ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-­­­­­­­­­­­­­­­1995/07 от 16.01.2008 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки Дело № А25-1787/06-6-3-12-11

18 января 2008 г. Регистрационный номер

апелляционного производства 16АП-­­­­­­­­­­­­­­­1995/07

Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2008,

дата изготовления постановления в полном объеме 18.01.2008

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А.,

судей: Сулейманова З.М., Жукова Е.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Батуриным В.А.

при участии в судебном заседании представителей:

от истца: ФИО1 – доверенность №66 от 23.01.07г.

от ответчика: от Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики – ФИО2 – доверенность №12 от 18.04.07г.

рассмотрев апелляционные жалобы

Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики и Карачаево-Черкесского республиканского государственного унитарного предприятия «Тепловые сети»

на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.10.07г. по делу №А25-1787/06-6-3-12-11

по иску Карачаево-Черкесского республиканского государственного унитарного предприятия «Тепловые сети» к ОАО «Жилищно-эксплуатационное управление», Министерству финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Министерству финансов Российской Федерации, Мэрии муниципального образования г. Черкесска, Управлению Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республике, Управлению социальной защиты населения г. Черкесска

о взыскании 306 328 рублей 17 копеек задолженности по возмещению недополученных доходов, возникших в результате предоставления льгот по оплате теплоснабжения малообеспеченным гражданам,

УСТАНОВИЛ:

Карачаево-Черкесское республиканское государственное унитарное предприятие «Тепловые сети» является теплоснабжающей организацией и в период с 1.03.05 г. по 31.12.05 г. предоставляло льготы по оплате тепловой энергии и горячего водоснабжения малообеспеченным гражданам, проживающим в г. Черкесске, в соответствии со ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации № 444 от 30.08.04 г. «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», а также постановлением главы г. Черкесска №1972 от 5.06.01 г.

Считая, что расходы за указанный период по предоставлению льгот не были возмещены, Карачаево-Черкесское республиканское государственное унитарное предприятие «Тепловые сети» (далее по тексту - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО «Жилищно-эксплуатационное управление» о взыскании 306 328 руб. 17 коп. задолженности по возмещению недополученных доходов, возникших в результате предоставления льгот по оплате теплоснабжения малообеспеченным гражданам за период с 01.03.05г. по 31.12.05г. (с учетом уточнения).

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов Российской Федерации, Мэрия муниципального образования г. Черкесска, Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, Управление социальной защиты населения г. Черкесска.

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.10.07г. исковые требования Карачаево-Черкесского республиканского государственного унитарного предприятия «Тепловые сети» удовлетворены в части. С казны Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики в пользу Карачаево-Черкесского республиканского государственного унитарного предприятия «Тепловые сети» взыскана задолженность по возмещению недополученных доходов от оказания льгот малообеспеченным гражданам в сумме 159 727 рублей 46 копеек. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано. Принимая решение, суд исходил из того, что расходы истца подлежат возмещению Минфином КЧР в силу пункта 8 статьи 159 Жилищного кодекса РФ. Судом произведен собственный расчет, исходя из фактически имеющихся в деле документов (первичных документов), сумма задолженности, по которым составила 159 727 рублей 46 копеек.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.10.07г., Министерство финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики подало апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение суда первой инстанции, в части взыскания с казны Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства финансов и имущественных отношений КЧР в пользу Карачаево-Черкесского республиканского унитарного предприятия «Тепловые сети» задолженности по возмещению недополученных доходов от оказания льгот малообеспеченным гражданам в сумме 159 727 рублей 46 копеек и отказа в части удовлетворении требований ОАО «Жилищно-эксплуатационное управление», Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства во Карачаево-Черкесской Республике, Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, Управлению социальной защиты г. Черкесска. Мэрии муниципального образования г. Черкесска и принять новый судебный акт, о частичном удовлетворении исковых требований и взыскании с казны Карачаево-Черкесской Республики, в лице Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики, 110 503 рублей 10 копеек, ссылаясь на необходимость удовлетворения части исковых требований за счет средств федерального бюджета, т.к. часть выделенных из бюджета Карачаево-Черкесской Республики и полученных истцом в 2005 году финансовых средств была направлена на погашение задолженности, сформировавшейся до 01.01.2005 года, когда обязанность по возмещению, согласно пункта 18 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23, возлагается при недостаточности выделенных средств из федерального бюджета, на Российскую Федерацию.

