ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № АКПИ24-3 от 09.01.2024 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АКПИ24-3

РЕ ШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Москва 9 января 2024 г. 

Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Нефедова О.Н.
при секретаре Елшиной Е.А.
с участием прокурора Клевцовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению Отраковского Ивана Александровича  об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской  Федерации от 29 декабря 2023 г. № 146/1151-8 «Об отказе в регистрации  группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на  должность Президента Российской Федерации Отраковского Ивана  Александровича, и ее уполномоченных представителей», 

установил:

постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской  Федерации от 7 декабря 2023 г. № 678-СФ «О назначении выборов Президента  Российской Федерации» на 17 марта 2024 г. назначены выборы Президента  Российской Федерации. 

Постановлением ЦИК России от 29 декабря 2023 г. № 146/1151-8 «Об  отказе в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки  самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации  Отраковского Ивана Александровича, и ее уполномоченных представителей» 

(далее также - Постановление) в регистрации группы избирателей, созданной 


для поддержки самовыдвижения Отраковского Ивана Александровича на  должность Президента Российской Федерации, и ее уполномоченных  представителей отказано. 

Отраковский И.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с  административным исковым заявлением, в котором просит признать  незаконным Постановление и определить способ и сроки восстановления  нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения  последствий допущенных нарушений. 

Обосновывая свое требование, административный истец указал, что при  вынесении Постановления ЦИК России руководствовалась пунктом 14  статьи 34 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах  Президента Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о выборах  Президента Российской Федерации), из буквального толкования которого  следует, что в случае отказа в регистрации группы избирателей должно быть  принято и выдано мотивированное решение, а не постановление. Не содержит,  по его мнению, данная норма формулировок, запрещающих ему  баллотироваться на пост Президента Российской Федерации при отказе в  регистрации группы избирателей. 

Административный истец считает противоречащими Конституции  Российской Федерации требования пунктов 5, 7 и 71 статьи 34 указанного  федерального закона о необходимости прилагать к ходатайству о регистрации  группы избирателей нотариально удостоверенный протокол регистрации  членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку  самовыдвижения кандидата, сведения о размере и об источниках доходов  кандидата и его супруга, об имуществе, принадлежащем кандидату и его  супругу на праве собственности, о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах,  об обязательствах имущественного характера кандидата и его супруга, о  принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям  недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской  Федерации, сведения о расходах кандидата, а также о расходах его супруга и  несовершеннолетних детей, поскольку волеизъявление граждан, в том числе и  его, ставится в зависимость от действий нотариуса, а сведения о юридически  значимых фактах (наличие имущества, в том числе за границей, счетов и  прочее) ЦИК России может получить посредством электронного  межведомственного оборота. Полагает, что только выявление несоответствия  указанных сведений и данных, полученных посредством межведомственного  электронного взаимодействия, может являться основанием для принятия  соответствующего решения. 

Также административный истец указывает, что глава 9 «Решения  собраний» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в  частности положения его статей 1812, 1814, 1815, не предоставляют ЦИК России  право отменять решение собрания без решения суда. Помимо этого,  ЦИК России проигнорированы требования подпунктов 1 и 2 статьи 19  Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации, 

возлагающие на ЦИК России при подготовке и проведении выборов 


Президента Российской Федерации обязанность организовать подготовку и  проведение выборов Президента Российской Федерации, осуществлять  контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации  при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации,  обеспечивать единообразное применение данного федерального закона,  поскольку ЦИК России во взаимодействии с Московской городской  нотариальной палатой, Генеральной прокуратурой Российской Федерации,  Правительством Москвы должна была обеспечить участие нотариусов и  гарантировать участникам группы избирателей условия для реализации  предусмотренной законом процедуры поддержки самовыдвижения кандидата.  Статья 19 названного федерального закона, закрепляющая полномочия  ЦИК России, по его мнению, не предоставляет ЦИК России права отказывать в  регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения  кандидата, и ее уполномоченных представителей. 

В обоснование изложенного административный истец указал, что около  20 нотариусов отказали ему в совершении нотариальных действий, а  арендодатели отказали в предоставлении помещений для проведения собрания. 

В письменных возражениях ЦИК России указала, что Постановление  принято федеральным государственным органом при реализации  установленных законом полномочий, в правомочном составе, в соответствии с  требованиями статьи 34 Федерального закона о выборах Президента  Российской Федерации. 

В судебном заседании Отраковский И.А. поддержал заявленное  требование, просил его удовлетворить. 

Представители ЦИК России Гетманская О.Ю., Титов A.M. не признали  административный иск, просили в его удовлетворении отказать. 

Выслушав объяснения административного истца и представителей  административного ответчика, исследовав представленные доказательства,  заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей необходимым в удовлетворении  заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации  не находит оснований для удовлетворения административного искового  заявления. 

