Дело № 3а-19/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кызыл 16 марта 2022 года
Верховный Суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Железняковой С.А.,
при секретаре Донгак О.Ч.,
с участием представителя административного истца Монгуш А.В., представителя заинтересованного лица Ондар А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Местной религиозной буддийской организации «Бурган» города Кызыла,
УСТАНОВИЛ:
местная религиозная буддийская организацию «Бурган» города Кызыла (далее – религиозная организация) создана 11 апреля 2013 года учредительным собранием.
Решение о государственной регистрации религиозной организации принято Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва 28 мая 2013 года (далее - УМЮ РФ по РТ).
Утверждённый учредительным собранием 11 апреля 2013 года Устав религиозной организации является ныне действующим.
Сведения о религиозной организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 5 июня 2013 года за основным государственным регистрационным номером 1131700000190.
Лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени религиозной организации, является её председатель - У., сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ 5 июня 2013 года под номером 1131700000190.
Адрес (место нахождения) религиозной организации: 667000, Республика Тыва, город Кызыл, улица **
УМЮ РФ по РТ обратился в Верховный Суд Республики Тыва с административным исковым заявлением о ликвидации религиозной организации в связи с неоднократными и грубыми нарушениями ею законодательства Российской Федерации.
В судебном заседании представитель УМЮ РФ по РТ Монгуш А.В. просила административное исковое заявление удовлетворить по изложенным в нём основаниям.
Религиозная организация, извещённая о дате, времени и месте рассмотрения дела, не направила в суд своего полномочного представителя, возражений по существу административного иска не представила.
Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва Ондар А.А. в судебном заседании пояснила, что административный ответчик сдаёт нулевые отчёты по своей деятельности.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ) некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных и религиозных организаций (объединений).
Правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения, регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 8 этого федерального закона религиозной организацией признаётся добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Ликвидация религиозной организации является одним из видов ответственности юридических лиц.
Порядок и основания её применения предусмотрены статьёй 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ, согласно которой религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, данного федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления ею деятельности, противоречащей целям её создания (уставным целям). При этом правом на внесение в суд представления о ликвидации религиозной организации обладают органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления (абзац третий пункта 1, пункт 3).
Аналогичные положения о ликвидации юридических лиц закреплены в подпунктах 3 и 4 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Таким органом государственной регистрации в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. №1313, является Минюст России.
Согласно подпунктам 73, 74 пункта 6 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 г. N 26 "Об утверждении положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" Управление Минюста России по субъекту по результатам контроля за деятельностью региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций: выносит предупреждения и вносит представления об устранении нарушений законодательства Российской Федерации; принимает решения о приостановлении деятельности общественных объединений и их структурных подразделений; обращается в суд с заявлениями о приостановлении деятельности региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий; обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
Как следует из материалов дела, распоряжением и.о. начальника УМЮ РФ по РТ от 210 мая 2018 г. № 110-р (далее - Распоряжение № 110-р) было назначено проведение плановой документарной проверки религиозной организации в период с 23 мая по 20 июня 2018 г., предметом которой являлось соблюдение ею требований, установленных пунктом 4 статьи 25 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", соблюдение обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами, о чём по месту нахождения религиозной организации 11 мая 2018 г. были направлены: уведомление от 10 мая 2018 г. № 17/02-1459 о проведении проверки, содержащее требование о представлении к 23 мая 2018 г. приведённых в пункте 10 названного распоряжения документов, копия Распоряжения № 110-р и образец акта приёма-передачи документов.
Указанное уведомление № 17/02-1459 с приложенными документами было получено религиозной организацией 15 мая 2018 г., что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления.
Проведение проверки на соответствие деятельности Организации целям и порядку деятельности, предусмотренным её Уставом, и законодательству Российской Федерации не представилось возможным, проверка проведена по документам из учётного дела и истребованным из налогового органа, органа внутренних дел, мэрии г. Кызыла, о чём 20 июня 2018 года был составлен акт проверки № 19.