В апелляционной жалобе Карачаево-Черкесское республиканское государственное унитарное предприятие «Тепловые сети» просит изменить решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.10.2007г., в части взыскания суммы 159 727 рублей 46 кои с казны Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства финансов и имущественных отношений КЧР в пользу Карачаево-Черкесского Республиканского унитарного предприятия «Тепловые сети» задолженности по возмещению недополученных доходов от оказания льгот малообеспеченным гражданам и отказа в части удовлетворения требований к ОАО «Жилищно-эксплуатационное управление», Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, Управлению социальной защиты г. Черкесска, Мэрии муниципального образования г. Черкесска и принять новый судебный акт, об удовлетворении исковых требований в полном объёме и взыскании с казны Карачаево-Черкесской Республики, в лице Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики, 306 328 рублей 17 копеек, ссылаясь на то, что суду первой инстанции были представлены доказательства (списки граждан имеющих право на субсидию, счета-квитанции потребителей об оплате, акты сверки расчетов), подтверждающие задолженность на сумму 306 328 рублей 17 копеек.

В отзыве на апелляционную жалобу Мэрия муниципального образования г. Черкесск просит рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствии представителя, пояснив, что основанием предоставления истцом субсидий являлись, заверенные уполномоченным органом, ежемесячные сводные реестры расчетов по субсидиям малоимущим гражданам, а не документы, подтверждающие наличие права этих граждан на субсидию, частичное отсутствие которых явилось основанием к неполному возмещению расходов истца.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по апелляционным жалобам, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах и возражениях относительно них, приходит к выводу, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению, а решение суда подлежит оставлению без изменения, по следующим основаниям.

В силу пункта 8 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (введен в действие с 01.03.2005) финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, а для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - из бюджетов данных субъектов Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации на цели, указанные в настоящей части, из федерального бюджета может передаваться финансовая помощь, рассчитанная исходя из федеральных стандартов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 25 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с устанавливаемыми органами государственной власти субъекта Российской Федерации стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.

Поскольку финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что надлежащим публично-правовым образованием, за счет которого должны быть возмещены убытки истца от предоставления льгот является Карачаево-Черкесская Республика в лице Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики как финансовый орган, представляющий интересы казны Карачаево-Черкесской Республики.

Суд первой инстанции производя расчет, обоснованно исходил из того, что доказательствами понесенных истцом расходов является совокупность документов, подтверждающих право конкретного лица на льготу и ее размер, а так же первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие объем оказанных истцом услуг, имеющихся в материалах дела. Так, суд первой инстанции исходил из размера субсидий в отношении оказываемых истцом услуг по отоплению и горячему водоснабжению, указанные в имеющихся в деле расчетных листах, которые подтверждают права на льготу у включенных в список граждан. Каждый из расчетных листов оформлен сроком на 6 месяцев пользования льготой, при этом суд исходил из количества месяцев, которые попадают в рамки рассматриваемого по настоящему делу периода.

Учитывая, что в материалы дела представлены не все первичные документы бухгалтерского учета и документы, подтверждающие права на льготу граждан (расчетные листы) на заявленную к взысканию сумму, а также учитывая то обстоятельство, что КЧР ГУП «ЖЭУ» не является органом, финансирующим за счет собственных средств субсидии на оплату жилья, суд первой инстанции обоснованно не принял акты сверки расчетов от 02.10.06г. и от 19.01.07г. в качестве доказательства наличия задолженности по возмещению недополученных доходов в заявленном размере.

Довод Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики о том, что часть выделенных из бюджета Карачаево-Черкесской Республики и полученных истцом в 2005 году финансовых средств была направлена на погашение задолженности, сформировавшейся до 01.01.2005 года, когда обязанность по возмещению, согласно пункта 18 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23, возлагается при недостаточности выделенных средств из федерального бюджета, на Российскую Федерацию, арбитражным апелляционным судом не принимается, так как в рассматриваемый период по делу с 01.03.05г. по 31.12.05г. обязанность по финансированию субсидий малообеспеченным гражданам должна осуществляться за счет средств бюджетов субъектов РФ. Данное обстоятельство может быть учтено в последующих межбюджетных отношениях.

Ссылка в апелляционной жалобе Карачаево-Черкесского республиканского государственного унитарного предприятия «Тепловые сети» на то, что в расчетах суда по некоторым гражданам существуют неточности по сравнению с данными заявителя, является необоснованной, поскольку суд первой инстанции исходил из количества месяцев, которые попадают в рамки рассматриваемого по настоящему делу периода, указанных в расчетных листах, оформленных сроком на 6 месяцев пользования льготой.

Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено, а потому предусмотренных законом оснований для его отмены нет.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 18.10.07г. по делу №А25-1787/06-6-3-12-11 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики и Карачаево-Черкесского республиканского государственного унитарного предприятия «Тепловые сети» - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев.

Председательствующий С.А. Параскевова

Судьи З.М. Сулейманов

Е.В. Жуков