Частью 4 статьи 81 Конституции Российской Федерации закреплено, что  порядок выборов Президента Российской Федерации определяется  федеральным законом. 

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона о выборах Президента  Российской Федерации установлено, что законодательство о выборах  Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской  Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных  гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об основных гарантиях  избирательных прав), данный федеральный закон, иные федеральные законы. 

Статьей 34 Федерального закона о выборах Президента Российской 

Федерации, регулирующей порядок самовыдвижения кандидата, 


предусмотрено, что каждый гражданин Российской Федерации, обладающий  пассивным избирательным правом, после официального опубликования  (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской  Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента  Российской Федерации (пункт 1). Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру,  не позднее чем через 20 дней (до 18 часов по московскому времени) со дня  официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов  Президента Российской Федерации обращается в Центральную избирательную  комиссию Российской Федерации с ходатайством в письменной форме о  регистрации группы избирателей (пункт 3). ЦИК России в течение пяти дней со  дня поступления документов, представленных в соответствии с данной статьей,  принимает решение о регистрации группы избирателей и ее уполномоченных  представителей и выдает уполномоченным представителям регистрационные  свидетельства либо мотивированное решение об отказе в их регистрации  (пункт 14). Основаниями для отказа в регистрации группы избирателей и ее  уполномоченных представителей могут служить отсутствие документов,  указанных в пунктах 3, 5, 6, 7, 71 и 11 названной статьи, отсутствие у кандидата  пассивного избирательного права, невыполнение требований пунктов 2, 3,  9-11, 13 этой статьи (пункт 16). 

Реализуя предусмотренную пунктом 14 статьи 34 Федерального закона о  выборах Президента Российской Федерации обязанность, ЦИК России  29 декабря 2023 г. приняла Постановление, которым отказала в регистрации  группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на  должность Президента Российской Федерации Отраковского И.А., и ее  уполномоченных представителей в связи с невыполнением требований,  предусмотренных законом. 

Основанием для принятия такого решения явилось невыполнение  требований пунктов 2, 5, 7, 71 статьи 34 Федерального закона о выборах  Президента Российской Федерации. 

Пунктом 2 статьи 34 Федерального закона о выборах Президента  Российской Федерации предусмотрена необходимость создания группы  избирателей для поддержки самовыдвижения кандидата на должность  Президента Российской Федерации, в том числе в количестве не менее  500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным  правом. 

Из содержания приведенной нормы следует, что создание группы  избирателей осуществляется в целях определения конкретного круга лиц,  обладающих активным избирательным правом, в целях осуществления ими 

последующей поддержки самовыдвижения кандидата. 


В силу пункта 5 статьи 34 названного закона создание такой группы  должно быть подтверждено нотариально удостоверенным протоколом  регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку  самовыдвижения кандидата. 

Регистрация членов группы избирателей, присутствующих на собрании,  посредством их подписей в протоколе регистрации, удостоверяемых  нотариально, является самостоятельным этапом, подтверждающим создание  такой группы, предшествующим проведению собрания группы избирателей и  необходимым для подтверждения легитимности его проведения, в том числе  для определения действительности волеизъявления лиц, участвующих в  поддержке самовыдвижения, и их количества. 

Предоставление нотариально удостоверенного протокола регистрации  членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку  самовыдвижения кандидата требуется для подтверждения факта создания этой  группы. 

Отраковским И.А. к ходатайству о регистрации группы избирателей  приложен протокол регистрации членов группы избирателей при проведении  собрания в поддержку самовыдвижения кандидата, который нотариально  удостоверен не был, и протокол собрания группы избирателей, созданной для  поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской  Федерации Отраковского И.А., от 26 декабря 2023 г. 

При этом в протоколе собрания группы избирателей число  зарегистрированных членов группы избирателей указано 527 человек, а в  ходатайстве о регистрации группы избирателей и протоколе регистрации  членов группы избирателей приведены сведения о 502 членах группы  избирателей. 

Из представленной ЦИК России справки по итогам проведения собрания  группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на  должность Президента Российской Федерации Отраковского И.А.,  составленной присутствовавшими 26 декабря 2023 г. на собрании  представителями ЦИК России, усматривается, что при регистрации членов  группы избирателей нотариус не присутствовал, регистрация осуществлялась  представителями Отраковского И.А. Количество граждан принявших участие в  указанном мероприятии, по словам организаторов, составило 527 человек. 

В судебном заседании представители ЦИК России и Отраковский И.А.  подтвердили указанные обстоятельства, а также сведения о том, что  нотариально удостоверенный протокол регистрации членов группы  избирателей Отраковским И.А. в ЦИК России не представлен. 

Нарушения процедуры регистрации членов группы избирателей и  составления протокола регистрации членов группы избирателей,  подтвержденные приведенными выше доказательствами, препятствуют  установлению точного числа лиц, обладающих активным избирательным  правом, принимавших участие в собрании, и, как следствие, свидетельствуют о 

несоблюдении требований к порядку создания группы избирателей и к порядку 


проведения собрания группы избирателей, установленных пунктами 2 и 5  статьи 34 Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации. 

