ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-110/19 от 28.08.2019 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело а-110/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

28 августа 2019 года город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ковалёвой Ю.В.,

при секретаре Лысове В.В.,

с участием представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области Слепцовой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области о ликвидации Местной мусульманской религиозной организации г. Зея Амурской области Центрального духовного управления мусульман России, исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Местная мусульманская религиозная организация г. Зея Амурской области Центрального духовного управления мусульман России зарегистрирована решением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области от 26 октября 2010 г., внесена в Единый государственный реестр юридических лиц.

Министерство юстиции Российской Федерации по Амурской области (далее - Управление) обратилось в суд с заявлением о ликвидации указанной религиозной организации, ссылаясь на выявленные в ходе плановой выездной проверки нарушения действующего законодательства.

Такие нарушения, по мнению заявителя, являющиеся основанием для ликвидации религиозной организации, выразились в том, что религиозной организацией проверке не представлены документы (протоколы Собрания, Совета, заключение контрольно-ревизионной комиссии и др.) за проверяемый период деятельности организации с 2016 по 2018 года.

В нарушение действующего законодательства религиозная организация в своей деятельности использовала сокращенное наименование – ММРО г. Зея Амурской области ЦДУМ России; в религиозной организации на протяжении длительного времени отсутствует лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, то есть не представила в установленный срок обновления сведений, необходимых для внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Управлением неоднократно выносились письменные предупреждения о недопустимости нарушения действующего законодательства. Управление полагает, что поскольку в деятельности Местной мусульманской религиозной организации г. Зея Амурской области Центрального духовного управления мусульман России выявлены неоднократные грубые нарушения законодательства, необходимо принять решение о ее ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области Слепцова И.Н., настаивала на заявленных требованиях, поддержав доводы административного искового заявления.

В письменном отзыве представитель УФНС России по Амурской области Скабелкин А.Г. согласился с доводами административного искового заявления. Указал, что по состоянию на 26 августа 2019 года Местная мусульманская религиозная организация г. Зея Амурской области Центрального духовного управления мусульман России не имеет задолженности по уплате налогов, сборов, пене, штрафов, страховых взносов в бюджет. Просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.

В письменном отзыве, поступившем от Центрального духовного управления мусульман России указывают на то, что они не возражают против удовлетворения административного иска.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. С учетом мнения лица, участвующего в судебном заседании на основании статьи 150, части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при состоявшейся явке.

Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно части 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность

Некоммерческой организации, являются Гражданский кодекса Российской Федерации, федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (далее - Закон № 125-ФЗ) и федеральный закон от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).

Религиозные организации - это добровольные объединения граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, которые регистрируются в качестве юридических лиц (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Понятие ликвидации юридического лица содержится в пункте 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Пунктом 2 названной статьи определено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Закон № 125-ФЗ в качестве оснований ликвидации религиозной организации предусматривает неоднократные или грубые нарушения норм Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона и иных федеральных законов либо систематическое осуществление религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания, а также неоднократное непредставление в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (пункт 1 статьи 14).

В силу пунктов 2, 3 статьи 8 приведенного выше Закона религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из 10 участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозные организации обязаны указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности (часть 8 названной выше статьи).

Статьями 10, 15 указанного Федерального закона определено, что религиозная организация действует на основании устава в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 25 Закона № 125-ФЗ федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением религиозными организациями законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных их уставами, при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций.

В соответствии с частями 1, 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона № 125-ФЗ, абзаца 5 статьи 123.26 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

С учетом положений пункта 1 статьи 123.26 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 3, 4 статьи 8 Закона № 125-ФЗ непосредственно участвовать в деятельности местной религиозной организации могут физические лица - ее учредители и участники.

Религиозная организация обязана информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений (пункт 9 статьи 8 Закона № 125-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 25 Закона № 125-ФЗ при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган и их должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях или совершения религиозной организацией действий не соответствующих целям, предусмотренным ее уставом, имеет право вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.

