кандидата избирательным объединением осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

Согласно части 1 статьи 24, части 1 статьи 25 Федерального закона от 11.07.2001г. № 95-ФЗ «О политических партиях», высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии, который принимает решения относительно выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 4 статьи 27 Закона города Севастополя от 17 марта 2017 года № 330-ЗС «О выборах Губернатора города Севастополя» вместе с заявлением выдвинутого лица о согласии баллотироваться в Севастопольскую городскую избирательную комиссию кандидатом должно быть представлено решение съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии о выдвижении кандидата, официально заверенное постоянно действующим органом политической партии, ее регионального отделения (должностным лицом), уполномоченным на то уставом политической партии либо решением съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, а также печатью политической партии, ее регионального отделения. Данное решение оформляется протоколом (иным документом в соответствии с уставом политической партии)

Статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых решений органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, которые обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. В свою очередь, административный истец, обратившийся в суд в защиту своих прав, свобод и законных интересов обязан указать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречит данное решение, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.

Суд полагает, что изложенный в обжалуемом постановлении вывод о даче ФИО9 согласия другому избирательному объединению – региональному отделению Всероссийской политической партии «Родина» в городе Севастополе на выдвижение кандидатом на должность губернатора города Севастополя объективно допустимыми доказательствами не подтвержден. Факт извещения Севастопольской ГИК указанным избирательным объединением о проведении общего собрания по вопросу выдвижения кандидата в губернаторы города Севастополя при отсутствии относимых и допустимых доказательств не свидетельствует о даче истцом согласия на выдвижение в качестве кандидата от данного избирательного объединения.

Вместе с тем, данное обстоятельство само по себе при установлении судом факта наличия у Севастопольской городской избирательной комиссии других законных оснований, предусмотренных подпунктами «б», «в», «д1» пункта 24 статьи 38 Закона 67-ФЗ и пунктами 4,5,8 части 6 статьи 31 Закона № 303-ЗС, для вынесения оспариваемого постановления его отмену не влечет, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска ФИО9 не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО9 к Севастопольской городской избирательной комиссии о признании незаконным и отмене постановления Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации ФИО9, выдвинутого Региональным отделением в городе Севастополе политической партии «ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО», кандидатом в Губернаторы города Севастополя» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.

Судья Севастопольского

городского суда /подпись/ Н.И. Кондрак

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Копия верна

Судья Н.И. Кондрак