ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № ГП-000173-03/17 от 29.06.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№За-181/2017

РЕШЕНИЕ

-Именем Российской Федерации

29 июня 2017 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Волошиной А.А. с участием прокурора Челябинской областной прокуратуры Никитиной Н.В., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Ассоциации «Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация «Объединение управляющих многоквартирными домами Южного Урала» о признании недействующим акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами,

установил:

Ассоциация «Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация «Объединение управляющих многоквартирными домами Южного Урала» (далее - Ассоциация) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просила признать недействующим со дня его принятия акт, содержащий разъяснения законодательства и обладающий нормативными свойствами, - разъяснения Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее -Министерства) от 01.02.2017 г., размещенные на официальном сайте htpp://www.tarii74.ru/, адресованные управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам Челябинской области, полностью, в том числе в части, что «определение нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды производилось на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, в которых отсутствовали в составе общего имущества в многоквартирном доме чердачные и подвальные помещения», а также в части, что «до принятия нормативов потребления электрической энергии в целях содержания имущества в многоквартирном доме при расчете размера расходов на оплату электроэнергии, используемой в целях содержания общего имущества, с 1 января 2017 года следует применять площади помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, без учета чердачных и подвальных помещений».

В обоснование указано, что оспариваемые разъяснения активно применяются органами госжилнадзора в том числе в части, касающейся того, что определение нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды якобы производилось на основе выборочного наблюдения коммунальных услуг в многоквартирных домах, в которых отсутствовали в составе общего имущества в многоквартирных домах чердачные и подвальные помещения. Между тем, используемые административным ответчиком для выборочного наблюдения при установления нормативов потребления коммунальных услуг по

1


электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирные дома в действительности имеют подвальные помещения.

В судебном заседании представители административного истца Ассоциации Киселева О.С., Куркова И.И. и Яшкевич СМ. вышеприведенные требования поддержали, настаивая на незаконности исключения чердачных и подвальных помещений из площади помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме при установлении норматива потребления.

Представитель административного ответчика Министерства Миклина Ю.Б. против удовлетворения иска возражала, пояснив, что данные разъяснения не являются нормативным правовым актом, носят информационный характер, были даны в ответ на многочисленные обращения на время переходного периода до принятия новых нормативов. С принятием постановления от 19 мая 2017 г. № 25/2 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Челябинской области» с 01.06.2017 года эти разъяснения потеряли свою актуальность. В случае перерасчета размера расходов на оплату электроэнергии с учетом чердачных и подвальных помещений за прошедший период с 01.01.2017 г. по 01.06.2017 г. может произойти рост соответствующих платежей для населения в 2-3 раза.

Изучив материалы дела, допросив в качестве специалиста сотрудника Министерства Просвирина Е.С., заслушав заключение прокурора Никитиной Н.В., полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о необходимости отказа в иске.

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, как указывается в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Виды нормативных правовых актов Челябинской области, общие принципы их подготовки, оформления, экспертизы, принятия, опубликования и вступления в силу установлены Законом Челябинской области «О нормативных правовых актах Челябинской области» от 30 мая 2002 года № 87-ЗО.

Процедура принятия нормативных правовых актов Министерства, которое осуществляет функции, в том числе, по утверждению нормативов потребления по электроснабжению, регламентируется Положением о

2


Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 г. № 300.

Так, для определения основных направлений деятельности Министерства и принятия соответствующих решений, относящихся к его компетенции, создается Правление при Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области. Решения Правления оформляется в виде постановлений Министерства, которые публикуются на официальном сайте Министерства в "Информационном бюллетене Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области" и (или) размещаются в официальных средствах массовой информации (п.п. 18, 19, 20 Положения).

На официальном сайте Министерства htpp://www.tarif74.ru/ 01 февраля 2017 года были размещены, адресованные управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно­строительным и иным специализированным потребительским кооперативам Челябинской области, оспариваемые разъяснения следующего содержания:

«При утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, а также водоснабжению на общедомовые нужды (нормативы утверждены постановлениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2015г. № 64/1 и 64/2) действовали разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.11.2012 г. № 29433-ВК/19, в соответствии с которыми при расчете размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (S), общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.

При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Таким образом, состав площадей общего имущества в целях расчета потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в МКД определяет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный утверждать нормативы потребления коммунальных услуг.

В целях обеспечения исполнителей коммунальных услуг информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего

3


имущества МКД сообщаю, что для расчета нормативов по водоснабжению на общедомовые нужды, утвержденных постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2015г. № 64/2, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области определялась в соответствии с пунктом 27 Приложения № 1 к Правилам № 306 как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.

В определении Верховного Суда РФ от 3.09.2014 г. № 48-АПГ14-6 указано, что при установлении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, должна определяться аналогичным образом, как и для расчета нормативов по водоснабжению на общедомовые нужды.

Нормативы по электроснабжению на общедомовые нужды, утвержденные постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2015г. № 64/1, были рассчитаны методом аналогов в соответствии с разделом V Правил № 306.

Исходя из разъяснений Министерства регионального развития РФ и Определения Верховного Суда РФ определение нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды производилось на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, в которых отсутствовали в составе общего имущества в многоквартирном доме чердачные и подвальные помещения.