Из материалов дела следует, что Местная мусульманская религиозная организация г. Зея Амурской области Центрального духовного управления мусульман России зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области от 26 октября 2010 года за ОГРН 1102800000995.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области, в соответствии с распоряжением от 10 января 2019 года № 5-р в период с 01 февраля 2019 года по 28 февраля 2019 года была проведена плановая документарная проверка религиозной организации на предмет соответствия ее деятельности уставным целям и задачам, а также за соблюдением ею законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», части 2 статьи 25 Закона № 125-ФЗ и распоряжения Управления от 10 января 2019 года № 5-р, Местная мусульманская религиозная организация г. Зея Амурской области проверке не представила документы за проверяемый период деятельности организации за период с 2016 по 2018 гг. протоколы Собрания, Совета, заключения контрольно - ревизионной комиссии и прочее). За что административным истцом 28 февраля 2019 года за № 28/03-29/30 со сроком устранения до 28 марта 2019 было вынесено письменное предупреждение о недопустимости нарушения действующего законодательства.

В связи с не устранением нарушений к установленному сроку, административным истцом 18 апреля 2019 года за исходящим № 28/03-29/48 вынесено повторное письменное предупреждение о недопустимости нарушения действующего законодательства Российской Федерации, которое было направлено на юридический адрес организации.

Кроме того, административным ответчиком выявлены нарушения пункта 8 статьи 8 Закона № 125-ФЗ и положений собственного Устава, выразившиеся в использовании Местной мусульманской религиозной организацией г. Зея Амурской области в своей деятельности сокращенного наименования.

За что административным истцом 28 февраля 2019 года за № 28/03-29/30/1 со сроком устранения до 28 марта 2019 было вынесено письменное предупреждение о недопустимости нарушения действующего законодательства.

В связи с не устранением нарушений к установленному сроку, административным истцом 18 апреля 2019 года за исходящим № 28/03-29/47/1 вынесено повторное письменное предупреждение о недопустимости нарушения действующего законодательства Российской Федерации, которое было направлено на юридический адрес организации.

Управлением также по данному факту 01 декабря 2015 года за исходящим № 28/03/181 и 06 февраля 2015 года за исходящим номером № 28/03/29/4 учредителю Апаньковой А.Г. выносились письменные предупреждения о недопустимости нарушения действующего законодательства.

Кроме того, в ходе проверки установлено отсутствие в религиозной организации на протяжении длительного времени лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, однако орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации, об этом не проинформировала, что является нарушением пункта 9 статьи 8 этого Закона № 125-ФЗ.

За что административным истцом 28 февраля 2019 года за № 28/03-29/32 было вынесено письменное предупреждение о недопустимости нарушения действующего законодательства, которое было направлено на юридический адрес организации.

В связи с не устранением нарушений к установленному сроку, административным истцом 18 апреля 2019 года за исходящим № 28/03-29/48/2 вынесено повторное письменное предупреждение о недопустимости нарушения действующего законодательства Российской Федерации, которое было направлено на юридический адрес организации.

Проверкой также установлено отсутствие религиозной организации по адресу, зарегистрированному в ЕГРЮЛ: Амурская область, г. Зея, ул. Магистральная, 4, однако орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации, об этом не проинформировала, что является нарушением пункта 9 статьи 8 этого Закона № 125-ФЗ.

За что административным истцом 28 февраля 2019 года за № 28/03-29/31 вынесено письменное предупреждение о недопустимости нарушения действующего законодательства.

В связи с не устранением нарушений к установленному сроку, административным истцом 18 апреля 2019 года за исходящим № 28/03-29/47 вынесено повторное письменное предупреждение о недопустимости нарушения действующего законодательства Российской Федерации, которое было направлено на юридический адрес организации.

До настоящего времени нарушения, указанные в предупреждениях Управления, не устранены, предупреждения Управления в установленном законом порядке не обжалованы. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Все вышеизложенное свидетельствует о не исполнении административным ответчиком требований действующего законодательства и неоднократном игнорировании требований контролирующих органов, что является грубым нарушением норм Конституции Российской Федерации, федеральных законов, регулирующих данные правоотношения.

В соответствии с абзацами 2, 3 пункта 1 статьи 14 Закона № 125-ФЗ религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям); по решению суда в случае, предусмотренном пунктом 9 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Поскольку Местной мусульманской религиозной организацией г. Зея Амурской области были грубо нарушены требования действующего законодательства, выявленные нарушения не были устранены в течение установленного срока, то имелись основания для обращения Управления в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации и соответственно в суде установлено наличие законных оснований для удовлетворения заявления Управления о ликвидации религиозной организации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ.

Таким образом, данное решение суда является основанием для исключения сведений о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области удовлетворить.

Ликвидировать Местную мусульманскую религиозную организацию г. Зея Амурской области Центрального духовного управления мусульман России ОГРН1102800000995 и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 02 сентября 2019 года.

Председательствующий Ю.В. Ковалёва

Дело а-110/2019