ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-72/2021 от 23.09.2021 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

УИД 12OS0000-01-2021-000058-21

Дело № 3а-72/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

г.Йошкар-Ола 23 сентября 2021 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Петровой О.А.,

при секретаре Медведеве Э.Н.,

с участием представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Катерухиной О.С., действующей на основании доверенности от <дата><№>,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл о ликвидации Региональной общественной организации «Ассоциация фтизиатров Республики Марий Эл»,

УСТАНОВИЛ:

Региональная Общественная Организация «Ассоциация фтизиатров Республики Марий Эл» (далее – Организация) создана <дата>. Государственная регистрация Организации осуществлена распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее – Управление) от <дата><№>-Р. Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц <дата> за государственным регистрационным номером <№>.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл обратилось в суд с административным иском о ликвидации Региональной Общественной Организации «Ассоциация фтизиатров Республики Марий Эл», исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на то, что выявленные в ходе плановой документарной проверки и указанные в акте проверки от <дата> и представлении от <дата><№> нарушения, послужившие основанием для приостановления деятельности Организации на основании распоряжения <№> от <дата>, устранены не были.

В судебном заседании представитель административного истца Катерухина О.С. административный иск поддержала, пояснила, что выявленные нарушения законодательства общественной организацией на день рассмотрения дела в суде не устранены.

Представитель административного ответчика, представитель заинтересованного лица УФНС России по Республике Марий Эл, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, проверив материалы регистрационного и контрольного дел, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» установлено, что общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его Уставом и иными учредительными документами.

Судом установлено, что на основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл от <дата><№> Управлением в период с <дата> по <дата> проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Региональной Общественной Организации «Ассоциация фтизиатров Республики Марий Эл» уставным целям и законодательству за период с <дата> по <дата>.

Для проведения проверки у Организации были запрошены документы, подтверждающие местонахождение Организации; решения высшего органа управления Организации (протоколы, положения, справки и другие); решения постоянно действующего руководящего органа и других органов управления; документы, подтверждающие полномочия органов управления Организации; решения уполномоченных органов по утверждению штатного расписания, финансового плана (сметы) на 2018, 2019, 2020 и 2021 годы, по использованию имущества, приказы Организации по учетной политике; распорядительные документы контрольно-ревизионной комиссии; сведения об источниках формирования денежных средств и иного имущества Организации; оттиск печати, используемый Организацией на момент проверки; отчет об основных мероприятиях, проведенных в соответствии с уставными положениями с приложением подтверждающих документов; данные о членском составе Организации; сведения о структурных подразделениях с указанием их полного наименования, местонахождения, фамилии, имени, отчества руководителей; внутренние положения с решениями утвердивших их органов; бухгалтерско-финансовые документы и переписка Организации с физическими и юридическими лицами по вопросам осуществления деятельности, направленной на достижение уставных целей; иные материалы, подтверждающие деятельность по выполнению уставных целей, о предпринимательской деятельности, об учреждении некоммерческих и коммерческих организаций, средств массовой информации; приказы на руководителя и главного бухгалтера Организации; договоры, главные книги за 2018, 2019, 2020, 2021 годы; компьютерные распечатки из главной книги, карточки счетов за 2018, 2019, 2020, 2021 годы; сведения о наличии у Организации официального сайта в сети Интернет; журнал учета проверок некоммерческой организации; документы о публикации отчетов об использовании имущества или об обеспечении доступности ознакомления с ними за 2018, 2019, 2020 годы.

Уведомление о проведении проверки от <дата>, содержащее в себе требование о предоставлении к <дата> документов и сведений, касающихся деятельности Организации, направлено Председателю Региональной Общественной Организации «Ассоциация фтизиатров Республики Марий Эл» Бронникову М.В.

В установленный срок перечисленные в уведомлении документы и сведения не были представлены Организацией. Из письменных объяснений Председателя Региональной Общественной Организации «Ассоциация фтизиатров Республики Марий Эл» Бронникова М.В. от <дата>, следует, что с момента государственной регистрации Организации какая-либо деятельность в соответствии с Уставом, в том числе финансово-хозяйственная деятельность, не велась, в связи с чем запрашиваемые документы представлены быть не могут. Официального сайта в сети Интернет Организация не имеет. Структурных подразделений у Организации не имеется. В настоящее время решается вопрос о ликвидации Организации.

