ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Статья 7.2. Аннулирование лицензий

1. Основаниями для аннулирования лицензии являются следующие нарушения:
неисполнение предписания уполномоченного федерального органа об устранении нарушения требований федеральных законов или принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется деятельность фонда на основании лицензии, если такое нарушение повлекло введение запрета на проведение всех или части операций, предусмотренного статьей 34.1 настоящего Федерального закона;
неоднократное в течение года неисполнение предписаний уполномоченного федерального органа об устранении нарушений требований федеральных законов или принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется деятельность фонда на основании лицензии;
нарушение запрета уполномоченного федерального органа на проведение операций;
неоднократное в течение года нарушение более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетов, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется деятельность фонда на основании лицензии;
однократное нарушение более чем на 15 рабочих дней сроков представления в федеральный орган исполнительной власти и Пенсионный фонд Российской Федерации уведомлений, обязанность представления которых предусмотрена федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется деятельность фонда на основании лицензии, а равно неоднократное неисполнение указанной обязанности в течение года;
неоднократное в течение года нарушение требований к распространению, предоставлению или раскрытию информации, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется деятельность фонда на основании лицензии;
прекращение оперативного управления деятельностью фонда (принятие решения о приостановлении полномочий или об освобождении от должности лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, без одновременного принятия решения о назначении на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа);
распоряжение фондом средствами пенсионных накоплений с нарушением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или самостоятельное размещение средств пенсионных резервов в объекты, не предназначенные для самостоятельного размещения;
осуществление деятельности, не предусмотренной пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в том числе производственной или торговой деятельности;
неисполнение предписания уполномоченного федерального органа об устранении нарушений, связанных с организацией инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе требований абзаца второго пункта 1 статьи 36.12 и пункта 3 статьи 36.13 настоящего Федерального закона.
2. Основанием для аннулирования лицензии является также неосуществление любого из видов деятельности, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в течение более полутора лет со дня предоставления указанной лицензии или письменного заявления лицензиата об отказе от лицензии.
3. Решение об аннулировании лицензии принимается уполномоченным федеральным органом в порядке, установленном его нормативным правовым актом. В решении об аннулировании лицензии указывается основание для ее аннулирования.
4. Решение об аннулировании лицензии по заявлению об отказе от лицензии может быть принято только при условии отсутствия у фонда обязательств по пенсионным договорам, договорам об обязательном пенсионном страховании и договорам о создании профессиональных пенсионных систем. При этом заявление об отказе от лицензии не лишает уполномоченный федеральный орган права аннулировать указанную лицензию по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
5. К заявлению фонда об отказе от лицензии должны прилагаться документы, подтверждающие соблюдение условий, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи. Исчерпывающий перечень указанных документов, а также требования к ним устанавливаются нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа.
6. Заявление об отказе от лицензии подписывается лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа фонда.
7. Уполномоченный федеральный орган проводит проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для отказа от лицензии.
8. Решение об аннулировании лицензии по заявлению фонда об отказе от лицензии принимается в течение 30 рабочих дней с даты получения указанного заявления и прилагаемых к нему документов.
9. Уполномоченный федеральный орган уведомляет фонд об аннулировании лицензии не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о ее аннулировании, посредством фельдъегерской связи (заказного почтового отправления с уведомлением о вручении) и посредством факсимильной связи (электронного сообщения). Информация о принятии решения об аннулировании лицензии фонда раскрывается на официальном сайте уполномоченного федерального органа не позднее следующего рабочего дня после дня его принятия.
10. Лицензия считается аннулированной с даты принятия решения уполномоченного федерального органа об аннулировании лицензии, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи.
11. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ.
12. С даты, когда фонд узнал или должен был узнать об аннулировании у него лицензии, он не вправе заключать пенсионные договоры, договоры об обязательном пенсионном страховании и договоры о создании профессиональных пенсионных систем, а также распоряжаться пенсионными резервами и средствами пенсионных накоплений иначе чем в порядке, установленном настоящей статьей.