В ходе изучения УМЮ РФ по РТ документов, содержащихся в материалах учётного дела религиозной организации, были установлены допущенные ею нарушения законодательства Российской Федерации, которые выразились в следующем.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 123.26 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону.
Содержание устава религиозной организации охватывается положениями пункта 2 статьи 123.27 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 10 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
В силу пункта 2 статьи 123.27 Гражданского кодекса Российской Федерации устав религиозной организации должен содержать сведения о её виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после её ликвидации, а также иные сведения, предусмотренные законом о свободе совести и о религиозных объединениях.
Согласно пунктам 4.5, 4.8, 5.1 Устава религиозной организации Религиозный Совет является постоянно действующим руководящим органом в период между общими собраниями членов, избирается общим собранием из числа членов религиозной организации сроком на 5 лет в количестве 5 человек.
Руководство текущей деятельностью осуществляют председатель, заместитель председателя Религиозного Совета, избираемые из числа членов Религиозного Совета, сроком на 5 лет, с правом переизбрания на новый срок, но не более шести раз подряд.
Контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью Организации осуществляет Ревизионная комиссия, которая избирается Общим собранием членов Организации сроком на 5 лет в количестве 2 человек из числа членов Организации, не входящих в состав Религиозного Совета.
Действующий состав Религиозного Совета, его председатель и Ревизионная комиссия избраны на учредительном собрании религиозной организации 11 апреля 2013 года. Срок их полномочий истёк 11 апреля 2018 года.
Сведения об избрании нового состава Религиозного Совета, председателя и Ревизионной комиссии не представлены.
В нарушение статьи 21.1 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ в Уставе религиозной организации не указан уполномоченный орган, письменное согласие которого необходимо для совершения сделок по распоряжению недвижимым имуществом, включая сделки, направленные на его отчуждение, приобретение, передачу его в аренду, безвозмездное пользование, а также договоров займа и кредитных договоров.
По указанным нарушениям религиозной организации отправлено почтой письменное предупреждение от 20 июня 2018 года № 17/02-1941 со сроком устранения нарушений не позднее 24 июля 2018 года и повторное письменное предупреждение от 25 июля 2018 года № 17/02-2417 со сроком устранения нарушений не позднее 27 августа 2018 года, которые впоследствии возвратились в УМЮ РФ по РТ с отметкой «истек срок хранения».
Эти предупреждения в установленном законом порядке религиозной организацией обжалованы не были, и в срок, указанный в предупреждениях, нарушения законодательства Российской Федерации не устранены.
В связи с неисполнением повторного предупреждения 28 августа 2018 года УМЮ РФ по РТ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и направлен в суд.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Кызыла Республики Тыва от 8 октября 2018 года религиозная организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Штраф до настоящего времени не уплачен.
В связи с неприведением Устава религиозной организации в соответствие с законодательством Российской Федерации УМЮ РФ по РТ 24 мая 2021 года направлено письменное предупреждение на юридический адрес религиозной организации со сроком устранения нарушения до 8 июля 2021 года, которое возвратилось в УМЮ РФ по РТ с пометкой «истёк срок хранения».
Однако и это предупреждение в установленном порядке религиозной организацией не обжаловано, и в указанный в предупреждении срок нарушение законодательства Российской Федерации административный ответчик не устранил.
Непредставление религиозной организацией запрашиваемых документов привело к невозможности осуществления УМЮ РФ по РТ надлежащим образом проверки соблюдения религиозной организацией Устава и порядка деятельности, а также соответствия её деятельности цели, предусмотренной её Уставом, и законодательству Российской Федерации. Выявленные нарушения действующего законодательства не устранены до настоящего времени.
При изложенных обстоятельствах религиозная организация грубо и неоднократно нарушила приведённые нормы федеральных законов и Устава, что в силу абзаца третьего пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ является основанием для её ликвидации по решению суда.
При таких обстоятельствах заявление Управления о ликвидации религиозной организации и исключения записи из Единого государственного реестра юридических лиц является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва удовлетворить.
Ликвидировать Местную религиозную буддийскую организацию «Бурган» города Кызыла и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный номер 1131700000190).
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 16 марта 2022 года.
Председательствующий С.А. Железнякова