Согласно акту проверки от <дата> в деятельности Организации выявлены следующие нарушения:

1) в нарушение требований части 3 статьи 20, части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» устав Организации не соответствует требованиям законодательства, а именно положения пункта 4.5 Устава Организации в части определения обязанностей членов Организации не соответствуют требованиям пункта 4 статьи 65.2 Гражданского Кодекса Российской Федерации;

2) в нарушение требований части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организация за 2018, 2019, 2020 годы не представила документы, свидетельствующие о том, что опубликованы отчеты об использовании имущества или обеспечена доступность ознакомления с ними;

3) в нарушение требований части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организация не соблюдает нормы, предусмотренные ее Уставом, а именно:

- в нарушение пунктов 5.1, 5.2 и 5.6 Устава Организации Общее собрание членов Организации деятельности не осуществляет. Документов, подтверждающих деятельность Общего собрания Организации, к проверке не представлены;

- в нарушение пунктов 5.8, 5.9 и 5.12 Устава Организации Правление Организации деятельности не осуществляет. Документов, подтверждающих деятельность Правления Организации, к проверке не представлены;

- в нарушение пункта 5.14 Устава Организации Председатель Организации деятельности не осуществляет. Документов, подтверждающих деятельность Председателя Организации, к проверке не представлены;

- в нарушение пунктов 5.15 и 5.16 Устава Организации Ревизор деятельности не осуществляет. Документов, подтверждающих деятельность Ревизора Организации, к проверке не представлены;

- в нарушение пунктов 4.5, 6.4 Устава Организации члены Организации не уплачивают ежегодные членские взносы, Общим собранием членов Организации размер членских взносов не определен;

4) в нарушение требований пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в Организации отсутствует самостоятельный баланс и (или) смета.

Акт проверки получен председателем Организации Бронниковым М.В. <дата>.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Управлением <дата> в адрес Председателя Организации Бронникова М.В внесено представление и установлен срок устранения нарушений до <дата>.

Акт, составленный по результатам проверки, от <дата>, представление от <дата>, направленные в адрес председателя Организации Бронникова М.В. <дата>, получены им <дата>. Возражения относительно акта не поступили, представление в установленном порядке не обжаловано.

В связи с неисполнением в установленный срок требований представления распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл от <дата><№> деятельность Региональной Общественной Организации «Ассоциация фтизиатров Республики Марий Эл» приостановлена на срок до <дата>.

Указанное распоряжение о приостановлении деятельности Организации направлено в адрес председателя Организации Бронникова М.В. <дата>, получено им <дата>, в установленном порядке не обжаловано.

Как следует из материалов административного дела и объяснений представителя административного истца, Организация не предприняла каких-либо мер по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и до настоящего времени. Сведения о причинах, по которым Организация не устранила выявленные нарушения законодательства, Устава, о наличии объективных обстоятельств, препятствовавших устранению допущенных нарушений, административным ответчиком не представлены.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, является основанием ликвидации общественного объединения.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что имеются предусмотренные абзацем 3 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» основания для ликвидации общественной организации. Ликвидация Региональной Общественной Организации «Ассоциация фтизиатров Республики Марий Эл» является обоснованной и соразмерной мерой его ответственности в связи с тем, что иные меры не привели к выполнению Организацией требований законодательства. При этом суд считает доказанными нарушения Организацией требований законодательства Российской Федерации, послужившие основанием для приостановления деятельности, а срок, установленный для устранений нарушений, отвечающим требованиям разумности.

Требование о ликвидации Организации предъявлено в суд территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации общественных объединений.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление о ликвидации Региональной Общественной Организации «Ассоциация фтизиатров Республики Марий Эл» подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл удовлетворить.

Ликвидировать Региональную Общественную Организацию «Ассоциация фтизиатров Республики Марий Эл» (основной государственный регистрационный номер <№>) и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.А.Петрова

В окончательной форме решение принято 29 сентября 2021 года

Решение07.10.2021