13. В случае принятия уполномоченным федеральным органом решения об аннулировании лицензии фонд в течение трех месяцев с даты принятия указанного решения:
в письменной форме уведомляет своих вкладчиков, участников и застрахованных лиц, а также их правопреемников, подавших в фонд соответствующее заявление не позднее даты аннулирования лицензии, об аннулировании у него лицензии;
определяет обязательства по пенсионным договорам, включая обязательства по выплате назначенных негосударственных пенсий, договорам об обязательном пенсионном страховании и договорам о создании профессиональных пенсионных систем;
определяет состав кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений, а также сумму кредиторской задолженности;
определяет рыночную стоимость пенсионных резервов фонда;
принимает меры к погашению дебиторской задолженности по операциям со средствами пенсионных резервов и средствами пенсионных накоплений;
абзац утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 410-ФЗ.
14. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ.
15. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.04.2010 N 65-ФЗ.
16 - 17. Утратили силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ.
18 - 21. Утратили силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 410-ФЗ;
22. Фонд имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решение уполномоченного федерального органа об аннулировании лицензии, отказ от аннулирования лицензии по заявлению лицензиата, а также его бездействие.";
4) в статье 8:
а) в пункте 2:
абзац десятый признать утратившим силу;
абзац утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 410-ФЗ;
абзацы шестнадцатый - восемнадцатый признать утратившими силу;
абзац двадцать восьмой после слова "участникам" дополнить словами "(их правопреемникам)";
б) дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:
"3. Фонд вправе самостоятельно осуществлять ведение пенсионных счетов либо заключать договоры на оказание услуг по ведению пенсионных счетов с иными организациями.
4. Утратил силу. - Федеральный закон от 07.03.2018 N 49-ФЗ.";
5) в статье 14:
а) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
"заключить со специализированным депозитарием договор на оказание фонду услуг специализированного депозитария не позднее даты заключения первого пенсионного договора (договора об обязательном пенсионном страховании).";
б) дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:
"3. Фонд уведомляет уполномоченный федеральный орган о заключении, об изменении договоров или о прекращении их действия с управляющей компанией и специализированным депозитарием, а также договоров с аудитором о проведении ежегодной аудиторской проверки и актуарием об актуарном оценивании деятельности фонда в течение трех рабочих дней с даты наступления указанных событий.
4. Фонд обязан использовать при взаимодействии с управляющей компанией, специализированным депозитарием, профессиональными участниками рынка ценных бумаг документы, в которых информация представлена в электронно-цифровой форме с электронной цифровой подписью.";
6) пункт 3 статьи 18 дополнить абзацем следующего содержания:
"Пенсионными правилами фонда может быть предусмотрено формирование, учет и размещение резервов покрытия пенсионных обязательств раздельно по каждой пенсионной схеме. В этом случае резервы покрытия пенсионных обязательств, сформированные в рамках одной пенсионной схемы, не могут использоваться на покрытие обязательств фонда по другим пенсионным схемам. При недостаточности средств пенсионных резервов, сформированных по пенсионной схеме, на покрытие обязательств фонда по данной схеме перед вкладчиками и участниками (их правопреемниками) используются средства страхового резерва.";
7) в статье 25:
а) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
"Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением средствами пенсионных резервов, переданных управляющей компании по одному договору доверительного управления, управляющая компания открывает отдельный банковский счет (счета).";
б) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Оценка недвижимого имущества, а также иного имущества, предусмотренного нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, в которое размещаются средства пенсионных резервов, осуществляется на основании договора с лицом, определенным советом фонда. Копия отчета об оценке указанного имущества представляется в специализированный депозитарий фонда и уполномоченный федеральный орган. Договор на проведение оценки имущества, предусмотренного настоящим пунктом, может заключаться только с физическими и юридическими лицами, которые отвечают требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и не являются аффилированными лицами фонда, его управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и аудитора. При этом оценка имущества должна осуществляться при его приобретении, а также не реже одного раза в год, если иная периодичность не установлена нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа. Лицо, с которым заключен договор на проведение оценки имущества, предусмотренного настоящим пунктом, несет ответственность перед фондом за причиненные ему убытки, возникшие в связи с использованием итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном этим лицом.";
в) пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Порядок размещения средств пенсионных резервов, в том числе установление особенностей в зависимости от принятого фондом способа формирования, учета и размещения пенсионных резервов, а также порядок осуществления контроля за их размещением устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
8) дополнить статьей 25.1 следующего содержания:
"Статья 25.1. Ограничения при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений
1. Управляющая компания, действуя в качестве доверительного управляющего средствами пенсионных резервов и (или) средствами пенсионных накоплений, не вправе совершать следующие сделки или давать поручения на совершение следующих сделок:
по приобретению активов, не предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также договором доверительного управления средствами пенсионных резервов или договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений;
по безвозмездному отчуждению активов, составляющих пенсионные резервы и (или) пенсионные накопления фонда;
в результате которых принимается обязанность по передаче имущества, которое в момент принятия такой обязанности не составляет пенсионных резервов или пенсионных накоплений фонда, за исключением сделок, совершаемых на торгах фондовой биржи или иного организатора торговли на рынке ценных бумаг, при условии осуществления клиринга по таким сделкам;
по приобретению имущества, являющегося предметом залога или иного обеспечения;
договоров займа или кредитных договоров, а также сделок по покупке (продаже), предусматривающей обязательство по обратной продаже (покупке) ценных бумаг, или взаимосвязанных сделок купли-продажи, заключаемых одновременно с одним и тем же лицом по продаже (покупке) ценных бумаг и последующей покупке (продаже) указанных ценных бумаг или ценных бумаг того же выпуска (паевого инвестиционного фонда, ипотечного покрытия) по заранее оговоренной цене (сделки репо). Указанное правило не распространяется на совершение сделок репо в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом;
по приобретению имущества, находящегося в доверительном управлении у данной управляющей компании по иным договорам, и имущества, составляющего активы акционерного инвестиционного фонда, в котором управляющая компания выполняет функции единоличного исполнительного органа, а также акций и инвестиционных паев инвестиционных фондов, находящихся в доверительном управлении у данной управляющей компании, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей;
по отчуждению имущества, составляющего пенсионные резервы или пенсионные накопления, в состав имущества, находящегося в доверительном управлении у данной управляющей компании по иным договорам, или в состав имущества, составляющего активы акционерного инвестиционного фонда, в котором управляющая компания выполняет функции единоличного исполнительного органа, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей;
по приобретению ценных бумаг, выпущенных (выданных) этой управляющей компанией, а также акционерным инвестиционным фондом, активы которого находятся в доверительном управлении этой управляющей компании (функции единоличного исполнительного органа которого осуществляет эта управляющая компания);
по приобретению ценных бумаг, выпущенных (выданных) учредителями (участниками) управляющей компании, основным и преобладающим хозяйственными обществами учредителя (участника), дочерними и зависимыми обществами управляющей компании, специализированным депозитарием, аудитором фонда, акционерным инвестиционным фондом, активы которого находятся в доверительном управлении этой управляющей компании (функции единоличного исполнительного органа которого осуществляет эта управляющая компания), за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей;
по приобретению имущества, принадлежащего этой управляющей компании, ее учредителям (участникам), основным и преобладающим хозяйственным обществам учредителя (участника), дочерним и зависимым обществам управляющей компании, или сделок по отчуждению имущества указанным лицам, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей;
по приобретению у специализированного депозитария и аудитора фонда имущества или по отчуждению имущества указанным лицам, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
2. Управляющая компания, действуя в качестве доверительного управляющего, вправе совершать сделки, предусматривающие обязанность стороны или сторон сделки уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции или от значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей, либо от наступления иного обстоятельства, которое предусмотрено федеральным законом и относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит, в том числе сделки, предусматривающие также обязанность одной из сторон передать другой стороне товары, ценные бумаги или валюту, при условии соблюдения установленных нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа требований, направленных на ограничение рисков, связанных с совершением таких сделок.
3. Управляющая компания не вправе:
распоряжаться средствами пенсионных резервов (средствами пенсионных накоплений) без предварительного согласия специализированного депозитария, за исключением сделок, совершаемых на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
использовать средства пенсионных резервов (средства пенсионных накоплений) для обеспечения исполнения собственных обязательств или обязательств третьих лиц.