Пунктом 7 статьи 34 Федерального закона о выборах Президента  Российской Федерации закреплено, что к ходатайству о регистрации группы  избирателей должны быть также приложены сведения о размере и об  источниках доходов кандидата и его супруга за шесть лет, предшествующих  году назначения выборов Президента Российской Федерации, об имуществе,  принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности (в том числе  совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, об  обязательствах имущественного характера кандидата и его супруга. Указанные  сведения представляются на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по  форме согласно приложению 3 к этому федеральному закону. 

Данные законоположения недвусмысленно определяют обязательные для  выполнения требования о представлении сведений финансово-имущественного  характера в отношении кандидата, его супруга и несовершеннолетних детей в  качестве единых и равных условий выдвижения кандидатов на должность  Президента Российской Федерации. 

Предписания приведенных норм закона Отраковским И.А. выполнены  не были, в ЦИК России указанные документы не представлены, что в силу  пункта 16 статьи 34 Федерального закона о выборах Президента Российской  Федерации является основанием для отказа в регистрации группы избирателей  и ее уполномоченных представителей. 

При таких обстоятельствах у ЦИК России имелись предусмотренные  пунктом 16 статьи 34 Федерального закона о выборах Президента Российской  Федерации основания для отказа в регистрации группы избирателей и ее  уполномоченных представителей. 

Довод административного истца о том, что Постановление принято 

ЦИК России в нарушение установленной пунктом 14 статьи 34 Федерального 


закона о выборах Президента Российской Федерации формы акта, является  несостоятельным. 

Порядок и правила работы ЦИК России определены Регламентом  Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утвержденным  постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации  от 28 июня 1995 г. № 7/46-П, согласно которому принимаемые решения  оформляются постановлениями ЦИК России или выписками из протокола  заседания ЦИК России (статьи 1 и 44). 

В силу пункта 11 статьи 28 Федерального закона об основных гарантиях  избирательных прав, статьи 31 названного регламента заседание ЦИК России  является правомочным, если на нем присутствуют не менее десяти членов  комиссии с правом решающего голоса. 

Постановление принято ЦИК России в правомочном составе, за его  принятие присутствовавшие на заседании 14 членов комиссии проголосовали  единогласно. 

Учитывая, что правомерность принятого ЦИК России оспариваемого  постановления нашла подтверждение в судебном заседании, суд не находит  оснований для удовлетворения заявленного требования. 

Требования административного истца фактически сводятся к несогласию  с установленным федеральным законодательством правовым регулированием  порядка самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской  Федерации. 

Доводы административного истца о несоответствии пунктов 5, 7 и 71  статьи 34 Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации  отдельным положениям Конституции Российской Федерации не могут быть  проверены Верховным Судом Российской Федерации по настоящему  административному делу в порядке административного судопроизводства,  поскольку проверка конституционности этого правового акта в соответствии со  статьей 125 Конституции Российской Федерации, Федеральным  конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном  Суде Российской Федерации» и федеральными законами отнесена к  компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. 

Утверждения административного истца о том, что ЦИК России при  взаимодействии с Московской городской нотариальной палатой, Генеральной  прокуратурой Российской Федерации, Правительством Москвы должна была  обеспечить участие нотариусов и условия для реализации предусмотренной  законом процедуры самовыдвижения кандидатов, не основаны на законе. 

Ссылка административного истца на нарушение ЦИК России положений  главы 91 ГК РФ основана на неправильном толковании норм материального  права, поскольку ЦИК России в пределах своих полномочий, установленных  Федеральным законом о выборах Президента Российской Федерации,  не отменяет решения собрания группы избирателей, а проверяет соблюдение  требований, установленных указанным федеральным законом к выдвижению 

кандидатов. 


Несостоятельным является и указание административного истца о том,  что статья 19 Федерального закона о выборах Президента Российской  Федерации не предоставляет ЦИК России право отказывать в регистрации  группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата, и  ее уполномоченных представителей, так как данная норма не регламентирует  требования к выдвижению кандидатов в порядке самовыдвижения. Такие  требования закреплены в специальной статье 34 этого закона,  предусматривающей в пункте 16 отказ в регистрации группы избирателей при  несоблюдении определенных требований этой статьи. 

Согласно части 2 статьи 244 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении  административного иска о защите избирательных прав и права на участие в  референдуме граждан Российской Федерации в случае, если установит, что  оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными. 

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской  Федерации 

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Отраковского Ивана  Александровича об отмене постановления Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. № 146/1151-8 «Об  отказе в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки  самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации  Отраковского Ивана Александровича, и ее уполномоченных представителей»  отказать. 

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия  судом решения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации ОН. Нефедов