В настоящее время Минстроем России даны разъяснения от 30.12.2016г. № 45099-АЧ/04, что для оплаты коммунальных ресурсов по электроснабжению, используемых в целях содержания общего имущества, площадь помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, необходимо определять в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом и видом помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ (межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий), а для оплаты холодной воды, горячей воды и отведения сточных вод в целях использования общего имущества - указанных в пункте

4


27 Приложения № 1 к Правилам № 306 (площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны).

Данные разъяснения разработаны для введения новых нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, которые в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 26.12.2016г. № 1498 должны быть утверждены не позднее 1 июня 2017 года.

На основании вышеизложенного, до принятия нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме при расчете размера расходов на оплату электроэнергии, используемой в целях содержания общего имущества, с 1 января 2017 года следует применять площади помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, без учета чердачных и подвальных помещений».

Указанные разъяснения не отвечают критериям нормативного правового акта, установленным Законом Челябинской области «О нормативных правовых актах Челябинской области» от 30 мая 2002 года № 87-30, поскольку уполномоченным на то правотворческим органом административного ответчика - Правлением при Министерстве в пределах своей компетенции в порядке и форме, установленной Положением о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 г. № 300, эти разъяснения не давались.

Указанные разъяснения нормативным правовым актом не являются, поскольку не содержат предписания о правах и обязанностях персонального неопределенного круга лиц, не устанавливают общеобязательных правил поведения, рассчитанных на неоднократное применение.

Вместе с тем, Федеральным законом от 15.02.2016 № 18-ФЗ внесены изменения в главу 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), которая в настоящее время, наряду с производством по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, предусматривает также возможность оспаривания актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Проверяя законность оспариваемого акта, содержащего разъяснения законодательства, суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498, вступившим в силу с 1 января 2017 года, утверждены прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме. На органы государственной

5


власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 1 июня 2017 г. утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.

В соответствии с п. 3 этого постановления до утверждения нормативов потребления, в том числе, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 г., при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по состоянию на 1 ноября 2016 г. были установлены постановлением Министерства от 24 декабря 2015 г. N 64/1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Челябинской области", которое первоначально также оспаривалось административным истцом, впоследствии отказавшимся от своих требований в этой части.

Это постановление признано утратившим силу с вступлением в действие с 1 июня 2017 года постановления Министерства от 19 мая 2017 г. № 25/2 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Челябинской области», принятого во исполнение постановления Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498.

Оспариваемые разъяснения по своей сути носят информационный характер о позиции вышестоящего федерального органа Министерства регионального развития Российской Федерации, высказанной в разъяснениях от 29.11.2012 г. № 29433-ВК/19 относительно механизма расчета размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды; о примененной в постановлении Министерства от 24.12.2015г. № 64/2 в соответствии с пунктом 27 Приложения № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306, методике определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, и расчете норматива по электроснабжению на общедомовые нужды методом аналогов в соответствии с разделом V Правил № 306; о правовой позиции, высказанной в определении Верховного Суда РФ от 03.09.2014 г. № 48-АПГ14-6; о том, что определение нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды производилось на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, в которых отсутствовали в составе общего имущества в многоквартирном доме чердачные и подвальные помещения; о разработанных для введения новых

б


нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, которые должны быть утверждены не позднее 1 июня 2017 года; о разъяснениях Минстроя России от 30.12.2016 г. № 45099-АЧ/04, предусматривающих необходимость учитывать при определении площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе, технические этажи, чердаки, подвалы; а также мнение Министерства о том, что до принятия нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме при расчете размера расходов на оплату электроэнергии, используемой в целях содержания общего имущества, с 1 января 2017 года следует применять площади помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, без учета чердачных и подвальных помещений.

Высказанное в последнем абзаце оспариваемых разъяснений мнение Министерства о порядке расчета размера расходов на оплату электроэнергии касается переходного периода с 1 января 2017 года до принятия нормативов потребления электрической энергии, которые вступили в силу с 01 июня 2017 года соотносится с тем, что ранее действовавшие нормативы, установленные постановлением Министерства от 24 декабря 2015 г. N 64/1, были определены на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, в которых отсутствовали в составе общего имущества в многоквартирном доме чердачные и подвальные помещения, в соответствии с методикой, установленной в постановлении Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306.

Постановление Министерства от 24 декабря 2015 г. N 64/1 в силу п. 3 постановления Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1498 применялось до 01 июня 2017 года.

Таким образом, оспариваемые разъяснения законодательства, к настоящему времени утратившие свою актуальность, вышеприведенным нормам не противоречат.

То обстоятельство, что ссылка на оспариваемые разъяснения, адресованные управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам Челябинской области, и размещенные на официальном сайте Министерства htpp://www.tarii74.ru/ 01 февраля 2017 года, имеется в актах проверки Главного управления «Государственной жилищной инспекции Челябинской области» в отношении ООО «Доверие+8», ООО «Доверие+6», а также в вынесенных жилищной инспекцией предписаниях в адрес перечисленных юридических лиц, не может служить основанием к удовлетворению заявленных требований.

Лица, в отношении которых проведены проверки и вынесены предписания, вправе оспорить их в установленном законом порядке.

Предусмотренных законом оснований к удовлетворению заявленного Ассоциацией требования о признании разъяснений Министерства

7


от 01.02.2017 г. недействующими полностью со дня их принятия судом не установлено.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Отказать Ассоциации «Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация «Объединение управляющих многоквартирными домами Южного Урала» в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими полностью со дня их принятия разъяснений Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 01.02.2017 г., размещенных на официальном сайте htpp://www.tarif74.ru/ и адресованных управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам Челябинской области.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

8