4. Ограничения на совершение сделок, установленных абзацами седьмым, восьмым, одиннадцатым и двенадцатым пункта 1 настоящей статьи, не применяются, если сделки с ценными бумагами совершаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг на основе заявок на покупку и заявок на продажу ценных бумаг по наилучшим из указанных в них ценам при условии, что заявки адресованы всем участникам торгов и информация, позволяющая идентифицировать подавших заявки участников торгов, не раскрывается в ходе торгов другим участникам.
5. Ограничения на совершение сделок, установленных абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи, не применяются, если указанные сделки совершаются с ценными бумагами, включенными в котировальные списки фондовых бирж.
6. По сделкам, совершенным управляющей компанией в нарушение требований настоящей статьи, управляющая компания обязывается перед третьими лицами лично и отвечает только принадлежащим ей имуществом.";
9) в статье 26:
а) в пункте 1:
после слов "другими нормативными правовыми актами," дополнить словами "а также инвестиционными декларациями управляющих компаний,";
дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае неисполнения предусмотренных настоящим пунктом обязанностей по контролю за соблюдением управляющими компаниями фонда ограничений на размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений, правил размещения средств пенсионных резервов и требований к инвестированию средств пенсионных накоплений, к составу и структуре пенсионных резервов и пенсионных накоплений специализированный депозитарий несет солидарную ответственность с управляющей компанией перед фондом.";
б) пункт 6 после слов "услуг специализированного депозитария" дополнить словами "в отношении средств пенсионных накоплений";
10) статью 27 изложить в следующей редакции:
"Статья 27. Распределение дохода от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений
1. Доход, полученный от размещения средств пенсионных резервов, направляется на пополнение средств пенсионных резервов и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.
2. Доход, полученный от инвестирования средств пенсионных накоплений, направляется на пополнение средств пенсионных накоплений и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.
3. Утратил силу. - Федеральный закон от 07.03.2018 N 49-ФЗ.";
11) пункты 5 - 8 статьи 32 признать утратившими силу;
12) главу VIII дополнить статьей 32.1 следующего содержания:
"Статья 32.1. Отчетность, представляемая в уполномоченный федеральный орган
1. Фонд представляет отчеты о своей деятельности в сроки и по форме, которые установлены уполномоченным федеральным органом. Отчетным годом фонда является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
2. Фонд представляет в уполномоченный федеральный орган заключение по результатам актуарного оценивания, проводимого актуарием по окончании отчетного года. Указанное заключение является неотъемлемой частью годового отчета фонда.
3. Отчеты и иные документы, представляемые на регистрацию или согласование в уполномоченный федеральный орган в соответствии с настоящим Федеральным законом, должны представляться фондом в виде документов в электронно-цифровой форме с электронной цифровой подписью в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом.";
13) абзац второй пункта 3 статьи 33 изложить в следующей редакции:
"При ликвидации фонда его пенсионные резервы используются для исполнения обязательств по пенсионным договорам, выплаты выкупных сумм, перевода выкупных сумм в другие фонды по выбору вкладчика или участника (их правопреемников), а при отсутствии такого выбора в фонд (фонды), указанный (указанные) в пенсионных правилах, либо для перевода выкупных сумм в счет уплаты страховых премий по договорам пенсионного страхования участников, заключенным со страховыми организациями, по выбору вкладчика или участника (их правопреемников). В случае недостаточности пенсионных резервов на указанные цели могут быть использованы средства объединенных гарантийных фондов, участником которых является фонд, выплаты по договорам страхования, обеспечивающим дополнительные гарантии исполнения обязательств фонда перед участниками, и (или) выплаты из обществ взаимного страхования, участником которых является фонд.";
14) в статье 34:
а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. При осуществлении своих функций уполномоченный федеральный орган:
принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам регулирования деятельности фондов, включая инструкции и методические указания в отношении установления стандартов распространения, предоставления или раскрытия информации и форм отчетов, а также по вопросам надзора и контроля за указанной деятельностью;
устанавливает совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, правила бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности фондов;
осуществляет лицензирование деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
осуществляет уведомительную регистрацию фондов, подавших заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
осуществляет регистрацию правил фонда;
раскрывает в соответствии с настоящим Федеральным законом информацию о фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также о фондах, у которых введен запрет на проведение всех или части операций или аннулирована лицензия;
информирует Пенсионный фонд Российской Федерации о фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также о фондах, у которых введен запрет на проведение всех или части операций или аннулирована лицензия, в течение 10 рабочих дней со дня введения соответствующего запрета или аннулирования лицензии;
направляет в пределах своей компетенции лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, запросы о представлении информации, связанной с осуществлением ими деятельности по формированию и размещению средств пенсионных резервов, формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, и иной информации с учетом требований федеральных законов;
выдает лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в пределах своей компетенции предписания об устранении выявленных нарушений требований настоящего Федерального закона, а также законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
рассматривает отчеты фондов, а также аудиторские и актуарные заключения;
рассматривает аудиторские заключения на отчетность лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а в случае необходимости требует представления аудиторского заключения на такую отчетность;
устанавливает в пределах своей компетенции формы отчетов лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а также порядок и сроки их представления;
ежегодно публикует в средствах массовой информации сведения о формировании и финансовых результатах размещения средств пенсионных резервов и о формировании и финансовых результатах инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Формы публикации указанных сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации;
устанавливает квалификационные требования к лицам, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа фонда, к контролерам (руководителям службы внутреннего контроля);
утверждает программы квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и определяет условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих указанную аттестацию в форме приема квалификационных экзаменов и выдачи квалификационных аттестатов, а также осуществляет аккредитацию таких организаций, определяет типы и формы квалификационных аттестатов и ведет реестр аттестованных лиц;
аннулирует квалификационные аттестаты в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованными лицами настоящего Федерального закона, а также законодательства Российской Федерации;
рассматривает жалобы (заявления, обращения) граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями настоящего Федерального закона;
привлекает фонды, а также их должностных лиц к административной ответственности в порядке, установленном федеральным законом;
обращается в суд с требованием о ликвидации юридических лиц, осуществляющих деятельность, предусмотренную настоящим Федеральным законом, без соответствующих лицензий;
обращается в суд с иском в защиту интересов вкладчиков, участников и застрахованных лиц в случае нарушения их прав и законных интересов, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
предпринимает иные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.";
б) пункт 4 признать утратившим силу;
в) дополнить пунктами 5 и 6 следующего содержания:
"5. При осуществлении контроля сотрудники уполномоченного федерального органа в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя указанного органа (его заместителя) о проведении проверки имеют право беспрепятственного доступа в помещения фондов, а также право доступа к документам и информации (в том числе информации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральным законом), которые необходимы для осуществления контроля, а также доступ к программно-аппаратным средствам, обеспечивающим фиксацию, обработку и хранение указанной информации.
6. При осуществлении надзора и контроля за лицами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, уполномоченный федеральный орган вправе:
проводить плановые проверки не чаще одного раза в год;
проводить внеплановые проверки в случае обнаружения признаков соответствующих нарушений, в том числе на основании отчетов фонда, уведомлений специализированного депозитария о выявлении нарушений, жалоб (заявлений, обращений) граждан и юридических лиц, сведений, полученных из средств массовой информации;
получать от лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и их работников необходимые документы и информацию, в том числе информацию, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральным законом, а также объяснения в письменной или устной форме;
обращаться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.";
15) дополнить статьей 34.1 следующего содержания:
"Статья 34.1. Меры, применяемые уполномоченным федеральным органом
1. При выявлении нарушений требований федеральных законов или принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется деятельность фонда на основании лицензии, уполномоченный федеральный орган вправе своим предписанием запретить фонду проведение всех или части операций, применить иные меры ответственности, установленные федеральными законами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, аннулировать у него лицензию и назначить в фонд временную администрацию.
2. Уполномоченный федеральный орган вправе своим предписанием ввести запрет на проведение следующих операций фонда:
заключение новых пенсионных договоров, и (или) договоров об обязательном пенсионном страховании, и (или) договоров о создании профессиональных пенсионных систем;
совершение сделок по самостоятельному размещению средств пенсионных резервов и (или) исполнение обязательств по таким сделкам;
передачу средств пенсионных резервов и (или) средств пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям;
списание денежных средств со счета, на котором находятся средства пенсионных резервов или средства пенсионных накоплений, за исключением списания денежных средств для выплаты негосударственной пенсии, накопительной части трудовой пенсии, профессиональной пенсии и выплат правопреемникам - физическим лицам.
3. Запрет на проведение указанных в пункте 2 настоящей статьи операций может быть введен в случаях:
неисполнения или ненадлежащего исполнения предписания уполномоченного федерального органа об устранении нарушения;
неисполнения или ненадлежащего исполнения требования уполномоченного федерального органа о представлении информации, необходимой для осуществления функций (полномочий) указанного органа;
воспрепятствования проведению уполномоченным федеральным органом проверки деятельности фонда;
заключения фондом пенсионного договора или договора об обязательном пенсионном страховании при отсутствии договора со специализированным депозитарием.
4. Запрет на проведение всех или части операций может быть введен до устранения нарушения или прекращения действия обстоятельств, послуживших основанием для направления предписания о соответствующем запрете, но на срок, не превышающий шести месяцев. В случае, если проведение операций, в отношении которых введен запрет, является необходимым условием для проведения иных операций, в отношении последних также вводится запрет.
5. Предписание о запрете на проведение операций выносится уполномоченным федеральным органом в порядке, установленном его регламентом, и направляется фонду посредством фельдъегерской связи (заказного почтового отправления с уведомлением о вручении), а также посредством факсимильной связи (электронного сообщения). Информация о направлении такого предписания раскрывается на официальном сайте уполномоченного федерального органа не позднее следующего рабочего дня после дня его вынесения.
6 - 13. Утратили силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ.";
16) дополнить статьями 35.1 - 35.3 следующего содержания:
"Статья 35.1. Информация, подлежащая раскрытию фондами
1. Фонды обязаны раскрывать в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом, следующую информацию:
наименование и номер лицензии фонда, фирменное наименование управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария фонда и номера их лицензий;
о месте нахождения фонда и его обособленных подразделений;
бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках фонда, аудиторское и актуарное заключения;
о размере дохода от размещения пенсионных резервов, подлежащего зачислению на пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;
о размере дохода от инвестирования пенсионных накоплений, подлежащего зачислению на пенсионные счета накопительной части трудовой пенсии;
о размере дохода от размещения пенсионных резервов, направляемого на формирование страхового резерва фонда;
абзацы десятый - одиннадцатый утратили силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 410-ФЗ;
о количестве вкладчиков и участников фонда, а также участников фонда, получающих из фонда негосударственную пенсию;
о количестве застрахованных лиц, осуществляющих формирование своих пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии в фонде;
о размере пенсионных резервов фонда, в том числе страхового резерва, пенсионных накоплений, имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, в том числе совокупного вклада учредителей;
о заключении и прекращении действия договора доверительного управления пенсионными резервами или пенсионными накоплениями с управляющей компанией с указанием ее фирменного наименования и номера лицензии;
о заключении и прекращении договора со специализированным депозитарием.
2. Фонд обязан раскрыть пенсионные правила, а в случае осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию страховые правила, а также внесенные в них изменения и дополнения до начала заключения пенсионных договоров и договоров об обязательном пенсионном страховании в соответствии с этими правилами.
3. Фонд обязан раскрыть информацию о регистрации уполномоченным федеральным органом изменений и дополнений в пенсионные правила, а в случае осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию в страховые правила.
4. В случае принятия решения о приостановлении привлечения новых застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию фонд обязан раскрыть не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения, сообщение об этом. Сообщение о приостановлении привлечения новых застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию должно содержать указание причин такого приостановления.
5. Уполномоченный федеральный орган обеспечивает раскрытие информации и создание общедоступной системы раскрытия информации о деятельности фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев, а также о регулировании указанных видов деятельности.